"Снег на полях - хлеб в закромах".
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Предлагаю Вашему вниманию методику, как с помощью игровых ситуаций, загадок и пословиц о хлебе построить НОД (непосредственно-образовательную деятельность), способствующую познавательно-речевому развитию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sneg_na_polyah.docx | 140.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Снег на полях – хлеб в закромах».
Цель:
Показать детям актуальность народной мудрости (пословицы) в современном мире, способствовать познавательно-речевому развитию детей.
Задачи:
- Упражнять детей в подборе однокоренных слов к слову «Хлеб» (игра «Слова - родственники»);
- Упражнять детей в назывании хлебобулочных изделий (игра «Телефон»);
- Упражнять детей в разгадывании ребусов (способствовать развитию внимания и логического мышления);
- Упражнять детей в написании слов печатными буквами и в фонетическом разборе слов;
- Упражнять детей в составлении известной пословицы, используя слова, разгаданные при помощи ребусов.
Материально-техническое обеспечение:
- Ноутбук, проектор, экран;
- Подбор слайдов;
- Магнитная доска, магниты, маркеры;
- Карточки с вопросами;
- Карточки с ребусами;
- Листы чистой бумаги и карандаши для детей.
Образовательные области:
- Речевое развитие (речевого общение, развитие словаря, воспитание ЗКР, чтение художественной литературы: стихотворение С. Погореловского «Слава Хлебу»);
- Познавательное развитие (виды хлебобулочных изделий, профессии людей, связанных с хлебом);
- Физическое развитие (физкультминутки);
Ход:
В. Ребята, у нас сегодня необычный день. К нам пришли гости – воспита- тели из других детских садов. Давайте дружно с ними поздороваемся. Д. Здравствуйте! |
В. Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, отгадав которую вы поймёте, о чём мы с вами сегодня поговорим: Мнут – катают, в печи закаляют, А потом за столом нарезают ножом. Д. Хлеб. В. Итак, сегодня мы поговорим о хлебе. В. Ребята, обратите внимание, вы только отгадали загадку, а на экране уже появилась картинка-отгадка. Сегодня мы будем не только отвечать на вопросы словами, но также будем видеть ответы на экране. |
В. А теперь ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: «Что вы делаете утром, чтобы потом в течение дня чувствовать себя бодро?» Д. Умываемся, завтракаем, делаем зарядку. В. А для того, чтобы хорошо и быстро ответить на мои вопросы, вы тоже сделаете зарядку, только для ума. Для этого мы поиграем. |
Первая игра называется «Слова – родственники». Мы будем подбирать такие слова, в которых есть одинаковая часть. В данном случае в них спрячется слово «ХЛЕБ». Например, если мы хотим назвать хлеб ласково, то говорим хлебушек; если мы говорим о крошках хлеба, то называем их хлебными крошками. И в слове «Хлебушек», и в словосочетании «Хлебные крошки» спряталось слово «ХЛЕБ». Значит, это слова-родственники. А теперь вопросы к вам:
|
В. А теперь следующая игра. Она называется «Телефон». Вы будете вспоминать и называть хлебобулочные изделия. Итак,
|
В. А теперь переходим к основным вопросам. Мы сегодня будем разгадывать ребусы (показываю карточку с условным обозначением), записывать слова-отгадки печатными буквами и делать фонетический разбор этих слов (показываю карточку с условным обозначением). А самое главное – мы сегодня будем составлять пословицу из отгаданных вами слов (на доске четыре закрытых ребуса). |
В. Сейчас вот только разомнёмся и проведём физкультминутку. Сколько в поле колосков – столько делаем шагов (ходьба до 8). Какой вырос каравай? Выше руки поднимай (руки вверх, и потянулись: Раз-Два-Три-Четыре). Теперь ниже опускай (руки вниз, и потянулись: Раз-Два-Три-Четыре). Как колышется пшеница? (наклоны в стороны: вправо – 1-2, влево – 3-4). Сколько в поле тракторов – столько сделаем прыжков. (прыжки до 8). |
В. Ребята, внимательно посмотрите на первый ребус (переворачиваю его лицевой стороной) и постарайтесь его разгадать. Первый, отгадавший ребус ребёнок, выходит к доске и записывает слово-отгадку. Второй – делает фонетический разбор слова. С Н Е Г В. Ребята, внимательно посмотрите на второй ребус (переворачиваю его лицевой стороной) и постарайтесь его разгадать. Первый, отгадавший ребус ребёнок, выходит к доске и записывает слово-отгадку. Второй – делает фонетический разбор слова.
П О´ Л Е |
В. Наши пальчики писали, наши пальчики устали. Давайте их разомнём и поиграем в игру «Замеси тесто». Держим кулачки вместе перед собой, сжимаем и разжимаем их, описывая круг в горизонтальной плоскости. Ой, ладошки-ладушки, мы печём оладушки (хлопки ладонями), А тесту в миске тесно (имитируем помешивание по кругу: 2 раза – вправо, 2 раза - влево). Тесто выпало на стол (4 удара ладонями по парте), Тесто шлёпнулось на пол (4 удара ладонями по коленям), Тесто убежало (топаем ногами поочерёдно), Начинай сначала. |
В. Ребята, внимательно посмотрите на третий ребус (переворачиваю его лицевой стороной) и постарайтесь его разгадать. Первый, отгадавший ребус ребёнок, выходит к доске и записывает слово-отгадку. Второй – делает фонетический разбор слова.
Х Л Е Б (При разгадывании данного ребуса обращаю внимание детей на то, что перевёрнутая картинка означает прочтение слова не слева - направо, а справа – налево). |
В. Ребята, внимательно посмотрите на четвёртый ребус (переворачиваю его лицевой стороной) и постарайтесь его разгадать. Здесь зашифровано старинное слово. Его мы не раз слышали, когда читали русские народные сказки (сказка «Про мышь зубастую, да про воробья богатого»). Первый, отгадавший ребус ребёнок, выходит к доске и записывает слово-отгадку. Второй – делает фонетический разбор слова.
З А К Р О М А´ В. Ребята, а кто из вас помнит, что такое «Закрома»? Д. Закрома – это отсек, отгороженное место в амбаре или на складе для хранения зерна, муки и т.д. В. В старые, добрые времена зерно хранили в амбаре или прямо дома, отгородив закрома, как показано на первой картинке слайда. А сейчас закрома Родины выглядят по-другому (вторая картинка слайда). Такие закрома могут принять около 115 тысяч тонн зерна. Современные закрома – это сложное инженерное сооружение, в котором предусмотрены:
|
В. Итак, вы разгадали все ребусы, а теперь посмотрите на записанные слова и вспомните пословицу с ними. Д. «Снег на полях – Хлеб в закромах». В. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Наводящие вопросы:
Значит, чем больше снега на полях, тем больше воды для питания колосков, тем лучше будет урожай, и тем полнее будут наполнены закрома зерном. В. Ребята, скажите, пословица, которую мы составили, появилась вчера? Или, может быть, на прошлой неделе? Д. Нет. В. Она появилась много десятков лет назад. А справедлива ли она в наше время? Д. Да. В. Вот видите, на сколько велика мудрость пословицы. Пришла она к нам из далёкого прошлого, а справедлива до сих пор. |
В. Какие ещё пословицы о хлебе вы знаете? Д. - Без хлеба – половина обеда. - Хлеб – всему голова. - Хлеб – драгоценность, им не сори, сколько съешь – столько бери. |
В. А в заключении я хотела бы прочитать вам стихотворение С. Погореловского «Слава хлебу». Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе! Вот он – хлебушко душистый. Вот он – тёплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал – пришёл… В нём – здоровье наше, сила. В нём – чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло! В нём – Земли родимой соки, Солнца свет весёлый в нём… Уплетай за обе щёки! Вырастай богатырём! Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил! |
В. А в награду за старание – вам, ребята, сушки, да печенье из детсадовских закромов. На этом будем заканчивать, спасибо всем за внимание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Хлеб от поля до стола"
Эта презентация используется для проведения занятия в старшей и подготовительной возрастных группах....
Образовательная деятельность на прогулках.Тема «Ещё в полях белеет снег»
Картотека прогулок на каждый день Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой....
методическая разработка (Проект по формированию у детей представлений о хлебе "ПОЛЕ")
Проект по формированию у детей представлений о хлебе «Поле»Вид проекта: Информационно-практический, исследовательский, творческий.Продолжительность проекта: Долгосрочный.Участники проекта: Д...
Познавательно-исследовательский проект "Путешествие хлеба от поля до стола"
Познавательно-исследовательскийпроект "Путешествие хлеба от поля до стола"...
Тема недели: Урожай. О хлебе Конспект по рисованию в подготовительной группе Тема: Грибная поляна (Рисование гуашью)
Программное содержание. Расширять знания детей о многообразии грибов. Учить рисовать разные по форме, строению и цвету грибы. Упражнять в рисовании лесной поляны. Закреплять умение рисовать красками и...
"Проект на тему « Путешествие хлеба от поля до стола»
Расширять знание детей о хлебе.Прививать уважение к хлебу и людям , вырастившим его....
Методическая разработка " Хлеб-всему голова. Путь хлеба от поля до стола"
Эта методическая разработка поможет воспитателям обобщить и систематизировать знания детей о хлебе и хлебобулочных изделиях; -развивать умение делать элементарные умозак...