Литературная викторина
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа) на тему
"А что почитаем?"-несколько раз в день слышу этот вопрос от моих ребят. И,конечно,любое чтение начинаем с фамилии автора. Портрет тоже не мешало бы показать. Мои дети знают точно как выглядит С.Я. Маршак(он же наш земляк!),А.Барто,С.Михалков, К. Чуковский,Л.Толстой. И, конечно, А.С.Пушкин-первый писатель,с которым они познакомились. В нашем уголке книг на главном месте альбом с портретами детских писателей. Детям интересны и произведения и их авторы. А теперь еще и буквами интересуемся, некоторые читать пытаются. А кто и как современный алфавит придумал, какими были буквы старорусской азбуки тоже узнали. Фото с изображением Кирилла и Мефодия открывают наш альбом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_viktorina.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое мероприятие.
Литературная викторина «Путешествие в волшебную страну Книг »
Выполнила Мищенко И.И.
(МКДОО «Детский сад № 2»
г. Острогожск)
ОСТРОГОЖСК 2014
Конспект итогового мероприятия «Путешествие в волшебную страну Книг »
Цель: Формировать интерес к книге, как источнику интересной информации, досугу.
Поддерживать интерес к слову в произведении.
С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи). Объяснить ,как важны рисунки и иллюстрации в книгах. Воспитывать потребность пользоваться книгой, интерес к художественной литературе.
Словарь: иллюстрации , рифма.
Оборудование:
Книги, иллюстрации, аудиозапись спокойной музыки, цветик-семицветик , цветные карандаши, сладкая вода, бумажные круги диаметром 2 см, открытки с детскими стихами.
Ход викторины:
Ребята ,сейчас я вам прочту стихотворение, а вы мне скажите о чем мы сегодня поговорим .
Мы читаем книги вместе
С папой каждый выходной.
У меня картинок 200,
А у папы ни одной!
У меня слоны, жирафы
Звери—все до одного.
И бизоны, и удавы,
А у папы — никого!
У меня в пустыне дикой
Нарисован львиный след
Папу жаль! Ну ,что за книга,
Если в ней картинок нет!?
А вам тоже жалко этого папу? Почему ребенку нравятся его книги, а папины не очень?
Почему они разные? Конечно ,книги бывают для детей и для взрослых, для школьников ,для работы и учебы . Очень много разных книг ,но все они нужны ,мы это знаем.
Ну,а нам с вами сегодня, я думаю, будет весело!
Мы отправимся в путешествие по Волшебной стране Книг.
Нам поможет в этом наш знакомый сказочный герой — Цветик-семицветик.
Отрываем лепесток и смотрим, что нас ждет?
Путешествие в « Сказочное королевство»
«Сказочное королевство»
Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)
В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
(Красная Шапочка)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился ...
(Колобок)
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
(Буратино)
У Золушки с ножки
свалилась случайно.
Была не простою она,
а хрустальной …
(туфелька)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка из русской народной сказки "Репка")
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три поросенка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор ...
(Айболит).
Дидактическая игра «Чьи это слова?»
Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.
«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»
(Колобок из сказки «Колобок»)
«Не садись на пенек, не ешь пирожок»
(Маша из сказки «Маша и медведь»)
«Печка, матушка, спрячь нас!»
(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)
«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?
Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
(Петушок из сказки «Колосок»)
«У меня не усы, а усищи, не лапы лапищи, не зубы,
а зубищи — я никого не боюсь!»
(Заяц из сказки «Заяц-хваста»)
«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)
Молодцы, теперь можно следующий лепесток оторвать. Что он нам приготовил?
Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
– Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево-вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
– Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной шапочки совет:
– Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения)
Какой веселый и умный Цветик-семицветик! Продолжаем наше путешествие.
Отрываем третий лепесток.
«Край рассказов»
Чем отличается рассказ от сказки? (Ответы детей) В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»
«Добрая хозяюшка» В. Осеева
«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев
«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский
«Как муравьишка домой спешил» В. Бианки
«Прятки» Н.Носов
«Лисичкин хлеб» М. Пришвин
Вам интересно ,что еще приготовил нам цветок? Следующее путешествие…
В «Мир стихов»
Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны, похоже звучат.
А потом позвонили зайчатки:
- Нельзя ли прислать перчатки?
В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?
А потом позвонили мартышки:
- Пришлите, пожалуйста, книжки!
(Ответы детей)
Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.
Что нам приготовил 4-й лепесток? Цветок нас будто бы слышит. Играть хочет.
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Стала девочка котенка спать укладывать.
- Вот тебе под спинку
Мягкую … перинку.
Сверху на перинку
Чистую … простынку.
Вот тебе под ушки
Белые … подушки.
(«Усатый-полосатый» С. Маршак)
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался …вскачь?
Я тебя ладонью хлопал.
Ты скакал и звонко … топал.
(«Мяч» С. Маршак)
«Дочего ж большой карман!
Не карман, а…чемодан.
(С.Я.Маршак «Ваня»)
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик … дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не … попал!
(«Где мой пальчик» Н. Саконская)
Если бы у елочки были ножки,
Побежала бы она по … дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она … каблучками.
(«Елка» Е. Трутнева)
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел,
Утром брату помогала –
Он с утра конфеты … ел.
(«Помощница» А. Барто)
Мила, Милочка, Людмила…
Мама Милочку … будила
(«Милочка-копилочка» А.Барто)
Мама спит, она устала…
Ну и я играть … не стала.
Я волчка не завожу,
А уселась и … сижу.
(«Посидим в тишине» Е. Благинина)
Падал снег на порог
Кот лепил себе … пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог … утек!
(«Пирог» П. Воронько)
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал …. реветь.
(«Телефон» К. И. Чуковский)
Устали? Давайте отдохнем ,а игру в цветке найдем..
(отрываем 5 –й лепесток)
Пальчиковая гимнастика «Мы на пальчиках считали»
(по стихотворению И. Токмаковой)
Мы на пальчиках считали
И ужасно хохотали:
Разве это пальчики?
Это ж просто мальчики!
Вот большой, смешной толстяк,
Любит хвастать просто так.
Как дела? — спроси его.
Он подпрыгнет, крикнет: - Во!
Указательный поманет,
Погрозит, укажет путь,
А потом в носу застрянет:
Где-то ж надо отдохнуть!
Средний палец – злой мальчишка.
Щелкнет по лбу – будет шишка,
Щелк по шару – лопнет шар,
Щелк – и в обморок комар.
Безымянный до утра
Выбирает имена:
Может Петя? Или Вова?
Или Алла Пугачева?
Мальчик-с-пальчик? Карабас?
Все уж было тыщу раз!
Надоело, спать пора,
Лучше выберу с утра!
А мизинец – мой любимец!
Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю –
Очень маленьких люблю!
А этот лепесток с кармашком! Что он там прячет? Отрываем 6-й лепесток.
(в кармашке маленькие кружочки),на лепестке задание:
Детям предлагается нарисовать на 2-х маленьких бумажных кругах смешные рожицы и наклеить их сладкой водичкой на пальчики. Можно сходить в «гости»,потанцевать с пальчиками соседей.
Ну, вот и остался последний лепесток, 7-й. Что же он нам приготовил?
Да здесь тоже сюрприз!
«За веселую игру
Награжу я детвору.
Серединку открывайте
И подарки разбирайте!
(в сердцевинке цветка спрятаны маленькие открытки с детскими стихами)
На прогулке читаем открытки.
Используемая литература:
- «Толковый словарь пословиц и поговорок русского языка», М., 2014, Розе Т.В.
- «Волшебные полоски», СПб., 2005, Петров И.М.
- «Ура! Я научился!», СПб., 2004, Белоусова Л.Е.
- «Загадки про слова для всех детских праздников», М.,2003, Агеева И. Д.
- «Пальчиковая гимнастика», М., 2005, Савина Л.П.
- «Стихи и сказки о родной природе», М., 2006, Шорыгина Т.А.
- «Осторожные сказки. Безопасность для малышей», М., 2005, Шорыгина Т.А.
«Рисунки из ладошки», СПб., 2004, Дубровская Н.В
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
литературная викторина по рассказам Н.Носова
Шуточная литературная викторина по рассказам Н.Носова.Викторину можно использовать, как итоговое мероприятие после знакомства детей с творчеством Н.Носова, рассказы которого дети просто обожают и гото...
литературная викторина по стихотворениям"По ступенькам литературного творчества"
Литературная викторина "По ступенькам литературного товрчества" проводится с целью закрепления знаний детей об изучаемых стихотворений известных авторов:К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто, А.С. П...
Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста
Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»
Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»...
Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки» Литературная викторина в подготовительной группе
Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки»Литературная викторина в подготовительной группе...
Конспект занятия «Литературный калейдоскоп по басням И. А. Крылова». Литературная викторина с решением кроссворда, разгадыванием ребусов, с использованием ЭОР, игр и игры драматизации. Для детей старшего дошкольного возраста
Пояснительная запискаКраткая аннотация с указанием основной цели: Знакомство с книжным Санкт-Петербургом. Жизнью и творчеством И. А. Крылова, памятником поэту в летнем саду, «домом К...
Викторина "В мире сказок" (литературная викторина с детьми и родителями"
Викторину можно провести с родителями и детьми старшей и подготовительной группы2...