конспект занятия
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11
Конспект Н О Д
( По познавательному развитию в старшей группе.)
« Жили –Были дед да баба».
Разработал: воспитатель Байдикова Г.М.
Острогожск 2015г.
Цель: познакомить детей с традиционно- бытовой культурой русского народа: избой, домашней утварью, орудиями труда, одеждой.
Задачи: познакомить с устным народным творчеством, загадками, пословицами, с устройством русской избы.
Развивать чувство любознательности, память, зрительное и эстетическое восприятие.
Воспитывать любовь к русскому фольклору.
Предварительная работа: экскурсии в местный краеведческий музей, занятия в горнице в детском саду.
Приоритетные образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социализация.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Оборудование: комната, оборудованная под «горницу», обставленная мебелью, утварью, образами, рушниками.
Активизация словаря: сруб, ухват, печь, картофель в лупянках, образа, решето, квашня.
Ход НОД
Дети входят в избу, рассаживаются на скамейки ,расставленные вдоль стен.
Воспитатель: «Жили- были дед да баба…».Так начинаются многие русские сказки .А как они жили? В каких домах? Почему Русь называли деревянной? Какие вещи их окружали?
Дед и баба, и вообще русские крестьяне жили в избах. Это старинное название деревенского дома. Избы ещё называли срубами, потому что их рубили- строили топорами из дерева. Без топора в хозяйстве никак нельзя. Вот и уважил народ топор, сложив про него загадки.
- «Кланяется, кланяется , придёт домой- растянется».
- «В лес идёт- домой глядит, домой идёт- в лес глядит».
Россия- страна лесная, деревом богатая. Вот и строили из дерева и дома, и столы, и лавки, и полки для посуды; орудия труда и прочие вещи. Крестьяне любили порядок, и всё в доме ( включая и людей ) : стояло, знало своё место.
Справа от входа в избе помещалась печь. «Дом без печки- нежилой дом»-говорили в народе. Печку называли «кормилицей –матушкой».Она и в самом деле, кормила людей: в ней пекли хлеб, варили щи, кашу, картошку в лупянках (мундире). От жарко натопленной печки становилось в доме тепло и уютно, даже в самую лютую зимнюю стужу.
Загадки про печь :
1. «Шуба в избе , рукав на улице».
2. «Толстая Федора, наедается не скоро. Но, зато когда сыта, от Федоры теплота».
3. Мать –толста, Дочь- красна, Сын- бес, долетел до небес».
4. «Бабушка седа- бела, зимой всем мила, а как лето наступает, про бабушку забывают.» Возле печки в русском доме всегда стояли большие чугуны и горшки. Почему чугунок так называется, потому что он чугунный, из прочного металла сделан. А для чего он нужен? Варить щи, картошку, каши. Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей не вытащить из раскалённой печи. Это делали с помощью ухвата.
Загадки: 1. «Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
Сам на отдых идёт! (Ухват).
- «Железный конь, скачет в огонь!» «Кочерга».
Кочерга нужна, чтобы ворошить угли в печке, чтобы она жарче горела. Ребята, а вы знаете, что печки бывают разные: и голландки и буржуйки. Но они просто отапливали жилище, а вот русская печь- особенная. У простого народа к печи было почтительное отношение. Нельзя было, например, даже ссориться, ругаться в доме, а то печь услышит. Русская печь была участницей многих обрядов, сопровождающих человека от рождения до самой смерти. Где-то тут, возле печки, верили в народе, обитает « он»- дух, охраняющий благополучие дома и живущих в нём людей. Духа так и называли- « Запечник » , « Доможил », « Домовой».
Напротив печки, наискосок от неё, место «Красного угла». «Красный»-значит, красивый( красная девица», «красное солнышко»).Красный угол -самое чистое, светлое и нарядное место во всём доме. Здесь на особой полочке- Божнице( где Боги стоят)- у верующих крестьян, всегда стояли иконы.(Изображения Бога и почитаемых Святых).Их называли Образами. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку, и крестился на Образа, а затем, кланялся и приветствовал хозяев. Этим гость показывал, что пришёл с добром и худого не замышляет. «Доброму гостю особая честь». Гостя приглашали «откушать хлеба –соли» и сажали на самое почётное место у икон, рядом с хозяином. По русскому обычаю стол в избе должен стоять в красном углу, ведь еду- хлеб наш насущный, человеку посылает Бог, а стол- его ладонь. Когда семья собиралась за столом, все чинно, спокойно, ели не торопясь. А если какой-нибудь ребёнок вёл себя неспокойно, то получал в наказание деревянной ложкой по лбу. Ребята , самое главное на столе- это хлеб. Хлеб выпекали раньше в русской печке. Давным-давно в 10 веке появился кислый ржаной хлеб, который готовился на квасно-тестяной закваске, который стал национальным хлебом.
Как же пекли хлеб в старину? Прежде чем замесить тесто, просеивали муку через сито или решетом, затем в большом глиняном горшке или деревянной кадке- квашне замешивали тесто ставили кадку в тёплое место, чтобы оно поднялось и выходилось, тогда хлеб получался пышным и мягким.
Загадка: « Сидела баба на печи,
На калёном кирпиче,
Не смогла стерпеть,
Начала пыхтеть».
Чтобы тесто лучше поднималось , его накрывали чистым полотенцем. В печь сажали хлеб на деревянной лопате. С её же помощью, готовый хлеб и вынимали и клали на чистое полотенце, разосланное на столе. А чтобы корочка была хрустящей, ещё горячий хлеб, слегка смачивали водой и покрывали льняным полотенцем.
Вот и хлеб готов, отведайте гости дорогие!
(Угощают детей караваем ).
Пословицы про хлеб:
- «Хлеб всему голова».
- « Без хлеба- нет обеда».
- « Ржаной хлебушко- калачам дедушка».
- «Не уродится рожь- по миру пойдёшь».
- « Гречневая каша- матушка наша, а хлебец ржаной- нам отец родной».
Далее под фонограмму русской народной песни дети рисуют русскую печь .
Выставка и анализ детских рисунков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/20/picture-1226417-1584700417.jpg)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/12/picture-1463072-1678613483.jpg)
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...