Рекомендация родителям "Обучение родителей методам развития мелкой моторики у детей, как компонента коррекционной работы по развитию речи".
консультация (средняя группа)

Садрутдинова Гульнара Мухамедовна

Информация для родителей . Мелкая моторика как коррекционная работа по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsiya_melkaya_motorika.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Пестречинский детский сад № 1 «Колокольчик» Пестречинского муниципального района

 Рекомендация для  родителей

Тема:

«Обучение родителей методам развития мелкой моторики у  детей, как компонента коррекционной работы по развитию речи».

Воспитатель:

Садрутдинова Гульнара Мухамедовна

2020 год.

Уважаемые родители! Мне очень приятно, что вас заинтересовала эта тема. Значит вам не безразлично развитие вашего ребенка. В моей публикации вы узнаете немного нового о мелкой моторике, для чего она нужна и какая от нее польза. А ваш ребенок с огромным удовольствием будет играть в предложенные игры, и при этом получать еще и огромную пользу.

           Уважаемые родители! Сегодня я хочу предложить вам поразмышлять  на тему: « Методы развития мелкой моторики у детей, как компонента коррекционной работы по развитию речи».                                                                                                                                                                                               Мозговая деятельность ребенка напрямую зависит от того, насколько хорошо развита мелкая моторика рук. Исследования ученых показали, что в головном мозге человека центры которые отвечают за речь и движение пальцев рук находятся близко друг от друга. Когда мы воздействуем на тонкую моторику, мы активизируем соответствующие отделы головного мозга, и тем самым и зоны, отвечающие за речь. Доказано, чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Не зря наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияет на умственное и речевое развитие ребенка, и играли с детьми  в «Ладушки», «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем, и возможно даже не осознаем, что занимаемся, таким образом, с ребенком, пальчиковой гимнастикой.    

В раннем и младшем дошкольном возрасте полезны всевозможные пальчиковые упражнения, сопровождаемые потешками, небольшими стихами, приговорками. Также, очень полезны игры с крупами (манной, гречневой,  рисовой крупой, фасолью, горохом), с веревочками  (завязывание узелков, шнуровка),  лепка из соленого теста, пластилина, рисование, шитье, сборка  конструкторов. В старшем дошкольном возрасте к развитию мелкой моторике следует отнестись с особым вниманием, так как это является важной частью подготовки к школе. Перед тем, как предложить вам пальчиковые игры, которые помогут подготовиться к предстоящему обучению к школе, я хотела немного вам рассказать о пальчиковой гимнастике. Что это такое и какая от нее польза.                                              

          Пальчиковая гимнастика - инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот уже есть и отличное упражнение для развития памяти. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно рассказывать целые истории! Сначала пример может показать мама и папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои пальчиковые истории.

 Сколько и как часто нужно заниматься пальчиковой гимнастикой? Любые упражнения эффективны, если вы их делаете регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях. Регулярное применение пальчиковых игр развивает речь, память, мышление, внимание, которое ребенок учится  концентрировать и правильно его распределять; умение подражать. Но необходимо помнить три правила при выполнении пальчиковой гимнастики:  

 Первое: пальцы левой и правой руки следует загружать равномерно.

 Второе: после каждого упражнения (если делаете несколько разных) нужно расслаблять пальцы (потрясти кистями рук).

 Третье: Поскольку, пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться регулярно.

   Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения программы и переключения, синкинезия (содружественные движения других частей тела).

  Для успешного речевого развития, при подготовке к школе с детьми, могу вам предложить следующие пальчиковые упражнения. Стихи,  сопровождающие упражнения, - это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударение, делить слова на слоги. Чувство ритма важно, при обучении письму (для выработки ровного почерка), для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма (пропуска гласных).

Упражнения  с палочками

В этих упражнениях хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки. Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.

На ровной поверхности из палочек очень интересно и полезно выкладывать рисунки различных предметов. Начинать лучше с простых геометрических фигур. В процессе упражнения необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п. Ребенок может проявить свою фантазию и выложить из палочек свою картинку. Можно «нарисовать» палочками понравившуюся фигурку из книжки (сопровождать игру простыми стихами. 

Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребенку самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:                                                                                                                  "У сосны, у пихты, елки                                                                                                                            Очень колкие иголки.                                                                                                                     Но еще сильней, чем ельник,                                                                                                                                                                  Вас уколет можжевельник".

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,                                                                                                          К каждой клетке подходили                                                                                                                           И смотрели всех подряд:                                                                                                                    Медвежат, волчат, бобрят".                                                                                           Насыпаем в кастрюлю  горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:                                                                                "Месим, месим тесто,                                                                                                                      Есть в печи место.

Будут-будут из печи                                                                                                                    Булочки и калачи".

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох( фасоль) на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,                                                                                          Мы любим забавы холодной зимы".                                                                                                      То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,                                                                                                     Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)                                                                             Но я же играю с тобою, малыш,                                                                                                                                     А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Игра с пульверизатором                                                                                                                                                               Оборудование: Пульверизатор, ватка.                                                                                                                                 Содержание: Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, направлять при этом получаемую струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу. Можно организовать игру в футбол. Для этого поставьте ворота с обеих сторон, возьмите ватку и два пульверизатора и загоняйте ватку в ворота соперника

«Пальчиковые игры»

Итак, упражнения без предметов  можно использовать где и когда угодно (дома,   в    транспорте, где нечем занять ребенка). Они полезны и как физминутка – отдых на занятиях в саду, школе, дома при выполнении домашних заданий.

- Упражнения с различными предметами:

- Упражнения для массажа ( или самомассажа) рук:

- Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук- Упражнения, развивающие взаимодействия между полушариями мозга: - Упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук-

Упражнения, развивающие координацию движений кистей рук- Гимнастика для пальцев

Уважаемые родители! Чтобы был хороший результат успешного речевого развития, дети должны заниматься, не только в детском саду, но и дома. Помимо этих упражнений, которыми вы можете заниматься дома, хочу вам еще предложить игры на развитие мелкой моторики, которыми вы можете заинтересовать вашего ребенка:

Это массаж пальцев рук (массажной щеткой или шариком);

  • пальчиковый бассейн (с песком или манной крупой – рисуем пальцами);

  • постройки из спичек, палочек из природного материала);
  • оригами;

  • театр теней руками;

  • игры с фантиками;

  • - игры с камешками;

  • - игры с веревочками; шнуровка;

  • - биссероплетение;

  • - мозайка, мелкий конструктор;

  • - пазлы с мелкими деталями;

  • - лепка из пластилина, теста, аппликации

                         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для родителей: « Обучение родителей методам развития мелкой моторики у детей, как компонента коррекционной работы по развитию речи».

В моей публикации вы узнаете немного нового о мелкой моторике, для чего она нужна и какая от неё польза. А ваш ребёнок с  удовольствием будет играть в предложенные инры, и при этом получать больш...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Консультация "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет. Игры на развитие мелкой моторики"."

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет"...

Консультация для родителей детей второй младшей группы №5 на тему: «Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики»

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...

Консультация для родителей детей младшей группы на тему: "Важность развития мелкой моторики рук детей. Подбор игр и упражнений для развития мелкой моторики"

в консультации рассказывается как важно развиватьо мелкую моторику у детей и представлены примеры игр на эту тему...

Особенности коррекционной работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овла...