Формирование речевых и коммуникативных способностей у дошкольников посредством игр и упражнений.
статья по развитию речи на тему

Синицкая Ирина Михайловна

В статье представлены формы и методы работы с детьми по формированию речевых и коммуникативных умений. Даётся описание различных игр и упражнений, позволяющих снять эмоциональное напряжение при общении, уверенность детей в себе, активность в жизни группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевых и коммуникативных способностей у дошкольников посредством игр и упражнений.

     В последнее время педагоги и родители всё чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками. Это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнёру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребёнку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

     Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

     В период активных преобразований в дошкольной педагогики, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребёнка, внимание учёных и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А,Н., Эльконина Д.Б. и т.д.) показали, что развитие ребёнка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

     Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Сюжетно-ролевая игра, также как и другие виды игр, оказывает большое влияние на формирование дружеских отношений среди сверстников.

     Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми - заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т. д.

     Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становиться ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

     Важно помнить - каждый ребёнок занимает определённое положение в группе сверстников. Необходимо учитывать это в работе педагога. Нужно обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников. Это поможет привести к изменению их позиций и будет эффективным средством нормализации отношений со сверстниками.

     Педагогический такт является одним из главных проявлений мастерства педагога. Тактичное отношение - это уважение к личности ребёнка. Требовательность к нему, искренность и доброжелательность. Тактичный педагог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом отдельном случае, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

     Раз в неделю, можно и чаще, включать игровые упражнения в педагогический прогресс, что способствует формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, проводить с детьми беседы  о дружбе, например: "Добро не требует награды", "О заботливом отношении к сверстникам", "Что значит хорошо дружить?", "Если заболел друг" и др. Основной метод формирования коммуникативных способностей - игровой. В игре ребёнок учится согласовывать свои действия с действиями партнёра. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.

     Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребёнка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое поведение. И замечательно, когда такое обучение подкрепляется реальным примером взрослого - в семье и в детском саду.

     У детей имеющих трудности в общении со сверстниками зачастую преобладает отчуждённое отношение к другим детям. Они проявляют свою неудовлетворённость в общении, становятся раздражёнными, агрессивными,  либо могут " уйти в себя", замкнуться.

     Огромное значение для развития навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия - является умение детей уважительно и неконфликтно выражать собственные мысли и желания.

     Чтобы помочь детям наладить отношения между собой педагог использует игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей.

     Используя такую форму работы с детьми как "Утро радостных встреч" предлагаем игру "Давайте поздороваемся". Существуют разные способы приветствий. Участники игры могут выдумать собственный способ приветствия, используя невербальные средства коммуникации и поздороваться с соседом (прикоснуться спиной, плечом, носом ...). Эта игра развивает воображение, создаёт непринуждённую обстановку.

     Упражнение "Ласковое имя", дети ласково называют друг друга по имени. Упражнение "Волшебный стул", один из детей садится в центр, остальные говорят ему ласковые слова, комплименты, можно погладить сидящего, обнять. Игра "Вежливые слова" помогает развить уважение в общении, привычку пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (Здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

     Игра "Прогулка с завязанными глазами" помогает испытывать положительные чувства друг к другу, способствует доверию и формируют ответственность за другого человека. Дети по желанию, разбиваются на пары - ведомого с завязанными глазами и ведущего. Ведущий берёт ведомого за руку и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает, и как избежать падения. Затем дети могут поменяться местами. В конце упражнения обсудите чувства детей во время игры, в какой роли им понравилось быть больше всего.

     Игра "Пирамида любви" воспитывает уважительное, заботливое отношение к людям, умение выражать позитивные эмоции, развивает навыки взаимодействия. Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: "Каждый из нас что-то или кто-то любит, но все мы по-разному выражаем свою любовь. Я люблю свою семью, детей, свой город и т. д. Расскажите и вы, кого и что любите. А сейчас давайте построим "пирамиду любви" из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, а затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей руки свою. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Какая высокая пирамида у нас получилась, а всё потому, что мы умеем любить и быть любимы.

     Игра "Сороконожка", которая учит детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива. Дети встают друг за другом на корточки, а руки кладут на плечи соседа, начинают двигаться вперёд. Сначала медленно, а затем быстрее. Можно усложнять движения "сороконожки" (присесть, попрыгать и др.), главное оставаться целостной.

     Игра "Клубочек" поможет "изолированным" детям влиться в коллектив. У меня в руках клубочек. Он поможет нам жить дружно. Будем бросать клубочек друг другу, и задавать интересующие нас вопросы, при этом обматываем нитку вокруг пальца.

     -Как тебя зовут?

     -Хочешь со мной общаться?

     -Чего ты боишься?

     Эти нити связывают нас. На что похожа фигура?

     Подвижные игры для развития коммуникативных навыков типа: "ниточка - иголочка", "Хвост дракона" помогут детям почувствовать друг друга, развить эмпатию.

     Упражнение "Рисуем всей группой" научит детей договариваться, уважать чужую работу, познавать пространство. Дети рисуют на одном листе бумаги одновременно и каждому даётся один фломастер, но для того чтобы сделать свои рисунки разноцветными, нужно обмениваться фломастерами друг с другом (в вежливой форме). Взрослый наблюдает за процессом и в случае возникновения конфликтных ситуаций предлагает варианты их решения.

     Помимо образовательных ситуаций я проектирую ситуации общения. Игры - ситуации развивают умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантамимику. Детям предлагается разыграть ряд ситуаций, например, дети играют в интересную игру - попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять? Или приход нового ребёнка в группу может стать содержанием значимых ситуаций для общения: от упражнений в способах знакомства, до составления рассказов о группе, игрушках, играх и т. д. Педагог предлагает детям оказать помощь товарищу, который испытывает трудности в какой - либо ситуации, объяснить ему, как надо действовать.

     Старшим детям предлагаем поиграть в телестудию, попробовав себя в роли ведущих. Интересным приёмом считаю использование режиссёрской игры. Все дети группы участвуют в "Пресс - конференции" на любую тему (например: "Твой выходной день", "Экскурсия в зоопарк", "День рождения друга", "В цирке" и др.). Один из участников пресс - конференции "гость" (тот, кому будут заданы вопросы)- садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

     Дети учатся доброжелательному общению в таких играх, задавать вопросы в логической последовательности. "Игра - репортаж" увлекает детей, тем более что перед детьми "подсказка"-опорный рисунок.

     Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребёнка: от того, насколько, успешно складывается это общение, зависит темп развития ребёнка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.

     Использование в работе различных методов и приёмов в игровой деятельности помогут сформировать у дошкольников не только правильную речь, но и способствуют развитию коммуникативно-речевых умений. Также положительным результатом считаю снятие эмоционального напряжения при общении, уверенность детей в себе, активность в жизни группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Технология развития коммуникативных способностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Консультация для воспитателей "Технология развития коммуникативных способностей у дошкольников  посредством театрализованной деятельности"...

Мастер-класс «Коррекционно-развивающая работа в ДОУ через проведение игр по формированию и развитию коммуникативных способностей у дошкольников».

Опорная площадка «Комплексное сопровождение процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ».Мастер-класс для педагогов города:  «Коррекци...

Представление своего опыта для педагогов, тема" «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников посредствам ознакомления с художественной литературой»

Современное общество, переживая быстрые и существенные изменения социально-экономических условий жизни, остро чувствует потребность в формировании культуры современного человека. Широкое понятие культ...

Перспективный план развития коммуникативных умений младших дошкольников посредством игр и упражнений

Перспективный план развития коммуникативных умений младших дошкольников посредством игр и упражнений....

Формирование предпосылок социально-коммуникативной грамотности у дошкольников посредством технологии «Клубный час»

Дети нашего времени живут и развиваются в совершенно новых условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются н...