Развитие интонационной выразительности речи при заучивании стихотворений, посредством игровых упражнений
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Крылова Ирина Константиновна

Развитие интонационной выразительности речи при заучивании стихотворений, посредством игровых упражнений. Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrazitelnost_rechi.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Развитие интонационной выразительности речи при заучивании стихотворений, посредством игровых упражнений

В непосредственной образовательной деятельности и в режимные моменты учитель-логопед и воспитатели постоянно используют разные методы и приёмы для развития интонационной выразительности у детей.

Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.

 Проблема интонационной выразительности речи сейчас очень актуальна, так как в настоящее время большой процент наших воспитанников имеют так называемые дизартрические проявления. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдает голос: он либо тихий, либо чрезмерно громкий; не удаются модуляции по высоте, силе голоса (ребенок не может по подражанию произносить звуки высоким и низким голосом, имитируя голос животных). Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок

К средствам интонационной выразительности речи относятся:

  • темп (медленный, средний, быстрый);
  • ритмический рисунок;
  • высота и сила голоса;
  • интонационная окраска речи;
  • логическое ударение во фразе.

При этом, читая и заучивая стихи с малышами, мы решаем следующие задачи:

  • укрепление памяти;
  • выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности;
  • развитие творческих способностей ребенка;
  • расширение кругозора;
  • воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т.п.).

Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности

1. Предлагаем детям передать с помощью интонации разные чувства при произнесении небольшого предложения. (Дождь идёт. Солнышко светит. Мальчик бежит. Снег тает.)

2. Придумываем с детьми предложения и произносим с разной эмоциональной окраской. (Какой сегодня день? Сегодня на занятии было весело. Я очень устал. Сегодня был холодный ветер, и я очень замерз.).

3. Во время выполнения логопедических заданий по автоматизации и дифференциации звуков произносите слоги, слова, предложения и маленькие стихи, потешки и считалки с различной интонацией, от лица разных сказочных персонажей.

4. Поиграйте с детьми в «Угадайку». Сначала сами загадайте животное или сказочного персонажа, а ребёнок пусть угадает. Потом попробуйте поменяться ролями.

5. Формированию ритмической стороны речи способствуют различные речевые игры с движениями.

6. Для того, чтобы ребёнок научился выразительно читать стихотворения необходимо:

  • выразительно прочитать ребёнку стихотворение, постараться, чтобы содержание стихотворения эмоционально затронуло ребёнка. При первом прочтении ребенок должен прочувствовать и ритмический рисунок стихотворения;
  • поговорить о том, что или кто изображен в этом стихотворении, как он себе представляет этого героя или это явление природы, как к ним относится;
  • учить стихотворение, только разбивая его на логические части, а не отдельными строчками;
  • сразу при заучивании голосом выделять «главные» слова;
  • постараться, чтобы ребёнок читал стихотворение, меняя высоту и силу голоса, темп, интонацию в зависимости от содержания стихотворения;
  • только постоянное внимание родителей к интонационной стороне речи ребёнка дома поможет закрепить и научить применять те знания, умения и коммуникативные навыки, которые ребёнок получает с помощью воспитателей, находясь в детском саду.

Вот еще несколько советов, которые помогут развивать ребенка в данном направлении.

Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?

  1. Стихотворение должно быть доступным.

В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию. Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти. Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия), без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.

  1. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является

источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка), этических и нравственных понятий.

  1. Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки,

прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова.

  1. Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые

стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.

Следуя этим несложным рекомендациям, вы можете научить своего ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, сформировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В.Г.Белинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей "Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых методик"

В памятке предложены игры и упражнения направленные на развитие интонации....

проект "Развитие интонационной выразительности речи у детей посредством игровых упражнений"

Недостаточно развитая  интонационная выразительность речи у детей дошкольного возраста с ОНР влияет на качество передоваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании и в ...

«Развитие интонационной выразительности речи посредством игровых упражнений»

Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети ...

МАСТЕР - КЛАСС «Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ » (для воспитателей детского сада)

МАСТЕР - КЛАСС«Развитие интонационной выразительности речи детей посредством игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ »(для воспитателей детского сада)...

Развитие интонационной выразительности речи, посредством игровых упражнений.

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Присутствие в речи ребёнка всех компонентов интонации (темп, ритм, тембр, логическое ударение, мелодика) способствует не только формированию произвольн...

Консультация для воспитателей "Развитие интонационной выразительности речи при заучивании стихотворений"

Проблема интонационной выразительности речи сейчас очень актуальна, так как в настоящее время большой процент наших воспитанников имеют так называемые дизартрические проявления....