ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа) на тему
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_podgruppa_2.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
(на примере темы «Масленица»)
Введение
Актуальность проекта обусловлена одной из ведущих линий модернизации федеральной системы образования – патриотическое воспитание граждан Самарской области.
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей родины, своего края. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период для всех человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственную основу, которая сделает из более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
К концу дошкольного периода ребёнку доступны следующие представления: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами и художниками. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть толерантным. Потому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разной национальности создаётся у ребёнка под влиянием родителем и педагога.
Исходя из выше указанного, мы пришли к выводу, что воспитание любви к родине, чувства патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста.
Данные положения нашли отражение в ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155). Необходимо формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира. Одним из средств решения данной задачи являются фольклорные произведения.
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального, словесного, фольклорного и др. искусства является одной из задач художественно-эстетического развития. Однако анализ практики дошкольного образования показывает, что, современные педагоги, уделяя особое внимание эстрадному искусству, забывают о своих национальных корнях, о культуре и традициях своего народа. И ознакомление с фольклором в образовательной деятельности отошло на «второй план», что определило противоречие и обосновало выбор темы итоговой работы.
Профессиональная проблема: как спроектировать процесс развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания фольклорных произведений у детей 6-7 лет на примере темы «Масленица».
Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.
- Определить содержание (репертуар) фольклорных произведений по теме «Осень» для формирования первоначальных представлений у детей 6-7 лет о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Разработать механизм, обозначив формы, методы, приемы использования фольклорных произведений в работе по формированию первоначальных представлений у детей 6-7 лет о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Определить возможные достижения детей, в результате реализации разработанного механизма.
МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания фольклорных произведений у детей 6-7 лет
(на примере темы «Масленица»)
Компоненты моделей | Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГОС ДО | |||
Совместная деятельность педагога и детей | Условия для самостоятельной деятельности детей | Сотрудничество с родителями | ||
ОД | Режимные моменты | |||
Целевой компонент | 1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта 1.1. Познакомить детей с календарно-обрядовыми праздниками. 1.2. Способствовать пониманию детьми особенностей фольклорных произведений, их видов. 1.3. Познакомить детей с былинными и сказочными героями. 2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта 2.1. Вызвать у детей интерес к жизни русского народа в разное историческое время. 2.2. Развивать у детей старшего дошкольного возраста эмоциональную отзывчивость на произведения русского народного творчества. 2.3. Вызвать эмоционально-положительное отношение к народным праздникам, традициям, обрядам, народному творчеству. 2.4. Способствовать воспитанию национальной терпимости, уважительного отношения к традициям и культуре народа среднего Поволжья. 3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий 3.1. Развивать самостоятельность детей в народных играх (обрядовые, досуговые, культовые, подвижные). 3.2. Формировать умение играть на народных инструментах (ложки, трещотка, колотушки) 3.3. Упражнять в исполнении песен в сочетании с характерными движениями русского народного танца. | |||
Содержатель ный компонент | ОД 1 Масленица Тема: «Весна красна». ОД 2 Тема «Русь масленичная» ОД 3 Тема: «Масленица-кривошейка» | Утро Темы 1. «Как зима с весной поссорилась» 2. «Приди весна с радостью» 3. «Песенные традиции самарского края»
Прогулка Темы 1. «Веснянка» 2. «Гори-гори ясно» Вечер Темы 1.Коллаж «Масленица» 2. А.Островский «Снегурочка», 3. «Весна –весняночка» . 4. «Масленица» 5. «Выйду на улицу, гляну на село» 6.«Весёлая Масленица» 7. «Народные забавы»
| Актуальная среда - фотоальбом «Красавица Весна»; - сюжетные картинки по теме; - репродукции картин Б.Кустодиев «Масленица»; В.Суриков «Взятие снежного городка »; А.Саврасов «Грачи прилетели»; - размещение в книжном уголке художественных произведений по теме; - шумовые инструменты – трещотки, ложки, бубны; - детские песни о весне; - краски, цветные карандаши; фломастеры, листы белой бумаги, ножницы, салфетки; - тематический коллаж «Ай, да Масленица»; - репродукции картин русских художников; - проектор; - аудиозаписи; - музыкальный центр. | Темы 1. «С кормушкой на опушку». 2. «Любимые песни весны». 3. «На санках катаемся, блинами объедаемся». 4. «Как на масляной неделе мы песни пели, блины ели»
|
Технологический (процессуальный) компонент | Ход ОД 1 Ход 1.Беседа. 2. Слушание «Песни и пляски птиц» Н.Римский-Корсаков. 3.Распевание весенние заклички. 4.Пение «Веснянка», «Блины» 5. Весенний хоровод 6. Игра «Гори ясно» ОД 2 Ход 1. Беседа о русских традициях празднования Масленицы. 2. Музыкально-ритмические движения «Русский перепляс» 3. Шумовой оркестр. 4. Распевание «Весенние заклички» Песни «Веснянка», «Ой, блины». ОД 3 Развлечение Ход 1. Встреча детей Скоморохом в зале. 2. Русский перепляс 3. Выход Зимы 4.Игра «Гори ясно» 5.Выход Весны. 6.Весенние заклички. 7.Борьба Зимы и Весны (перетягивание каната) 8. Песня «Весняночка» 9. Шумовой оркестр 10. Песня «Блины» 11. Выход на улицу 12. Игра «Петушиный бой». 13. Пляска вокруг Масленицы (по показу). | Формы организации Методы и приемы Утро 1. Беседа. 2. Чтение художественных произведений. 3. Рассказ Прогулка 1. Хороводная игра 2. Подвижная игра Вечер
3.Обсуждение примет, пословиц и поговорок о весне. 4. Просмотр мультфильма. 5. Слушание народной музыки 6. Шумовой оркестр 7. П/игры: «Петушиный бой», «Перетяни канат», | Способы взаимодействия с материалами и атрибутами Методы и приемы - побуждение к совместному рассматриванию, обсуждению, составлению рассказов; - побуждение к изготовлению атрибутов и материалов для праздника Масленицы; - упражнение в умении самостоятельно выполнять движения народного танца; - формирование навыков игры на народных инструментах; - развивать интерес к народной музыке; - углублять знания детей о народных обрядах и традициях; - стимулировать к изображению полученных впечатлений (того, что увидели, что запомнили, что понравилось больше всего); - поощрять инициативу и активность детей. | Формы и способы взаимодействия 1. Мастер-класс 2. Консультация 3. Участие в оформлении тематического коллажа (зимние семейный забавы). 4. Чаепитие. |
Результативный компонент (возможные достижения ребенка) | У детей появляется интерес к календарно-обрядовым праздниками, былинным героям. Воспитанники начинают различать особенности фольклорных произведений, их видов, проявляют интерес к жизни русского народа в разное историческое время. У ребят проявляется эмоционально-положительное отношение к народным праздникам, традициям, обрядам, народному творчеству, уважительное отношение к традициям и культуре народа среднего Поволжья. Дети самостоятельно играют в народные игры, у них развивается умение импровизировать на народных инструментах. Старшие дошкольники исполняют песни и танцевальные движения русского танца. |
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
- Кадровые условия: воспитатель, музыкальный руководитель, зам. зав. по ВМР, кастелянша.
- Научно-методические условия: От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с.
3. Материально-технические условия: сюжетные картинки по теме; репродукции картин; шумовые инструменты; комплекты детских песен о весне; художественные материалы (краски, карандаши, бумага, ножницы, салфетки); проектор; аудиозаписи; музыкальный центр).
- Нормативно-правовые условия:
- ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155)
- СанПиН ( Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13),
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, Москва, Просвещение, 2009).
- Информационные условия
- Антонов, Ю.Е., Левина, Л.В., Розова, О.В., Щербакова, И.А.- Как научить детей любить Родину, - Москва, 2003;
- Данилина, Г.Н. – Дошкольнику об истории и культуре России, - Москва, 2003;
- Лыков, О.Н., - Народные игры и песни для детей, - Музыкальный оливье, №4, 2013;
- интернет-ресурсы: www.мaam.ru; www.talantoha.ru.
- Организационные условия:
- разработка конспектов ОД,
- разработка сценариев развлечений,
- подбор художественной и методической литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольного возраста произведений словесного творчества
Презинтация на тему: Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольного возраста произведений словесного творчества....
«Система развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений искусства»
Итоговая работапо модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ«Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования»по теме: «...
Итоговая работа на тему: «Система развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений словесного искусства»
I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной д...
Статья «О системе работы по развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми дошкольного возраста произведений музыкального искусства»
В статье кратко представлена методика развития музыкального мышления у детей Н. В. Сусловой....
«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений изобразительного искусства в процессе подготовки ребенка к школе» (из опыта работы)
Следует отметить, что с принятием ФГОС роль художественного образования существенно возрастает и становится одним из важнейших условий реализации ФГОС, так как приводит к качественному формированию ху...
Мастер - класс «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания художественных произведений на основе технологии продуктивного чтения (слушания) О.В. Чиндиловой»
Технология продуктивного чтения О.В. Чиндиловой обеспечивает с помощью конкретных приёмов чтения (слушания) полноценное восприятие и понимание текста ребёнком, активную читательскую позицию по отношен...
План самообразования: «Способствовать развитию предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства у дошкольников»
План самообразования: «Способствовать развитию предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства у дошкольников»...