Жизнь и творчество детского писателя Я.Л. Акима.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
План-конспект занятий на неделю, посвященных творчеству писателя и поэта Якова Лазаревича Акима. С подробным описанием занятий на каждый день недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya.l._akim.docx | 75.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ НА НЕДЕЛЮ, ПОСВЯЩЕННЫХ ТВОРЧЕСТВУ Я.Л. АКИМА
(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Яков Лазаревич Аким (15.12.1923 – 21.10.2013) родился в городе Галич. Детство, проведенное в этом тихом городке, помогло ему впоследствии написать многие стихи.
Я родился на зеленой улице,
В деревянном тихом городке,
А по улице гуляла курица,
И коза паслась невдалеке.
Это о детстве в маленьком городке, недалеко от старинного города Кострома. Здесь будущий поэт, а пока ученик второго класса, напишет свое первое стихотворение. Школьником, Яков Аким увлекался литературой, музыкой, посещал драмкружок, редактировал стенгазету, был председателем совета пионерского отряда, секретарём комсомольской организации школы. Со временем семья перебралась в Москву.
Меняется география - меняется жизнь... Судьба у Якова Акима была непростая, как и всех советских людей, юность которых совпала с Великой Отечественной Войной. 1941 стал трагическим для поэта. Вначале - все, как обычно - учеба в школе, поездка вожатым в пионерлагерь, а потом... война. Фашисты бомбили Москву, и во время одной из бомбежек погиб отец. Поэт вспоминал: "Отца я очень любил. До сих пор мне снится, что он вернулся."
В 1942 Аким ушел в армию. Вначале была школа связистов, а потом фронт: Воронежский, Донской, Сталинградский. За боевые заслуги был награждён медалями. Военную форму снял только в 1946. И, естественно, перед ним встал вопрос "кем быть?" Он работал на "Мосфильме", поступил в химический институт. В это же время он начинает писать стихи.
Первое - "Дождик" - было опубликовано в 1950 в журнале "Пионер". Через четыре года появится первый сборник "Всегда готовы!". Потом книг будет много: стихи, сказки. Толстые и тонкие, веселые и грустные, разные.
Я писал для детей
И о летнем дожде, и о каплях,
И о том, как мальчишки
Приплясывают у водостоков.
Я пускал по ручьям
Зарифмованный детский кораблик…
Стихи для детей в творчестве Якова Лазаревича занимают важнейшее место. Первые его стихи для детей – это как бы письма к маленькой дочке. Ей посвящено одно из ранних его стихотворений "Первый снег".
Утром кот
Принес на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Благодаря дочери и С. Я. Маршаку, поддержавшему его первые опыты, Аким и стал детским поэтом.
«Неумейка», «Мой верный чиж», «Песенка в лесу», «Что говорят двери», «Про ослика», «Цветные огоньки», «Приключение», «Весна, весною, о весне» — любимы детьми давно и сегодня. Тема добра, внимания к человеку, дружбы, готовность прийти на помощь в трудную минуту живет в этих строках.
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
У каждого стихотворения своя биография. В одной из книг Яков Аким так написал: "Как и большинство людей, я не вел дневника. ... Стихи заменили дневник. Скорее даже это были письма к дорогим мне людям. Иногда такое письмо оборачивалось стихотворением для детей."
Хочешь поглядеть на лето?
В лес пускают без билета.
Приходи!
Грибов и ягод
Столько –
Не собрать и за год!
На некоторые стихи Яков Лазаревича была наложена музыка и появились песни «Про ослика», «Друг». Так же по некоторым произведениям были созданы замечательные мультфильмы «Девочка и лев», «Песенка в лесу».
Яков Лазаревич прекрасный переводчик. Благодаря его переводам наш читатель познакомился с произведениями поэтов многих стран СНГ. Он вывел на творческую дорогу многих талантливых литераторов, за что награждён Почётными грамотами всех Союзных республик бывшего СССР.
Не смотря на свой возраст, Яков Лазаревич продолжает успешно работать. В 1998 году выходит его сборник «Зимний дождь», в 2002 году – сборник «Из тишины осторожное слово». Он является членом редколлегии журнала «Мурзилка».
Яков Лазаревич член Союза писателей, награждён орденом «Знак Почёта». За книгу избранных переводов для детей «Спешу к другу» был удостоен Почётного Международного диплома имени Андерсена. Издательство «Детская литература» в 1991 году выпустило Золотой том Я.Л. Акима «Девочка и лев» в серии «Золотая библиотека детской литературы».
Яков Лазаревич Аким не забывает свой родной Галич. Ему он посвятил ряд своих стихотворений: «Родина» (1970), «Город Галич» (1956), «Мне странно, что я ещё жив…» (1958), «Дождь на площади» (1965), «Улица», «На ялике».
По его произведениям в 50-х годах прошлого века в средней школе №1 был поставлен спектакль и Аким приезжал на его премьеру. Последний приезд Якова Лазаревича в Галич состоялся в январе 2000г.
Постановлением Костромской областной Думы за №1321 от 29 мая 2003 года Галичской детской библиотеке присвоено имя Я.Л. Акима.
К сожалению, 21 октября 2013 года Яков Лазаревич скончался после продолжительной болезни. Через несколько месяцев он мог бы отметить свой 90 день рождения.
АНАЛИЗ ПОВЕСТИ-СКАЗКИ «УЧИТЕЛЬ ТАК-ТАК И ЕГО РАЗНОЦВЕТНАЯ ШКОЛА"
Несмотря на то, Яков Лазаревич пишет в основном стихи, его повесть-сказка тоже очень поэтична. Она будет интересна, как для маленьких читателей, так и для родителей и педагогов.
В этом произведении очень много материала для бесед, как познавательных, так и моральных и нравственных. Да и родителям, а также бабушкам и дедушкам не мешает прочитать эту книгу, так как в некоторых героях-взрослых они могут узнать себя и проанализировать свои действия по отношению к своим детям, внукам.
Это сказка о мечте, которая стала реальностью. В этой школе, построенной из разноцветных поющих кирпичей на зеленой поляне, покрытой желтыми одуванчиками, появляется учитель-волшебник. Он умеет разглядеть в каждом ученике самое лучшее, он учит дружить, быть честным и не причинять боли другому: «Научиться слушать и откликаться - это значит быть другом». Он учит по-настоящему видеть и слышать: видеть, когда другому нелегко, но он стесняется попросить о помощи. Слышать, когда человек пытается выдать ложь за правду. Видеть родных, даже если они далеко от тебя, слышать, что каждое дерево шумит по-своему.
Темой дружбы, преданности, взаимопонимания пронизана вся сказка про учителя-волшебника. Причем эта дружба не только между детьми, но и отношения между взрослыми и детьми.
В этом произведении нашли отражение чувства, мысли, пережитые ситуации из собственного опыта писателя и жизни окружающих детей. Вот почему читать сказку очень интересно. Многим из нас знакомы ситуации, когда мы мечтали о чем-нибудь в нашем детстве. А писатель как бы воплотил наши мечты в реальность.
Через всё произведение Яков Лазаревич пронес удивительное ощущение – память детства. Того времени, когда каждый день несет множество новых открытий, когда всё воспринимается остро и ярко, когда сам воздух будто пропитан чудесами.
Я думаю, что каждый ребенок, который учится в школе, и который только собирается в школу, хотел бы чтобы у него была именно такая школа: разноцветная, добрая, веселая, а самое главное, чтобы у них были такие же волшебные учителя, которые научать не только письму и счету, а душевной доброте, сердечности, щедрости, научат преданности и дружбе, научат передавать это богатство своим близким и друзьям.
РАБОТА С ДЕТЬМИ.
- Ребята, а вы бы хотели построить для себя и всех своих друзей такую школу?
- А каких друзей, вы бы с собой взяли в помощники? (добрых, веселых, смелых, честных, трудолюбивых, умных)
- Давайте пофантазируем, из чего можно построить школу, чтобы в ней было весело и легко учиться? (разноцветные кирпичи, поющие окна, говорящие двери, самопишущие доски, крыша из облаков и т.д.)
- Какие учителя должны быть в такой школе? (добрые, умные, веселые, поющие, качающиеся на качелях, немножко строгие)
- Давайте вспомним какие имена были у героев сказки и попробуем сами придумать такие имена для себя. (учитель Так-Так, Ушастик, Ленточка, Фок, Ржавая (Чистая) пятка, Понимальчик)
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ДЕВОЧКА И ЛЕВ»
Еще одно произведение Якова Лазаревича, которое учит добру, отзывчивости, смелости, взаимопомощи, состраданию.
Маленькая девочка не испугалась подойти ко льву и пожалеть его, потому что сама недавно болела и знает, как это плохо, когда у тебя что-то болит.
Стоит, такая рыжая,
В руке скакалка.
Стоит и не уходит:
Льва ей жалко.
Девочка пожалела льва, приложив к его лбу холодный пятак. И лев, который до этого метался по клетке и ревел от боли, вдруг…
Угомонился лев,
Усами повел, присмирев…
…Задумчиво лев зевнул
И девочке руку лизнул.
Страшный и огромный лев сказал девочке спасибо за ее помощь! И даже после представления лев отыскал глазами ту самую девочку и…
Кирилл
К барьеру подошел.
Нашел он девочку,
Нашел
Среди других детей!
Лев пасть в улыбке растянул,
Зеленым глазом подмигнул
И поклонился ей.
Вот какова сила добра и сочувствия!
В этом произведении поэту хочется, чтобы с детских лет каждый понял, как обогащает человека душевная щедрость и доброта. Быть добрым и щедрым – это счастье. А еще большее счастье – взаимные доброта и щедрость, связывающие людей.
Хочется отметить, что это все-таки сказка. А в сказках много вымысла. И конечно же не стоит подходить ко льву, даже если он в клетке. Просто автор таким образом хотел показать насколько велика сила сочувствия и сопереживания, добра и сострадания, что девочка переборов свой страх рискнула пожалеть льва.
РАБОТА С ДЕТЬМИ.
- Ребята, а кто из вас был в цирке или в зоопарке и видел львов?
- Как вы думаете они очень сильные? Да, поэтому лучше к ним не подходить, даже если вам их жалко.
- Как вы думаете, а добро такое же сильное? Да, совершая добрые поступки, мы показываем всем какие мы сильные.
- А почему лев не набросился на девочку? Потому что лев хотел, чтобы его пожалели.
План образовательно-воспитательной работы на неделю.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Утро (1-ая половина дня)
- Знакомство с детским писателем Акимом Я.Л. Выразительное чтение стихотворения «Октябрь». Беседа по прочитанному.
- Осенние наблюдения на прогулке. Приметы осени, сбор гербария из листьев.
День (2-ая половина дня)
- Физкультминутка.
- Создание аппликации из собранных листьев.
ВТОРНИК
Утро
- Математическое развитие. Формирование представлений о формах. Шар и его свойства.
- Чтение стихотворения Акима Я.Л. «Цветные огоньки». Беседа по прочитанному.
День
- Мастер-класс по моделированию из воздушных шаров.
- Дидактическая игра «Кто больше назовет предметов круглой формы».
СРЕДА
Утро
- Мастер-класс по изготовлению мыла. Выставка мыльных произведений.
- Заучивание стихотворения Акима Я.Л. «Мыло».
День
- Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
- Беседа о гигиенических навыках.
ЧЕТВЕРГ
Утро
- Утренняя гимнастика «В мастерской у художника».
- Выразительное чтение стихотворения Акима Я.Л. «Разноцветные дома». Аналитическая беседа.
День
- Изобразительное творчество «Нарисуй свой разноцветный дом».
- Разноцветный мир. Викторина «Кто больше назовет предметов одного цвета».
ПЯТНИЦА
Утро
- Выразительное чтение стихотворения Акима Я.Л. «Всех угостил». Анализ стихотворения, беседа.
- Инсценировка по прочитанному стихотворению.
День
- Конструирование по мотивам стихотворения. Лепка персонажей.
- Физкультминутка.
Понедельник.
- Беседа, посвященная детскому писателю Акиму Я.Л. выразительное чтение стихотворения «Октябрь». Беседа по прочитанному.
Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством детского писателя Акима Я.Л., ввести в круг чтения детей произведения детской литературы.
Задачи: расширить знания детей о детских авторах, рассказать о жизни одного из них, развить умение слушать и запоминать, вспомнить времена года, месяцы.
Методы и материалы: рассказ о писателе, его фото, книги со стихами Акима Я.Л., иллюстрации на тему «Осень», предварительная работа по разбору непонятных слов, выразительное чтение стихотворения, вопросы по стихотворению.
Ход занятия.
Воспитатель раздает книжки детям. Иллюстрации прикреплены на доску.
- Скажите ребята, кто знает детских писателей, которые пишут стихи для детей? (Дети отвечают, воспитатель поощряет тех, кто вспомнил)
- Сегодня мы познакомимся с еще одним детским писателем, зовут его Яков Лазаревич Аким. Родился он 15 декабря 1923 года в городе Галич Костромской области в большой дружной семье. (показывает его фото) А в этом году Яков Лазаревич отмечает юбилей, ему исполняется 90 лет. Он прошел всю войну, воевал на Воронежском, Донском, Сталинградском фронтах. Писать стихи он начал только тогда, когда у него появились свои дети. Это были как бы письма к дорогим ему людям - к маленькой дочке и сыну.
- Сейчас я вас познакомлю с одним произведением Якова Лазаревича, которое называется "Октябрь". Скажите октябрь – это месяц какого времени года. (дети отвечают). Молодцы! А сейчас у нас за окном как раз… Дети отвечают дружно:
- Осень!
Следует работа по разбору непонятных слов : «лоскуток», «овин», «поздний»
- Посмотрите на картинки на доске, а я буду читать стих.
Далее воспитатель выразительно читает стих.
Октябрь
Желтый кружится листок,
Путается в сучьях.
Неба синий лоскуток
Затерялся в тучах.
Поздний серенький рассвет
В поле над овином
Растревожится нет-нет
Криком журавлиным.
Беседа.
Что происходит осенью с деревьями? (листья меняют цвет, падают на землю)
Какие еще приметы осени вы знаете? (дождь, лужи, серое небо, ветер)
Почему автор описывает небо как синий лоскуток? (потому что видно только кусочек синего неба, остальное все в тучах)
Какое чаще всего у нас настроение осенью? (грустное)
Почему рассвет поздний? (солнышко поздно встает)
Как вы думаете, почему журавли кричат? (им тоже грустно, потому что они собираются улетать в теплые края)
- Осенние наблюдения на прогулке.
Замечаем вживую приметы осени. Собираем гербарий из опавших листьев. Воспитатель может еще раз прочитать строки из стихотворения, обратив внимание детей на небо, деревья, погоду.
3. Физкультминутка. Дети изображают падающие и кружащие листья: плавный бег, прыжки на месте, кружение, можно взяться за руки и покружиться.
4. Создание аппликаций из собранных листьев.
Вторник.
- Математическое развитие. Шар и его свойства.
Цель: развивать представление о различных формах предметов, научить сравнивать и анализировать, развивать наблюдательность, работать над понятиями: справа, слева, больше, меньше.
Материал и методы: несколько предметов шарообразной формы (мяч, апельсин, воздушный шарик, теннисный шарик), пластилин, фигурки деревьев и зверей, столы сдвинуты вместе.
Ход занятия.
Воспитатель сажает детей в круг на ковре и показывает все предметы.
- Кто мне скажет, что общего у всех этих предметов? (они круглые, катятся)
- Правильно, такая форма предметов называется шар. Какие у нас здесь шары? (большие, маленькие, воздушный, легкий, тяжелый)
- Давайте попробуем все это покатать. Что мы никак не сможем покатить? (воздушный шар) Почему? (он легкий)
Дети перекатывают предметы друг другу.
- Теперь давайте встанем и поиграем в игру: «Поймай мяч».
Дети кидают мяч друг другу.
- А кто может вспомнить сказочного героя, который имеет форму шара? (колобок) Молодцы!
- Давайте пройдем за столы и каждый слепит своего колобка.
Воспитатель тем временем расставляет на столе фигурки животных, деревьев.
- Какие красивые колобки у всех получились! Давайте посмотрим, а могут ли они катится также как колобок из сказки? Встаньте, отодвиньте стульчики, сейчас ваши колобки покатятся по дорожке в лес. Кто из зверей живет в лесу? (ежик, зайчик, медведь, волк, лиса) Вы не бойтесь. Правой рукой катим колобки мимо ежика справа, мимо зайца слева, мимо волка справа, мимо медведя слева, а вот на лису прямо, окружайте ее колобки!
- Сколько нас колобков? (много) А лиса? (одна) Кто сильнее и дружнее? (мы!) Убегай лиса. (лиса прячется) А мы покатили колобков домой.
- Выразительное чтение стихотворения Акима Я.Л. «Цветные огоньки».
Цель: воспитывать любовь к литературным произведениям.
Задачи: продолжать развивать внимание, память, творческое воображение, развивать эмоциональное отношение к услышанному, изучать цветовую гамму, научить выделять наиболее яркие впечатления.
Материалы и методы: воздушные шары разных цветов, иллюстрации к стихотворению (развешаны на доске): праздник, салют, украшенный город, воздушные шарики в руках у детей.
Ход занятия.
- Ребята, что вы видите у нас в группе? (воздушные шарики)
- А когда мы надуваем воздушные шары? (на праздник, день рождения)
- Сегодня у нас не праздник, просто мы с вами познакомимся с еще одним произведением Якова Лазаревича Акима. Называется оно «Цветные огоньки».
Воспитатель выразительно читает стих.
Цветные огоньки
В праздники на улицах
В руках у детворы
Горят, переливаются
Воздушные шары.
Разные-разные,
Голубые,
Красные,
Жёлтые,
Зелёные
Воздушные шары!
Очень любят шарики
Ребята в эти дни,
У каждого за пуговку
Привязаны они.
Разные-разные,
Голубые,
Красные,
Жёлтые,
Зелёные
Воздушные шары!
Вот над нашей улицей
Летят они, легки,
Как будто в небе вспыхнули
Цветные огоньки.
Разные-разные,
Голубые,
Красные,
Жёлтые,
Зелёные
Цветные огоньки!
Беседа.
Почему у ребят шарики в руках? (праздник, день рождения)
А какое настроение у нас на праздниках? (веселое, радостное)
Какого цвета шарики? А какой они формы?
Зачем шарики привязаны за пуговку? (потому что могут улететь) А вы за что привязываете свои шарики? (за руку, пальчик, игрушку)
Почему шарики летают? (потому что легкие)
С чем сравнивает автор воздушные шары? (с цветными огоньками) Почему? (они разноцветные, когда дует ветер, они двигаются, словно огоньки мерцают)
- Мастер-класс по моделированию из воздушных шаров.
Цель: научить детей моделировать из необычных материалов.
Задачи: развить творческое воображение, порадовать детей.
Материалы и методы: воздушные шарики разной формы (круглые, вытянутые), насос для надувания шариков, пособие-инструкция по моделированию из шариков, фломастеры.
Ход занятия.
Воспитатель надувает шарики, раздает их детям. Желающим позволяет самим надуть шарики, предварительно рассказав о мерах предосторожности. Дальше пробуем моделировать элементарные поделки: цветок и собачку из длинных шариков, букеты и декоративные элементы из круглых.
По окончании занятия воспитатель предлагает оживить шарики, т.е. разрисовать фломастерами любую поделку (рожицу у собачки, лепестки у цветка, нарисовать личико круглому шарику).
Среда.
- Мастер-класс по изготовлению мыла. Выставка мыльных произведений.
Цель: продолжать приобщать детей к разнообразным методам изготовления поделок.
Задачи: развивать творческое воображение, показать, что мыло может быть не только предметом гигиены, но и произведением искусства, развивать фантазию, развивать желание делать что-то своими руками.
Материалы и методы: мыльная основа (прозрачная и белая), формочки в форме животных, растений, сердечек, звездочек (по количеству детей), красители и ароматизаторы, дополнительные аксессуары: блестки, бусины, пайетки, на столах клеенка, на детях фартучки. Необходима микроволновая печь для растопки мыльной основы.
Ход занятия.
Дети выбирают себе формочки и каждый рассказывает какого цвета будет у него мыло и чем оно будет пахнуть. Воспитатель предлагает поэкспериментировать с цветами. Например, можно сделать полосатое мыло: слой цветной прозрачной основы чередуется со слоем белой основы. Так же можно добавить блестки, бусинки, пайетки.
После занятия все работы принимают участие в выставке. Каждый может подойти рассмотреть и понюхать любое понравившееся мыло. В конце дня воспитатель предлагает ребятам забрать мыло и подарить его маме.
- Заучивание стихотворения Акима Я.Л. «Мыло»
Цель: активизировать внимание и память детей, развивать эмоциональное отношение к содержанию стихотворения.
Задачи: закрепить осознанное отношение к личной гигиене, знания об окружающем.
Материалы и методы: поделки детей из мыла, иллюстрации с предметами личной гигиены: зубная щетка, паста, мыло, мочалка, полотенце, расческа, картинка с Мойдодыром.
Ход занятия.
Разбор непонятного слова «мылкое», т.е. мылится хорошо, получается пена и «ухмылка», т.е. улыбка.
- Ребята для чего нам нужно мыло? (умываться, чтобы быть чистым, хорошо пахнуть)
- Послушайте стихотворение про мыло.
Мыло.
Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло,
Мыло тебя наконец бы отмыло!
Беседа.
Какое бывает мыло? (белое, цветное, душистое, вкусно пахнущее)
Если долго намыливать мылом мочалку, что получится? (пена)
Кто такой грязнуля? (не умывается, не чистит зубы, не моется с мылом)
Почему мыло ухмылялось, глядя на грязнулю? (мыло знает, что отмоет любого грязнулю).
Когда нужно мыть руки мылом? (перед едой, после прогулки)
- Ребята, посмотрите на свои поделки из мыла. Правда таким мылом очень приятно будет мыться?
Пока ребята рассматривают свои поделки, воспитатель повторно рассказывает стихотворение. После предлагает повторить его желающим.
- Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
- Беседа о гигиенических навыках.
Четверг.
- Утренняя гимнастика «В мастерской у художника».
Цели: поднять настроение, мышечный тонус.
Задачи: продолжать развивать воображение, фантазию, эмоции.
Методы: просторный зал, фантазия воспитателя.
Воспитатель предлагает детям представить, что они в мастерской у художника и им нужно собрать краски для рисования картины.
Дети добираются до мастерской разными способами ходьба, бег, прыжки; собирают для красок синеву с неба (прыжки), зелень с растений (приседания), желтый цвет с одуванчиков (наклоны) и т.п., смешивают краски — бег в разных направлениях с группировкой; рисуют огромную воображаемую картину; рисуют то в верхней части картины, то по бокам, то в середине, то внизу, наклоняясь, приседая, потягиваясь вверх.
- Выразительное чтение стихотворения Я.Л. Акима «Разноцветные дома».
Цель: научить воспринимать и передавать яркие образы из стихотворения.
Задачи: развивать речь, умение сравнивать и анализировать, активизировать в речи детей названия цветов, их оттенков; стимулировать процесс воспроизведения образов памяти, знаний об окружающем мире, развивать ассоциации.
Методы: иллюстрации к стихотворению, бумага, краски, кисти.
Ход занятия.
- Ребята, давайте вспомним, какие краски мы сегодня собирали в мастерской у художника? (дети называют цвета)
- Теперь послушайте яркое разноцветное стихотворение Якова Лазаревича Акима «Разноцветные дома».
Разноцветные дома.
Нарисую дом зелёный
Под еловой крышей —
Сколько хочешь шишек
Будет белке рыжей.
А потом, а потом
Нарисую синий дом,
Длинных комнат много —
Все для осьминога.
Белый нарисую дом
С толстым ледяным стеклом:
Радуйтесь, соседи —
Зайцы да медведи!
Без окошек чёрный дом,
Запертые двери.
Отсыпайтесь, совы, днём
И ночные звери.
Напоследок, красный дом,
Расписные стёкла.
Пусть живёт матрёшка в нём,
Красная, как свёкла.
Беседа.
Какие цвета вы услышали в стихотворении? (дети называют)
С чем сравнивает автор каждый цвет? (зеленый – елка, синий – море, белый – снег, лед, черный – дупло, нора, красный – красивый, как матрешка)
По необходимости воспитатель читает то или иное четверостишье.
Кому автор предлагает жить в этих домах? (белке, осьминогу, зайцу, медведю, сове и ночным зверям, матрешке)
Что предлагает автор каждому жильцу в своем доме? Почему? (белке – шишки, так как она любит орешки, осьминогу – длинные комнаты, потому что у него длинные щупальца и т.д.)
- Изобразительное творчество.
- Ребята, а вы в каком доме хотели бы жить? Какого цвета он у вас будет? Что в нем будет яркого и интересного? Нарисуйте каждый свой разноцветный дом.
Дети рисуют свои разноцветные домики. Во время работы воспитатель повторяет стихотворение.
4. Викторина «Кто назовет больше предметов одного цвета».
Воспитатель: - А вы знаете, что самое большое количество красок можно найти в природе.
Давайте посмотрим внимательно вокруг.
Природа нам подскажет — она наш лучший друг.
Сначала наберем синей краски. Я начну — синий василек. Дети продолжают.
(И так далее с желтым цветом, красным, оранжевым, зеленым.)
Пятница.
- Чтение стихотворения Я.Л. Акима «Всех угостил»
Цель: продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение, воспитывать интерес к художественным произведениям, воспитывать доброту, отзывчивость, сочувствие;
Задачи: развивать слуховую, зрительную память, учить детей вести диалог, учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление, воспитывать любовь к животным.
Материалы и методы: иллюстрации по теме зоопарк, фигурки с животными.
Ход занятия.
Воспитатель развешивает иллюстрации на доске, фигурки расставляет на столе, чтобы все видели.
- Ребята, где мы можем встретить этих животных? (в Африке, в зоопарке, в телевизоре)
- А кто из вас был в зоопарке? Кого вы там видели? (дети перечисляют)
- Сегодня мы прочитаем стихотворение Я.Л. Акима про зоопарк, оно называется «Всех угостил».
Следует работа по разбору непонятных слов: слово "снаряжали" означает "собирали", "лошадка кургузая", то есть маленькая, "попона" - покрывало для лошадки.
Васю с утра в зоопарк провожали,
Бабушка с мамой его снаряжали:
"Яблоко с булкой - тебе на обед,
Деньги - на вход и трамвайный билет".
Было в трамвае и тесно и жарко.
Вагон опустел у ворот зоопарка.
Около кассы толпится народ,
Вася билет у кассирши берет.
Издали Вася увидел мартышку,
За ней мартышонок гонялся вприпрыжку.
- Здравствуйте! - Вася мартышкам кивнул
И красное яблоко им протянул.
Рядом - лошадка кургузая, пони.
Серенький пони в зеленой попоне.
Вася лошадку ту навестил
И маминой булкой ее угостил.
В просторном загоне топтались слоны.
Слонов привезли из далекой страны.
Водою слоны поливали друг дружку...
Ну как же слоненку не кинуть горбушку!
Важно шагает отец-пеликан,
Два сына клювастых бредут по бокам.
Вася к пруду подошел и с ладошки
Сдул пеликанам хлебные крошки.
Как очутился у Васиных ног
Этот веселый косматый щенок?
- Чем же, щенок, я тебя накормлю?
Постой-ка, в ларьке пирожок я куплю!
Без денег куда же уедешь в трамвае...
Но Вася ни капельки не унывает:
Звери, с которыми Вася знаком,
Тоже не ездят, а ходят пешком!
Беседа.
Скажите, Вася специально брал с собой еду для животных? (нет, это была еда для него)
А зачем же он раздал всю еду? (хотел покормить, угостить животных)
Что сделал Вася, чтобы накормить щенка? (купил пирожок) или
Почему Вася остался без денег? (потратил деньги на пирожок для щенка) Зачем? (стало жалко щенка)
Вася обратно поехал на трамвае или пошел пешком? (пешком) Почему? (не было денег на билет в трамвае)
Он расстроился, что ему придется идти пешком? (нет) Почему? (потому что звери тоже ходят пешком, а не ездят в трамвае)
Вася какой мальчик? (добрый, любит животных, не жадный)
Ребята, скажите, а вообще можно кормить животных в зоопарке? (нет) Почему? (потому что могут отравится, у них есть своя специальная еда, особенно у зверей, которые живут в Африке).
- Инсценировка по прочитанному стихотворению.
Цель: продолжать развивать образное мышление, память, внимание.
Задачи: воспитать эмоционально положительное отношение детей к театрализованной деятельности, учиться импровизировать, учиться различать голоса животных.
Методы: картинки на веревочке (вешаются на шею) с изображением героев стихотворения или (лучше) маски, музыкальное оформление (голоса животных).
Ход занятия.
Воспитатель: - Сегодня, ребята, нас ждет увлекательная прогулка в зоопарк, но не в настоящий, а в наш собственный, который мы придумаем все вместе. Давайте вспомним стихотворение, которое мы читали с вами. Кто скажет кто автор стихотворения и как оно называется? (дети отвечают) Молодцы! А кто вспомнит о чем была речь в стихотворении? (о зоопарке, о мальчике, о том как он кормил животных) Хорошо. А как звали мальчика? (Вася) Каких животных он встретил? (дети отвечают)
Далее можно переместится с детьми в игровую зону. Воспитатель раздает детям картинки (маски) с изображением персонажей. Всего 14 картинок, если детей больше, то воспитатель предлагает очередность их использования. Роль Васи достается самым активным детям. Дети с картинками встают в круг, остальные наблюдают.
- А сейчас я вам раздам картинки с изображением всех героев стихотворения. Каждому достанется своя картинка.
- Внимательно посмотрите и запомните у кого какая картинка. Сейчас я буду читать стихотворение и когда я буду произносить название героя, тот у кого картинка с изображением этого героя должен выйти вперед и, по-возможности, изобразить своего героя (жестами, мимикой, звуками), если не получается, то просто покажите картинку.
Далее воспитатель медленно и выразительно читает стих, дети изображают своих героев. Если кто-то вышел ошибочно, воспитатель начинает заново с этого же четверостишья. Продолжается, пока все дети не примут участие. Воспитатель хвалит всех детей за актерское мастерство и сообразительность.
Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает прослушать голоса животных не только из стихотворения, но и других зверей и птиц, попробовать их угадать, и сказать есть ли это животное в нашем стихотворении.
- Ребята, сейчас я дам вам послушать голоса животных из нашего стихотворения, а вы попробуйте угадать кто это и есть ли это животное в нашем стихотворении. Только не все сразу, а поднимаем руку, если вы знаете верный ответ.
Дети угадывают голоса. Воспитатель старается привлечь к занятию всех детей, если возникли затруднения с определением голоса, то старается помочь, например, называя цвет животного, где оно живет, что кушает.
После прослушивания голосов, воспитатель хвалит всех детей.
- Конструирование по мотивам стихотворения. Лепка персонажей.
Цель: научить лепить животных, развить творческие способности, развить образное мышление.
Материалы: пластилин, картинки с изображением животных из зоопарка.
При помощи воспитателя и его подсказок дети лепят героев из стихотворения. Воспитатель по ходу занятия цитирует описание животных из стиха. Далее дети выставляют свои поделки в импровизированные загончики (можно сделать из кубиков или конструктора типа «Лего»).
- Вот теперь у нас появился свой зоопарк!
4. Физкультминутка.
Цели: развить умение совершать разные виды движений, физические качества; воспитать чувство товарищества; поддержать положительный эмоциональный настрой.
Изображаем животных:
Жираф – потянулись вверх, вытянув руки;
Слон – потопали ногами;
Лошадка – пробежали по кругу;
Мартышка – попрыгали;
Литература.
- Алябьева Е.А., Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 160 с. (Програм-ма развития).
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В., Конспекты занятий. Практическое пособие для методистов и воспитателей ДОУ. – Воронеж:ТЦ «Учитель», 2004. – 392с.
- Аким Я.Л. Учитель Так-Так и его разноцветная школа –М. : Эксмо, 2014.
- Интернет-ресурсы:
http://www.docme.ru сборник Аким Я.Л. «Девочка и лев»
http://detsad38.ru/file.cgi?id=109
http://unomich.68edu.ru/doks/umiic/dou/zn-s-hudlit.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРА для 5-х классов, посвящённая жизни и творчеству детского писателя А.П. Гайдара.
Материал содержит: сценарий игры, презентацию к игре, бланки кроссвордов и жюри....
Презентация "Жизнь и творчество детского писателя Н.Н.Носова"
Презентация к литературному вечеру посвященному творчеству Н.Н.Носова...
Аннотация к презентации "Жизнь и творчество детского писателя Н.Н.Носова" (к литературному вечеру для детей 5-7 лет)
Аннотация к презентации по творчеству Н.Н.Носова...
«Самый веселый писатель на свете», посвященное жизни и творчеству замечательного писателя Николая Носова
К 110-летнему юбилею писателя Николая Носова Камышлинская детская библиотека проводит ряд мероприятий по теме «Самый веселый писатель на свете», посвященное жизни и творчест...
План работы по самообразованию «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством детских писателей». Воспитатель Видякина Н. И.
Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепере...
Проект по знакомству с творчеством детских писателей в средней группе «Писатели - детям»
По данному проекту воспитанники более глубже изучат творчество руских писателей таких, как А.Л. Барто, В.Г.Сутеев, С.Я.Маршак, Э.Н. Успенский, С.В.Михалков, К.И.Чуковский, В.Д.Берестов, В.Ю.Драгунский...
Проект «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством детских писателей»
Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивлят...