Примерная программа "Устное народное творчество" для кружковой работы
рабочая программа (младшая группа) на тему
Устное народное творчество является одними из распространённых жанров в развитии речи у младших дошкольников!!! Данная программа позволит педагогам составить план работы с детьми во время кружковой или индивидуальной работы!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
кружковой деятельности на тему: «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» для второй младшей группы №4 МАДОУ Д/С №1 «Сказка»
Подготовила воспитатель первой категории :
Трибухова Наталья Сергеевна
Программа «Устное народное творчество»
Актуальность:
Устное народное творчество — это произведения всех родов и жанров. Дети имеют возможность познакомиться с глубокими корнями жизни народов России с его образным языком. Нам, взрослым, хорошо известны потешки, считалки, дразнилки и прочая стихотворная «шумиха» которую в жизни принято считать пустой забавой. На самом деле, без этих веселых стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить свои мысли, чувства и переживания. И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и воспитательном. В связи с этим, в детском саду введена кружковая работа по устному народному творчеству. Настоящая программа описывает курс подготовки по устному народному творчеству детей младшего возраста 3-4 лет. Она разработана на основе обязанной деятельности для ДОУ. Главной целью педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста — помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Задачи:
Знакомить детей с устным народным творчеством.
Учить внимательно слушать и запоминать потешки, художественные произведения, отгадывать загадки.
Знакомство с русскими народными играми.
Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию и т.д.
Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.
Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы я выбрала методическую тему: Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста. Программа предполагает проведение одного занятия 2 раза в месяц во вторую половину дня. Продолжительность занятия 15 минут вторая младшая группа. Общее количество учебных занятий в год-15 . Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика ) проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый в мае.
Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывается в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, что бы проводимая работа способствовала решению общих задач. При составлении плана руководствовалась следующими принципами:
1. Принцип активности и посильной самостоятельности.
Этот принцип предполагает, что создаются все условия, чтобы у детей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста.
2. Принцип познавательной активности.
Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.
3. Принцип наглядности.
Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста. Предполагает. использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия и т. д.), с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приема инсценирования.
4. Принцип поэтапности.
В передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: организованная образовательная деятельность должна состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей организованной образовательной деятельности обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.
5. Принцип вариативности.
Поможет закрепить и расширить знания детей. (Принцип вариативности – повторение пройденного материала в организованной образовательной деятельности и в совместно-партнерской деятельности в несколько изменённом варианте).Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно – речевой деятельности.
Перспективное планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание |
1. | «Милости просим гости дорогие» | Первое посещение детьми «Избы». Знакомство с ее хозяйкой. |
2. | Ладушки в гостях у бабушки» | Использование на занятии прибауток, потешек. Загадывание загадок о кошке и петушке. |
3. | «Как у нашего кота» | Знакомство с потешками про кота. Проведение игр «Кот Васька» и «Огуречик — огуречик». |
4. | «У бабушки в деревне» | Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных. |
5. | «Баю – баюшки баю, баю Машеньку мою» | Укачивание младенца куклы Маши. Пение колыбельны. |
6. | «Уж, ты зимушка зима». | Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». |
7. | «Сундучок Деда Мороза» | Загадывание загадок о зиме. |
8. | «Зайка беленький сидит». | Использование на занятие загадок о зайце и елки, потешек, колыбельной песни. Проведение игры «Зайка беленький сидит». |
9. | «Девочка и лиса» | Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса». Игра «Кто позвал». «Угадывание по голосу». |
10. | «Идет коза рогатая» | Разучивание потешек «Идет коза рогатая». |
11. | «Нет милее дружка, чем родимая матушка» | Этическая беседа «Моя любимоя мама». |
12. | «Приди весна с радостью» | Разучивание заклички «Весна, весна красна». |
13. | «Заюшкина избушка» | Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка». Повторение заклички «Весна, весна красна». |
14. | «Петушок, петушок золотой гребешок» | Знакомство детей с новым персонажем «Петушком». Разучивание потешек о петушке. |
15. | «Кот Васька именинник» | Проведение игр: «Мыши водят хоровод2. «Кот и мыши», «Птички». |
16. | «Прощание с Избой» | Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с хозяйкой до осени. |
Используемая и рекомендуемая литература:
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М.: Просвещение, 1957. – 224 с.
Балакина Т.И. «История русской культуры». Москва, 1996 г.
Детская литература. / Под ред.Е. Е. Зубаревой. — М.: Просвещение, 1985. — 399с.
Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997 г.
Кравцов Н.Н., Лазутин С.Т. «Русское устное народное творчество». Москва, 1987 г.
Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000 г.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986. – 79 с.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987. — 240с.
Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. — М.: Просвещение, 1972. –78 с.
Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. (Составитель Науменко Г.М.). Москва, 1988 г.
Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 1985 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование различных техник народных промыслов в кружковой работе с детьми, имеющие речевые нарушения в условиях ДОУ.
как влияет кружковая работа"Изонить" на развитие детей, имеющих речеые нарушения в условиях ДОУ....
Кружковая работа как одна из форм по приобщению детей к народной культуре
Национальная доктрина образования в Российской Федерации направляет общество консолидироваться вокруг национальных приоритетов страны. Цели и задачи современного образования призваны обеспечить истори...
План кружковой работы «Народная игрушка» для детей старшего возраста на 2013- 2014 год
В основе тематического плана кружка использована программа русские народные куклы "Василинки" Н.В. Кадникова г. Курган...
Кружковая работа " народные подвижные игры "
Перспективный план работы кружка разработан на весь учебный год и включает в себя по 4 занятия ежемесячно...
кружковая работа "Народный умелец"
Конспект кружкового занятия "Золотая хохлома" в подготовительной группе...
Кружковая работа по приобщению к русской народной культуре через знакомство с народными календарными праздниками «Березка»
Кружковая работа «Березка» направлена на ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей....