Инновационные методы в коррекционной работе по развитию речи. Синквейн
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Фиркалова Наталья Германовна

Инновационные методы в корреционной работе по развитию речи. Синквейн

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные приемы в коррекционной работе по развитию речи детей. Синквейн

  Справка: Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от французкого «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк).

В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Но, предпринята еще одна попытка разработки практического материала, направленного  на оказание помощи данной категории детей. Это объясняется тем, что:

1.     Сегодняшний день отличается  активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений;

2.     Для того  чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс;

3.     У любого специалиста, работающего с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть возможность быстрого и эффективного выбора методики для конкретного ребенка.

     Современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В 1990-е годы появился термин «децелерация», сущность его заключается в замедленном темпе роста и развития детей. Первые слова у детей появляются после 1 года (раньше к11-12 мес.), фразовая речь – к 2,5 годам (раньше к 1,5 г.); поздно формируются звуки, запаздывает звукопроизношение. В 5-6 лет  у таких детей наблюдается несформированность  всех компонентов языка (фонетики, грамматики, лексики), т.е. массированное нарушение речи, что затрудняет речевую диагностику. Уровень сформированности языковой компетенции определяется по лексическому запасу ребенка, умению актуализировать слова в самостоятельной речи. Дети, даже не имеющие речевой патологии, медленно актуализируют слова, долго их вспоминают (до 20 при норме 5-7 секунд), у них происходит сужение значения слов, замена названия частей предмета названием целого предмета, утрачиваются слова, обозначающие предметы  и явления, которых в данный момент уже не наблюдают.

   Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.

     Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям:

1.Расширение и активизация объема словаря.

2. Формирование структуры значения слова.

3. Развитие лексической системности и семантических полей.

4. Формирование парадигматических и синтагматических связей слов.

5. Развития словообразования.

6. Уточнение грамматического значения слова.

     Для того, чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточно лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то логопед может спросить, как назвать его по другому (папа, мужчина). Логопед, воспитатель взрослый требует от детей ответа одним словом, обозначающим предмет, работу можно построить по определенному плану:

·        предлагается называть те слова, которые обозначают живые предметы, затем – неживые, далее - называть предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос;

·        педагог добивается от детей названий нескольких действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево – растет, цветет, качается, засыхает, скрипит);

·        называют то, что изображено на картинках (чайник кипит, девочка прыгает). Нельзя объединять два слова в предложение;

·        педагог называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий) дети  называет предмет: это огурец;

·        нахождение слов, подходящих к графическим изображениям (костер, солнце – горит, светит, яркий, жаркий).

     После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действия (грамматическое знание слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Слова, обозначающие предмет и действие предмета. Соединяются в простое, нераспространенное предложение, фактически закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения. В первую очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным,  и дополнением, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи и написании в предложениях. Завершается работа формированием умения строить распространенное предложение разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного, нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро  получить результат, является работа над  созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

    Синквейн  с французского языка переводится как  «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна.

·        первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

·        вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

·        третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

·        четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме

·        пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд)

           Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают  свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с родителями (графические изображения)

«Сочинения» пишутся 1 раз в неделю, или в две и имеют различную тематику, что находит свое отражение в перспективном планировании. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др.  Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух.

    Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

2. Душка Н. Д. Синквейн в работе с дошкольниками», Журнал «Логопед» № 5 (2005).

3. Картушина М.Ю.  «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет».

4. Ткаченко Т.А. «Учимся говорить правильно»

5. Терентьева Н.  Журнал «Первое сентября», № 4 (2006).

6. Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио).

Приложение

Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения лексических тем

Лексическая тема «Осень»

1. Осень

2. Золотая, поздняя

3. Наступает, радует, грустит.

4. Мне нравится золотая осень!

5. Листопад

Лексическая тема «Овощи»

1.Помидор
2.Круглый, красный
3.Растёт, катится, зреет
4.Помидор-это полезный овощ.
5.Огород.

Лексическая тема «Фрукты»

1.Яблоко
2.Зелёное, овальное
3.Висит, спеет, падает
4.Я, люблю, есть яблоко
5.Дерево

Лексическая тема «Игрушки»

1.Кубик
2.Цветной, пластмассовый
3.Стоит, падает, лежит
4.Кубик-игрушка для малышей
5.Постройка

 Лексическая тема «Домашние животные»

1.Кошка
2.Пушистая, рыжая
3.Мурлычет, лакает, охотится.
4.Кошка-очень любит молоко.
5.Дом

Лексическая тема «Транспорт»

1.Автобус
2.Большой, новый.
3.Еде, стоит, перевозит
4.Автобус-это пассажирский транспорт
5.Люди.

И так далее используем со всеми темами недели учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы в коррекционной работе с детьми с умственной отсталостью

Применение в коррекционной  работе с детьми с  умственной отсталостью легкой степени нетрадиционных методов, таких как песочная терапия....

Синквейн в коррекционной работе по развитию речи дошкольников

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка пере...

Применение новых логопедических технологий в коррекционной работе по развитию речи детей с ОНР (синквейн)

Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи  детям с хорошими диагностическими показателями требуется бол...

Семинар для родителей: « Обучение родителей методам развития мелкой моторики у детей, как компонента коррекционной работы по развитию речи».

В моей публикации вы узнаете немного нового о мелкой моторике, для чего она нужна и какая от неё польза. А ваш ребёнок с  удовольствием будет играть в предложенные инры, и при этом получать больш...

«Использование метода синквейна в коррекционной работе по развитию речи дошкольников»

Одним из эффективных, интересных методов развития речи ребенка, который можно использовать в коррекционной работе, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Использо...

Инновационные приемы в коррекционной работе по развитию речи детей. Синквейн. (презентация)

Синквейн- как прием в коррекционной работе по развитию речи детей....