ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА "УРОК ВЕЖЛИВОСТИ"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ "УРОК ВЕЖЛИВОСТИ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eticheskaya_beseda_urok_vezhlivosti.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
«УРОК ВЕЖЛИВОСТИ»
Цель: формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости; учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников; воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами.
Подготовка к занятию:
1. Чтение детям произведений В.Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово», «Что легче?», «До первого дождя», «Почему», «Плохо»; С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы».
2. Слушание записи «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского.
3. Заучивание пословиц о дружбе, честности.
Действующие лица: ведущий, Карлсон, куклы (3-4 человека).
Стук в дверь, входит Карлсон.
К а р л с о н: Ой, сколько детей? А что это вы здесь делаете?
В е д у щ и й: Идет занятие, урок вежливости. Ребята, а можно ли о Карлсоне сказать, что он воспитанный? А что ему надо было сказать? Выйди и зайди снова.
Карлсон снова заходит, здоровается, просит разрешения войти.
Воспитатель предлагает Карлсону сесть и послушать ребят, поучиться вежливости.
В комнате разбросаны игрушки. Кукол зовут на завтрак.
Куклы заспешили, толкают друг друга, уселись за стол и ждут.
В е д у щ и й: Правильно ли куклы вели себя? Можно ли о них сказать, что они воспитанные, вежливые? Что означают слова «вести себя вежливо, культурно»? Ребята, а как вы ведете себя со взрослыми? Какие волшебные слова знаете? Почему слова вежливости называются волшебными? Дети, а кого в нашей группе можно назвать вежливыми и почему? В каком произведении говорится о вежливых людях? («Волшебное слово»). Почему Павлику ничего не давали? Почему стали к Павлику все доброжелательно относиться? А теперь назовите правила вежливости:
• Будь вежлив и приветлив со всеми взрослыми.
• Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
• На улице, в детском саду, в транспорте говори спокойно, негромко.
• Подай стул или уступи место вошедшему человеку.
-Давайте послушаем песню «Настоящий друг» и отдохнем.
-Дети, а какой рассказ В.Осеевой учит нас быть честными и правдивыми? (рассказ «Почему?»).
-Какой поступок совершил мальчик? Почему мама по доброму отнеслась к сыну? А кто такой честный человек? На что похожи слова «честный», «честь»? А легко ли быть честным?
-Честный человек тот, кто правдив и смел. Вспомните пословицы о честности:
• Правда в воде не тонет и в огне не горит.
• В ком правды нет, в том и добра мало.
• Вчера солгал, завтра лгуном обзывают.
-А теперь я вам почитаю, а вы вместе с Карлсоном и куклами тихонечко посидите и послушаете.
Зачем быть честным?
Слова «честность», «честь» похожи на слово «чистота». Честным человеком мы называем такого, который «не запачкал» себя притворством, трусостью и ложью. Честный человек – тот, кто правдив и смел. Тот, кто дорожит дружбой. Кто уважает и любит своих близких, знакомых и даже незнакомых людей.
Вежливый и честный человек старается не делать таких поступков, которых бы ему пришлось стыдиться. Поступков, которые ему пришлось бы скрыть от своих родителей или друзей. Ведь это было бы уже притворством. А всякое притворство приучает человека лгать и трусить. Поэтому вежливый и честный человек старается совершать такие поступки, о которых можно всегда рассказать своим друзьям, чтобы порадовать или развеселить их. Такой человек и сам умеет радоваться удаче своих друзей. И никогда никому не завидует. Если у кого-то появился новый велосипед или футбольный мяч – это очень хорошо! Значит, во дворе у вас станет еще веселее. А если этот мяч или какая-нибудь другая игрушка появились у тебя, тоже замечательно! Теперь ты сможешь играть в новую игру вместе со всеми твоими друзьями.
Вежливый и честный человек уважает и ценит труд своей мамы, папы, бабушки и дедушки. Он и сам умеет и любит трудиться.
Ведь несправедливо, когда лишь взрослые наводят порядок в доме, готовят обед и ходят в магазин за продуктами, ремонтируют квартиру или наряжают к празднику елку.
Ведь, если взрослые возьмут все- все домашние дела на себя, мальчишкам и девчонкам будет не очень-то весело жить-поживать на белом свете. У ребят тоже есть руки. И эти руки должны стать ловкими и умелыми. Они тоже должны работать.
Поэтому каждый вежливый мальчик и каждая вежливая девочка стараются иметь свои дела в доме. И если твои мама, папа, бабушка, дедушка и остальные взрослые еще не дали тебе никакого важного домашнего дела, пожалуйста, напомни им об этом.
А если у тебя уже есть обязательные домашние дела, старайся выполнять их хорошенько и вовремя. По-честному…
И если вдруг во время каких-нибудь домашних дел ты разобьешь нечаянно чашку или опрокинешь и прольешь варенье – будь честным. Не сваливай свою вину на другого. Сам во всем признайся. И извинись за свой нечаянный поступок.
На честного человека всегда можно положиться. Вот почему все его уважают и верят ему.
Вежливый и честный человек, если возьмет у товарища какую-либо книгу (на время, почитать), вернет ее, когда положено. И эта книга не будет порванной или испачканной.
Если вежливый и честный ребенок пообещает своим товарищам прийти к ним в гости, он явится точно в назначенное время. Опаздывать некрасиво. А если вдруг ты не сможешь почему-либо прийти, то постарайся предупредить об этом. И, в крайнем случае, извинись перед друзьями при первой же встрече.
У человека, который всегда старается вести себя вежливо и честно, со временем вырабатывается сильная воля и твердый характер. Про такого говорят: «Этот человек умеет сам себя воспитывать».
Воспитывать всегда очень даже непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины. И очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они это дело с детства. Когда какой-нибудь мальчик или какая-нибудь девочка стараются изо всех сил во всем, всегда быть честными, вежливыми и добрыми людьми, - значит, они уже начали воспитывать самих себя. Со временем у них обязательно будет сильная воля и твердый характер.
Если вы, ребята, тоже желаете воспитать в себе волю и характер, то вот несколько советов:
• Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту на капризы и другие глупые дела свое время.
• По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким. (Вдруг тебе когда-нибудь понадобится защищать девочку или слабого малыша от задиры-хулигана? Для этого ты должен быть сильным).
• Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.
• Всегда уступай свое место в автобусе, трамвае и другом транспорте людям, которые старше тебя. Или которые – ты видишь – очень устали, больны.
• Никогда не обманывай своих товарищей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые и плохо воспитанные люди. Не будь на них похожим!
Ведущий показывает книгу В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
-О ком эта книга? (О детях плохих и хороших).
-Как Маяковский пишет о плохих?
Если сын чернее ночи
Грязь лежит на рожице,-
Ясно, это очень плохо
Для ребячьей кожицы.
-А какими словами поэт говорит об аккуратном мальчике?
Если мальчик любит мыло
И зубной порошок,-
Этот мальчик очень милый,
Поступает хорошо.
-Ребята, а как вы себя ведете дома? Как вы относитесь к бабушкам, братикам, родителям? (Ответы детей).
-А теперь мы все вместе поиграем в прятки, но сначала я вам расскажу одну историю.
Ребята играли в прятки. Марина водила: закрыла глаза руками, будто не видит, а сама сквозь пальцы смотрит – кто куда прячется?» «Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать?» - громко произнесла девочка, отняла от лица руки и огляделась. Сделала вид, что ищет. А потом стала называть: «Юра за деревом! Тома за беседкой! Галя за кустом! Выходите, я вас всех нашла! Теперь я больше не вожу!» Но ребята догадались, какой водящей была Марина: ведь их не было видно, как же она могла их найти, если с места не отошла ни на шаг! И решили они исключить Марину из игры.
-За что ребята исключили Марину из игры? В чем дети уличили ее? Какое чувство должна испытывать Марина? (Ответы детей).
Идет игра.
В е д у щ и й: Карлсон, понравился тебе урок вежливости, все правила усвоил?
К а р л с о н: Да. Очень. Я к вам обязательно приду еще.
Игра «Кто больше знает вежливых слов?»
В эту игру лучше играть со взрослыми.
Ребята становятся в круг. Водящий-взрослый, находясь в центре этого круга, обращается к любому из участников игры и задает ему вопросы.
-Какие слова нужно говорить, когда здороваешься? (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром и т.д.).
-Какие слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой? (прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите).
-Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь? (простите, извините, прошу прощения).
-Какие слова мы произносим, прощаясь? (прощайте, всего хорошего, всего доброго, спокойной ночи, до свидания и т.д.).
Игрок, который не нашел или не знает нужного слова, выбывает из игры. Победителем окажется тот, кто ответил на все вопросы водящего без запинки.
Игра «Волшебный цветик – семицветик»
Ведущий берет самодельный цветик – ромашку (таких цветков можно заготовить заранее несколько) и объясняет детям условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, сделав вид, что бросает его, отдает любому, кому пожелает, со словами из знакомой каждому ребенку сказки: «Лети, лети, лепесток, через запад – на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели…».
А дальше он говорит: «Вели, чтобы Юля сказала Грише доброе слово!»
Пока ребята не освоили игру, ведущий подсказывает на ушко маленькому «волшебнику», какие слова ему следует произнести.
Например: «Петя, я тебя толкнула сегодня нечаянно, прости, пожалуйста». «Катя, я была не права, что не дала тебе карандаш. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».
Заканчивая игру, Ведущий обращает внимание ребят еще на один нюанс:
-А вы заметили, как произносятся «волшебные слова»? Верно, вежливо, с улыбкой.
-А почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?
-Конечно, ведь даже в песенке поется: «От улыбки станет всем теплей». Давайте споем эту песню.
Так с помощью игры, иногда подсказывая детям нужные слова, взрослый может научить детей сложному искусству общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по этическому воспитанию "Вежливые слова"
конспект для старшей группы по теме Вежливые слова...
Занятие по этическому воспитанию "В стране Вежливых Наук"
Задачи:Расширить знания дошкольников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.Воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания.Развивать способность понимать действия, ...
"ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА О ДОБРОТЕ И ВЕЖЛИВОСТИ"
Доброе утро!Доброе утро - солнцу и птицам,Доброе утро улыбчивым лицам,И каждый становится, добрый, доверчивым.Пусть доброе утро длится до вечера! Стихи о вежливостиМы все научились ко...
Нравстенно - этическое воспитание "Азбука вежливости"
Краткая анотация улублённой работы по воспитанию элементарных норм поведения и этикета для детей старшего дошкольного возраста....
Этические беседы. Вежливость
С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребёнок.......
Проектная деятельность по нравственно-этическому воспитанию "Кукла Таня в стране вежливости"
Цель проекта: Воспитывать любовь, уважительное отношение к близким и окружающим людям,формировать умение свободно общаться в повседневных ситуациях....
Сценарий совместных познавательно - этических игровых мероприятий для детей старшего дошкольного возраста: «Уроки вежливости и доброты»
Сценарий совместных познавательно - этических игровых мероприятий для детей старшего дошкольного возраста: «Уроки вежливости и доброты».МБДОУ д/с к-в №15 Кавказский район г. Кропоткин Краснодарский кр...