методическая разработка (Проект по формированию у детей представлений о хлебе "ПОЛЕ")
методическая разработка (старшая группа) на тему

Дианова Светлана Владимировна

Проект по формированию у детей представлений о хлебе «Поле»

Вид проекта: Информационно-практический, исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: Долгосрочный.

Участники проекта: Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Проблема: В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется круг представлений об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Знакомство старших дошкольников с окружающим является одной из важных задач воспитательно-образовательной работы с детьми. Особое значение придается формированию знанию о труде хлеборобов, доступного понимания его роли в жизни людей. Показывая дошкольникам значимость и необходимость труда людей разных профессий, мы воспитываем в детях уважение к людям, которые растят хлеб, бережное отношение к хлебу, т. к. хлеб - один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить.

Цель проекта: Изучение и повышение уровня знаний и представлений детей о ценности хлеба;

• Систематизировать представления детей о труде человека в сельском хозяйстве, познакомить с профессиями – комбайнер, тракторист, хлебороб, агроном.

• Создать условия для организации совместной деятельности детей, педагога и родителей в формировании представления о труде человека в сельском хозяйстве по выращиванию злаковых культур нашего края.

• познакомить детей с историей обработки земли;

уточнить представление детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

Задачи проекта: Воспитательные.

• Воспитывать гуманное отношение к природе родного края, бережное отношение к результату труда человека;

• Привитие навыков коллективного взаимодействия.

• воспитывать интерес к выращиванию зерновых культур, уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.

• приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия.

Образовательные:

• Формировать у дошкольников знания о злаковых культурах, выращиваемых в наших климатических условиях.

• Активизировать словарный запас дошкольников;

• Развитие навыков связной речи;

• Формировать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

• Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности.

• подобрать и изучить теоретический и практический материал по ознакомлению с окружающим миром, с сельскохозяйственной техникой, художественным словом и фольклором о хлебе;

Развивающие.

• Развивать любознательность, познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение) при совместной и индивидуальной деятельности;

• Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

помочь увидеть необыкновенное в обычном.

Описание конечного результата: К концу реализации проекта дети сами вырастят свои колоски, познакомятся с историей обработки земли, получат определенные знания по теме; у них сформируются навыки по выращиванию зерновых культур; дети узнают о процессе выпекания хлебобулочных изделий; будут бережнее относиться к хлебу, уважать труд хлеборобов.

Материально-технические ресурсы: Макеты с/х машин (фанера, краска для их изготовления, семена овса и ржи, лейка 10-литровая, дидактические настольно-печатные игры по теме, иллюстрации по теме.

Сроки реализации этапов проекта.

Подготовительный этап (Май): Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Модель трех вопросов:

Что мы знаем о хлебе?

• Хлеб продается в магазине

• Мама дома печет хлеб в хлебопечке, духовке

• Из зерен делают муку

• Хлеб бывает белый и черный

• Хлеб пекут на хлебозаводе

Что хотим узнать?

• Как называются люди, которые выращивают хлеб?

• Что надо, чтобы вырастить хлеб?

• Как растили хлеб раньше?

• Как готовится тесто?

• Что можно сделать из муки еще?

• Как пекут хлеб?

• Какие еще есть крупы?

• Как работает мельница?

• Почему говорят: хлеб всему голова?

• Как называют хлеб в других странах?

• Что можно приготовить из черствого хлеба?

Где мы можем это узнать?

• Сходить на экскурсию

• Спросить у родителей, посмотреть в интернете

• Спросить у воспитателя

• Провести опыты, посмотреть в энциклопедиях

Разработка и накопление методических материалов, рекомендаций по проблеме.

Основной этап (июнь,июль): Вопросы мы определили как содержательные направления нашего проекта:

• Что растёт в поле?

• Как называются профессии людей, работающих в поле?

• Как называются машины, которые помогают человеку обрабатывать поле?

• Для чего человеку выращивать зерно?

• Откуда берется хлеб в магазине?

• Из чего варят кашу?

• Что нужно для того, чтобы вырос колосок?

• Какие сказки мы знаем где говориться о поле и о том, что на нём растёт?

Этап сбора сведений.

На этом этапе нашей задачей является не только определить цели для организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, но и выделить образовательные задачи, а так же организовать развивающую среду таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и отражение её в разнообразной деятельности (зарисовки, рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книжки, модели, фотографии и др.)

Совместно с детьми определяем возможные источники информации: научно-популярная и научно - художественная литература, собственные наблюдения детей и т. д.

Заключительный этап (август):

• Оформление выставки детских работ

• Представление результатов: Дневник наблюдений.

o Досуг: «Путешествие колобка»

o Праздник: «Хлеб всему голова»

• Анализ результатов проекта

Контрольный (рефлексивный) этап:

• Рефлексивная оценка родителей.

• Сформированные знания детей о последовательности выращивания хлебных злаков.

• Повышение уровня знаний по охране окружающей среды.

• Воспитание уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Организационные формы работы над проектом (с детьми).

Старший дошкольный возраст.

ИЮНЬ.

Беседы:

• «Что такое рожь».

• «Что такое овес»

• Дать понятие о ржи и овсе, как о растении, об истории их появления

• «О труде хлебороба»

Дидактические игры:

• «Что сначала, что потом?»

• «Назови профессию».

Рисование: «Золотая Нива».

Аппликация: «Трактор».

Подвижные игры:

• «Дружные зерна».

• Игра с мячом «Вопрос- Ответ».

ЧХЛ:

• Русские народные сказки:

• «Колосок»;

• «Мальчик с пальчик»;

• «Рыжая курочка и пшеничное зернышко».

Анкетирование: Диагностика детей для выявления знаний по теме проекта.

ИЮЛЬ.

Совместная деятельность: Рассматривание иллюстраций «Вспашка», «Посев», «Жатва».

Подвижная игра:

• «Покажи колосок».

• «Кто быстрее соберет колосья».

• «Найди и промолчи».

• «Мышеловка»

Дидактические игры:

• «Что нужно для работы хлебороба?».

• «Разрезные картинки».

• «Из чего сварили кашу».

• «Что сделано из муки?» (1 вариант)

• «Что из какой муки испекли».

Совместная деятельность: Экскурсия на кухню.

Аппликация: «Колоски в вазе».

ЧХЛ:

• Рассказы -Осеева В. «Папа тракторист», Клёнская И. «Здравствуй поле доброе»

• Сказка-Телешов Н. Д. «Крупеничка»

• Отгадывание загадок о поле и том, что растет в поле

АВГУСТ.

Беседы:

• «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»

• «Почему нужно беречь хлеб»

Дидактические игры:

• «Кто больше назовёт хлебобулочных изделий».

• «Разложи блинчики».

• «Что сделано из муки (2 вариант)».

• «Собери каравай"».

Совместная деятельность:

• Досуг

• «Путешествие колобка»

Экскурсия: Экскурсия в хлебный магазин.

Мастер класс: По изготовлению куклы «Крупенички».

Сюжетно-ролевая игра: «Пекари».

ЧХЛ: Разучивание пословиц, поговорок и примет.

Анкетирование: Диагностика детей для выявления знаний по теме проекта

НОД: «От колоска до булочки».

Совместная деятельность: Праздник «Хлеб всему голова»».

Организационные формы работы над проектом (с родителями)

Совместная деятельность родителей и детей (июнь): Поделки из соленого теста «Хлебное поле».

Совместная деятельность родителей и детей (июль): Изготовление книжек малышек «От зерна до каравая».

Конкурс (август): Куклы «Крупенички».

Совместная деятельность родителей и детей (август): Оформление альбома

«О труде хлеборобов».

Дневник наблюдений

Май:

• Рассматривание семян пшеницы, ржи, овса.

• Подготовка почвы к посеву семян.

• Посев семян в грунт.

• Уход за посевами (полив, рыхление, прополка сорняков).

Июнь:

• Целевая прогулка на мини-поле.

• Уход за посевами (полив, рыхление, прополка сорняков).

• Наблюдение за ростом растений.

Июль:

• Наблюдение за ростом посевов.

• Сравнение колосков пшеницы, овса, ржи.

Август:

• Рассматривание зерен через лупу.

• Фотоальбом «От зернышка до хлеба».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleproekt.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛЕ

Вид проекта: Информационно-практический, исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: Долгосрочный.

Участники проекта: Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Проблема: В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется круг представлений об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Знакомство старших дошкольников с окружающим является одной из важных задач воспитательно-образовательной работы с детьми. Особое значение придается формированию знанию о труде хлеборобов, доступного понимания его роли в жизни людей. Показывая дошкольникам значимость и необходимость труда людей разных профессий, мы воспитываем в детях уважение к людям, которые растят хлеб, бережное отношение к хлебу, т.к. хлеб - один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить.

Цель проекта: Изучение и повышение уровня знаний и представлений детей о ценности хлеба; 

  • Систематизировать представления детей о труде человека в сельском хозяйстве, познакомить с профессиями – комбайнер, тракторист, хлебороб, агроном.
  •  Создать условия для организации совместной деятельности детей, педагога и родителей в формировании представления о труде человека в сельском хозяйстве по выращиванию злаковых культур нашего края.
  • познакомить детей с историей обработки земли;

уточнить представление детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

Задачи проекта: Воспитательные.

  • Воспитывать гуманное отношение к природе родного края, бережное отношение к результату труда человека;
  • Привитие навыков коллективного взаимодействия.
  • воспитывать интерес к выращиванию зерновых культур, уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
  • приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия.

         Образовательные:

  • Формировать у дошкольников знания о злаковых культурах, выращиваемых в наших климатических условиях.
  • Активизировать словарный запас дошкольников;
  • Развитие навыков связной речи;
  • Формировать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  •  Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности.
  • подобрать и изучить теоретический и практический материал по ознакомлению с окружающим миром, с сельскохозяйственной техникой, художественным словом и фольклором о хлебе;

Развивающие.

  •  Развивать любознательность, познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение) при совместной и индивидуальной деятельности;
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.

помочь увидеть необыкновенное в обычном.

Описание конечного результата: К концу реализации проекта дети сами вырастят свои колоски, познакомятся с историей обработки земли, получат определенные знания по теме; у них сформируются навыки по выращиванию зерновых культур; дети узнают о процессе выпекания хлебобулочных изделий; будут бережнее относиться к хлебу, уважать труд хлеборобов.

Материально-технические ресурсы: Макеты с/х машин (фанера, краска для их изготовления), семена овса и ржи, лейка 10-литровая, дидактические настольно-печатные игры по теме, иллюстрации по теме.

Сроки реализации этапов проекта.

МАЙ

Подготовительный этап: Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Модель трех вопросов:

 Что мы знаем о хлебе?

  • Хлеб продается в магазине
  • Мама дома печет хлеб в хлебопечке, духовке
  • Из зерен делают муку
  • Хлеб бывает белый и черный
  • Хлеб пекут на хлебозаводе

Что хотим узнать?

  • Как называются люди, которые выращивают хлеб?
  • Что надо, чтобы вырастить хлеб?
  • Как растили хлеб раньше?
  • Как готовится тесто?
  • Что можно сделать из муки еще?
  • Как пекут хлеб?
  • Какие еще есть крупы?
  • Как работает мельница?
  • Почему говорят: хлеб всему голова?
  • Как называют хлеб в других странах?
  • Что можно приготовить из черствого хлеба?

Где мы можем это узнать?

  • Сходить на экскурсию
  • Спросить у родителей, посмотреть в интернете
  • Спросить у воспитателя
  • Провести опыты, посмотреть в энциклопедиях

Разработка и накопление методических материалов, рекомендаций по проблеме.

ИЮНЬ-ИЮЛЬ.

Основной этап: Вопросы мы определили как содержательные направления нашего проекта:

  • Что растёт в поле?
  • Как называются профессии людей, работающих в поле?
  • Как называются машины, которые помогают человеку обрабатывать поле?
  • Для чего человеку выращивать зерно?
  • Откуда берется хлеб в магазине?
  • Из чего варят кашу?
  • Что нужно для того, чтобы вырос колосок?
  • Какие сказки мы знаем где говориться о поле и о том, что на нём растёт?

Этап сбора сведений.

На этом этапе нашей задачей является не только определить цели для организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, но и выделить образовательные задачи, а так же организовать развивающую среду таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и отражение её в разнообразной деятельности (зарисовки, рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книжки, модели, фотографии и др.)

Совместно с детьми определяем возможные источники информации: научно-популярная и научно - художественная литература, собственные наблюдения детей и т.д.

Заключительный этап:

  • Оформление выставки детских работ
  • Представление результатов: Дневник наблюдений.
  • Досуг: «Путешествие колобка»
  • Праздник: «Хлеб всему голова»
  • Анализ результатов проекта

Контрольный (рефлексивный) этап: 

  • Рефлексивная оценка родителей.
  • Сформированные знания детей о последовательности выращивания хлебных злаков.
  • Повышение уровня знаний по охране окружающей среды.
  • Воспитание уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Организационные формы работы над проектом (с детьми).

Старший дошкольный возраст.

ИЮНЬ.

Беседы:

  • «Что такое рожь».
  • «Что такое овес»
  • Дать понятие о ржи и овсе, как о растении, об истории их появления
  • «О труде хлебороба»

Дидактические игры:

  • «Что сначала, что потом?»
  • «Назови профессию».

Рисование: «Золотая Нива».

Аппликация: «Трактор».

Подвижные игры:

  • «Дружные зерна».
  • Игра с мячом «Вопрос- Ответ».

ЧХЛ:

  • Русские народные сказки:
  • «Колосок»;
  • «Мальчик с пальчик»;
  • «Рыжая курочка и пшеничное зернышко».

Анкетирование: Диагностика детей для выявления знаний по теме проекта.

ИЮЛЬ.

Совместная деятельность: Рассматривание иллюстраций «Вспашка», «Посев», «Жатва».

Подвижная игра:

  • «Покажи колосок».
  • «Кто быстрее соберет колосья».
  • «Найди и промолчи».
  • «Мышеловка»

Дидактические игры:

  • «Что нужно для работы хлебороба?».
  • «Разрезные картинки».
  • «Из чего сварили кашу».
  • «Что сделано из муки?» ( 1 вариант)
  • «Что из какой муки испекли».

Совместная деятельность: Экскурсия на кухню.

Аппликация: «Колоски в вазе».

ЧХЛ:

  • Рассказы -Осеева В. «Папа тракторист», Клёнская И. «Здравствуй поле доброе»
  • Сказка-Телешов Н.Д. «Крупеничка»
  • Отгадывание загадок о поле и том, что растет в поле

АВГУСТ.

Беседы:

  • «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»
  • «Почему нужно беречь хлеб»

Дидактические игры:

  • «Кто больше назовёт хлебобулочных изделий».
  • «Разложи блинчики».
  • «Что сделано из муки (2 вариант)».
  • «Собери каравай"».

Совместная деятельность:

  • Досуг
  • «Путешествие колобка»

Экскурсия: Экскурсия в хлебный магазин.

Мастер класс: По изготовлению куклы «Крупенички».

Сюжетно-ролевая игра: «Пекари».

ЧХЛ: Разучивание пословиц, поговорок и примет.

Анкетирование: Диагностика детей для выявления знаний по теме проекта

НОД: «От колоска до булочки».

Совместная деятельность: Праздник «Хлеб всему голова»».

Организационные формы работы над проектом (с родителями)

Совместная деятельность родителей и детей (июнь): Поделки из соленого теста «Хлебное поле».

Совместная деятельность родителей и детей (июль): Изготовление книжек малышек «От зерна до каравая».

Конкурс (август): Куклы «Крупенички».

Совместная деятельность родителей и детей (август): Оформление альбома

«О труде хлеборобов».

Дневник наблюдений

Май:

  • Рассматривание семян пшеницы, ржи, овса.
  • Подготовка почвы к посеву семян.
  • Посев семян в грунт.
  • Уход за посевами (полив, рыхление, прополка сорняков).

Июнь:

  • Целевая прогулка на мини-поле.
  • Уход за посевами (полив, рыхление, прополка сорняков).
  • Наблюдение за ростом растений.

Июль:

  • Наблюдение за ростом посевов.
  • Сравнение колосков пшеницы, овса, ржи.

Август:

  • Рассматривание зерен через лупу.
  • Фотоальбом «От зернышка до хлеба».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Закрепление умения сравнивать множество предметов, знакомство с получением числа 7 и 8....

Методическая разработка НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Закрепление умения сравнивать множество предметов, познакомить с получением числа "7" и "8", отсчитыванием единицы, формирование умения делить целое на равные части, на восемь равных частей....

Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Игра - основной вид деятельности детей в детском саду. Это и важное средство умственного развития ребенка. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игр...

Методическая разработка конспекта по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста "Поможем Незнайке запомнить дни недели"

Данный конспек НОД расчитан для детей старшего дошкольного возраста. Данный конспект состоит из трёх этапов: организационный, основной и заключительный. Направлен конспект на работу с детьми на закреп...

Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старшей группе детского сада»

Вашему вниманию предлагается методическая разработка на тему: "Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старш...

Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через STEAM-технологии»

Содержание 1. Пояснительная записка32. Актуальность43. Цели и задачи54. Принципы организации образовательного процесса75. Формы организации детей76. Условия и средства, обуславливающие успешность...