"Зимушка - зима"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме
Конспект НОД ОО "Развитие речи", ОО"Познавательное развитие" средняя группа
Тема :"Зимушка-зима"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zimushka-zima.doc.docx | 38.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
расширить и закрепить уже имеющиеся представления детей о зиме.
Задачи:
-Расширить и конкретизировать представление о зиме, явлениях живой и неживой природы; уточнить и активизировать словарь по теме (лед, снег, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно).
-Совершенствовать лексико-грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развивать речевой слух, зрительное внимание и восприятие,
Развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движения.
-Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой, положительную установку на участие в занятии.
-Закрепить умение рисовать зимний пейзаж, используя ватную палочку.
Предварительная работа: экскурсия в парк, рассматривание снежинок, иллюстраций о зиме. Чтение: Артюховой Н. «Белый дед», Е.Чарушин «Кто чем занят зимой?», А. Фет «Чудная картина», А. Пушкин «Зимний вечер».
Развивающая среда: Иллюстрации зимних пейзажей, картинки с изображением зимы, спортивного инвентаря, мультимедийное оборудование, снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, альбомные листы, белая гуашь, ватные палочки.
Ход образовательной деятельности
Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили, какое сегодня утро? Воздух прозрачный, свежий и чистый. Солнце яркое и лучистое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это утро? (Ответы детей).
Сегодня мы с вами начнем занятие необычно, я приглашаю вас присесть в кружок и взяться за руки. Давайте поприветствуем друг друга, но не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит рядом со мной, он примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока моё приветствие ко мне не вернётся по кругу.
Я предлагаю вам улыбнуться и передать свою улыбку другу. Какое у вас настроение?
Ребята! Я предлагаю вам отгадать загадки:
Наступили холода, Перестал медведь реветь:
Обернулась в лед вода, В спячку впал в бору медведь,
Длинноухий зайка серый Кто скажет, кто знает,
Обернулся зайкой белым, Когда это бывает?
(Зима)
Кто-то к дому подходил Что за звездочка такая,
И нигде не наследил! На пальто и на платке-
Но забавные картины Вся сквозная, вырезная,
Появились на окне: А возьмешь - вода в руке?,
Пьют медведи чай с малиной, (Снежинка)
Едут зайцы на коне, Во дворе катали ком,
Кто же он, что ночь не спал Шляпа старая на нем,
И на окнах рисовал? Нос приделали и вмиг
(Мороз) Получился…(снеговик)
На экране мультимедийного оборудования появляются слайды с изображением зимних пейзажей.
-Как вы думаете, какое сейчас время года?
-Как вы догадались?
-Что можно сказать о снеге?
-Какой бывает лед?
-Какой день зимой?
-Какая ночь?
-Давайте перечислим зимние месяцы.
-Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Посмотрите, какая шкатулка, хотите узнать что там? Отгадайте еще одну загадку:
«С неба все скользят пушинки, серебристые (снежинки)».
Дыхательное упражнение «Снежинки» (подбор прилагательного к заданному слову).
Рассмотрите свою снежинку и расскажите, какая она? Начните свой ответ со слова снежинка. (Детям предлагается образец ответа – «снежинка красивая»).
Давайте сделаем так, чтобы наши снежинки улетели от нас. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. Как красиво они закружились в танце (Упражнение повторяется 3-5 раз)
-. А если падает много снежинок - что происходит снегопад.
«Беседа по картинкам»
-В какое время года идёт снегопад? (зимой). У меня для вас следующее задание. На столах лежат картинки, на которых изображены времена года. Вы должны подойти к тому времени года, про которое мы сейчас с вами говорили. По каким признакам вы решили, что здесь изображены зимние явления природы?(Иней, метель, снегопад, гололед, мороз)
-. Что вы можете рассказать о зиме? Какая она? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная.)
-Что изменилось в одежде людей с приходом зимы? Чем заняты люди в зимнее время? Какие зимние виды спорта вы знаете? Ребята кто любит зиму? За что вы любите зиму? Свои высказывания начнём со слов:
- Я люблю зиму, потому что…..
Какая у нас получилась Зима? Просто чудесное время года!
Словесная игра с мячом: «Назови ласково»
-Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы говорите о нем ласково.
Снег-снежок лед-ледок
Мороз-морозец зима-зимушка
Ветер-ветерок гора-горка
Санки-саночки холод-холодок
Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»
1, 2, 3, 4, 5
(Загибают пальчики.)
Мы во двор пошли гулять
(Идут по столу средним и указательным пальцами)
Бабу снежную лепили.
(«Лепят» комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками кормили,
(«Крошат хлебушек».)
С горки мы потом катались,
(Ведут ладошками по одной и по другой руке.)
А ещё в снегу валялись.
(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли.
Съели суп, и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой.
Руки под щёчку.)
«Дополни предложение»
-Я прочту стихотворение-загадку, а вы добавите соответствующее слово:
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю: (снег)
На полянку, на лужок все снижается: (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее: (снегопад)
Все бегут вперегонки. Все хотят играть в: (снежки)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил: (снег)
Что можно сказать о снеге? Какой он? (Ответы детей)
Эксперимент со снегом:
- А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом.
1. Снег - это вода.
-В помещение вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит. Сегодня мы поговорим о снеге и о его свойствах. Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег - это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок. Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки – это застывшие капельки воды. Можно лепить из снега в морозную, сухую погоду? (нет, снег рассыпается, он сухой, не липкий). А в тёплую погоду снег, какой? (мокрый, липкий, сырой, тяжёлый) Его можно скатать в комочки, из него можно лепить снежную бабу и другие фигурки. А как падает снег в тёплую погоду? В морозную? (в тёплую - хлопьями, которые состоят из множества слипшихся снежинок, а в сухую, морозную погоду - отдельными снежинками. Оони сухие, не слипаются друг с другом). Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему? Что будет со снегом в тёплом помещении? Вот мы сейчас это и проверим.
Так что же нового вы узнали о свойствах снега?
Подвижная игра «Мы с тобой…»
– Поиграем со снежками. Только снежки у нас будут бумажные.
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий
Раз – подбросим
Два – поймали,
Три – уроним,
Ой – сломали!
-Как весело мы поиграли в снежки. Ребята, а ваши родители разрешают вам поваляться в снегу? Почему не разрешают? Но сегодня я вам это разрешу, но на снегу мы будем лежать необычном, на том который лежит у меня в шкатулочке. А вас я попрошу превратиться в снежинок. А теперь представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опускаются все ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом. Дети танцуют и кружатся под спокойную классическую музыку. Вот и отдохнули, замёрзли, наверное? Давайте встанем и погреемся.
Упражнение на дыхание «Погреем ладошки»
– Наши ручки совсем замерзли. Давайте сядем на пеньки и согреем их. Подуйте тёплым воздухом на свои ладошки (дети дуют целенаправленной теплой воздушной струёй)
Пальчиковая гимнастика. Каждый пальчик разотрём, рисовать сейчас начнём.
Рисование (зубной пастой).
-Предлагаю вам рисовать, используя необычный материал. Ребята посмотрите внимательно, можете понюхать. Кто догадался, чем мы будем сегодня рисовать. Я открою вам секрет: оказывается, зубной пастой можно не только чистить зубы, но и рисовать!
Далее детям предлагается создать свой зимний пейзаж, используя ватную палочку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Зимушка-зима, зима снежная была...
Конспект НОД в подготовительной группе...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Закрепление знаний детей о временах года....
Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.
Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...
конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"
Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...
Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"
Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...