Мастер-класс «Коррекционно-развивающая работа в ДОУ через проведение игр по формированию и развитию коммуникативных способностей у дошкольников».
материал по логопедии
Опорная площадка «Комплексное сопровождение процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ».
Мастер-класс для педагогов города: «Коррекционно-развивающая работа в ДОУ через проведение игр по формированию и развитию коммуникативных способностей у дошкольников».
Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью. Развитие способностей детей к построению таких взаимоотношений может помочь предотвратить развитие проблем, таких как межличностные конфликты и одиночество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tochilkina_o.i._kommunikativnye_igry_dlya_master-klassa.docx | 100.22 КБ |
master-klass_igry_na_kommunikatsiyu_tochilkina_o.i.pptx | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»
Опорная площадка
«Комплексное сопровождение процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ».
Мастер-класс:
«Коррекционно-развивающая работа в ДОУ через проведение игр по формированию и развитию коммуникативных способностей у дошкольников».
Подготовила: учитель-логопед I категории Точилкина О.И. |
г. Югорск, 2019г.
Введение.
Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью. Развитие способностей детей к построению таких взаимоотношений может помочь предотвратить развитие проблем, таких как межличностные конфликты и одиночество.
Основные задачи игр на развитие коммуникации:
• Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.
• Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.
• Показать детям, что значит взаимное признание и уважение.
• Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты.
• Вызывать заинтересованность в общей цели.
• Развивать готовность внести свою лепту в общее дело.
• Развивать готовность идти друг другу навстречу.
• Учить проявлять терпение к недостаткам других.
• Учить умению считаться с интересами других.
От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки общения в сознании дошкольника, зависит качество взаимоотношений с другими людьми взрослого человека.
Наиболее актуальны игры на развитие коммуникации в период адаптации детей в ДОУ, когда формируется новая группа или при поступлении нового ребенка в группу. Наиболее сложно проходит адаптация у детей с ОВЗ в силу их особенностей развития. Из опыта работы замечено, что у детей затруднено понимание инструкции, снижен фонематический слух, что требует повторения, разъяснения задания. Для таких детей желательно использовать игры для младшего возраста.
Сегодня вашему вниманию я представлю подборку игр на развитие коммуникации, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.
Уважаемые педагоги, приглашаю вас взять бейджи, написать свое имя и приглашаю вас поиграть (5 человек).
Игры на развитие коммуникативных способностей.
Ласковое имя.
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Участники игры становятся в круг, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.). Педагог обращает внимание участников игры на ласковую интонацию.
Ау!
(авторы – О. Хухлаев., О. Хухлаева)
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 5-6 человек.
Описание игры: один участник игры стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из игроков кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
Раздувайся, пузырь!
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Описание игры: участники игры стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем ведущий говорит: «Хлоп!» – «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
Проверка знаний.
Цель: знакомить детей с повадками домашнего животного, учить чувствовать его потребности, сопереживать ему.
Возраст: 4-5 лет.
Ход игры. Ведущий спрашивает участников игры, что делает кошка, если она довольна (мурлычет), и что, если недовольна (выгибает спину, шипит). Ведущий рассказывает про кошку. Задача игроков – догадаться, в какие моменты кошка будет радоваться (мурлыкать), а в какие – сердиться (выгибать спину и шипеть).
Жила-была кошка Мурка. Она очень любила умываться язычком (дети изображают «добрую кошечку») и пить молоко из блюдечка («добрая кошечка»). Однажды кошка Мурка вышла из дома, чтобы погулять. День был солнечный, и Мурке захотелось поваляться на травке («добрая кошечка»). И вдруг начался сильный дождь, и Мурка намокла («сердитая кошечка»). Мурка побежала домой, но дождь лил все сильнее и сильнее, и кошка вбежала в небольшой домик, стоящий во дворе. А в этом домике жил пес Шарик, он стал лаять на Мурку. Как вы думаете, что сделала Мурка («сердитая кошечка»)? Мурка испугалась и бросилась бежать.
Добежав до своего дома, Мурка поцарапалась в дверь, и ее тут же впустили («добрая кошечка»). Мурка согрелась и попила молока из блюдца. Как вы думаете, что сделала Мурка? Покажите («добрая кошечка»).
Охота на тигров
(авторы – Е. Карпова., Е. Лютова)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: не менее 4 человек.
Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).
Описание игры: игроки встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 5 (10). Пока водящий считает, игроки передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, участник игры, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные игроки делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Комментарий: можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников.
Пожелание.
Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.
Участники игры садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас» и т.д.
Уважаемые педагоги, я подготовила памятку с играми на развитие коммуникативных способностей для детей разного возраста, которые вы можете использовать в своей работе.
Домашнее задание.
Уважаемые педагоги, хочу предложить вам подобрать игры на развитие коммуникативных способностей детей с ОВЗ определенной возрастной группы, с учетом особенностей психологического развития (например: тревожность, гиперактивность, агрессивность и др.)
Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Пожелание. Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению. Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас» и т.д. Рукавички (для детей с 5 лет) Дотронься до... (для детей с 5 лет) Желаю вам успехов! | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга» Опорная площадка «Комплексное сопровождение процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ»
Памятка для педагогов и родителей «Игры на развитие коммуникативных способностей». Подготовила: учитель-логопед I категории Точилкина О.И. г. Югорск, 2019г. | ||||
Игры на развитие коммуникативных способностей. Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью. Развитие способностей детей к построению таких взаимоотношений может помочь предотвратить развитие проблем, таких как межличностные конфликты и одиночество. Ласковое имя. Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам. Ау! (авторы – О. Хухлаев., О. Хухлаева) Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: 5-6 человек. Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве. | Раздувайся, пузырь! Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания. Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» – «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки). Проверка знаний. Цель: знакомить детей с повадками домашнего животного, учить чувствовать его потребности, сопереживать ему. Возраст: 4-5 лет. Ход игры. Ведущий спрашивает ребенка, что делает кошка, если она довольна (мурлычет), и что, если недовольна (выгибает спину, шипит). Ведущий рассказывает про кошку. Задача ребенка – догадаться, в какие моменты кошка будет радоваться (мурлыкать), а в какие – сердиться (выгибать спину и шипеть). Жила-была кошка Мурка. Она очень любила умываться язычком (дети изображают «добрую кошечку») и пить молоко из блюдечка («добрая кошечка»). Однажды кошка Мурка вышла из дома, чтобы погулять. День | был солнечный, и Мурке захотелось поваляться на травке («добрая кошечка»). И вдруг начался сильный дождь, и Мурка намокла («сердитая кошечка»). Мурка побежала домой, но дождь лил все сильнее и сильнее, и кошка вбежала в небольшой домик, стоящий во дворе. А в этом домике жил пес Шарик, он стал лаять на Мурку. Как вы думаете, что сделала Мурка («сердитая кошечка»)? Мурка испугалась и бросилась бежать. Добежав до своего дома, Мурка поцарапалась в дверь, и ее тут же впустили («добрая кошечка»). Мурка согрелась и попила молока из блюдца. Как вы думаете, что сделала Мурка? Покажите («добрая кошечка»). Охота на тигров (авторы – Е. Карпова., Е. Лютова) Цель: развитие коммуникативных навыков. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: не менее 4 человек. Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр). Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 5 (10). Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные задачи игр на развитие коммуникации : • Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими. • Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим. • Показать детям, что значит взаимное признание и уважение. • Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты. • Вызывать заинтересованность в общей цели. • Развивать готовность внести свою лепту в общее дело. • Развивать готовность идти друг другу навстречу. • Учить проявлять терпение к недостаткам других. • Учить умению считаться с интересами других.
«Ласковое имя» «Ау!»
«Раздувайся, пузырь!»
«Проверка знаний» «Охота на тигров» «Пожелание»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития, на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
В статье рассматривается вопрос о формировании правильной математической речи. Автор раскрывает приемы развития устной математической речи, предлагает перечень математических слов, для...
Мастер -класс на тему "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников"
мастер - класс был проведён по плану методического объединения воспитателей подготовительных групп.В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серёзную тревогу.Дети стали меньше общаться...
«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через музыкальную деятельность».
Музыка - это огромный мир удивительных звуков, способствующих развить природные задатки человека, это один из видов искусства, которым с...
Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР III уровня речевого развития, на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
консультация для воспитателей логопедических групп старшего дошкольного возраста...
Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через музыкальные игры
Игра является неотъемлемой частью развития дошкольников...
Презентация к мастер-классу «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».
Существуют различные системы восприятия информации (модальности): зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и двигательная (кинестетическая).Поэтому я предлагаю работу, которая поможет детям дошк...
Опыт работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»
Опыт работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»...