Конспект занятия в старшей логопедической группе "Игра в слова"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Познакомить детей со словами-омонимами на основе знакомства со стихами и загадками русских поэтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_igra_v_slova.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей логопедической группе

 по теме "Игра в слова"

Цель. Формирование семантического компонента речи детей старшего дошкольного возраста посредством обогащения и активизации словаря словами –омонимами на основе знакомства со стихами и загадками русских поэтов.

Задачи

    Образовательные:  

  • учить находить омонимы (слова-"близнецы") в речи,
  • углублять знания о словах, одинаковых по звучанию, разных по значению,
  • формировать умение понимать и объяснять значения слов-омонимов.

   Развивающие:

  • развивать связную речь при объяснении значений слов-омонимов;
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • активизировать и расширять словарный запас;                    
  • развивать память, мыслительную деятельность.

     Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к родному языку,  ценностное отношение к слову;
  • организовать взаимодействие воспитанников в групповой и парной работе.

Планируемые результаты деятельности:

 воспитанники приобретут определенные знания, умения и навыки по теме "Омонимы", получают возможность научиться использовать омонимы в собственной речи, более точно определять лексическое значение слова.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Демонстрация первой части презентации "Игра в слова"(слайд 2-9)

Стихотворение "Игра в слова" написала Агния Львовна Барто.

- О чем это стихотворение?

- Сегодня мы поговорим о волшебных словах, которые можно назвать слова - "близнецы". Они звучат одинаково, но по смыслу совсем разные.

3. Продолжение демонстрации презентации (слайд 10).

- Что изображено на экране?

- И на первой, и на второй картинке вы видите бабочку.

- Что за бабочка на первой картинке? (насекомое)

- А на второй? (галстук)

- Слова мы произносим одинаково, а обозначают они совсем разные вещи.

4.- Послушайте, пожалуйста, стихотворения и найдите в них два одинаковых слова. Объясните значения этих слов.

Не жалейте пятачка, -

Говорит корова.-

Вы купите молочка -

Вкусного парного!

Поросята тут как тут:

- Нам по целой кружке! –

Пятачки свои суют

Маленькие хрюшки.

Я знаком с одним моржом,

Ест он кашу, пьет боржом,

Очень любит эскимо.

Вместе ходим мы в кино.

Я к моржу домой хожу,

С ним за партою сижу.

Он среди моржей один

Не видал огромных льдин,

Не видал он даже моря.

Этот морж – Морковкин Боря,

Он спортсмен, приятель мой,

Он купается зимой.

6 - А теперь попробуйте отгадать загадки и объяснить свой ответ.

Презентация (слайд 11-17)

7. - У каждого на столе конверт с разрезными картинками к столу. Соберите целую картинку из частей.

( конвертики с разрезными картинками: инструмент коса, подъемный кран, колокольчик, ключ от замка)

8. - Молодцы, ребята! Сегодня вы очень хорошо позанимались. В конце занятия я прочитаю вам стихотворение про слова- "близнецы"

Есть слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково их пишут,

Одинаково их слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке,

Сходным лицам вопреки

Они по смыслу - далеки.

Список используемой литературы и ссылки на электронные ресурсы:

Янушко Е.А. Странные слова - Омонимы. Серия "Словесный сад", изд-во "Карапуз", 2007

Козловский Яков. О словах разнообразных - одинаковых, но разных.           М.: Детская литература, 1965
Барто Агния. Игра в слова. Изд-во "Веселка", 1979

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М.: Советская Энциклопедия, 1974

Соболева А.В. Загадки-смекалки.  – М.: «ГНОМ и Д», 2000.

http://www.stranamam.ru/post/8373562/

http://olesya-emelyanova.ru/index-zagadki-pro_omonimy.html

http://www.barius.ru/barwiki/index.php?word=55

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/3478/%D0%9E%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%8B

www.logoped.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей логопедической группе по ПДД

В конспект занятия "Путешествие по стране Светофории" включены- пальчиковая гимнастика, речь с движением, задания на развитие просодической стороны речи....

Конспект занятия в старшей логопедической группе "В гости к лету"

Игра-путешествие по лексическим темам: "Домашние животные и птицы", "Цветы", рассуждение детей о своем городе Саратове...

Конспект занятия в старшей логопедической группе "Забавные зверята"

Путешествие по выставке писателя-иллюстратора Евгения Ивановича Чарушина. Беседа по произведениям художника Е.И. Чарушина. Закрепление методов рисования диких животных нетрадиционным способом - ж...

Конспект занятия в старшей логопедической группе. Тема: Путешествие по родному краю.

Вашему вниманию предлагается конспект интересного занятия в старшей логопедической группе с целью закрепить знания детей о Ханты-Мансийском крае. Показать ценность и значимость совместного творчества ...

Конспект занятия для старшей логопедической группы с элементами технологии ТРИЗ "Лисичкины приметы"

Цель:  Формирование познавательно – речевых и творческих  способностей детейОбразовательные задачи:§  Расширить знания детей о лисе, ее повадках, образе жизни, внешнем виде.§...

Конспект занятия в старшей группе "Звуковой анализ слова Лиса"

Задачи:• расширять запас, обозначающих названия предметов, действий, признаков;• помогать детям правильно узнавать объект по описанию, активизировать словарь;• упражнять в проведен...

Конспект занятия в старшей группе "ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СЛОВО». ЛИНЕЙНОСТЬ И ПРОТЯЖЕННОСТЬ СЛОВ. ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ В КЛЕТКУ"

Задачи:дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином«слово»;дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью ипротяженностью слов;знакомство с тетрадью в к...