проект "Развитие интонационной выразительности речи у детей посредством игровых упражнений"
проект ( группа) на тему
Недостаточно развитая интонационная выразительность речи у детей дошкольного возраста с ОНР влияет на качество передоваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании и в ограничении возможностей ребёнка. Надеемся, что данный проект поможет в работе педагогам над данным компонентом речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_intonats_vyrazitelnosti_rechi_u_detey.docx | 365.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида «Катюша»
г. Воркуты
компенсирующая группа №8 «Светлячок»
воспитатели: Котрунова Т.И.
Русова А.Г.
Список литературы
- Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
- Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей, педагогов. Программа обучения в детском саду.-М.: РОДНИЧОК
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 528 с.
- «Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш: М: ТУ Сфера, 2003г
- «Коррекционно-образовательная программа для детей с ОНР» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной: М: МГЗПИ, 1991г
- Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми.- М.: ТЦ Сфера, 2011
- Кириллова Ю.А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР).- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
- «Методика развития речи детей дошкольного возраста» О.С.Ушаковой, Е.М.Струнина: ВЛАДОС, 2003г
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- «Программа дошкольных общеобразовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» под редакцией Е.А. Екжановой, Е.А.Стебелёва: изд. «Просвещение», 2003г.
- «Парма» под редакцией С.С.Белых, С.И.Штекляйн, И.Б.Поталициной; КРИКО и ПК, 2001г.
- Петрова И. М.. Театр на столе. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
- Павлова Л.В. О некоторых формах работы с родителями: Обучение и воспитание детей с нарушением речи/ сост. С.А.Миронова. – М.: 1997
- Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразаитием речи: учебное пособие для студ.выс.пед.учеб.заведений/ Светлана Николаевна Сазонова.-2 изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2055.-144сю
- «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» Н.В.Нищева: СПб: Детство-Пресс, 2001г
- Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;
- Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
- Ушаковой О.С. «Программа по развитию речи детей дошкольного возраста в детском саду» Т.У.Сфера, 2001г.
- Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений
Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. У детей с ОНР, как правило, недостаточно сформирован данный компонент речи. Это подтверждают результаты диагностики, с которыми дети поступили в нашу группу, и тем самым раскрывают перед нами актуальность вопроса: Недостаточная интонационная выразительность у детей дошкольного возраста с ОНР, влияет на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничивая коммуникативные возможности детей.
С целью развития интонационной выразительности речи дошкольников с ОНР в течении года проводится коррекционная работа: последовательно, систематично, учитывая динамику возрастания интонационных навыков детей, и основного вида деятельности детей – игра, которая способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию.
Коррекционная работа в данном направлении решает следующие задачи:
1. Развитие интонационных средств выразительности речи: темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики у детей;
2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.
3. Развитие речевого дыхания – его длительность и интенсивность, для формирования ритмико-мелодической стороны речи.
4. Укрепление и подвижность артикуляционного аппарата.
Коррекционная работа проводилась поэтапно:
- Развитие умения воспринимать разнообразие интонационных средств выразительности речи
- Самостоятельно воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи
В начале учебного года учителем – логопедом Кирилловой Е.Л. была проведена диагностика выразительных средств речи дошкольников с ОНР, в ходе которой определялось:
- умение детей изменять темп речи, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем (нормальном) и в быстром темпе;
- умение узнавать ритмический рисунок фразы, двух стихотворных текстов, контрастных по рисунку, с помощью слогов (та-та-та) или отстукивания;
- возможность изменять высоту голоса при пересказе сказок, изображая голосом, как говорит каждый герой;
- умение изменять силу голоса, произвольно переключать его;
- возможность выделять ударный слог в слове;
- способность произнести фразу с различной интонационной окраской (грустно, весело, торжественно, испуганно, ласково);
- умение делать логическое ударение во фразе.
Результаты диагностики показали, что дети испытывают трудности:
- в умении говорить шепотом;
- переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже, громче, тише);
- выделять голосом нужное слово;
- повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении;
- передавать голосом эмоциональную окраску текста, исходя из содержания.
На основании полученных результатов были подобраны игровые упражнения для последовательного развития элементов интонации.
Работа проводится как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Каждое занятие по наставлению учителя – логопеда группы, начиналось с артикуляционных и дыхательных упражнений, направленных:
- на коррекцию ротового и носового дыхания, с целью научить детей управлять своим вдохом и выдохом. Это беззвучные и фонационные (произнесение звуков на выдохе) дыхательные упражнения в положении «сидя», «стоя».
- на укрепление и подвижность речевого аппарата.
- Развитие умения воспринимать разнообразие интонационных средств выразительности речи
В игровых упражнениях, направленных на развитие умения воспринимать разнообразие интонаций человеческой речи использовались фразы, стихотворные строчки, предложения, произносимые в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации, и графическое изображение данных предложений.
- Самостоятельно воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности речи
С целью развития навыков интонационного оформления фраз, умения дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи, использовались игровые упражнения:
- На звукоподражание.
- На воспроизведение фраз. Такие упражнения проводились последовательно с постепенным усложнением. Сначала фразы воспроизводились отраженно, в соответствии с интонациями воспитателя. Затем с противоположными типами интонации, а так же самостоятельное воспроизведение мелодики предложений, стихотворных текстов, без демонстрации образца интонации.
- Игровые упражнения на восприятие и воспроизведение модуляций голоса по высоте, были направлены на развитие умения определять и интонировать постепенное движение мелодии снизу вверх, сверху вниз. Для этого использовались изолированные звуки, звукоподражания, предметные картинки с изображением животных и их детенышей, а так же графические изображения и движение руки (вверх – повышение высоты, вниз – понижение высоты). Развивая возможности детей использовать разную высоту голоса при чтении стихов, сказок, использовала короткие диалоги, в которых дети изображали голосом, как говорит каждый герой: медведь – низко, Машенька – высоко и т.д.
- Наши дети говорят и читают стихи тихо, ниже средней силы своего голоса. Для развития умения управлять силой голоса (изменять громкость) – давать его тихо, средне, громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и, наоборот, активно использовались игровые упражнения с гласными: «Покажи, как гудит пароход, самолет (машина и др.), если они далеко, и как гудят, если они близко?». Использовала звуки, звукоподражания, предметные и сюжетные картинки, на которых изображены транспортные средства, животные, птицы, насекомые, расположенные близко и далеко: «Покажи карточку: далеко или близко машина (собака и др.)».
Развивая умение детей изменять силу голоса в связной речи, предлагала прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту: шепотом, тихо, обычным голосом или громко. Ребенок рассказывал стихотворение и объяснял, почему он сделал такой выбор.
- В работу по развитию восприятия тембра голоса, умения определять характер звучания тона голоса на слух, включались игровые упражнения с использованием картинок – символов, масок, изображающих чувства, эмоции людей, животных; слов-междометий; картинок с изображением людей разного возраста, и записи их голосов. Так же это способствовало эмоциональному развитию детей.
В игровых упражнениях для развития умения детей владеть своими голосовыми возможностями, умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, а так же для развития способности передать голосом эмоциональные переживания и чувства, использовались серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц, инсценировки сказок («Колобок», «Теремок», и др.), короткие диалоги.
- В работе по развитию темпа и ритма использовались логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Они позволяют соотносить движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Для упражнения детей в умении определять количество изолированных ударов использовались карточки с записанными на них соответствующими ритмическими структурами (значками). Так же дети учились самостоятельно записывать серии предложенных ударов условными значками. В работу над темпом включались не только упражнения на скорость произнесения речи: «Скажи медленно, быстро», но и на развитие умения удерживать заданный темп в движениях рук, ног в течении определенного отрезка времени, а так же изменение темпа.
- Для развития умения воспроизводить разнообразие интонационных средств выразительности в экспрессивной речи, использовались театральные этюды, игры – драматизации, инсценировки коротких стихов, шуточных диалогов.
На данный момент можно сделать следующий вывод: игровые упражнения помогают детям усваивать разнообразие интонационных средств выразительности речи. За время работы дети приобрели умения изменять высоту и силу голоса, передавать эмоциональную окраску голоса, как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи. Они легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их, научились слушать собеседника, завершать разговор.
Т.о. проводимая работа показала, что игровые упражнения на развитие интонационной выразительности речи способствуют устранению недостатков темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевого высказывания, и формируют навыки речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с ОНР.
Итоговую диагностику проведём в рамках мониторинга на конец учебного года по ОО по методике Лазаренко О. И. (см. приложение).
Перспектива: Параллельно с работой над интонацией должна проводиться и работа над логическим ударением - развитие способности у детей выделять голосом главное по смыслу слово во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение. Мы считаем, что данный вид работы необходимо проводить с детьми в старшем дошкольном возрасте, т.к. на данный момент времени наши дети ещё не готовы усваивать материал данной сложности.
Структура | Содержание |
Тема: | «Развитие интонационной выразительности посредством игровых упражнений» |
Адресация проекта | для детей дошкольного возраста. |
Участники проекта | воспитатели, дети, родители |
Возраст воспитанников | Дети средней дошкольной группы (4-5лет) |
Особенности проекта | По характеру создаваемого продукта:
По количеству создателей:
По количеству детей, вовлеченных в проект:
По продолжительности:
По профилю знаний:
По уровню контактов и масштабам организации:
|
Цель проекта | Формирование у детей дошкольного возраста интонационной выразительности посредством игровых упражнений |
Задачи проекта |
|
Ресурсы проекта | Необходимое обеспечение:
Требования к уровню подготовленности воспитанников:
Требования к уровню подготовленности педагогов:
Требования к уровню подготовленности родителей:
|
Предполагаемые результаты и продукты проекта | Результат деятельности педагогов:
Продукты деятельности педагогов;
Результат деятельности детей: В результате работы над проектом предполагается, что произойдет:
|
Аннотация (может быть вынесена отдельным материалом в пояснительной записке) | Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. У детей с ОНР, как правило, недостаточно сформирован данный компонент речи. Это подтверждают результаты диагностики, с которыми дети поступили в нашу группу, и тем самым раскрывают перед нами актуальность вопроса: Недостаточная интонационная выразительность у детей дошкольного возраста с ОНР, влияет на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничивая коммуникативные возможности детей. |
Этапы работы над проектом (может быть вынесено отдельным материалом) | Для каждого этапа указывается продолжительность, содержание работы, ответственные за реализацию, предполагаемый результат Работа проводится как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях. Каждое занятие по наставлению учителя – логопеда группы, начиналось с артикуляционных и дыхательных упражнений, направленных:
Этапы осуществления проекта:
В игровых упражнениях, направленных на развитие умения воспринимать разнообразие интонаций человеческой речи использовались фразы, стихотворные строчки, предложения, произносимые в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации, и графическое изображение данных предложений.
С целью развития навыков интонационного оформления фраз, умения дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи, использовались игровые упражнения:
Развивая умение детей изменять силу голоса в связной речи, предлагала прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту: шепотом, тихо, обычным голосом или громко. Ребенок рассказывал стихотворение и объяснял, почему он сделал такой выбор.
В игровых упражнениях для развития умения детей владеть своими голосовыми возможностями, умения изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, а так же для развития способности передать голосом эмоциональные переживания и чувства, использовались серии сюжетных картинок с изображением разного настроения у действующих лиц, инсценировки сказок («Колобок», «Теремок», и др.), короткие диалоги.
На данный момент можно сделать следующий вывод: игровые упражнения помогают детям усваивать разнообразие интонационных средств выразительности речи. За время работы дети приобрели умения изменять высоту и силу голоса, передавать эмоциональную окраску голоса, как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи. Они легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их, научились слушать собеседника, завершать разговор. Т.о. проводимая работа показала, что игровые упражнения на развитие интонационной выразительности речи способствуют устранению недостатков темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевого высказывания, и формируют навыки речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с ОНР. Итоговую диагностику проведём в рамках мониторинга на конец учебного года по ОО по методике Лазаренко О. И. (см. приложение). Перспектива: Параллельно с работой над интонацией должна проводиться и работа над логическим ударением - развитие способности у детей выделять голосом главное по смыслу слово во фразе, т.е. продуцировать логическое ударение. Мы считаем, что данный вид работы необходимо проводить с детьми в старшем дошкольном возрасте, т.к. на данный момент времени наши дети ещё не готовы усваивать материал данной сложности. |
ПОДБОРКА МАТЕРИАЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫБОР АДЕКВАТНОЙ ГРОМКОСТИ
- Выразительно прочитайте стихотворения, выбирая нужную степень громкости.
Какие слова в тексте подсказывают вам, как нужно прочитать стихи - громко или тихо?
Ночь. Уснули улицы. | Ветры, бури, ураганы, С.Маршак |
Посидим и в тишине… Мама спит, она устала. | Левой, правой! А.Барто |
Тише, тише, ветер, Л.Яхнин | Дождик, дождик, не дожди, Не дожди ты, подожди! Выйди, выйди, солнышко, Золотое донышко! |
Сладко спи, ребенок мой, | Тучи солнце вдруг закрыли, Дождик хлынул проливной, Капли звонкие забили По широкой мостовой. Антонова Наталия |
Спи, моя радость, усни! | Три весёлых карапуза На базар пошли гурьбой, И купили три арбуза - Тёмный, светлый и рябой. |
Баю-бай, баю-бай, Мою детку не буди | Воздушные змеи. Змея колыбельную песенку пела. Змея на змеенышей нежно шипела. Змееныши спали в своей колыбели И сладко друг другу в затылки шипели. Галина Дядина |
Эхо. Я бегу у самого откоса И смешную песенку пою. Эхо звонко и разноголосо Повторяет песенку мою. Я спросила это: - Замолчишь ты? - А сама притихла и стою. А оно в ответ мне: - Ишь ты, ишь ты! - Значит, понимает речь мою. Я сказала: - Ты поёшь нескладно! А сама притихла и стою. А оно в ответ мне: - Ладно, ладно! - Значит, понимает речь мою. Я смеюсь - и всё звенит от смеха, Замолчу - и всюду тишина... Иногда гуляю я одна, А не скучно, потому что эхо... | И. Царев |
Вместе с солнышком встаю Вместе с солнышком встаю, Вместе с птицами пою: - С добрым утром! - С ясным днём! Вот как славно мы поём! | Гори-гори ясно! Солнышко красно, |
Т. Керстен | К нам на длинной мокрой ножке В лужице – смотри, смотри! - |
Гром гремит на всю округу. | Дождик, дождик, поливай |
Дождик песенку поет: | Я в лесу услышал эхо, |
Ходит шепотом по крыше | Н. Хилтон |
Барабан дразнил барана. | Трам-там-там,трам-там-там, |
Эхо! Эхо, покажись! - Я - зеленое весной. | Н. Шумов |
Е. Панкратова | Учит маленьких по книжке |
А. Тесленко | Я мышку пожалела, |
Бум! Бум! Бум! Бум! | Почему Маринки Любят мандаринки? Почему все Светки Любят есть конфетки? Скажу вам, если честно, Что это неизвестно. А если между нами, То это просто тайна! |
Если киса устанет, |
Консультативно-практический материал
для родителей и педагогов
Воспитатели компенсирующей группы №8
Котрунова Т.И., Русова А.Г.
Речевое подражание (звукоподражание) — это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.
Сначала это похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Чтобы общение ребенка с взрослым не напоминало игру в «попугайчиков», важно помнить, что речь нужно активировать в практической деятельности ребёнка, в игре. При этом важен эмоциональный контакт, положительная мотивация, устойчивое внимание ребенка.
Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить ребёнка подражать действиям с предметами (игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы. Для развития подражательных способностей нужно ежедневно заниматься пальчиковыми играми.
Звукоподражания это начальный этап развития речевой функции и у ребёнка с нормой речи и у ребёнка с речевыми нарушениями только усваивают они их в разные сроки.
Взрослые всегда должны помнить, как звучит их речь:
- речь должна быть правильной, без речевых нарушений;
- артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;
- речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;
- слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;
- взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;
- взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.
Этапы развития речевого подражания:
- Повторение отдельных звуков, которые несут смысловую нагрузку, в игре.
- Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие определённый смысл.
- это подражания голосам животных — гав, ква, мяу и т. д.;
- подражания звукам детских музыкальных инструментов — динь-динь, бом-бом, ду-ду и т. д.;
- подражания транспортным шумам — ту-ту, би-би и т. д.,
и другие различные аморфные слова: ребёнок может заменять ими слова, которые еще не способен произнести.
- Повторение слов. Сначала это простые короткие слова — мама, папа, киса, дай, на, и т.д.
Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком слов-действий (глаголов), так как они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития!
- Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где папа? Там киса. Вот ложка.
Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении.
Начинаем работать играя…
Уточнение произнесения гласных звуков
- Рассматривая с ребёнком картинку, на которой изображена девочка качающая куклу: «Это Аня она укладывает куклу спать и поёт А-а-а! Давай ей поможем. А-а-а!» Одновременно движениями имитируем укачивание куклы. Показываем малышу, как нужно широко открыть рот, когда поём.
- Рассматривая с ребёнком картинку, на которой изображена девочка с больным зубом: «Это Оля у неё болит зуб, и она вздыхает О-о-о! Как вздыхает Оля О-о-о!» При произнесении прижимаем ладони к щекам и качаем головой.
- Рассматриваем с ребёнком картинку или берём в руки игрушечную лошадку: «Жеребёнок зовёт свою маму и кричит И-и-и! Давай покричим вместе с ним И-и-и!» Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбке.
- Рассматриваем с ребёнком картинку изображающую пароход или берём в руки игрушечный пароходик: «Смотри, пароход плывёт к причалу и гудит У-у-у! Как гудит пароход У–у-у!». Обращаем внимание малыша, что губы вытянуты трубочкой.
- Рассматриваем с ребёнком картинку, изображающую большого и маленького медведей: «Большой медведь кричит Э-Э-Э! (произносим громко, широко разводим руки в стороны). А маленький э-э-э! (произносим тише, руки сближены). Просим ребёнка изобразить, как кричит большой медведь, и как маленький. Можно предложить отгадать какой медведь кричит.
Пение слияний гласных звуков
- Рассматриваем с ребёнком картинку: девочка заблудилась в лесу: «Смотри девочка заблудилась в лесу и кричит Ау! Ау! Давай покричим вместе с девочкой Ау! Ау!» Крича, прикладываем ладонь к лицу.
- Рассматриваем с ребёнком картинку: малыш плачет: « Как плачет малыш? Уа! Уа!
- Рассматриваем с ребёнком картинку: ослик кричит, говорим: « Вот ослик он кричит Иа! Иа! Как кричит ослик? Иа! Иа!
Вызывание междометий
- 1.Мячик упал в воду:
- Ах! Ах! Ах! - 2.Ваза разбилась:
- Ох! Ох! Ох! - 3. Девочка качается на качелях:
Ух! Ух! Ух! - 4.Саша рубит дрова:
Эх! Эх! Эх!
Произношение согласных звуков
Игра «Чайник Пых»
Показываем ребёнку картинку с изображением кипящего чайника «Смотри, Смотри это чайник его зовут Пых, когда он кипит он вот так пыхтит п-п-п! Давай попыхтим вместе с ним».
Игра «Накачаем колесо»
Катаем вместе с малышом машинку и говорим: «Ой! Смотри, у машины спустилось колесо. Давай его накачаем! С-с-с.» Руками изображаем работу с насосом.
Игра «Лес шумит»
Расскажите ребенку, что когда ветер качает деревья, листики на них шелестят: «Ш-ш-ш». Встаньте, поднимите руки вверх, покачивая ими из стороны в сторону – «как деревья на ветру» – и произносите: «Ш-ш-ш».
Игра «Угадай, что это»
Произнесите звук Ш или С, а малыш будет отгадывать, что это: шумит лес (Ш) или накачивают шину насосом (С). Затем можно поменяться: пусть ребенок загадывает, а вы отгадывайте.
Игра «Пилим, пилим»
Показываем ребёнку игрушечную или нарисованную пилу: «Смотри, пила пилит и мягко свистит сь-сь-сь». Производим пилящие движения ребром ладони или игрушечной пилой.
Игра «Комарик»
Показываем картинку с изображением комара, говорим: «Это комар Захар он летает и поёт песенку з-з-з». Большой и указательный пальцы сжимаем и рисуем в воздухе круги.
Предлагаем ребёнку спеть песенку комарика. «Ловим» комара в кулак и подносим к своему уху – слушаем: « З-з-з», затем к уху ребёнка: « Слышишь, как поёт комарик з-з-з». Предлагаем ребёнку тоже поймать комарика и послушать, как он поёт в кулачке.
Игра «Жук»
Покажите ребёнку на картинке жука скажите, что это жук Женя, и он любит петь песенку: «Ж-ж-ж!». Спросите у малыша, как жужжит жук Женя. Посоревнуйтесь с ребёнком, чей жук дольше жужжит.
Игра «Чья это песенка»
Произнесите одно из звукоподражаний, пусть ребенок отгадает, чья это песенка: жука (ж) или комара (з). Затем можно поменяться: пусть ребенок загадывает, а вы отгадывайте.
Игра «Греем руки»
Показываем ребёнку картинку: «Смотри, девочка греет замёрзшие руки, дышит на них х-х-х! Давай тоже согреем ручки! Х-х-х.» Показываем ребёнку, как нужно дышать на руки.
Игра «Ёжик»
Показываем ребёнку игрушечного ёжика или картинку и говорим: «Это ёжик, смотри какие у него колючки, он носит на них яблоки и грибы. Когда он несёт грибок в свою норку, он фыркает вот так ф-ф-ф. Давай пофыркаем как ёжики».
Подражание голосам животных и птиц
Животные это первая лексика, которая усваивается детьми. Ребёнка необходимо научить не только тому, что кошка – мяу, лягушка – ква, коза – ме и т. д., но и тому, что мышка мама пищит ПИ-ПИ-ПИ, а мышонок пищит более тонко пи-пи-пи, большая лягушка кричит КВА, а маленькая ква и т. д.
После предъявления звукового образца предложите ребёнку угадать, кто кричал – большая или маленькая лягушка. Потом можно поменяться ролями.
Обязательно используйте картинки или фигурки животных. Разучивайте звукоподражания в игре. Например: «Давай ты угостишь корову сеном, а она скажет тебе Му – спасибо!».
Подражание бытовым шумам
Часы тикают – ТИК — ТАК
Вода капает – КАП — КАП (на каждый слог указательный палец ударяет в раскрытую ладонь другой руки)
Малыш топает – ТОП — ТОП
Молоток стучит ТУК — ТУК
Ножницы режут ЧИК — ЧИК
На качели качаемся КАЧ — КАЧ
Кушаем морковку ХРУМ – ХРУМ
Машина едет БИ — БИ
Пила пилит ВЖИК — ВЖИК
Консультация для родителей:
МБДОУ №11 «Катюша»
г. Воркута
Развитие речи особенно быстро происходит у детей младшего возраста: быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Поэтому, именно на данном возрастном этапе нужно учить детей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах. Одним из игровых упражнений, которое используется для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, является чистоговорка.
Одним из приёмов развития речи детей является использование чистоговорок.
Чистоговорка это зарифмованная фраза: ла-ла — Мила в лодочке плыла. Всем детям присуще влечение к рифмованным звукам. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребёнка. Ввиду несформированности мотивационной сферы трудно вовлечь детей в активное участие в процессе, а это очень важно для достижения максимального результата. С помощью чистоговорки можно развивать все стороны речи ребёнка:
- фонематический слух,
- звукопроизношение,
- словарь,
- грамматику,
- связную речь.
Использование данного приёма предоставляет ребёнку возможность создать «своё», придумать самому. Для этого берётся последний слог слова или последние два звука в односложном слове и повторяется в начале чистоговорки (са-са – вот идёт лиса).
Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Чистоговорки еще называют логопедическими загадками. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки - чистоговорки с применением игрушек, картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интонационной выразительности речи у детей с ЗПР
У детей с задержкой психического развития страдают все стороны речи, а особенно коммуникативная функция. Это связано с тем, что дети зачастую совершенно не умеют общаться друг с другом на вербал...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЁМОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ещё В.Г.Белинский говорил «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». Как по ра...
Анализ методик обследования интонационной выразительности речи у детей с нарушениями речи.
Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты, а 38% - через интонации, модуляции голоса.Следовательно, всего 7% ...
Развитие интонационной выразительности речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредствам использования презентаций
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...
МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ » (для воспитателей детского сада)
МАСТЕР - КЛАСС«Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ »(для воспитателей детского сада)...
Дидактические игры в работе над интонационной выразительностью речи у детей с дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Работа над интонационной выразительностью речи является одной из самых важных составляющих в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Эта деятельность включает в себ...