Мастер-класс «Коррекционно-развивающая работа в ДОУ через проведение игр по формированию и развитию коммуникативных способностей у дошкольников».
материал по логопедии

Точилкина Оксана Ивановна

Опорная площадка «Комплексное сопровождение процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ».

Мастер-класс для педагогов города:  «Коррекционно-развивающая работа в ДОУ через проведение игр по формированию и развитию коммуникативных способностей у дошкольников».

Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью. Развитие способностей детей к построению таких взаимоотношений может помочь предотвратить развитие проблем, таких как межличностные конфликты и одиночество.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Опорная площадка

«Комплексное сопровождение процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ».

Мастер-класс:

«Коррекционно-развивающая работа в ДОУ через проведение игр по формированию и развитию коммуникативных способностей у дошкольников».

Подготовила:

учитель-логопед I категории Точилкина О.И.

г. Югорск, 2019г.

Введение.

Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью. Развитие способностей детей к построению таких взаимоотношений может помочь предотвратить развитие проблем, таких как межличностные конфликты и одиночество.

Основные задачи игр на развитие коммуникации:

• Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.

• Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.

• Показать детям, что значит взаимное признание и уважение.

• Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты.

• Вызывать заинтересованность в общей цели.

• Развивать готовность внести свою лепту в общее дело.

• Развивать готовность идти друг другу навстречу.

• Учить проявлять терпение к недостаткам других.

• Учить умению считаться с интересами других.

От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки общения в сознании дошкольника, зависит качество взаимоотношений с другими людьми взрослого человека. 

Наиболее актуальны игры на развитие коммуникации в период адаптации детей в ДОУ, когда формируется новая группа или при поступлении нового ребенка в группу. Наиболее сложно проходит адаптация у детей с ОВЗ в силу их особенностей развития. Из опыта работы замечено, что у детей затруднено понимание инструкции, снижен фонематический слух, что требует повторения, разъяснения  задания. Для таких детей желательно использовать игры для младшего возраста.  

Сегодня вашему вниманию я представлю подборку игр на развитие коммуникации, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.

Уважаемые педагоги, приглашаю вас взять бейджи, написать свое имя и приглашаю вас поиграть (5 человек).

Игры на развитие коммуникативных способностей.

Ласковое имя.

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Участники игры становятся в круг, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.). Педагог обращает внимание участников игры на ласковую интонацию.

Ау! 
(авторы – О. Хухлаев., О. Хухлаева)

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один участник игры стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из игроков кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Раздувайся, пузырь!

Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Описание игры: участники игры стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой круг. Затем ведущий говорит: «Хлоп!» – «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

Проверка знаний.

Цель: знакомить детей с повадками домашнего животного, учить чувствовать его потребности, сопереживать ему.

Возраст: 4-5 лет.

Ход игры. Ведущий спрашивает участников игры, что делает кошка, если она довольна (мурлычет), и что, если недовольна (выгибает спину, шипит). Ведущий рассказывает про кошку. Задача игроков – догадаться, в какие моменты кошка будет радоваться (мурлыкать), а в какие – сердиться (выгибать спину и шипеть).

Жила-была кошка Мурка. Она очень любила умываться язычком (дети изображают «добрую кошечку») и пить молоко из блюдечка («добрая кошечка»). Однажды кошка Мурка вышла из дома, чтобы погулять. День был солнечный, и Мурке захотелось поваляться на травке («добрая кошечка»). И вдруг начался сильный дождь, и Мурка намокла («сердитая кошечка»). Мурка побежала домой, но дождь лил все сильнее и сильнее, и кошка вбежала в небольшой домик, стоящий во дворе. А в этом домике жил пес Шарик, он стал лаять на Мурку. Как вы думаете, что сделала Мурка («сердитая кошечка»)? Мурка испугалась и бросилась бежать.
Добежав до своего дома, Мурка поцарапалась в дверь, и ее тут же впустили («добрая кошечка»). Мурка согрелась и попила молока из блюдца. Как вы думаете, что сделала Мурка? Покажите («добрая кошечка»).

Охота на тигров

(авторы – Е. Карпова., Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).
Описание игры: игроки встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 5 (10). Пока водящий считает, игроки передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, участник игры, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные игроки делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников.

 

Пожелание.

Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.
Участники игры садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас» и т.д.

Уважаемые педагоги, я подготовила памятку с играми на развитие коммуникативных способностей для детей разного возраста, которые вы можете использовать в своей работе.

Домашнее задание.

Уважаемые педагоги, хочу предложить вам подобрать игры на развитие коммуникативных способностей детей с ОВЗ определенной возрастной группы, с учетом особенностей психологического развития (например: тревожность, гиперактивность, агрессивность и др.)

Это достаточно трудно для детей-дошкольников.

Пожелание.

Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас» и т.д.

Рукавички (для детей с 5 лет)
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.
Замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

Дотронься до... (для детей с 5 лет)
Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.
Замечание: взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Желаю вам успехов!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Опорная площадка «Комплексное сопровождение процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ»

https://static-eu.insales.ru/files/1/4923/5894971/original/depositphotos_18515641-Cute-kids-holding-hands-black-and-white-cartoon-picture.jpg 

Памятка для педагогов и родителей

«Игры на развитие коммуникативных способностей».

Подготовила:

учитель-логопед I категории

Точилкина О.И.

г. Югорск, 2019г.

Игры на развитие коммуникативных способностей.

Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью. Развитие способностей детей к построению таких взаимоотношений может помочь предотвратить развитие проблем, таких как межличностные конфликты и одиночество. 

Ласковое имя.

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.). Педагог обращает внимание детей на ласковую интонацию.

Ау! 

(авторы – О. Хухлаев., О. Хухлаева)

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Раздувайся, пузырь!

Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» – «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

Проверка знаний.

Цель: знакомить детей с повадками домашнего животного, учить чувствовать его потребности, сопереживать ему.

Возраст: 4-5 лет.

Ход игры. Ведущий спрашивает ребенка, что делает кошка, если она довольна (мурлычет), и что, если недовольна (выгибает спину, шипит). Ведущий рассказывает про кошку. Задача ребенка – догадаться, в какие моменты кошка будет радоваться (мурлыкать), а в какие – сердиться (выгибать спину и шипеть).

Жила-была кошка Мурка. Она очень любила умываться язычком (дети изображают «добрую кошечку») и пить молоко из блюдечка («добрая кошечка»). Однажды кошка Мурка вышла из дома, чтобы погулять. День

был солнечный, и Мурке захотелось поваляться на травке («добрая кошечка»). И вдруг начался сильный дождь, и Мурка намокла («сердитая кошечка»). Мурка побежала домой, но дождь лил все сильнее и сильнее, и кошка вбежала в небольшой домик, стоящий во дворе. А в этом домике жил пес Шарик, он стал лаять на Мурку. Как вы думаете, что сделала Мурка («сердитая кошечка»)? Мурка испугалась и бросилась бежать. Добежав до своего дома, Мурка поцарапалась в дверь, и ее тут же впустили («добрая кошечка»). Мурка согрелась и попила молока из блюдца. Как вы думаете, что сделала Мурка? Покажите («добрая кошечка»).

Охота на тигров

(авторы – Е. Карпова., Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 5 (10). Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Радуга» Опорная площадка «Комплексное сопровождение процесса социальной адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ». Мастер-класс «Коррекционно-развивающая работа в ДОУ через проведение игр по формированию и развитию коммуникативных способностей у дошкольников». Подготовила: учитель-логопед I категории Точилкина О.И. г. Югорск

Слайд 2

Основные задачи игр на развитие коммуникации : • Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими. • Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим. • Показать детям, что значит взаимное признание и уважение. • Развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты. • Вызывать заинтересованность в общей цели. • Развивать готовность внести свою лепту в общее дело. • Развивать готовность идти друг другу навстречу. • Учить проявлять терпение к недостаткам других. • Учить умению считаться с интересами других.

Слайд 3

«Ласковое имя» «Ау!»

Слайд 4

«Раздувайся, пузырь!»

Слайд 5

«Проверка знаний» «Охота на тигров» «Пожелание»

Слайд 6

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития, на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

В статье рассматривается вопрос о формировании правильной математической речи. Автор раскрывает приемы развития устной математической речи, предлагает  перечень математических слов, для...

Мастер -класс на тему "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников"

мастер - класс был проведён по плану методического объединения воспитателей подготовительных групп.В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серёзную тревогу.Дети стали меньше общаться...

«Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через музыкальную деятельность».

Музыка - это  огромный  мир удивительных  звуков, способствующих  развить природные  задатки  человека, это  один  из  видов искусства, которым  с...

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через музыкальные игры

Игра является неотъемлемой частью развития дошкольников...

Презентация к мастер-классу «Система коррекционно – развивающей работы по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с учетом их доминантной модальности».

Существуют различные системы восприятия информации (модальности): зрительная (визуальная), слуховая (аудиальная) и двигательная (кинестетическая).Поэтому я предлагаю работу, которая поможет детям дошк...

Опыт работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»

Опыт работы на тему: «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников через ознакомление с художественной литературой»...