Диагностирование детей по методике О.С. Ушаковой
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Куулар Наталья Николаевна

с целью выявления уровня развития речи мы проводили диагностирование детей по методике О.С. Ушаковой.

В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста.

         Методика О.С. Ушаковой состоит из трех серий с заданиями (Приложение №1).

Iсерия - задания на выявление уровня развития словаря и грамматики;

IIсерия - задания на выявление уровня развития звуковой культуры речи;

IIIсерия - задания на выявление уровня развития связной речи.

         Вопросы задавались детям в индивидуальном порядке и оценивались по 3-х бальной системе по методике О.С. Ушаковой. Результаты занесены в сводную таблицу обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_obsledovaniya.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Ход обследования

I серия заданий (словарь и грамматика)

1. Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

1) Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);

2) называет отдельные признаки, действия;

3) называет 1—2 слова.

2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

2) подбирает слова к 2—3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).

3. Что называют словом ручка?

1) Называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);

2) называет два значения этого слова;

3) перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).

4. Придумай предложение со словом ручка.

1) Составляет грамматически правильно предложение из трех слов;

2) называет два слова (словосочетания);

3) называет только одно слово (ручка).

5. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно... (писать, открывать дверь).

1) Правильно заканчивает разные типы предложений;

2) называет два слова;

3) подбирает только одно слово.

6. Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».

1) Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

2) называет 2—3 слова;

3) подбирает только одно слово.

Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый, его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)»,

1) Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);

2) называет 2—3 слова;

3) подбирает только одно слово.

7. Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.)

1) Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет только одно слово.

8. Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

1) Правильно называет слова в повелительном наклонении;

2) подбирает два слова;

3) называет одно слово.

9. Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).

Аналогичные вопросы задаются цро других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...»

1) Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;

2) называет правильно только одну форму;

3) не выполняет задание.

10. Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок — жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).

1) Ребенок называет все слова правильно;

2) называет два-три слова;

3) говорит одно слово.

11. Где живут звери? (Влесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, ле-совичок.)

1) Называет более двух слов;

2) называет два слова;

3) повторяет заданное слово.

12. Что называют словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?

1) Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу;

2) называет только одно значение этого слова;

3) повторяет слово за взрослым.

13. Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

1) Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы);

2) правильно подбирает два слова;

3) называет одно слово.

14. Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

1) Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);

2) называет два действия (накалывать грибы, шить);

3) называет одно действие (шить).

15. Составь предложение со словом игла.

1) Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);

2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);

3) называет одно слово.

16. Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

1) Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);

2) правильно исправляет два предложения;

3) повторяет предложения без изменения.

II серия заданий (звуковая культура речи).

1. В названии каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)

2. В названии каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь? (Черепаха, курица.)

3. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж и з? (Железо.)

1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;

2) называет более двух слов;

3) называет одно слово.

4. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко — шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2) недостаточно четко произносит;

3) не владеет умением замедлять, убыстрять темп.

5. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации;

2) передает только вопросительную интонацию;

3) повторяет повествовательную интонацию.

6. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».

1) Ребенок ритмично заканчивает фразу;

2) отвечает, нарушая ритм;

3) говорит одно слово.

III серия заданий (связная речь).

1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;

2) рассказывает, опуская начало (или конец);

3) перечисляет отдельные качества.

2. Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) перечисляет нарисованное на картинках.

3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

2) составляет рассказ с помощью взрослого;

3) не справляется с заданием.

        Результаты: низкий уровень 1-25баллов, средний уровень 26-50баллов, высокий уровень 51-75баллов.

      При диагностическом обследовании детей выявлено, что у дошкольников есть проблемы со словарным запасом, недостаточный уровень развития связной речи, несформированность навыков грамматически правильной речи. У 25% (5 человек) детей группы речь развита на низком уровне, 75% (15 человек) воспитанников имеют средний уровень развития речи. Высокого уровня развития речи у детей выявлено не было. Для наглядности поместим результаты диагностики на график и сводную таблицу развития детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательской культуры воспитателей на основе использования методик диагностирования детей коррекция их способностей»

Основные подходы к организации диагностической работы.    Внедрение ДР в деятельность дошкольных образовательных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами:...

Вопросы для бесед для первоначального диагностирования детей подготовительной к школе группе с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного района, села, деревни.

Вопросы для бесед для первоначального диагностирования детей подготовительной к школе группе с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного района, села...

«Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко.

laquo;Описание Методики «Логопедическое обследование детей» и методики «Развитие и коррекция речи детей 4 – 8 лет» В.М. Акименко....

Экологическая сказка «Как Умница, Ёлочка, Тихоня и Шалун лес спасли и детей уму разуму научили». Автор-Ушакова М.А.

Все дети любят сказки. Прочитайте им экологическую сказку. Это позволит им не только послушать интересную историю, но и углубить знания экологической направленности....