Проект "Зачем нужна посуда?"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему
У детей с речевыми недостатками наблюдается снижение познавательной активности.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать(декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.
Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребенка, что подразумевает:
-обеспечение психологического благополучия и здоровья,
-развитие познавательных способностей,
-творческого воображения и мышления,
Коммуникативных навыков.
Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог мотивирует деятельность и вовлечет в нее не только воспитанников, но и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Зачем нужна посуда?" | 127.5 КБ |
логоритмика образовательной деятельности | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 80 «Василёк»
Проект
«Зачем нужна посуда?»
(краткосрочный, познавательный)
Составитель: воспитатель группы компенсирующей
направленности № 5
М.А.Чигринь
г. Новосибирск
2014 г.
1 блок
1. Введение
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделяется и оформляется внутреннее умственное действие и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоциональной- мотивационной сфере. Развитие в том и в другом направлениях происходит свои этапы, от образности до символизма. Под образностью понимается способность ребенка создавать образы, изменять их, произвольно оперировать ими, а символизмом называется умение пользоваться знаковыми системами (символическая функция), совершать знаковые операции и действия: математические, лингвистические, логические и другие.
2. Актуальность проекта
У детей с речевыми недостатками наблюдается снижение познавательной активности.
Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах),адекватно общаться с окружающими.
Основная цель проектного метода в ДОУ - развитие свободной творческой личности ребенка, что подразумевает:
-обеспечение психологического благополучия и здоровья,
-развитие познавательных способностей,
-творческого воображения и мышления,
Коммуникативных навыков.
Повысить желание узнать что-то новое об окружающем, метод проектирования поможет только в том случае, когда педагог мотивирует деятельность и вовлечет в нее не только воспитанников, но и их родителей.
3. Тема проекта: «Зачем нужна посуда?»
4. Автор проекта: воспитатель первой категории Чигринь М.А.;
5. Возраст участников 4-5 лет
6. Образовательная область:
социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
7. Вид проекта: познавательно- творческий.
8. Социальные партнеры: дети среднего, старшего возраста, родители, педагоги группы, специалисты ДОУ.
9. Срок реализации: краткосрочный (неделя)
2 блок
1. Цель проекта: формирование представлений о посуде и ее значений в жизни человека.
2. Задачи:
Воспитательные:
Воспитание у детей отзывчивости на музыку разного характера, желание слушать, двигаться и петь под нее (Музыка).
Воспитание разнообразных двигательных навыков, ловкости и красоты движений (Здоровье).
Воспитание у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании (Физическая культура).
Воспитание у ребят умения взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом посредством речи (Коммуникация).
Воспитывать у детей самостоятельность в поиске различных способов достижения цели. (Социализация)
Развивающие:
Развитие игровой деятельности детей (Социализация).
Расширение представлений детей о предметном мире, о мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами (Безопасность).
Совершенствование умения детей слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснение поступков персонажей и последствий этих поступков (Чтение художественной литературы).
Расширение интереса детей к изобразительной деятельности: учить в рисовании, лепке, аппликации образно отражать простые предметы (блюдца, тарелочки, чашки) (Художественное творчество).
Побуждение детей к самостоятельной выполнению элементарных поручений: готовить материалы к изо деятельности. (Труд).
Образовательные:
Формирование умения группировать предметы (чайная, столовая, кухонная посуда) и классифицировать хорошо знакомые предметы.
Закреплять названия посуды, ее составные части, внешние признаки Активизировать словарь детей по данной теме.
Формировать грамматические структуры речи. (Познание).
3. Формы и методы работы по проекту:
- практические: дидактические игры, настольно печатные игры, сюжетно – ролевые игры, творческие игры, подвижные игры
- наглядные: рассматривание иллюстраций, предметов, наблюдение.
- словесные: дидактические игры, беседы , составление рассказа по картине, по мнемотаблице.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Пальчиковая гимнастика –«Помощники» Н.В. Нищева. Подвижные игры - «Летающие слова», «Чайная, столовая, кухонная», «Рывок за мячом»
Мимические упражнения: «Огорчение» - (разбили чашку) «Радость» - (купили новую посуду), «Неудовольствие» - (много грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского). |
Игровая | Сюжетные игры: «Семья», «В гостях у куклы Маши», «Автобус», « Магазин посуды». Игры с правилами: «Посмотри, подумай, назови», «Что изменилось». Дидактические игры: «Чего не стало», «Назови, какая посуда», «Найди лишний предмет». |
Продуктивная | Лепка: «Чашка для мишутки» Рисование – «Тарелка для куклы Наташи», Аппликация - «Красивая чашка» Книжка -малышка « посуда» |
Познавательно – исследовательская | Игры – ситуации «У прилавка» «Варя – повариха» «Пора обедать» «Пришли гости» «Мама пришла с работы» «Завтрак для всех» |
Коммуникативная | Ответы на вопросы воспитателя Беседы по содержанию художественной литературы. |
Музыкально-художественная | Слушание музыки: «Ладушки» русская народная мелодия «Праздничная» муз. Л. Сидельникова, И.Михайлова Пение: «Пирожки» А.Филипенко, Н.Кукловская
|
Чтение | Чтение художественной литературы – «Танин пирожок» Л.Воронкова «Горшок каши» бр. Грим «Федорино горе» К. Чуковский Сказки: «Лиса и журавль» Чтение загадок, пословиц, поговорок. |
Трудовая | Сбор картинок для раздаточного материала Индивидуальные поручения Сюжетно - ролевые игры |
4. Ожидаемые результаты:
- Дети знают кухонную посуду и в какой из них какое блюдо готовится.
- Уточнение назначения кухонной утвари, пополнение игрового опыта.
- Знают названия посуды: мясорубка, противень, сковорода, скалка, нож и их назначение в своем активном словаре.
- Понимают, для чего нужны глубокая и мелкая тарелка, салатница, вилка, ложки столовая и чайная, нож, хлебница.
- Знают и называют столовую посуду, бережно относятся к посуде.
- Умеют сервировать стол к обеду, умеют ориентироваться в пространстве: перед, за, около, ближе, дальше.
- Группируют посуду, по назначению.
- Создают предметы знакомясь с их формой, величиной, строением цветом.
- Используют в активном словаре обобщающее слово «посуда» и называют ее по группам (чайная, столовая, кухонная), а в группе по предметам.
- Проявляют сочувствия, желание помочь.
- Свободно общаются со взрослым и детьми.
5. Продукт проекта:
Выставка поделок, книжки – малышки о посуде, раздаточный материал, выставка поделок, итоговое мероприятие «Праздник посуды»
3 блок
Предварительная работа:
- Сбор информации.
- Отбор художественной и познавательной литературы.
- Подбор иллюстративного материала.
- Домашнее задание для родителей – изготовление совместно с детьми книжки малышки.
4 блок
Этапы реализации проекта:
I этап
Обозначение детской цели.
- Формулирование проблемы
- Введение в проблему:
Загадка:
У меня для вас, ребятки,
Приготовлена загадка:
«Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!
Здесь такой переполох.
Все бегут, несутся, скачут.
Им кричат: -Куда, куда?
Ну, а кто-то горько плачет
От досады и стыда».
Все виновные прощают
Без хозяйки плохо быть!
А она им обещает
Их не пачкать и не бить.
Вопросы по содержанию:
- Из какой сказки эта загадка?
- А почему посуда убежала от бабушки Федоры?
- Сможет ли посуда прожить без хозяйки?
- А человек сможет жить без посуды? и т.д.
- Составление плана движения к цели
- Организация работы над проектом.
II этап
Работа с детьми | Работа со специалистами | Работа с родителями |
1. Предварительная работа: Рассматривание предметов посуды, иллюстративного материала. иллюстраций старинной, декоративной посуды (гжель, хохлома).
- Загадывание загадок, составление загадок описательного характера; 3.Развитие речи: Составление рассказов о предметах посуды по мнемотаблице; Дидактические игры «Что из чего», «Что разбилось» (чашка, чайники, т.д.), «Назови ласково», «Назови части чайника» «Расставь по полочкам». -игры «Накрой стол», «Назови какая посуда», «Чего не стало?», «Посмотри, подумай, назови», «Найди пять отличий», «лото» 4. Познание: Счет посуды (по одному, парами); «Какой по счёту кувшин и.т.д.» - Составление задач с использованием посуды; - Веселые задачки, задания по теме проекта. 5.Социализация: Беседа: «Зачем нужна посуда», Сюжетно-ролевая игра «Магазин посуды», «Накроем стол для кукол», «Пора обедать», «Пришли гости», «Мама пришла с работы» и т. д. 6. Художественное творчество: -Лепка посуды из пластилина, «Чашка с блюдцем», -Аппликация «Тарелочка для куклы Наташки». -Рисование «Красивая чашка для куклы» -Изготовление атрибутов к итоговому мероприятию по проекту 7.Экскурсия на кухню в детском саду. 8.Театрализованное представление «Праздник посуды». | 1. Учитель-логопед Артикулиционная гимнастика (комплекс №1, №2) Речевые игры: Развитие связной речи «Сказка о чайнике» Упражнение «Расскажи - ка» Координация речи с движением «Посуда», «Отхлопай-ка», «Поймай звук Т», игра «На каждый пальчик словечко на Т» Развитие психических процессов «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Скажи наоборот» Дидактически игры «Скажи ласково», «Один - много», «Посчитай - ка» Развитие мелкой моторики: Рисование, лепка, конструирование. 2.Физическое развитие Дыхательное упражнение «Самовар». Двигательные упражнения и пальчиковая гимнастика «Помощники» Физкультминутка «Вот большой стеклянный чайник». |
3.развитие речи: -рассматривание вместе с ребёнком предметы посуды, попросить назвать посуду и её части. -Д/игра «Один - много», «Посчитай - ка», «Что лишнее и почему?», «Скажем ласково» -вырезать картинки с изображением посуды и вклеить их в тетрадь. |
III (заключительный) этап
Итоговое мероприятие: «Праздник посуды»
Выставка поделок, выставка книжек – малышек изготовленных совместно с родителями и детьми.
Срок проведения проекта – 1 неделя.
Проведение проекта осуществлялось в рамках изучения детьми лексической темы «Посуда».
5 блок
- План мероприятий
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
«Зачем нужна посуда?»
Этапы проекта | Действия педагогов | Действия детей | Действия членов семьи |
Подготовительный (формулировка проблемы, планирование, прогнозирование результатов / продуктов проекта) | Заинтересовать детей. Актуализация темы для родителей. Создание проблемной ситуации. Разработка содержания образовательно–воспитательного процесса по направлениям. Привлечение к сотрудничеству членов семьи | Активное слушание литературных произведений по теме проекта. Просмотр мультфильмов. Предложение решений проблемной ситуации («мозговой штурм»). Обсуждение возможных решений ситуации, выбор приоритетных решений | Вхождение родителей в тему проекта. Ознакомление родителей с содержанием проекта. Внесение родителями предложений по реализации проекта |
Основной этап (непосредственная деятельность по проекту, поэтапная оценка) | Оформление выставки детских работ. Разработка сценария праздника. Создание декораций для театрализованной сценки театра. Репетиционная деятельность. Оформление информационных стендов для родителей, консультации для родителей по изготовлению книжки – малышки о посуде. Подбор, разработка и проведение коммуникатив-ных игр, дидактических игр, речевых игр. | Художественно-продуктивная деятельность: рисунки, поделки. Участие в изготовлении атрибутов к итоговому мероприятию. Заучивание и повторение стихов к театрализованному представлению «Праздник посуды» Участие в коммуникативных играх, дидактических и речевых играх. Прослушивание художественной литературы по теме проекта. Участие в беседах по теме проекта. Просматривание презентаций о посуде. | Изготовление книжек – малышек по проекту вместе с детьми. Рассматривание вместе с ребёнком предметы посуды, попросить назвать посуду и её части. -Д/игра «Один - много», «Посчитай - ка», «Что лишнее и почему?», «Скажем ласково» -вырезать картинки с изображением посуды и вклеить их в тетрадь. |
Заключительный этап (презентация продуктов проекта и рефлексия- размышление над новым знанием или опытом) | Проведение итогового мероприятия «Праздник посуды». Подведение итогов работы над проектом. Оформление презентации и выставки работ. Размещение презентационного отчета о проекте на сайте ДОУ | Активное участие в празднике посуды. Вернисаж детских рисунков, поделок. | Организация вернисажа детских рисунков и выставки работ. |
2. Привлечь родителей к изготовлению совместно с детьми книжки малышки о посуде
6 блок
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
7 блок
Рефлексия:
Познавательная ценность:
Углубление и систематизация знаний о посуде;
Формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать и анализировать, экспериментировать; использовать полученные знания в различных видах деятельности.
Воспитательная ценность:
Формирование морально-волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности.
Предварительный просмотр:
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.
| Воспитатель предлагает детям поход на кухню : В чем повар готовит еду? Приход Федоры с просьбой помочь подобрать ей посуду для кухни (вся убежала). «Поход в лес» Расставить различную посуду(которая убежала от Федоры) Предложить рассмотреть буфет в группе. «Дети, Пора обедать!» Внести картинки с изображением столовой посуды, назвать у кого, что и какого цвета. Приходит Федора с просьбой, научить ее, как накрыть стол к обеду. Предлагает поиграть в игру «Что изменилось?». Внести кукол – «Пришли гости». Предложить напоить их чаем. Какая посуда нам понадобится? «Вышли куклы танцевать». Внести пластилин, чайную пару. Предложить слепить такие же для мишутки.
Предложить:» Покажем Федоре альбом «Образцы посуды» Предложить послушать стихотворение «Федорино горе» К. Чуковского. Беседа по содержанию рассказа | Дети рассматривают посуду на кухне, слушают рассказ повара. Называют, и показывают как с ней обращаться.
Рассматривают предметы, называют их рассказывают для чего они нужны. Рассматривают предметы столовой посуды, называют их, говорят где ими пользуются. Подбирают те картинки с изображением посуды, которые нужны к обеду. Накрывают стол к обеду, запоминают расположение посуды на столе закрывают глаза, ищут что изменилось. Дети выбирают посуду, которая подходит для чаепития, танцуют с куклами. Рассматривают предметы, отмечают детали, лепят. Показывают наборы посуды и называют их. Слушают Отвечают на вопросы воспитателя. | Знают кухонную посуду и в какой из них какое блюдо готовится. Уточнение назначения кухонной утвари, пополнение игрового опыта. Знают названия посуды: мясорубка, противень, сковорода, скалка, нож и их назначение в своем активном словаре. Понимают, для чего нужны глубокая и мелкая тарелка, салатница, вилка, ложки столовая и чайная, нож, хлебница. Знают и называют столовую посуду, бережно относятся к посуде. Умеют сервировать стол к обеду, умеют ориентироваться в пространстве: перед, за, около, ближе, дальше. Группируют посуду, по назначению. Создают предметы знакомясь с их формой, величиной, строением цветом. Используют в активном словаре обобщающее слово «посуда» и называют ее по группам (чайная, столовая, кухонная), а в группе по предметам.
Проявляют сочувствия, желание помочь. Свободно общаются со взрослым и детьми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что нужно и чего не нужно делать, чтобы воспитать человека"
Памятка для родителей...
Проект «Это нужно не мертвым, это нужно живым!»
- Формировать у детей любовь к своей Родине, гордость за ее героев, воспитывать чувство патриотизма.- Формировать представление о Великой Отечественной войне на основе изучения семейных реликвий о пра...
Почему теперь нужно готовить ребенка к школе, на сколько сегодня это важно и действительно ли нужно?
Мы живём в такое время, когда образовательная система предъявляет очень высокие требования к будущим первоклассникам. Сейчас уже недостаточно снабдить ребёнка букварем, ручкой и линейкой - он должен б...
конспект организованной образовательной деятельности на тему "Правила нужно знать, правила нужно соблюдать"
Показать детям в игровой форме основные правила безопасности на улице. Формировать навык внимательного и осознанного поведения на улице. Закрепить знания детей о местах опасных для детских игр, о прав...
Сценарий патриотического мероприятия для старшего дошкольного возраста «Это нужно не павшим, это нужно живым!»
Сценарий патриотического мероприятия для старшего дошкольного возраста«Это нужно не павшим, это нужно живым!»Актуальность:, Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня од...
«Нужно ли сегодня чтение? Для чего чтение нужно Вашему ребенку?»
Любой здравомыслящий человек скажет «ДА. КНИГИ НУЖНЫ»! Отрицать книгу и чтение – значит отрицать человеку самого себя, ведь речь – это один из немногих признаков, отличающих на...
Праздник посвященный Дню Победы "ЭТО НУЖНО НЕ МЕРТВЫМ, ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ!"
Праздник посвященный Дню Победы"ЭТО НУЖНО НЕ МЕРТВЫМ, ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ!"Цель: Осознание детьми причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему....