Развитие интонационной выразительности речи посредством стихов.
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62»
Рабочая программа по теме самообразования
Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР посредством стихов.
«Любимые стихи »
Разработчик:
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №62..»
города Бийска
Шатаева Наталия Владимировна
г. Бийск, 2015 год.
Содержание:
1. Целевой раздел …………………………………………………………..
1.1Пояснительная записка……………………………….………………
1.2.Цель рабочей программы……………………………………………….
1.3.Задачи рабочей программы……………………………………………
1.4.Принципы и подходы в организации образовательного процесса…..
1.5.Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)…
1.6. Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров)……………………………………………………………….
2. Содержательный раздел
(описание образовательной деятельности)…………………………
3. Организационный раздел (материально – техническое обеспечение программы в целостном образовательном процессе)…………………
Целевой раздел
Пояснительная записка
В настоящее время растет число детей с нарушением речи. На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышение внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Стихи как достояние русского народа находят свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Ведь в стихи легко и органично включаются задания на развитие психофизической сферы детей: игры и задания на внимание, голосовые и дыхательные упражнения, упражнения на развитие всех анализаторских систем. Именно использование стихотворного сюжета позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это очень важно: ведь дети с различными речевыми нарушениями часто не стабильны в психоэмоциональном отношении, с трудом сосредотачиваются, быстро утомляются и перестают воспринимать предлагаемый материал.
Человек должен уметь выразительно говорить. Это важно не только для формирования культуры речи, но и для культуры общения. Поэтому очень важно начинать работу по развитию интонационной выразительности речи еще в дошкольном возрасте, так как эта работа стимулирует развитие связной речи, позволяет избежать таких недостатков высказывания как: нечеткость дикции, монотонность, нерасчлененность речи и т.д.
Данная рабочая программа разработана на основе комплексной образовательной «Программы воспитания и обучения в детском саду»/под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой; парциальной «Программы логопедической работы по преодолению ОНР у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной; а также Тихеева Е.И. Развитие речи детей.-М.,1967., Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду.,1970.
Постановление Гл.гос.сан.врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС ДО».
Рабочая программа предполагает использование здоровьесберегающих технологий, игровых, коммуникативных, проблемного обучения.
Образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в ДОУ.
Цель
Развитие интонационной выразительности речи посредством стихов.
Задачи
- Познакомить детей с литературным жанром «стихотворение», его происхождением и особенностями. Формировать у дошкольников умение сочинять короткие стихи на заданную тему. Расширить представление детей о стихах.
- Организовать предметно – развивающую среду в группе на основе использования стихов.
- Провести конкурс «Лучшее новогоднее стихотворение».
- Оформить наглядную информацию для родителей «Любимые стихи».
Принципы и подходы в организации образовательного процесса
- личностно ориентированный подход
- опора на предшествующее развитие ребенка
- последовательность и систематичность
- доступность
- наглядность и разнообразие методов
- прочность усвоения знаний
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры. Дети осваивают формы позитивного общения с людьми, у них развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл. Усложняются все виды конструирования. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, развивается воображение, внимание – оно становится произвольным. Развиваются активно все виды речи. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Планируемые результаты освоения программы
- Проведена беседа «Знакомство со стихами».
Проведено занятие по развитию речи «Стихотворная страна».
Организован КВН «Любимые стихи».
2.Создана картотека дидактических игр по стихам.
Создана мини – библиотечка стихов.
Создана картотека пальчиковой гимнастики «Персонажи из стихов»
Организован конкурс для детей и родителей «Лучшее новогоднее
стихотворение».
3.Оформлена наглядная информация для родителей «Любимые
стихи».
Содержательный раздел
Мероприятие проводится 1раз в неделю в 15.30. в групповой комнате.
Подготовительная группа (6-7лет).
Месяц | Тема | Задачи | Литература |
Сентябрь | Занятие «Стихотворная страна» «Что такое стихотворение?» | Совершенствовать умения детей в словообразовании, развивать творчество. Познакомить с понятием «стихотворение», его происхождением и особенностями. | Конспект воспитателя. |
Октябрь | Чтение стихов. Занятие по ознакомлению с художественной литературой «Герои стихов» Прослушивание стихов на диске. Зарисовка к стихотворению. Рассказывание стихотворения с использованием мнемодорожки. Дид/игра «Угадай, из какого стиха герой». | Учить слушать и понимать стихи. Совершенствовать умение детей отгадывать героя стихотворения по описанию, а название стиха по короткому отрывку. Учить слушать и понимать стихи, учить отражать стих в рисунке. Учить детей сочинять стихи по мнемодорожке. Развивать речетворчество. Учить узнавать героя стихотворения по описанию. | Конспект воспитателя. Конспект воспитателя. Картотека дидактических игр. |
Ноябрь | Чтение и беседа по стихотворению . Дид/игра «Салат из стихов» Дид/игра «разложи картинки» Игра-ситуация «Вам посылка» Стихотворная эстафета. | Донести в доступной форме до сознания детей общие для всех ценности. Развивать связную речь. Развивать память, внимание, мышление, воображение. Учить узнавать стихотворение по описанию, последовательно восстанавливать сюжет стиха. Развивать быстроту реакции, мышление, связную речь. | Конспект воспитателя. Картотека дидактических игр. Картотека игр. Конспект воспитателя. |
Декабрь | Разучивание пальчиковой гимнмстики «Стихотворные персонажи» Занятие «Мир стихов » Дид/игра «Найди героев одной стихотворения» Конкурс «Лучшее новогоднее стихотворение» | Развивать общую и мелкую моторику. Расширить представления о стихах, воспитывать к ним интерес. Развивать мышление, внимание, память. Стимулировать творческую активность детей и родителей. Развивать воображение. | Картотека пальчиковой гимнастики. Конспект воспитателя. |
Январь | Занятие «О чем думают герои стихов? Проигрывание сюжета стихотворения при помощи разных видов театра. | Развивать связную речь, творческое мышление Учить выражать свои переживания, свое эмоциональное состояние через речь, интонацию. | Конспект воспитателя. |
Февраль | Занятие по ознакомлению с художественной литературой «По страницам сказок в стихах» Дид/игра «Закончи стихотворение» | Закрепить знания о русских народных сказках, написанных в стихотворной форме развивать связную речь, познавательный интерес к стихам. Учить образовывать новые слова, придумывать новый стих. | Картотека дидактических игр. |
Март | Знакомство с подвижной игрой «Изобрази героя» Зарисовки к любимым стихам. Выставка рисунков. Конкурс стихотворных загадок. | Учить изображать героев стихов не только интонационно, но и в движениях. Продолжать учить умению отражать содержание стихов в рисунке. Учить понимать загадку, находить ответ. | Картотека подвижных игр. |
Апрель | Просмотр художественного фильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» в домашних условиях. КВН «Любимые стихи» Рассматривание иллюстраций к стихам и беседа по ним. Работа на фланелеграфе «Расставь героев по порядку согласно стихотворению» | Учить запоминать увиденное, восстанавливать события. Развивать память, внимание речь. Активизировать знания детей о стихах. Развивать смекалку, внимание, память, воображение, умение грамматически правильно строить предложения. Учить отвечать на вопросы по стихам, последовательно и грамматически правильно строить предложения. Учить осознавать образное содержание стихов, уметь последовательно выполнять действия. | Конспект воспитателя. |
Май | Изготовление собственной книжки «Мои любимые стихи» Беседа «Чему могут научить стихи?” | Учить отражать свои знания, умения и навыки в продуктивной деятельности. Учить детей делать выводы и умозаключения. | Конспект воспитателя. |
Организационный раздел
- База МБДОУ «Детский сад №62»
- Методический кабинет (изучение литературы)
- Предметно – развивающая среда групповой комнаты
- Картотека пальчиковых, дидактических, подвижных игр по стихам
- Мини-библиотечка по стихам
- Взаимодействие с родителями
- Конспекты занятий
Данная рабочая программа является вспомогательной по отношению к основной программе, реализуемой в ДОУ, так как помогает процессу обучения, развития и воспитания дошкольников.
Срок реализации рабочей программы – 1год.
Содержание рабочей программы рассчитано на детей 6-7лет.
Литература:
1. Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду.,1970.
2.Тихеева Е.И. Развитие речи детей.-М.,1967.
3.Художественная литература в стихах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для воспитателей "Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых методик"
В памятке предложены игры и упражнения направленные на развитие интонации....
Выступление на ГМО "Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в соответствии с ФГТ посредством игровых методик"
Выступление и презентация на ГМО воспитателей города Нижневартовска...
проект "Развитие интонационной выразительности речи у детей посредством игровых упражнений"
Недостаточно развитая интонационная выразительность речи у детей дошкольного возраста с ОНР влияет на качество передоваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании и в ...
Развитие интонационной выразительности речи при заучивании стихотворений, посредством игровых упражнений
Развитие интонационной выразительности речи при заучивании стихотворений, посредством игровых упражнений. Консультация для воспитателей...
Развитие интонационной выразительности речи дошкольников посредством стихов-диалогов
Работа с детьми по театральной деятельности автоматически включает в себя этап работы над интонационной выразительностью речи....
«Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений»
Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети ...
Развитие интонационной выразительности речи, посредством игровых упражнений.
Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Присутствие в речи ребёнка всех компонентов интонации (темп, ритм, тембр, логическое ударение, мелодика) способствует не только формированию произвольн...