"Зимушка - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Андреева Раиса Васильевна

Конспект НОД   ОО "Развитие речи", ОО"Познавательное развитие" средняя группа

Тема :"Зимушка-зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimushka-zima.doc.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 

расширить и закрепить уже имеющиеся представления детей о зиме.

Задачи:

-Расширить и конкретизировать представление о зиме, явлениях живой и неживой природы;  уточнить и активизировать словарь по теме  (лед, снег, мороз, идти,  дуть, падать, белый, холодный, холодно).

-Совершенствовать лексико-грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами,  развивать речевой слух, зрительное  внимание и  восприятие,

Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движения.    

-Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой, положительную установку на участие в занятии.

 -Закрепить умение рисовать зимний пейзаж, используя ватную палочку.

Предварительная работа: экскурсия в парк, рассматривание снежинок, иллюстраций о зиме. Чтение: Артюховой Н. «Белый дед», Е.Чарушин  «Кто чем занят зимой?», А. Фет «Чудная картина»,  А. Пушкин «Зимний вечер».

Развивающая среда: Иллюстрации зимних пейзажей, картинки с изображением зимы, спортивного инвентаря,  мультимедийное оборудование, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, альбомные листы, белая гуашь, ватные палочки.

Ход образовательной деятельности

  Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили, какое сегодня утро? Воздух прозрачный, свежий и чистый. Солнце яркое и лучистое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это утро? (Ответы детей).

  Сегодня мы с вами начнем занятие необычно, я приглашаю вас присесть в кружок и взяться за руки. Давайте поприветствуем  друг  друга, но не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит рядом со мной,  он примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока моё приветствие ко мне не вернётся по кругу.

Я предлагаю вам улыбнуться и передать свою улыбку другу.  Какое у вас настроение?

   Ребята! Я предлагаю вам отгадать загадки:

Наступили холода,                                           Перестал медведь реветь:

Обернулась в лед вода,                                    В спячку впал в бору медведь,

Длинноухий зайка серый                                  Кто скажет, кто знает,

Обернулся зайкой белым,                                 Когда это бывает?

                                                                                               (Зима)

Кто-то к дому подходил                                       Что за звездочка такая,

И нигде не наследил!                                             На пальто и на платке-

Но забавные картины                                            Вся сквозная, вырезная,

Появились на окне:                                                А возьмешь - вода в руке?,

Пьют медведи чай с малиной,                                                 (Снежинка)

Едут зайцы на коне,                                               Во дворе катали ком,

Кто же он, что ночь не спал                                  Шляпа старая на нем,

И на окнах рисовал?                                              Нос приделали и вмиг

                      (Мороз)                                             Получился…(снеговик)

      На экране мультимедийного  оборудования появляются слайды с изображением зимних пейзажей.

-Как вы думаете, какое сейчас время года?

-Как вы догадались?

-Что можно сказать о снеге?

-Какой бывает лед?

-Какой день зимой?

-Какая ночь?

-Давайте перечислим зимние месяцы.

  -Ребята, у меня для вас есть сюрприз.  Посмотрите, какая шкатулка, хотите узнать что там? Отгадайте  еще одну загадку:

«С неба все скользят пушинки, серебристые    (снежинки)».

     Дыхательное упражнение «Снежинки» (подбор прилагательного к заданному слову).

     Рассмотрите свою снежинку и расскажите, какая она? Начните свой ответ со слова снежинка. (Детям предлагается образец ответа – «снежинка красивая»).

            Давайте сделаем так, чтобы наши снежинки улетели от нас. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. Как красиво они закружились в танце (Упражнение повторяется 3-5 раз)

       -. А если падает много снежинок - что происходит снегопад.

    

 «Беседа по картинкам»

     -В какое время  года идёт снегопад? (зимой). У меня для вас следующее задание. На столах лежат картинки, на которых изображены  времена года. Вы должны подойти к тому времени года, про которое мы сейчас с вами говорили. По каким признакам вы решили, что здесь изображены зимние явления природы?(Иней, метель, снегопад, гололед, мороз)

-. Что вы можете рассказать о зиме? Какая она? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная.)

     -Что изменилось в одежде людей с приходом зимы? Чем заняты люди в зимнее время? Какие зимние виды спорта вы знаете? Ребята кто любит зиму? За что вы любите зиму? Свои высказывания начнём со слов:

- Я люблю зиму, потому что…..

Какая у нас получилась Зима? Просто чудесное время года!

Словесная игра с мячом: «Назови ласково»

-Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы говорите о нем ласково.

Снег-снежок                                                            лед-ледок

Мороз-морозец                                                       зима-зимушка

Ветер-ветерок                                                           гора-горка

Санки-саночки                                                          холод-холодок

  Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

1, 2, 3, 4, 5

(Загибают пальчики.)

Мы во двор пошли гулять                        

(Идут по столу средним и указательным пальцами)

Бабу снежную лепили.

(«Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили,

(«Крошат хлебушек».)

С горки мы потом катались,

(Ведут ладошками по одной и по другой руке.)

А ещё в снегу валялись.

(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли.

Съели суп, и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой.

Руки под щёчку.)

  «Дополни предложение»

    -Я прочту стихотворение-загадку, а вы добавите соответствующее слово:

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю: (снег)

На полянку, на лужок все снижается: (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее: (снегопад)

Все бегут вперегонки. Все хотят играть в: (снежки)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил: (снег)

Что можно сказать о снеге? Какой он? (Ответы детей)

   Эксперимент со снегом:

- А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом.

   1. Снег - это вода.

   -В помещение вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит.  Сегодня мы поговорим о снеге и о его свойствах. Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег - это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок. Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки – это застывшие капельки воды. Можно лепить из снега в морозную, сухую погоду? (нет, снег рассыпается, он сухой, не липкий). А в тёплую погоду снег, какой? (мокрый,  липкий, сырой, тяжёлый)  Его можно скатать в комочки,  из него можно лепить снежную бабу и другие фигурки. А как падает снег в тёплую погоду?  В морозную?  (в тёплую - хлопьями,  которые состоят из множества слипшихся снежинок, а в сухую, морозную погоду -  отдельными снежинками. Оони сухие, не слипаются друг с другом). Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему? Что будет со снегом в тёплом помещении? Вот мы сейчас это и проверим.

    Так что же нового вы узнали о свойствах снега?

    Подвижная игра «Мы с тобой…»

 – Поиграем со снежками. Только снежки у нас будут бумажные.

Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий

Раз – подбросим

Два – поймали,

Три – уроним,

Ой – сломали!

    -Как весело мы поиграли в снежки. Ребята, а ваши родители разрешают вам поваляться в снегу? Почему не разрешают? Но сегодня я вам это разрешу, но на снегу мы будем лежать необычном,  на том который лежит у меня в шкатулочке. А вас я попрошу превратиться в снежинок. А теперь представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опускаются все ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом. Дети танцуют и кружатся под спокойную классическую музыку. Вот и отдохнули, замёрзли,  наверное? Давайте встанем и погреемся.

Упражнение на дыхание «Погреем ладошки»

– Наши ручки совсем замерзли. Давайте сядем на пеньки и согреем их.  Подуйте тёплым воздухом на свои ладошки (дети дуют целенаправленной теплой воздушной струёй)

    Пальчиковая гимнастика. Каждый пальчик разотрём, рисовать сейчас начнём.

    Рисование  (зубной пастой).

 -Предлагаю вам рисовать, используя необычный материал.  Ребята посмотрите  внимательно, можете понюхать. Кто догадался, чем мы будем сегодня рисовать. Я открою вам секрет: оказывается, зубной пастой можно не только чистить зубы, но и рисовать!

Далее детям предлагается создать свой зимний пейзаж, используя ватную палочку. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...