развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Нод по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образование (развитие речи)

Мигиянц Людмила Васильевна

Воспитатель

МАДОУ ДС ОВ «Радуга»

Тема: «Зимы прекрасные мгновенья…» (подготовительная группа)

ЗАДАЧИ:

  • продолжать учить составлять отдельные предложения и аргументировано отвечать на вопросы, составлять общий сюжетный рассказ по картинке;
  • способствовать развитию связной речи,  интереса к окружающему миру, закрепить знание характерных признаков зимы;
  • развивать умение сравнивать и мыслить логически, обогащать речь и словарный запас.
  • воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.

            МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

  • Словесные – вопросы,  объяснения,  загадывание загадок,  словесная игра,  составление предложений.
  • Практические – разгадывание кроссворда.

ИНТЕГРАЦИЯ С ОБЛАСТЯМИ: познание,  чтение художественной литературы, музыкой, художественное творчество, безопасность, здоровье.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

Ребята, сегодня ….. Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу свечку. Сначала давайте посмотрим на нее, видите, как колышется пламя свечи, какое оно красивое.

Когда вы будете передавать свечку друг другу, то почувствуете тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который сидит справа от вас, и, глядя на него улыбнитесь и скажите: «Имя ребенка (Катя), я рад(а) тебя видеть!»

Воспитатель: 

 Теперь, мы возьмемся за руки и почувствуем тепло друга от  друга, спасибо!                                                                                                                      

Воспитатель:

- Громче дудочка поёт, на занятие зовёт (дети встают в круг)

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но для этого нам надо взяться за руки, закрыть глаза и произнести слова

Раз, два, три, четыре, пять.

Все, кто хочет погулять,

Оглянитесь, повернитесь,

В зимнем царстве очутитесь!

Воспитатель: Ребята, в каком времени года мы с вами очутились?

Ответы детей.

Воспитатель: По каким признакам вы определили, что это зима?

Ответы детей.

Воспитатель: Вспомните и назовите зимние месяцы?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте, посчитаем, сколько их?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какая бывает зима? (разница северной зимы)

Ответы детей.

 Воспитатель: Правильно! Север – это царство трескучих морозов, глубокого снега и толстого льда. Когда мы с вами произносим слово «север», в нашем воображении возникает бескрайние заснеженные просторы, ледяные поля, огромные глыбы льда – айсберги в океанских волнах. Мы словно ощущаем дыхание арктического  холода  и порывы пронизывающего ветра.

Воспитатель:  Молодцы, ребята, вы все сказали правильно!  

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, есть места, на планете, где вообще не бывает зимы?  Почему в Африке не бывает зимы?

Ответы детей.

Воспитатель: Действительно в Африке не бывает зимы, и вот от мальчика, который живет в далекой Африке, я вчера получило письмо (Показывает конверт.) Дети (если умеют) читают, кому адресовано письмо и откуда оно пришло. Письмо пришло из Африки от мальчика по имени Бимбо).

Давайте прочитаем письмо:


Здравствуйте, ребята! Меня зовут Бимбо . Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, но я никак не могу понять, что это такое. Пожалуйста, расскажите мне о ней. Ваш друг Бимбо.

Воспитатель: - Подумать только! Бимбо ни разу не видел снега, но я знаю, что делать. Мы расскажем ему о зиме, а  он расскажет своим друзьям в  Африке. Согласны?

Ответы детей.

Воспитатель: Для того чтобы по больше узнать о зиме давайте разгадаем кроссворд-загадку:

1.Покружилась звёздочка, в воздухе немножко,                                                                      Села и растаяла  на моей ладошке. (Снежинка)

2.Жил я посреди двора, где играла детвора,                                                                               Но от солнечных лучей превратился я в ручей. (Снеговик)

3.Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю.
(Метель).

4.Не колючий,

Светло-синий

По кустам развешан  ... (Иней)

5. Белая морковка, зимой растёт, так  ловко. (Сосулька)

6. Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода.

Какое это время года? (Зима)

 Воспитатель: Молодцы, как быстро вы кроссворд отгадали.  Какая загадка больше всего запомнилась и понравилась вам, повторите её.

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а как  ласково можно назвать зиму? Правильно зимушка. Давайте поиграем в ласковые зимние слова.

Игра «Назови слово ласково» (мяч)

( Снег, сосулька, санки, ветер, горка, снежинка, снеговик).

Воспитатель. Предлагаю  вам немного поразмяться, отдохнуть.

Физминутка:

В наших тепленьких сапожках

Мы потопаем немножко.

Руки тоже мы согреем и

Похлопаем скорее.

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Мы с Морозом подружились,

Как снежинки закружились.

Воспитатель: Вы сказали, что зимой идёт снег, а какой он снег?(опыт)

Ответы детей: белый, холодный, скрипучий.

Воспитатель: Если возьмём снег в ладошку, что произойдёт? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Ветер зимой какой?

Ответы детей: колючий, холодный, сильный.
Воспитатель: Воздух зимой какой?

Ответы детей:  свежий, морозный, холодный. А как мы на улице, дышим?

Воспитатель: Лед какой? (опыт: взять кубики льда разного цвета – дети трогают его руками….).

Ответы детей: блестящий, зеркальный, скользкий.

Вместе с  детьми сделать вывод о том, что снег и лед состоит из воды

Ну а сейчас мы должны с вами подумать, почему зима — это плохо, и почему зима — это хорошо. Разделимся на две команды и поиграем в игру «Хорошо — плохо».

Игра «Хорошо — плохо»

(Дети делятся на две команды. Одна команда будет говорить: «Зима плохо, потому что …». Другая: «Зима хорошо, потому что …»)

Воспитатель: Молодцы! Вот теперь мальчик Бимбо из Африки знает, что зимой бывает  не только плохо, но хорошо и весело

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите на доску

План рассказа по схеме (на доске)

1. Какое время года?

2. Тепло или холодно на улице?

3. Какие в это время года выпадают осадки?

4. Как выглядит в это время года земля, растения, небо?

5. Как одеваются в это время люди?

7. Много ли ребят вышли гулять на улицу в зимний солнечный день?  

8.  Чем занимаются дети?

Игра «Доскажи словечко»

С неба все скользят пушинки – серебристые…снежинки

На посёлки, на лужок все снижается - …снежок

Вот веселье для ребят – все сильнее …снегопад

Все бегут вперегонки, все хотят играть в …снежки

Словно в белый пуховик нарядился - …снеговик

Рядом снежная фигурка – это девочка - …снегурка

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой …снегири

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, всё мы рассказали о нашей зиме мальчику Бимбо? А теперь давайте, сделаем коллаж о зимнем времени года и отправим его нашему другу в Африку!

 Коллаж – это композиция из наклеиваемых рисунков на основу (дети самостоятельно наклеивают зимние рисунки на ватман.)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Что было сложного?        

Воспитатель:

Закройте глаза:

Раз, два, три, четыре, пять,

Всё вернёмся мы опять.

Повернитесь, оглянитесь,

Снова в группе очутитесь!

Снова дудочка поёт, отдыхать детей зовёт!

Рассказ по картине (рассказ воспитателя)

           Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег.                                                                     Вся земля, деревья и дома покрыты белой пушистой шубкой. В зимнее время дети одеваются теплее. Это теплые комбинезоны, куртки, шапки, варежки и валенки. Ребята вышли на прогулку. Они решили слепить снеговиков. Света, Лена и Марина слепили снеговика. На голове у него синее ведро. Нос – морковка, глазки – угольки, ручки – веточки. Сережа и Коля слепили другого снеговика. Шляпа у него красного цвета, а нос и ручки сделаны из маленьких снежных комочков. Ребята очень рады, что у них получились такие красивые и веселые снеговики!!!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О.С. Умарова, У.М. Струшина «Развитие речи 6-7 лет: Программа методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения» - 2009г.
  2. Т. М. Бондаренко «Организация НОД  в подготовительной группе детского сада - образовательные области: Коммуникация, Чтение Художественной литературы» – 2010г.
  3. С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста «Удивляюсь, Злюсь, Боюсь, Хвастаюсь и Радуюсь» -2006г.
  4. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей  среднего и старшего дошкольного возраста» - 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...