Программа"Устное народное творчество"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
В программе описано, что использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей младшего дошкольного возраста, сделать их жизнь интересной и содержательной, наполнить яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя и окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
на педагогическом совете Заведующий МБДОУ
д/с № 37 «Звездочка»
«_____» ___________ 2014 г. Астахова Г.Н.
«_____» ________ 2014
Программа
«Устное народное творчество»
Составитель программы:
Воспитатель Соловьева Виктория Ивановна
Срок реализации программы – 1 год
г.Красногорск
Пояснительная запискаУстное народное творчество - это произведения всех родов и жанров. Дети имеют возможность познакомиться с глубокими корнями жизни народов России с его образным языком. Нам, взрослым, хорошо известны потешки, считалки, дразнилки и прочая стихотворная «шумиха» которую в жизни принято считать пустой забавой. На самом деле, без этих веселых стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить свои мысли, чувства и переживания. Можно сделать вывод: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и воспитательном. В связи с этим, в детском саду введена кружковая работа по устному народному творчеству. Настоящая программа описывает курс подготовки по устному народному творчеству детей младшего возраста 3-4 лет. Она разработана на основе обязанной деятельности для ДОУ.
Главной целью педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Задачи:
- Знакомить детей с устным народным творчеством.
- Учить внимательно слушать и запоминать потешки, художественные произведения, отгадывать загадки.
- Знакомство с русскими народными играми.
- Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию и т.д.
- Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.
Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы я выбрала методическую тему: Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста. Программа предполагает проведение одного занятия 2 раза в месяц во вторую половину дня. Продолжительность занятия 15 минут вторая младшая группа. Общее количество учебных занятий в год-15 . Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика ) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый в мае.
Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывается в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, что бы проводимая работа способствовала решению общих задач. При составлении плана руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип активности и посильной самостоятельности.
Этот принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.
2. Принцип познавательной активности.
Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.
3. Принцип наглядности.
Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста. Предполагает. использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.
4. Принцип поэтапности.
В передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.
5. Принцип вариативности.
Поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте).Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности.
Перспективное планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание |
1. | «Милости просим гости дорогие» | Первое посещение детьми «Избы». Знакомство с ее хозяйкой. |
2. | Ладушки в гостях у бабушки» | Использование на занятии прибауток, потешек. Загадывание загадок о кошке и петушке. |
3. | «Как у нашего кота» | Знакомство с потешками про кота. Проведение игр «Кот Васька» и «Огуречик - огуречик». |
4. | «У бабушки в деревне» | Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. |
5. | «Баю – баюшки баю, баю Машеньку мою» | Укачивание младенца куклы Маши. Пение колыбельны. |
6. | «Уж, ты зимушка зима». | Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». |
7. | «Сундучок Деда Мороза» | Загадывание загадок о зиме. |
8. | «Зайка беленький сидит». | Использование на занятие загадок о зайце и елки, потешек, колыбельной песни. Проведение игры «Зайка беленький сидит». |
9. | «Девочка и лиса» | Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса». Игра «Кто позвал». «Угадывание по голосу». |
10. | «Идет коза рогатая» | Разучивание потешек «Идет коза рогатая». |
11. | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Этическая беседа «Моя любимоя мама». |
12. | «Приди весна с радостью» | Разучивание заклички «Весна, весна красна». |
13. | «Заюшкина избушка» | Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка». Повторение заклички «Весна, весна красна». |
14. | «Петушок, петушок золотой гребешок» | Знакомство детей с новым персонажем «Петушком». Разучивание потешек о петушке. |
15. | «Кот Васька именинник» | Проведение игр: «Мыши водят хоровод2. «Кот и мыши», «Птички». |
16. | «Прощание с Избой» | Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с хозяйкой до осени. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Устное народное творчество»
Вторая младшая группа...
"Каждый день с потешкой"(тематическая программа дня для детей младшей группы по применению произведений устного народного творчества в разных режимных моментах.)
С раннего возраста ребенок откликивается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ...
Парциальная программа по ознакомлению детей с устным народным творчеством.
Парциальная программа кружка «Ладушки» направлена на познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Приобщение детей к традиция...
Примерная программа "Устное народное творчество" для кружковой работы
Устное народное творчество является одними из распространённых жанров в развитии речи у младших дошкольников!!! Данная программа позволит педагогам составить план работы с детьми во время кружковой ил...
Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников
Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...
План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми».
Устное народное творчество как средство развития связной речи у детей с ОВЗ. Деловая игра: «Использование устного народного творчества в работе с детьми»....