Проект "Зачем нужна посуда?"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Чигринь Марина Александровна

У детей с речевыми недостатками наблюдается снижение познавательной активности.

Решая в ходе проектирования различные  познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать(декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.

Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребенка, что подразумевает:

-обеспечение психологического благополучия и здоровья,

-развитие познавательных способностей,

-творческого воображения и мышления,

Коммуникативных навыков.

Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог мотивирует деятельность и вовлечет в нее не только воспитанников, но и их родителей.       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад   № 80 «Василёк»

Проект

«Зачем нужна посуда?»

(краткосрочный, познавательный)

                                                Составитель: воспитатель группы                                 компенсирующей

 направленности № 5

                                                                           М.А.Чигринь

г. Новосибирск

2014 г.

1 блок

1. Введение

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделяется и оформляется внутреннее умственное действие и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоциональной- мотивационной сфере. Развитие в том и в другом направлениях происходит свои этапы, от образности до символизма. Под образностью понимается способность ребенка создавать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а символизмом называется умение пользоваться знаковыми системами (символическая функция), совершать знаковые операции и действия: математические, лингвистические, логические и другие.

2. Актуальность проекта

У детей с речевыми недостатками наблюдается снижение познавательной активности.

Решая в ходе проектирования различные  познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах),адекватно общаться с окружающими.

Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребенка, что подразумевает:

-обеспечение психологического благополучия и здоровья,

-развитие познавательных способностей,

-творческого воображения и мышления,

Коммуникативных навыков.

Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог мотивирует деятельность и вовлечет в нее не только воспитанников, но и их родителей.       

3. Тема проекта: «Зачем нужна посуда?»

4. Автор проекта: воспитатель первой категории Чигринь М.А.;

                                 

5. Возраст участников 4-5 лет

6. Образовательная область:

 социально – коммуникативное развитие,  познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

7. Вид проекта: познавательно- творческий.

8. Социальные партнеры:  дети среднего, старшего возраста, родители, педагоги группы, специалисты ДОУ.

9. Срок реализации: краткосрочный (неделя)

2 блок

1. Цель проекта: формирование представлений о посуде и ее значений       в    жизни человека.

2. Задачи:

Воспитательные:

Воспитание у детей отзывчивости на музыку разного характера, желание слушать, двигаться и петь под нее (Музыка).

Воспитание разнообразных двигательных навыков, ловкости и красоты движений (Здоровье).

Воспитание у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании (Физическая культура).

Воспитание у ребят умения взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом посредством речи (Коммуникация).

Воспитывать у детей самостоятельность в поиске различных способов достижения цели. (Социализация)

Развивающие:

Развитие игровой деятельности детей (Социализация).

Расширение представлений детей о предметном мире, о мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными  предметами (Безопасность).

Совершенствование умения детей слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснение поступков персонажей и последствий этих поступков (Чтение художественной литературы).

Расширение интереса детей к изобразительной деятельности: учить в рисовании, лепке, аппликации образно отражать простые предметы (блюдца, тарелочки, чашки) (Художественное творчество).

Побуждение детей к самостоятельной выполнению элементарных поручений: готовить материалы к изо деятельности. (Труд).

 Образовательные:

Формирование умения группировать предметы (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать хорошо знакомые предметы.

Закреплять названия посуды, ее составные части, внешние признаки Активизировать словарь детей по данной теме.

Формировать грамматические структуры речи. (Познание).

3. Формы и методы работы по проекту:

- практические:  дидактические игры, настольно печатные игры, сюжетно – ролевые игры, творческие игры, подвижные игры

- наглядные:  рассматривание иллюстраций, предметов, наблюдение.

 - словесные: дидактические игры,   беседы , составление рассказа по картине, по мнемотаблице.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Пальчиковая гимнастика –«Помощники» Н.В. Нищева.

Подвижные игры - «Летающие слова»,

                                  «Чайная, столовая, кухонная»,

                                  «Рывок за мячом»

                                 

Мимические упражнения:  

«Огорчение» - (разбили чашку)

 «Радость» - (купили новую посуду),

 «Неудовольствие» - (много грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского).

Игровая

Сюжетные игры: «Семья»,

                               «В гостях у куклы Маши»,

                               «Автобус»,

                               « Магазин посуды».

Игры с правилами:

                                 «Посмотри, подумай, назови»,

                                   «Что изменилось».

Дидактические игры: «Чего не стало»,

                                      «Назови, какая посуда»,

                                      «Найди лишний предмет».  

        

        Продуктивная

Лепка: «Чашка для мишутки»

Рисование – «Тарелка для куклы Наташи»,

 Аппликация - «Красивая чашка»

Книжка -малышка  « посуда»

Познавательно – исследовательская

Игры – ситуации «У прилавка»

«Варя – повариха»

«Пора обедать»

«Пришли гости»

«Мама пришла с работы»

«Завтрак для всех»

Коммуникативная

Ответы на вопросы воспитателя

 Беседы по содержанию художественной литературы.

Музыкально-художественная

Слушание музыки: «Ладушки» русская народная мелодия

«Праздничная» муз. Л. Сидельникова, И.Михайлова

Пение: «Пирожки» А.Филипенко,  Н.Кукловская

 

Чтение

Чтение художественной литературы – «Танин пирожок» Л.Воронкова

 «Горшок каши» бр. Грим

«Федорино горе» К. Чуковский

Сказки: «Лиса и журавль»

Чтение  загадок, пословиц, поговорок.

        

        Трудовая

Сбор картинок для раздаточного материала

Индивидуальные поручения

Сюжетно - ролевые игры

4. Ожидаемые результаты: 

  • Дети знают  кухонную посуду и в какой из них какое блюдо готовится.
  • Уточнение назначения кухонной утвари, пополнение игрового опыта.
  • Знают названия посуды: мясорубка, противень, сковорода, скалка, нож и их назначение в своем активном словаре.
  • Понимают, для чего нужны глубокая и мелкая  тарелка, салатница, вилка, ложки столовая и чайная, нож, хлебница.
  • Знают и называют столовую посуду, бережно относятся к посуде.
  • Умеют сервировать стол к обеду, умеют  ориентироваться в пространстве: перед, за, около, ближе, дальше.
  • Группируют посуду, по назначению.
  • Создают предметы знакомясь с их формой, величиной, строением цветом.
  • Используют в активном словаре  обобщающее слово  «посуда» и называют ее по группам (чайная, столовая, кухонная), а в группе по предметам.
  • Проявляют сочувствия, желание помочь.
  • Свободно общаются со взрослым и детьми.

5. Продукт проекта:

Выставка поделок, книжки – малышки о посуде, раздаточный материал, выставка поделок, итоговое мероприятие «Праздник посуды»

3 блок

Предварительная работа:

- Сбор информации.

- Отбор художественной и познавательной литературы.

- Подбор иллюстративного материала.

        - Домашнее задание для родителей – изготовление совместно с детьми          книжки малышки.

4 блок

Этапы реализации проекта:

I этап

Обозначение детской цели.

  1. Формулирование проблемы
  2. Введение в проблему:

        

Загадка:

У меня для вас, ребятки,

Приготовлена загадка:

«Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!

Здесь такой переполох.

Все бегут, несутся, скачут.

Им кричат: -Куда, куда?

Ну, а кто-то горько плачет

От досады и стыда».

Все виновные прощают

Без хозяйки плохо быть!

А она им обещает

Их не пачкать и не бить.

Вопросы по содержанию:

- Из какой сказки эта загадка?

- А почему посуда убежала от бабушки Федоры?

- Сможет ли посуда прожить без хозяйки?

- А человек сможет жить без посуды? и т.д.

  1. Составление плана движения к цели
  2. Организация работы над проектом.

II этап

Работа с детьми

Работа со специалистами

Работа с родителями

1. Предварительная работа:

Рассматривание предметов посуды, иллюстративного материала. иллюстраций старинной, декоративной посуды (гжель, хохлома).

  1. 2.Чтение художественной литературы
  2. Чтение сказок:
  3. К. Чуковского «Федорино горе». «Горшок каши», «Лиса и журавль»

- Загадывание загадок, составление загадок описательного характера;

3.Развитие речи: Составление рассказов о предметах посуды по мнемотаблице;

 Дидактические игры «Что из чего», «Что разбилось» (чашка, чайники,  т.д.), «Назови ласково», «Назови части чайника» «Расставь по полочкам».

-игры «Накрой стол», «Назови какая посуда», «Чего не стало?», «Посмотри, подумай, назови», «Найди пять отличий», «лото»

4. Познание: Счет посуды (по одному, парами); «Какой по счёту кувшин и.т.д.»

- Составление задач с использованием посуды;

- Веселые задачки, задания по теме проекта.

5.Социализация:

Беседа: «Зачем нужна посуда»,

 Сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды», «Накроем стол для кукол», «Пора обедать», «Пришли гости», «Мама пришла с работы» и т. д.

6. Художественное творчество:

-Лепка посуды из пластилина, «Чашка с блюдцем»,

-Аппликация «Тарелочка для куклы Наташки».

-Рисование «Красивая чашка для куклы»

-Изготовление атрибутов к итоговому мероприятию по проекту

7.Экскурсия на кухню в детском саду.

8.Театрализованное представление «Праздник посуды».

1. Учитель-логопед

 Артикулиционная гимнастика (комплекс №1, №2)

Речевые игры:

Развитие связной речи «Сказка о чайнике»

Упражнение «Расскажи - ка»

Координация речи с движением «Посуда», «Отхлопай-ка», «Поймай звук Т»,  игра «На каждый пальчик словечко на Т»

Развитие психических процессов «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Скажи наоборот»

 Дидактически игры

«Скажи ласково», «Один - много», «Посчитай - ка»

Развитие мелкой моторики: Рисование, лепка, конструирование.

2.Физическое развитие

Дыхательное упражнение «Самовар».

Двигательные упражнения и пальчиковая гимнастика «Помощники»

Физкультминутка «Вот большой стеклянный чайник».

  1. Привлечь родителей к организации выставки поделок по проекту.

  1. Домашнее задание: изготовление книжки – малышки о посуде.

3.развитие речи:

-рассматривание вместе с ребёнком предметы посуды, попросить назвать посуду и её части.

-Д/игра «Один - много», «Посчитай - ка», «Что лишнее и почему?»,

«Скажем ласково»

-вырезать картинки с изображением посуды и вклеить их в тетрадь.

III (заключительный) этап

Итоговое мероприятие: «Праздник посуды»

Выставка поделок, выставка книжек – малышек изготовленных совместно с родителями и детьми.

Срок проведения проекта – 1 неделя.

Проведение проекта осуществлялось в рамках изучения детьми лексической темы «Посуда».

5 блок

  1. План мероприятий

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

 «Зачем нужна посуда?»

 

Этапы проекта

Действия

педагогов

Действия

детей

Действия

членов семьи

Подготовительный

(формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта)

Заинтересовать детей. Актуализация темы для родителей. Создание проблемной ситуации.

Разработка содержания образовательно–воспитательного процесса по направлениям.

Привлечение к сотрудничеству членов семьи

Активное слушание литературных произведений по теме проекта.

Просмотр мультфильмов.

Предложение решений проблемной ситуации («мозговой штурм»).

Обсуждение возможных решений ситуации, выбор приоритетных решений

Вхождение родителей в тему проекта.

Ознакомление родителей с содержанием проекта.

Внесение родителями предложений по реализации проекта

Основной этап

(непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка)

Оформление выставки детских работ.

Разработка сценария праздника.

Создание декораций для театрализованной сценки театра.

Репетиционная деятельность.

Оформление информационных стендов для родителей, консультации для родителей по изготовлению книжки – малышки о посуде.

Подбор, разработка и проведение коммуникатив-ных игр, дидактических игр, речевых игр.

Художественно-продуктивная деятельность: рисунки, поделки.

Участие в изготовлении атрибутов к итоговому мероприятию.

Заучивание и повторение стихов к театрализованному представлению «Праздник посуды»

Участие в коммуникативных играх, дидактических и речевых играх.

Прослушивание художественной литературы по теме проекта.

Участие в беседах по теме проекта.

Просматривание презентаций о посуде.

Изготовление книжек – малышек по проекту вместе с детьми.

Рассматривание вместе с ребёнком предметы посуды, попросить назвать посуду и её части.

-Д/игра «Один - много», «Посчитай - ка», «Что лишнее и почему?»,

«Скажем ласково»

-вырезать картинки с изображением посуды и вклеить их в тетрадь.

Заключительный этап

(презентация продуктов проекта и рефлексия- размышление над новым знанием или опытом)

Проведение итогового мероприятия «Праздник посуды».

Подведение итогов работы над проектом.

Оформление презентации и выставки работ.

Размещение презентационного отчета о проекте на сайте ДОУ

Активное участие в празднике посуды.

Вернисаж детских рисунков, поделок.

Организация вернисажа детских рисунков и выставки работ.

                                                           

2. Привлечь родителей к  изготовлению совместно с детьми  книжки малышки о посуде

6 блок

            МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

7 блок

Рефлексия:

Познавательная ценность:

Углубление и систематизация знаний о посуде;

Формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать и анализировать, экспериментировать; использовать полученные знания в различных видах деятельности.

Воспитательная ценность:

Формирование морально-волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности.

 



Предварительный просмотр:

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

2.

3.

4.

5.

  6.

7.

8.

9.

10.

11.

        

Воспитатель предлагает детям поход на кухню : В чем повар готовит еду?

Приход Федоры с просьбой помочь подобрать ей посуду для кухни (вся убежала).

«Поход в лес» Расставить различную посуду(которая убежала от Федоры)

Предложить рассмотреть буфет в группе.

«Дети, Пора обедать!» Внести картинки с изображением столовой посуды, назвать у кого, что и какого цвета.

Приходит Федора с просьбой, научить ее, как накрыть стол к обеду. Предлагает поиграть в игру «Что изменилось?».

Внести кукол – «Пришли гости». Предложить напоить их чаем. Какая посуда нам понадобится?  «Вышли куклы танцевать».

Внести пластилин, чайную пару. Предложить слепить такие же для мишутки.

 

Предложить:» Покажем Федоре альбом «Образцы посуды»

Предложить послушать стихотворение «Федорино горе» К. Чуковского.

Беседа по содержанию рассказа

Дети рассматривают посуду на кухне, слушают рассказ повара.

Называют, и показывают как с ней обращаться.

 

Рассматривают предметы, называют их рассказывают для чего они нужны.

Рассматривают предметы столовой посуды, называют их, говорят где ими пользуются.

Подбирают те картинки с изображением посуды, которые нужны к обеду.

Накрывают стол к обеду, запоминают расположение посуды на столе закрывают глаза, ищут что изменилось.

Дети выбирают посуду, которая подходит для чаепития, танцуют с куклами.

Рассматривают предметы, отмечают детали, лепят.

Показывают наборы посуды и называют их.

Слушают

Отвечают на вопросы воспитателя.

Знают  кухонную посуду и в какой из них какое блюдо готовится.

Уточнение назначения кухонной утвари, пополнение игрового опыта.

Знают названия посуды: мясорубка, противень, сковорода, скалка, нож и их назначение в своем активном словаре.

Понимают, для чего нужны глубокая и мелкая  тарелка, салатница, вилка, ложки столовая и чайная, нож, хлебница.

Знают и называют столовую посуду, бережно относятся к посуде.

Умеют сервировать стол к обеду, умеют  ориентироваться в пространстве: перед, за, около, ближе, дальше.

Группируют посуду, по назначению.

Создают предметы знакомясь с их формой, величиной, строением цветом.

 Используют в активном словаре  обобщающее слово  «посуда» и называют ее по группам (чайная, столовая, кухонная), а в группе по предметам.

 

Проявляют сочувствия, желание помочь.

Свободно общаются со взрослым и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Это нужно не мертвым, это нужно живым!»

- Формировать у детей любовь к своей Родине, гордость за ее героев, воспитывать чувство патриотизма.- Формировать представление о Великой Отечественной войне на основе изучения семейных реликвий о пра...

Почему теперь нужно готовить ребенка к школе, на сколько сегодня это важно и действительно ли нужно?

Мы живём в такое время, когда образовательная система предъявляет очень высокие требования к будущим первоклассникам. Сейчас уже недостаточно снабдить ребёнка букварем, ручкой и линейкой - он должен б...

конспект организованной образовательной деятельности на тему "Правила нужно знать, правила нужно соблюдать"

Показать детям в игровой форме основные правила безопасности на улице. Формировать навык внимательного и осознанного поведения на улице. Закрепить знания детей о местах опасных для детских игр, о прав...

Сценарий патриотического мероприятия для старшего дошкольного возраста «Это нужно не павшим, это нужно живым!»

Сценарий патриотического мероприятия для старшего дошкольного возраста«Это нужно не павшим, это нужно живым!»Актуальность:, Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня од...

«Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?»

Любой здравомыслящий человек скажет «ДА. КНИГИ НУЖНЫ»! Отрицать книгу и чтение – значит отрицать человеку самого себя, ведь речь – это один из немногих признаков, отличающих на...

Праздник посвященный Дню Победы "ЭТО НУЖНО НЕ МЕРТВЫМ, ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ!"

Праздник посвященный Дню Победы"ЭТО НУЖНО НЕ МЕРТВЫМ, ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ!"Цель: Осознание детьми причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему....