Конспект НОД
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Шавкина Оксана Владимировна

Конспект по познавательному развитию.Познакомит детей старшего дошкольного возраста с бытом, обычаями русской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_zhili-byli.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

                         Конспект НОД

                по познавательному развитию

                 для детей  старшей группы

                Тема: « Жили-были…»

     

Воспитатель: Шавкина Оксана Владимировна

               

   МАДОУ  ЦРР –д/с № 9 « Улыбка»

 Задачи:

Образовательные:

Закрепить у детей знания о предметах крестьянского  быта,(печь,ухват,коромысло,закрепить       пословицы о сказках;   приобщать детей к духовной культуре русского народа.

Словарь: ввести в активный словарь детей слова: изба, хата, журить, кут.

Развивающие: развивать познавательную активность, умение рассуждать.

Воспитательные: воспитывать любовь к книгам, к русским народным сказкам.

Воспитание интереса к русским традициям через сказку.

Ход занятия:

Вос-ль. Мы отправляемся с вами в далекое путешествие - в прошлое, а поможет нам волшебница-сказка. Множество сказок мы знаем с вами, а с некоторыми познакомились лишь недавно. Каждая из них раскрывает нам свои секреты, рассказывает о жизни предков.

Голос:- Ой, про меня не забудьте.

Вос-ль:- Кто это говорит?

Голос:- Отгадайте:

У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью он ученый

Все ходит по цепи кругом

Идет направо песнь заводит

Налево сказку говорит

Дети: Кот ученый

Вос-ль: Правильно

Кот:- Здравствуйте ребята!

-Я приглашаю вас в «страну русских народных сказок», там у меня зарыт клад, и думаю что вы

поможете его найти.

Но, чтобы попасть в эту страну назовите русские народные  сказки которые вы знаете? (ответы детей)

Вос-ль: А теперь в путь! Посмотрите, какое болото, на нем есть кочки, надо его перейти, будем переходить, выполняя задание назвать старинные слова, которые встречаются в сказках

   Игра»Скажи по-другому»

Дом- изба, хата, кров,  лоб-чело

Комната-горница,   ругать-журить

Угол-кут,говорить-глаголить

Шторы-занавески        пальцы-персты

Девушка-девица, кормить-потчевать

Шкаф-сундук

Кот:- Какие вы молодцы. А что за дерево у нас на пути? (ответы детей)

Вос-ль: Ребята, а что мы знаем о березе (ответы детей символ России, водили хороводы).

Вос-ль: Да, береза-символ России, олицетворяющий, выражающий чистоту, красоту родной земли. Береза  в старые времена становилась центром многих русских праздников, гуляний, обрядов.

Становитесь и мы будем водить хоровод «Во поле березонька стояла»

Вос-ль: Смотрите изба на пути, зайдем, отдохнем.. Дверь открыли и сразу в горницу попали.

Что стоит в горнице? (ответы детей печь),(предлагаю детям сесть на стульчики)

Ребята,  а что мы знаем о печке-матушке

-Где печь ставили?(посреди горницы)

Вос-ль: С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для народных сказок.

 Какие вы знаете сказки, в которых говорится о печи?  (ответы детей)

А еще о печи говорили «Печь всему голова»

Голова  - значит самая главная.

Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная?

Где в горнице пищу готовить? ( в печи)

Когда на улице зима, мороз, а у нас в детском саду тепло. Что нас греет? (ответы детей)

А в старину батарей не было. Что тогда грело (печь).Что нужно,

чтобы печь грела? (дрова)

Да, печь и накормит и обогреет.

А случалось и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замерзшие.Где сушить одежду и валенки? (ответы детей)

Оказывается печь и сушит, и не только одежду. Что ещё можно сушить на печи? (грибы, ягоды, травы).

А ещё печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие. Что с ними может случиться? (простудятся), уложат простуженного на печку, она его прогреет и простуда пройдет. Вот почему говорят: «Печь – всему голова». Она и кормит, и греет, и сушит, и лечит.

Пальчиковая гимнастика  «Как у бабушки Наташи»

Вос-ль: Кот, а что ещё интересного на Руси делали, чего не встречается в нашей жизни?

Кот: А вот мы вместе с вами сейчас поиграем, и узнаем.

Вос-ль: Посидим на лавках, около стола. Еду сварим в чугунах, вытащим, из колодца ведро воды коромыслом донесем до избы, в рукомойник нальем.

Ухватом вытащим чугунок со щами, В люльке покачаем младенца. В каких сказках мы встречаемся со всеми этими действиями. («Волшебная дудочка», «У страха глаза велики», «Девочка-Снегурочка», «Морозко»)

Тихо, детишки чтобы уснул наш маленький  споем колыбельную (поем колыбельную)

Вос-ль: Ну вот отдохнули, поиграли, песню спели пора и в путь.(имитация ходьбы)

Вос-ль :Ребята посмотрите дуб стоит. На дубе записка

«Дорогие дети! Вы уже давно путешествуете по стране русских народных сказ то что вы  ищите лежит у моих корней. Открыть сундучок сможете, если прочитаете пословицы.

Сказка ложь, да        

Нашей сказочке конец, а кто        

Открываем сундук и воспитатель вынимает книгу «Русские народные сказки»

Кот: -Ой, как я рад, я люблю читать, книга лучший подарок и я  эту книгу дарю  вашей   группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....