Консультация для педагогов ДОУ
консультация по развитию речи по теме
Данная консультация поможет воспитателям ДОУ правильно оснастить книжный уголок в группах ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей ДОУ
«Центр речевого развития в ДОУ»
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.
Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.
Возрастная группа
Оснащение уголка в 1 младшей группе
- В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:
- Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объёмом не более 5 листов;
- Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);
- Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;
- Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
- Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);
- Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;
- Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами
2 младшая, средняя
- В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг.
- Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;
- книги с обычной листовой структурой;
- эстампы на темы русских народных сказок.
- Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.
Средняя группа
- В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу).
- Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;
- Альбомы дополняются по темам: «Российская армия»,
- «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;
- Открытки для рассматривания по произведениям;
- Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;
- Оформляются тематические выставки «Сказки», «Времена года»,
- «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);
- Материал для ремонта книг
Старшая группа
- Наполняемость: 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);
- Портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский; книги, рекомендованные программой;
- Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;
- Энциклопедии («умные» книжки), словари;
- «Толстые» книжки;
- Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе; наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок,
- литературных произведений, мультфильмов;
- Портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин);
- Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки
- «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему.
Подготовительная к школе группа
- Количество книг в уголке не регламентировано.
- книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):
- 2-3 сказочных произведения;
- стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт
- личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
- издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
- весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
- книги, которые дети приносят из дома;
- добавляются книги на школьную тематику;
- портреты известных детских писателей, поэтов.
В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)
Речевой центр располагается отдельно от литературного центра, так как его назначение предполагает проявление двигательной активности детей, что может помешать спокойному рассматриванию и чтению книжек в литературном центре.
Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах доступных для детей младшего возраста, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями для детей старшего дошкольного возраста. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.
Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.
В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.
Для этого используются комплекты:
- -игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек),
- -предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.),
- -различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Весёлое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.),
- -альбом О. С. Соловьёвой (“Говори правильно”), картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.
Обязательными элементами содержания центра в среднем и старшем дошкольном возрасте должны быть результаты их творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.
Младший дошкольный возраст
Материалы по развитию речи
1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).
3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социально-бытовые ситуации).
4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).
5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).
6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социально-бытовой)
Средний дошкольный возраст
Материал по развитию речи
1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.
3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).
4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).
5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
12. Набор кубиков с буквами.
13. Набор карточек с изображением предмета и названием.
Старший дошкольный возраст
1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).
2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).
3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).
4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
«Назови ласково»
«Один-много, много-один»
«Составь слово из двух»
«Добавь слово»
5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
«Мяч бросай животных называй»
«Кто чем занимается»
«Горячий – холодный»
При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:
Классная подвижная азбука.
Азбука в картинках.
Дидактическая игра «Буква за буквой»,
Дидактическая игра «33 богатыря»,
Дидактическая игра «Умный телефон»,
Таблицы по обучению грамоте с рисунками.
Звуковые линейки.
Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н. В. Дурова).
Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская).
Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова) и
др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...