Поездка в Протоквашино [звук Р и буква «Р»]
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Методическая разботка по теме: Логопедическое занятие в группе детей с ОНР "Поедка в Простоквашино" Тип занятия: групповое. Вид занятия: фонетическое. Второй год обучения.
Цель: Закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.
Конспект логопедического занятия предназначен для детей с общим недоразвитием речи. детям дошкольного возраста очень нравится играть, поэтому это занятие построенно в форме игры. Дети легко усваивают даже самый сложный материал.
Чтобы подготовить детей к обучению грамоте, очень важно научить их различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки из состава слова; членить слова на слоги, а слоги на звуки; определять последовательность звуков в слове; членить предложения на слова. " От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова, зависит не толькл усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка - грамматика и связанные с ней орфографией". ( Д.Б. Эльконин. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников - М., 1962г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лог. Занятие. | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Поездка в Протоквашено [звук Р и буква «Р»]
Зиновенко Марина Ласловна
Учитель-логопед, первой квалификационной категории, МАДОУ № 204, г.Хабаровск
Методическая разработка по теме: Логопедического занятия в группе детей с ОНР «Поездка в Простоквашено» Тип занятия: групповое. Вид занятия: фонетическое. Второй год обучения.
Цель: Закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.
Конспект логопедического занятия предназначен для детей с общим недоразвитием речи. Детям дошкольного возраста очень нравится играть, поэтому это занятие построено в форме игры. Дети быстро и легко усваивают даже самый сложный материал.
Чтобы подготовить детей к обучению грамоте, очень важно научить их: различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки из состава слова; членить слова на слоги, а слоги на звуки; определять последовательность звуков в слове; членить предложения на слова. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографией». (Д. Б. Эльконин. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников — М., 1962.)
Цель: Закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить правильную артикуляцию и изолированное произношение звука (Р).
Упражнять в правильном произношении звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.
Совершенствовать навык звукового анализа слов
Закреплять зрительный образ буквы «Р».
Коррекционно-развивающие:
Развивать речевое внимание на основе упражнений на определение наличие звуков в слове.
Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.
Повышать речевую активность и творческое воображение детей.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать чувство взаимопомощи.
Воспитывать инициативность и умение слушать ответы других, не перебивая друг друга.
Предполагаемый результат: дети будут уметь правильно произносить звук [Р] в слогах, в словах и предложениях и закрепят зрительный образ буквы.
Оборудование: Изображение героев сказки Э. Успенского «Дядя Фёдор, Кот и Пёс»; предметные картинки (кастрюля, сковорода, кружка, ведро, ведёрко, дуршлаг); одежда (куртка, шорты, шарфик, рубашка), резиновые сапоги; игрушечная мебель (кресло, кровать); набор продуктов (вермишель, макароны, рожки); грабли игрушечные, ручка, карандаш, фоторужьё. Магнитофон.
Предварительная работа: Знакомство с произведением Э. Успенского «Наше Простоквашено», «Каникулы в Простоквашено»
Вводный этап.
(Звучит музыка) разговор по телефону с котом Матроскиным. Логопед говорит от имени Матроскина. Алло, это детский сад? С вами говорит кот Матроскин из Простоквашено. Какие звуки вы изучаете сейчас? [звуки Р-РЬ] Очень нравятся мне эти звуки. Давайте я вас познакомлю с моими друзьями, в именах моих друзей есть такие же звуки. Приезжай те к нам в гости. Будем очень рады.
Основной этап.
Логопед: Сегодня мы поедим в Простоквашено и повторим звуки [Р-Р]. Ребята давайте вспомним, кто живет в Простоквашено.
Дети: Дядя Фёдор, корова Мурка, Шарик, Матроскин, теленок Гаврюша. Логопед: Правильно ребята мы слышим звуки [Р-РЬ]: «Расскажите, что вы знаете про звуки [Р-РЬ]»
Дети: Звук [Р] согласный, твердый, Звук [РЬ] согласный, мягкий.
Логопед: Молодцы, правильно! Ребята нам надо купить подарки. Зайдем в хозяйственный магазин. В названиях покупок должны быть звуки [Р,РЬ]. Что купим?
Дети: Кастрюлю, самовар, сковороду, кружку, ведро, ведерко.
Логопед: Какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Логопед: Значит дяде Федору нужна, какая одежда?
Дети: … (куртка, брюки) и на ноги… (резиновые сапоги).
Логопед: А к лету ему, что понадобиться?
Дети: Рубашка, шорты и т. д.
Логопед: Что купим в мебельном магазине?
Дети: Кровать, кресло, раскладушку и т.д.
Логопед: Какие продукты питания отвезём в Простоквашено? В названиях должны быть звуки [ Р,РЬ].
Дети: Вермишель, макароны, баранки, торт и т. д.
Логопед: Хорошо. Молодцы! А какие звуки называются согласными?
Дети: Согласные звуки – это звуки, при произношении которых воздушная струя встречает различные преграды – губы, зубы, язык.
Логопед: Кружками какого цвета они обозначаются?
Дети: твердые согласные обозначаются кружком синего цвета, а мягкие согласные обозначаются кружком зелёного цвета.
Логопед: Ребята, мы успешно справились с заданием! Отправляемся в дальний путь (выставляются картинки с изображением деревни и персонажей сказки).
Логопед: А вот и Простоквашено! Ребята, прежде чем дарить подарки, давайте вспомним, чем отличается «звук» от «буквы»?
Дети: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем.
Логопед: Ребята давайте произнесем звуки [ Р,РЬ]
Дети: Произносят звуки (группой, индивидуально).
Логопед: Молодцы! Нарисуем пальцем на столе букву «Р». Какую букву можно превратить в букву «Р», если кое-что переделать?
Дети: Ответы детей (букву «ь» перевернуть, в букве «В» стереть нижний овал).
Логопед: Правильно! Ребята кому и что мы привезли в подарок? Когда вы будите дарить подарки, нужно произнести правильно и красиво слова со звуком [ Р, РЬ]
Дети: Я подарю дяде Фёдору трактор. Я подарю Шарику фоторужьё …т.д.
Физминутка.
Логопед: Ребята давайте поможем дяде Федору вскопать грядку.
Мы лопатки взяли, грядки раскопали.
Грабли в руки взяли, грядки разровняли.
Семена репы дружно мы сажали,
А потом водою теплой поливали. (Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом)
Логопед: А теперь назовите слова со звуком [Р] из текста стихотворения.
Дети: Это слова – «грядки», «раскопали», «руки», «разровняли», «дружно», «репа».
Логопед: Правильно, молодцы! А сейчас слушайте задание внимательно. Чтобы его правильно выполнить, нужно четко произнести название картинок, а затем определить какие звуки слышаться в слове, (выставляются картинки: руки, репа).
Дети: Произносят чётко слова и выкладывают схемы с ним.
Логопед: Ребята, давайте сосчитаем количество звуков и слогов в словах: руки, репа.
Логопед: Молодцы! Ребята, Дядя Фёдор предлагает поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу» (логопед говорит от имени дяди Фёдора) Ра-ра-ра, начинается игра. Я прошу со слога РА мне сейчас назвать слова.
Дети: Ракета, радуга, ромашка и т. д.
Логопед: Продолжаем мы игру – где слова со слогом РУ?
Дети: Рука, рукавица, рубашка и т. д.
Логопед: Правильно! Ребята дядя Фёдор приглашает нас к столу, где нас ждет угощение. Какими молочными продуктами нас угостили?
Дети: Сыром, творогом, йогуртом, простоквашей, кефиром.
Логопед: Давайте, теперь составим с этими словами предложения. И определим количество слов в предложении.
Дети: Матроскин любит сыр. Кефир полезный напиток и т.д. (дети выкладывают схему предложения полосками)
Логопед: Дядя Фёдор остался доволен нашей работой и предлагает выполнить задания: отгадать ребус и прочитать слов (на рисунке нарисована рыба и буква «К» (рыбак))
Дети: Читают слова «рыбак».
Логопед: Правильно, молодцы! Послушайте внимательно задание. Нам облака несут загадку: расставьте цифры по порядку. Тогда получите слова: верните буквы на места (изображены облака с буквами и цифрами ).
Дети: Ответы детей: река, рыба, радуга.
Логопед: Молодцы, ребята! Мы справились со всеми заданиями правильно. Послушайте, какое стихотворение сочинил Шарик на рыбалке, ему очень понравилось, как вы произносите красиво звук [Р, РЬ].
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была.
Я удила рыбака
Дядю Федю- чудака.
- Где же твой рыбак? Попался?
- Нет, ушел, хитрец! Сорвался! (стихотворение Е. Чеповецкого)
Заключительный этап.
Логопед: Пора возращаться домой, ребята вам понравилось поездка в Простоквашено?
Дети: Отвечают, кому что понравилось.
Литература
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М. Издательский центр ВЛАДОС, 2002.
Бондарева Л.Ю. Упражнение на каждый день: обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Ярославль: Академия развития, 2007.
Филичива Т.Б., ЧиркинаГ.В., Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...
Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...