Образовательная деятельность по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Речь – основа человеческого разума. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают опыт, согласовывают действия. Она регулируют наше поведение, формирует личность, характер, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Поэтому нужно и можно помочь ребенку научиться правильно и красиво говорить.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_deyatelnost.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность по развитию речи

в средней группе

Приоритетная образовательная деятельность: «Коммуникация»

Задачи:

  1. Учить строить полные  ответы на поставленные вопросы.
  2. Продолжать учить детей отгадывать загадки – описания.
  3. Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели (сериационный ряд и двигательное моделирование, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.

4. Закреплять название цветов и геометрических фигур (треугольник: серый, оранжевый, чёрный, прямоугольник: коричневый, круг: чёрный).

5. Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при обозначении  условных заместителей персонажей сказки, подбирать их по величине, форме и цвету.

6. Воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, отличать сказочные ситуации от реальных.

7. Формировать бережное, внимательное  отношение к природе, пернатым друзьям.

Интеграция образовательных областей:

«Чтение художественной литературы»:

- развитие интереса и любви к книге, пополнение литературного багажа детей сказками.

«Окружающий мир»:

- закрепление знаний в определении примет весны, понятий перелётные и зимующие птицы.

 «Познание»:

- закрепление  знания о геометрических фигурах: форма, размер, величина.

«Физическая культура»:

- подвижные игры, пальчиковая гимнастика.

Материалы и оборудование: игрушка птичка-синичка; модель солнышка, ручейка, дерева, скворечника, гнёздышка; картинки с изображением животных: медведь, заяц, волк, лиса; магнитная доска с фигурками – заместителями персонажей сказки; аудиозапись пения птиц.

Вступительное  слово воспитателя:

- Ребята у нас в группе дружные? Смелые? Весёлые?

- Вы смелые, значит, не побоитесь отправиться в путь по неведанным дорожкам.

«Мы шагаем, мы шагаем

Дружно ножки понимаем

Через камушки и кочки,

Через ямки и пенёчки

Мы шагаем, мы шагаем

Дружно ножки поднимаем».

Сюрпризный момент:

- Ой, что это? (варежка, рукавичка).

- А в ней кто- то есть.

- Посмотрите, в рукавичке сидит птичка.

- А как она называется? (обратить внимание детей на характерные признаки птицы: маленький размер, жёлтая грудка, звонкий голосок – синичка).

Мы знаем пальчиковую игру про гнёздышко птички-синички (демонстрация игры совместно с детьми):

«Мы построим гнёздышко,

-Посмотри, посмотри,

Маленькие птенчики

там внутри, там внутри.

Птенцы подрастают,

крылья расправляют

и вылетают».

- Наша птичка-синичка была совсем маленькая,  выпала из гнёздышка и потерялась.  

- А чтобы укрыться ей от холодного ветра, колючего снега, стала синичка жить в рукавичке, которую нашла на полянке возле высокого дерева.

Зимой рукавичку запорошило снегом и незаметно стало на поверхности земли. Так и прожила синичка в рукавичке всю долгую, холодную зиму.

Основная часть:

- Какое наступило время года? (весна)

- Что происходит в природе с приходом весны? (приметы весны).

Ответы детей моделируются на магнитной доске – приметы весны:

- ярко светит солнце;

- тает снег, бегут звонкие ручейки;

- набухают почки на деревьях;

- возвращаются перелётные птицы;

- скворечник.

- А как мы встречаем перелётных птиц, как заботимся  о них? (весим кормушки, наполняем их кормом, изготавливаем домики для птиц – скворечники).

-Ребята, синичка хочет, чтобы с ней поиграли.

Подвижная игра «Синички»:

«Вот в гнезде проснулись птички-

Разноцветные синички,

Тянут крылышки, встают,

Громко песенку поют,

Птички крылья расправляют,

Потихоньку вылетают.

- Вы летите по полям, по лесам и по лугам.

Вот нашли в кормушке крошки,

Поклевали их немножко,

Громко клювиком стучат,

Вкусно птички говорят.

- Осторожнее, синички,

Повнимательнее, птички,

К вам крадётся кот Матвей,

Улетайте поскорей» (дети садятся на свои стульчики).

- Ребята, наступила весна, растопила снега, опасно синичке оставаться белой рукавичке.

- Кого в лесу может встретить птичка – синичка (дети отгадывают загадки и передают повадки животных).

Загадки о животных:

1. Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(медведь – «Мишка косолапый по лесу идёт…»,

- как рычит медведь, когда сердится? - ррррррррр)

2. Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шубка серая- для лета,

Для зимы- другого цвета.

(заяц – «Зайка, зайка – скок, скок, скок, лапкой роет корешок)

3. Серый, зубастый,

По угодьям рыщет,

Кого съесть ищет.

(волк – «Серому волку не спится, он ходит по лесу и злится» и зубами стучит…)

4. Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет.

(лиса – хитрая лиса по лесу крадётся, собой любуется)

  • Эти  лесные жители могут встретить синичку и обидеть её. Давайте поможем птичке. Куда же мы её переселим?  (в гнёздышко)

Моделирование на магнитной доске:

- гнёздышко;

- синичка (в гнёздышке)

- Вот какие мы молодцы, помогли синичке, переселили её на высокое дерево в гнёздышко.

Сейчас она высоко сидит,

Далеко глядит,

Красиво поёт,

Никому в лапы не попадёт.

- А как поёт синичка? (тили- тили – тили – тень)

Моделирование сказки – совместное проговаривание с детьми реплик  героев:

синичка  - чёрный круг с жёлтой грудкой;

медведь – коричневый прямоугольник;

заяц – серый треугольник;

волк – чёрный треугольник;

лиса – оранжевый (рыжий) треугольник

Синичка поёт в гнёздышке: тили- тили – тили – тень.

Медведь идёт по лесу, услышал красивую звонкую песенку синички и говорит:

Птичка – синичка, хорошо поёшь,

Ко мне жить пойдёшь!

Синичка:

Высоко сижу,

красиво пою,

Никому меня не достать

в дом к себе не забрать.

Иди медведь своей дорогой.

- И пошёл медведь своей дорогой.

Синичка поёт: тили- тили – тили – тень.

Заяц  скачет по лесу, услышал красивую звонкую песенку синички и говорит:

Птичка – синичка, хорошо поёшь,

Ко мне жить пойдёшь!

Синичка:

Высоко сижу,

красиво пою,

Никому меня не достать

в дом к себе не забрать.

Скачи заяц своей дорогой.

- И поскакал заяц своей дорогой.

Синичка поёт: тили- тили – тили – тень.

Волк бежит по лесу, услышал красивую звонкую песенку синички и говорит:

Птичка – синичка, хорошо поёшь,

Ко мне жить пойдёшь!

Синичка:

Высоко сижу,

красиво пою,

Никому меня не достать

в дом к себе не забрать.

Беги волк своей дорогой.

- И побежал волк своей дорогой.

Синичка поёт: тили- тили – тили – тень.

Лиса крадётся по лесу, услышал красивую звонкую песенку синички и говорит:

Птичка – синичка, хорошо поёшь,

Да стара  я стала, плохо слышу,

Сядь пониже на сучок и спой ещё разок.

Синичка: тили- тили – тили – тень.

Лисичка подпрыгнула и хотела схватить синичку,

А синичка вспорхнула и перелетела в гнёздышко.

Синичка:

Высоко сижу,

красиво пою,

Никому меня не достать

в дом к себе не забрать.

Уходи  хитрая лиса своей дорогой.

- И пошла лиса  своей дорогой.

Заключительная часть:

- Ребята кого мы встретили на неведомых дорожках?

- Как мы помогли птичке – синичке?

- От кого мы спасли синичку?

- Скоро прилетят в скворечник  перелётные птицы – скворцы, синичка встретит своих подружек, других птичек - синичек и в знак благодарности запоют они для нас свои звонкие весёлые песенки.

Звучит аудиозапись – пение птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи» «К нам пришли гости»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи»«К нам пришли гости»Цель:Учить детей составлять рассказа описательн...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок

Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи (по познавательному развитию, по развитию речи, по рисованию, по ознакомлению с природой и т.д.) «Перелётные птицы»

Цель- расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о перелетных птицахЗадачиКоррекционно-образовательные:- расширять знания о перелетных птицах;- упражнять в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественно - эстетическому развитию (Развитие речи и Лепка) на тему "Космос" для детей подготовительной группы...