Мастер-класс на тему: "Использование дидактических игр как средств формирования представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста"
материал по обж

Цель: способствовать расширению практических приёмов работы воспитателя в процессе формирования представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Улыбка».

Мастер-класс на тему:

«Использование дидактических игр как средств формирования представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста».

Воспитатель: М.А.Мартынова

Соответствие занимаемой должности.

Жиздра, 2023 – 2024 год.

Игра-это путь детей к познанию мира,

в котором они живут

и который они призваны изменить.

Максим Горький.

Цель: способствовать расширению практических приёмов работы воспитателя в процессе формирования представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста.

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса сегодня звучит так: «Использование дидактических игр как средств формирования представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста».

Трудно представить жизнь современного человека без автомобиля, наличие которого, еще недавно, считалось недоступной роскошью, а сейчас он стал незаменимым помощником.

Однако увеличение количества машин приводит, к сожалению, и к увеличению дорожно-транспортных происшествий. И наиболее незащищенными участниками дорожного движения являются дети. 

Дети часто переходят проезжую часть в  неположенном месте, перед близко идущим транспортом, создают аварийные ситуации на  дорогах, вынуждая водителей нарушать правила и  подвергать опасности себя и  других людей.

Причины ДТП с участием дошкольников связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями – это незрелость, неспособность быстро и правильно оценить обстановку, потребность в постоянном движении, отсутствие осторожности и переоценка своих возможностей.

Поэтому для обеспечения безопасности детей на дорогах большую роль имеет не только воспитание в семье и личный пример родителей, но и  организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивых навыков и привычек. Именно поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожной безопасности и формировать у них основы безопасного поведения на дороге. При этом  важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за  безопасное поведение.

Для успешной реализации задач формирования безопасного поведения детей в дошкольной образовательной организации должна проводиться систематическая целенаправленная работа с детьми, родителями и педагогами.

Основные методы, используемые в работе с детьми:

- чтение литературы и просмотр обучающих фильмов;

- сюжетно-ролевые игры;

- подвижные игры;

- экскурсии;

- продуктивная деятельность;

- дидактические игры.

Для детей дошкольного возраста дидактическая игра имеет огромное значение, так как игра для них это учеба, труд, форма воспитания. Дидактические игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей и направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Если подытожить всё вышесказанное, то дидактические игры – это обучающие игры, которые создаются взрослыми для воспитания и обучения детей. Но для детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры скрыто, и реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. То есть ребёнка привлекает в игре не обучающая задача, которую решает педагог с помощью конкретной игры, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые необходимы для решения обучающей задачи, то он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

Если для детей младшего дошкольного возраста дидактическая игра будет наполнена несложными игровыми действиями, то, конечно, для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, состоящие из нескольких игровых элементов.

В играх старших дошкольников преобладают игровые действия умственного характера: здесь необходимо проявить наблюдательность, умение сравнить, припомнить ранее усвоенный материал, классифицировать предметы по тем или иным признакам и т. д.

То есть, в зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре.

Сегодня я хочу предложить вам, уважаемые педагоги, немного поиграть в игры, которые вы можете использовать для обучения дошкольников правилам дорожной безопасности. При этом, я попрошу вас подумать, каким образом можно усложнить или упростить игру, адаптируя её под разный возрастной период.

- дидактическая игра «Передай жезл».

Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передаётся игроку справа. Обязательное условие игры: принимать жезл левой рукой, затем переложить его в правую и передать следующему участнику. Передача жезла происходит под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх.

Усложнение: тот, у кого оказывается в руках жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения или дорожный знак, или любое сказочное средство передвижения.

- дидактическая игра «Собери знак».

Задача играющих – правильно собрать дорожный знак из нескольких частей (в зависимости от возраста).

Усложнение: увеличивается количество деталей; необходимо назвать дорожный знак; необходимо назвать условия, при которых этот знак используется или устанавливается.

- дидактическая игра «Найди дорожный знак».

Задача играющих – используя карту-схему угадать дорожный знак.

Усложнение: необходимо назвать условия, при которых этот знак используется или устанавливается.

- дидактическая игра «Назови правильно».

Задача играющих – прослушать описание знака и определить его название.

Усложнение: определить группу, к которой этот знак относится (классификация знаков).

Подвижная игра «Стоп – идите».

Задача играющих – выполняя сигналы пешеходного светофора, быстрее добраться до ведущего

Усложнения: использовать различные способы передвижения, например «лилипутами» или ходьба «гуськом».

- дидактическая игра «Правильно-неправильно».

Задача играющих – описать ситуацию на картинке, а затем найти похожую карточку, то есть необходимо образовать пару.

Усложнение: объяснить неправильные действия и чем они опасны для ребёнка.

- дидактическая игра «Кто первый угадает?»

Задача играющих – первым определить знак, спрятанный под карточками.

Усложнение: не использовать цифры на карточка для закрепления пространственного мышления.

- дидактическая игра «Шашки дружат с ПДД».

Задача играющих: используя классические правила игры, проводится шашечный турнир. При этом, при попадании игрока на поле «Дорожный знак», необходимо вспомнить название данного знака, а при попадании игрока на поле «Внимание, вопрос», необходимо ответить на дополнительный вопрос воспитателя. При этом вопросы поделены на 4 группы (пешеходы, дорожные знаки, пассажиры и безопасность на дороге).

Усложнение: определить группу, к которой этот знак относится или необходимо назвать условия, при которых этот знак используется или устанавливается.

 Ну, и теперь самая приятная часть моего мастер-класса. Это посвящение в пешеходы. Вы показали сегодня отличные знания правил дорожного движения и можете с гордостью носить звание «Пешеход». А для этого нам нужно с вами произнести клятву. Я буду читать, а вы давать обещания.

Обещаю соблюдать правила дорожного движения!

Обещаю переходить дорогу в специально отведённом месте и только на зелёный сигнал светофора!

Обещаю не пользоваться мобильным телефоном при переходе проезжей части!

Обещаю не играть на проезжей части!

Обещаю не создавать аварийных ситуаций на дороге!

Вам вручается удостоверение Юного пешехода! Теперь вы являетесь полноправными участниками дорожного движения! Поздравляю!

Спасибо за внимание!

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к консультации для педагогов ГБОУ."Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста."

Презентация к консультации для педагогов ГБОУ" Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста."...

Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

Создание условий для работы с семьей на усвоение и закрепление знаний детей и их родителей о правилах дорожного движения....

Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности

Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности...

Статья по ПДД "Дидактические игры как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста"

Дидактические игры как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста...

Дидактическая игра как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у воспитанников учреждения дошкольного образования

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и в дорожно-транспортной обстановке. Согласно ФГОС ДО для детей дошкольного возраста характерен ряд видо...

Проект на тему: «Дидактическая игра как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у воспитанников учреждения дошкольного образования»

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и в дорожно-транспортной обстановке. Согласно ФГОС ДО для детей дошкольного возраста характерен ряд видо...