Поездка в Протоквашино [звук Р и буква «Р»]
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Зиновенко Марина

Методическая разботка по теме: Логопедическое занятие в группе детей с ОНР "Поедка в Простоквашино" Тип занятия: групповое. Вид занятия: фонетическое. Второй год обучения.

Цель: Закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.

 Конспект логопедического занятия предназначен для детей с общим недоразвитием речи. детям дошкольного возраста очень нравится играть, поэтому это занятие построенно в форме игры. Дети легко усваивают даже самый сложный материал.

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте, очень важно научить их различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки из состава слова; членить слова на слоги, а слоги на звуки; определять последовательность звуков в слове; членить предложения на слова. " От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова,  зависит не толькл усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка - грамматика и связанные с ней орфографией". ( Д.Б. Эльконин. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников - М., 1962г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лог. Занятие.27.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Поездка в Протоквашено [звук Р и буква «Р»]

Зиновенко Марина Ласловна

Учитель-логопед, первой квалификационной категории, МАДОУ № 204, г.Хабаровск

Методическая разработка по теме: Логопедического занятия в группе детей с ОНР «Поездка в Простоквашено» Тип занятия: групповое. Вид занятия: фонетическое. Второй год обучения.

Цель: Закрепить правильное произношение звука [Р]  в слогах, в словах и предложениях.

Конспект логопедического занятия предназначен для  детей с общим недоразвитием речи. Детям дошкольного возраста очень нравится играть, поэтому это занятие построено в форме игры.  Дети быстро и легко усваивают даже самый сложный материал.

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте, очень важно научить их: различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки из состава слова; членить слова на слоги, а слоги на звуки; определять последовательность звуков в слове; членить предложения на слова. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографией». (Д. Б. Эльконин. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников — М., 1962.)

Цель: Закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах,  в словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить правильную артикуляцию и изолированное произношение звука (Р).

Упражнять в правильном произношении звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.

Совершенствовать навык звукового анализа слов

Закреплять зрительный образ буквы «Р».

Коррекционно-развивающие:

Развивать речевое внимание на основе упражнений на определение наличие звуков в слове.

Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.

Повышать речевую активность и творческое воображение детей.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать чувство взаимопомощи.

Воспитывать инициативность и умение слушать ответы других, не перебивая друг друга.

Предполагаемый результат: дети будут уметь правильно произносить звук [Р] в слогах,  в словах и предложениях и закрепят зрительный образ буквы.

Оборудование: Изображение героев сказки Э. Успенского «Дядя Фёдор, Кот и Пёс»; предметные картинки (кастрюля, сковорода, кружка, ведро, ведёрко, дуршлаг);  одежда (куртка, шорты, шарфик, рубашка), резиновые сапоги; игрушечная мебель (кресло, кровать); набор продуктов (вермишель, макароны,  рожки); грабли игрушечные, ручка, карандаш, фоторужьё. Магнитофон.

Предварительная работа: Знакомство с произведением Э. Успенского «Наше Простоквашено»,  «Каникулы в Простоквашено»

Вводный этап.

(Звучит музыка) разговор по телефону с котом Матроскиным.  Логопед говорит от имени Матроскина. Алло, это детский сад? С вами говорит кот Матроскин из Простоквашено. Какие звуки вы изучаете сейчас? [звуки Р-РЬ] Очень нравятся мне эти звуки.  Давайте я вас познакомлю с моими друзьями, в именах моих друзей есть такие же звуки. Приезжай те к нам в гости. Будем очень рады.

Основной этап.

Логопед: Сегодня мы поедим  в Простоквашено и повторим звуки [Р-Р]. Ребята давайте вспомним, кто живет в Простоквашено.

Дети: Дядя Фёдор, корова Мурка, Шарик, Матроскин, теленок Гаврюша. Логопед: Правильно ребята  мы слышим звуки [Р-РЬ]:  «Расскажите, что вы знаете про звуки [Р-РЬ]»

Дети: Звук [Р] согласный, твердый, Звук [РЬ] согласный,  мягкий.

Логопед: Молодцы, правильно! Ребята нам надо купить подарки. Зайдем в хозяйственный магазин. В названиях покупок должны быть звуки [Р,РЬ]. Что купим?

Дети: Кастрюлю, самовар, сковороду, кружку, ведро, ведерко.

Логопед: Какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Логопед: Значит дяде Федору нужна, какая одежда?

Дети: … (куртка, брюки) и на ноги… (резиновые сапоги).

Логопед:  А  к лету ему, что понадобиться?

Дети: Рубашка, шорты  и т. д.

Логопед: Что купим в мебельном магазине?

Дети: Кровать, кресло, раскладушку и т.д.

Логопед: Какие продукты питания отвезём в Простоквашено? В названиях должны быть звуки [ Р,РЬ].

Дети: Вермишель, макароны, баранки, торт и т. д.

Логопед: Хорошо. Молодцы! А какие звуки называются согласными?

Дети: Согласные звуки – это звуки, при произношении которых воздушная струя встречает различные преграды – губы, зубы, язык.

Логопед: Кружками  какого цвета они обозначаются?

Дети: твердые согласные обозначаются кружком синего цвета, а мягкие согласные обозначаются кружком зелёного цвета.

Логопед: Ребята, мы успешно справились с заданием! Отправляемся в дальний путь (выставляются картинки с изображением деревни и персонажей сказки).

Логопед: А вот и Простоквашено! Ребята, прежде чем дарить подарки,    давайте  вспомним, чем отличается «звук»  от «буквы»?

Дети: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем.

Логопед: Ребята давайте произнесем звуки  [ Р,РЬ]

Дети: Произносят  звуки (группой, индивидуально).

Логопед: Молодцы! Нарисуем пальцем на столе букву «Р». Какую букву можно превратить в букву «Р», если кое-что переделать?

Дети:  Ответы детей (букву «ь» перевернуть, в букве «В» стереть нижний овал).

Логопед: Правильно! Ребята кому и что мы привезли в подарок? Когда вы будите дарить подарки, нужно произнести правильно и красиво слова со звуком [ Р, РЬ]

Дети: Я подарю дяде Фёдору трактор. Я подарю Шарику фоторужьё …т.д.

Физминутка.

Логопед: Ребята давайте поможем дяде Федору вскопать грядку.

Мы лопатки взяли, грядки раскопали.

Грабли в руки взяли, грядки разровняли.

Семена репы дружно мы сажали,

А потом водою теплой поливали. (Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом)

Логопед: А теперь назовите слова со звуком  [Р] из текста стихотворения.

Дети: Это слова – «грядки», «раскопали», «руки», «разровняли», «дружно», «репа».

Логопед:  Правильно, молодцы!  А сейчас слушайте задание внимательно. Чтобы его правильно выполнить, нужно четко произнести название картинок, а затем определить какие звуки слышаться в слове, (выставляются картинки: руки, репа).

Дети: Произносят  чётко слова и выкладывают схемы с ним.

Логопед: Ребята, давайте сосчитаем количество звуков и слогов в словах: руки, репа.

Логопед: Молодцы! Ребята, Дядя Фёдор предлагает поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу» (логопед говорит от имени дяди Фёдора)  Ра-ра-ра, начинается игра. Я прошу со слога РА мне сейчас назвать слова.

Дети: Ракета, радуга, ромашка и т. д.

Логопед: Продолжаем мы игру – где слова со слогом РУ?

Дети: Рука, рукавица, рубашка и т. д.

Логопед: Правильно!  Ребята дядя Фёдор приглашает нас к столу, где нас ждет  угощение. Какими молочными продуктами нас угостили?

Дети: Сыром, творогом, йогуртом, простоквашей, кефиром.

Логопед: Давайте, теперь составим с этими словами предложения. И определим количество слов в предложении.

Дети: Матроскин любит сыр. Кефир полезный напиток и т.д. (дети выкладывают  схему предложения полосками)

Логопед: Дядя Фёдор остался доволен нашей работой и предлагает выполнить задания:  отгадать ребус  и прочитать слов  (на рисунке нарисована рыба и буква «К» (рыбак))

Дети: Читают слова «рыбак».

Логопед: Правильно, молодцы! Послушайте внимательно  задание. Нам облака несут загадку: расставьте цифры по порядку. Тогда получите слова: верните буквы на места (изображены облака с буквами и цифрами ).

Дети: Ответы детей: река, рыба, радуга.

Логопед: Молодцы,  ребята! Мы справились со всеми заданиями правильно. Послушайте, какое стихотворение сочинил Шарик на рыбалке,  ему очень понравилось, как вы произносите красиво звук [Р, РЬ].

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала:

- Здравствуй!

- Здравствуй!

- Как дела?

- На рыбалке я была.

Я удила рыбака

Дядю Федю- чудака.

- Где же твой рыбак? Попался?

- Нет, ушел, хитрец! Сорвался!         (стихотворение Е. Чеповецкого)

Заключительный этап.

Логопед: Пора возращаться домой,  ребята вам понравилось поездка в Простоквашено?

Дети: Отвечают, кому что понравилось.

Литература

Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М. Издательский центр ВЛАДОС,  2002.

Бондарева Л.Ю. Упражнение на каждый день: обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Ярославль:  Академия развития, 2007.

Филичива Т.Б., ЧиркинаГ.В., Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»

Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...

Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б

Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...