КОНСПЕКТ КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «УРОЖАЙ У НАС НЕПЛОХ» СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ Коррекционная группа
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Романова Ксения Александровна

 

1.    Расширять  и  активизировать  словарный  запас  по  теме  «Овощи»:

a)   закрепить  название  овощей  их  форму;

b)   усвоить  обобщающее  понятие  «Овощи».

 

2.    Формировать  речевые  навыки: слоговую  структуру,  просодику,  речевое  дыхание.

 

3.    Продолжать  формировать  фразовую  речь  и  развивать  элементы  связной  речи.

 

4.    Развивать  общую,  мелкую,  артикуляционную  моторику.

 

5.    Развивать  основные  познавательные  процессы: внимание,  память,  мышление.

 

6.    Воспитывать  желание  оказывать  помощь,  вызвать  у  детей  светлые  добрые  чувства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад  № 23»Улыбка»»

КОНСПЕКТ

КОМБИНИРОВАННОГО  ЗАНЯТИЯ

«УРОЖАЙ  У  НАС  НЕПЛОХ»

СРЕДНИЙ  ВОЗРАСТ

ГРУППА  ПСИХОЛОГО – ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ  КОРРЕКЦИИ (ЗПР)

Учитель – логопед: Ксения  Александровна

                                                                                                Романова

                                                                                    Воспитатель: Денисенко Марианна Аркадьевна

Музыкальный  руководитель:

Елена  Михайловна  Малёжина

г. Феодосия

2012 г.

КОМБИНИРОВАННОЕ  ЗАНЯТИЕ  «УРОЖАЙ  У  НАС  НЕПЛОХ»

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

(коррекционно – воспитательные  задачи)

  1. Расширять  и  активизировать  словарный  запас  по  теме  «Овощи»:
  1. закрепить  название  овощей  их  форму;
  2. усвоить  обобщающее  понятие  «Овощи».

  1. Формировать  речевые  навыки: слоговую  структуру,  просодику,  речевое  дыхание.

  1. Продолжать  формировать  фразовую  речь  и  развивать  элементы  связной  речи.

  1. Развивать  общую,  мелкую,  артикуляционную  моторику.

  1. Развивать  основные  познавательные  процессы: внимание,  память,  мышление.

  1. Воспитывать  желание  оказывать  помощь,  вызвать  у  детей  светлые  добрые  чувства.

СЛОВАРНАЯ  РАБОТА:

Существительные: осень,  морковь,  помидор, огурец, картошка, капуста, горошек – овощи, то, что  растёт  на  грядке  в  огороде;  салат, щи – пища.

Прилагательные: форма – овальный, круглый, треугольная.

Глаголы:  наступила,  поспевают, греются, растут – растёт.

Числительные: один, три, много.

ОБОРУДОВАНИЕ: логопедические  щётки «ёжики», простые  карандаши, альбомные  листы, шапочки  для  игры «Собираем  урожай» (помидор, огурец, морковь, грузовик).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ  РАБОТА:

Литература: сказка  «Репка», стихотворение А.Прокофьева  «Огород»,

стихотворение М.Ходяковой «Осень», загадки.

Дидактические  игры  по  формированию  лексико –грамматических  категорий  и  навыков  словообразования: «Чудесный  мешочек»,  «Загадки  Зайца», «Один – много», «Назови – ласково», «Какой  овощ  пропустили?», «Поварёнок».

ТЕМА: «УРОЖАЙ  У  НАС  НЕПЛОХ»

Ход  занятия

  1. Оргмомент

Упражнение  для  развития  общей  моторики, координации  речи  с  точными  выразительными  движениями  и  жестами, речевая  дыхательная  гимнастика.

Дети  под  музыку  входят  в  зал. Здороваются  с  гостями.

Логопед: Какое время  года  наступило? Наступила  осень (индивид. опрос 1-2 ребёнка)

             - А  теперь  скажем  так: НАСТУПИЛА  ОСЕНЬ (произнести  предложение  на  одном  выдохе)

Осень  в  гости  к  нам  пришла

урожай  всем  принесла.

Плавно  идёт  капуста

Шаг  с  носка

Легко  бежит  горошек

Лёгкий  бег  на  носках

Не  спеша  идёт  картошка

Ходьба  на  внешней  стороне  стопы

Маршируют  огурцы – молодцы

Шаг  марша

В  огороде

за  забором

Руки  от  себя,  указать  вниз  с  небольшим  наклоном  вперёд;

Руки  поднять  вверх, ладони  прямые  от  себя, вытянуться  с  небольшим  напряжением  в  «струнку»

Поспевают  помидоры

Руки  на  пояс,  «напыжиться».

Держатся  за  колышки

Сжать  кулаки, согнуть  руки  в  локтях.

Греются  на  солнышке.    

Поднять  лицо  и  руки  вверх,  потянуться  к  солнцу.

     Дети  садятся  на  стульчики. (Идут  как  помидоры)

II. Основная часть

Звучит  грустная  музыка.

Логопед  просит  определить, какая  музыка  по  характеру.

Появляется  грустный  гномик. Здоровается  с  детьми. Объясняет,  почему  он  грустный.

      Логопед: ребята, развеселим  гномика?

1.Упражнение  для  развития  мимики  лица, артикуляции, мелкой  моторики, экспрессивное    выражение  эмоций, снятие мышечного  напряжения  с  помощью  игрового  массажа .

Игра «Мимическая  зарядка»

Здесь  живёт  Хмурилка

Нахмуриться,  указательные  пальцы  возле  сведённых  бровей.

Здесь  живёт  Дразнилка

Упражнение  «Буратино»

Здесь  живёт  Смешилка

Указательные  пальцы  на  щеках, улыбаться

Здесь  живёт  Страшилка

Глаза широко  открыты,  руки  вытянуты  вперёд, пальцы  растопырены,  рот  открыт.

Это  носик  Бибка!

Указательными  пальцами  дотрагиваться  до  кончика  носика

Это  ушки  маленькие

Большими  и  указательными  пальцами  теребим  мочки  ушей.

Это  губки  аленькие

Облизываем  губы  по  часовой  стрелке.

Ротик – трубочкой, улыбочкой

Упражнение «трубочка» - «улыбка»

Щёчки,  шейка

Лёгкое  пощипывание  щёк; обнять  ладошками  шею  и медленно,  слегка надавливая,  вести  в  разные  стороны.

Лобик

Соединить  пальцы  рук  на  середине  лба  и  медленно,  слегка  надавливая,  вести  в  разные  стороны.

И  наш  пухленький  животик

Поглаживание  по  часовой  стрелке.

Звучит  весёлая  музыка. Гномик  благодарит  ребят  и  предлагает  им  послушать  сказку.

 2.Активизация  словаря  по теме, уточнить  место  произрастания  овощей (под  землёй, на  земле)

Сказка «Грибок – теремок»

Гномик  выставляет  на  стол  домик  в  виде  гриба,  на  его  крыше – площадка,  под  окном – большая  дверца.

Гномик  берёт  в  руки  помидор  и  рассказывает  сказку,  сопровождая её  соответствующими  действиями:

- Красный  Помидорчик  с  грядки раз  нарушил  все  порядки:

Прыг  с  куста  -  и  наутёк.  Видит – в  поле теремок…..

Зашёл  в  домик – никого,  а  поселиться  решил  на  крыше. Так  привычнее – на  свету  на  солнышке.

Следом  за  ним  Морковка  бежит (достаёт  морковку):

«Помидорчик,  дружок,  возьми  с  собою  жить!  Надоело  под  землей  сидеть».

«Лезь, -  говорит  Помидорчик, -  на  крышу».

«Нет, - отвечает  Морковка, - я  к  солнцу  непривычная,  я  в  домике  буду!»

(гномик  помещает  морковку  в  теремок)

Следом  огурчик  скачет.  А  где  его  поселить?

А  вот  картошка  идёт.  А  где  картошку  поселить?

Подобным  образом,  в  процессе  рассказывания  сказки, уточняется  место  произрастания  всех  овощей. Наглядное  размещение  их  на  крыше  или  в  домике  помогает  зрительному  закреплению  знаний.

Дети  садятся  за  столы.

3.Упр.  для  развития  слухового  и  зрительного  внимания, памяти, формирование  навыка  грамотной  связной  речи (закрепить  названия овощей, их  форму) слоговой  структуры,  графомоторных  навыков

Игра «Мы  рисуем  огород»

Мы  рисуем  огород

Там  много  овощей  растёт

В  огороде  три  грядки (рисуют)

На  первой  грядке  растут  огурцы

Овальные  молодцы (рисуют)

На  второй  грядке  растёт  помидор

Круглый  важный,  как  синьор (рисуют)

На  третьей  грядке  растёт  морковка

Треугольная  плутовка (рисуют)

(Провести  индивид. опрос 3 -4 ребёнка)

4.самомассаж  рук  с  помощью  логопедических  щёток – «ёжиков» ) 

                       нормализация  просодики (сохранение  темпа  и  ритма  речи)

логопед:  - А  сейчас  расскажем,  что  мы  нарисовали,  а  помогут  нам  «щётки – ёжики».

                     Возьмите   «ёжиков» в  удобную  руку.

ВОТ      У       НАС        О-ГО-РОД,

ТАМ     МНО-ГО         О-ВО-ЩЕЙ      РАС-ТЁТ

Дети отстукивают игольчатой  поверхностью  по  ладони  и  проговаривают  по  слогам  текст.

На  первой  грядке  растут

О – ГУР – ЦЫ

Овальные  молодцы

Погладить  щёточкой  ладонь руки.

Рисуют  на  ладони  щёточкой  овал

На  второй  грядке  растёт

ПО – МИ - ДОР

Круглый, важный  как  синьор

Погладить  щёточкой  ладонь руки.

ОТСТУКИВАЮТ

Рисуют  на  ладони  щёточкой  круг

На  третьей  грядке  растёт

МОР – КОВ – КА

Треугольная  плутовка

Погладить  щёточкой  ладонь руки.

ОТСТУКИВАЮТ

Рисуют  на  ладони  щёточкой  треугольник

На  грядках  хвати  овощей

ДЛЯ   СА-ЛА-ТА  И  ДЛЯ  ЩЕЙ

Погладить  щёточкой  ладонь руки.

ОТСТУКИВАЮТ

Логопед: А теперь  мы  соберём  свой  урожай. В  огород  мы  поедем  на  грузовике.

 (Дети  надевают  наголову  шапочки  овощей,  становятся  в  круг  и  имитируют  движения)

5.упражнение  для  развития  мышечного  тонуса, просодических  компонентов  речи, умения координировать  движения  с  речью  и  пением

Подвижная – речевая   игра «Собираем  урожай»

Дети: Есть  у  нас  огород

Там  своя  морковь  растёт.

Вот  такой  высоты,

вот  такай  ширины.

Ты  морковь  не  зевай,

А  в  лукошко  полезай.

Дети: ты  кто?

Морковь: я  морковка  треугольная  плутовка

Дети: Есть  у  нас  огород

Помидор  там  растёт.

Вот  такой  высоты,

Вот  такой  ширины.

Помидор  не  зевай,

а  в  лукошко  полезай

Дети: ты  кто?

Помидор: я  помидор

Вот  такой  высоты,

Вот  такой  ширины

Дети: Есть  у  нас  огород

Огурец  там  растёт

Вот  такой  высоты

Вот  такой  ширины

Огурец  не  зевай,

а  в  лукошко  полезай

Дети: ты  кто?

Огурец: я  огурец  овальный  молодец.

Дети: Есть  у  нас  грузовик

Он  не  мал,  не  велик,

Вот  такой  высоты  вот  такой  ширины

Ты  скорее  к  нам  спеши,

Урожай  наш  забери.

Дети: ты  кто?

Грузовик: я  грузовик

Вот  такой  высоты

Вот  такой  ширины

Гномик: Ой,  какие  вы  молодцы.  Собрали  такой  урожай овощей.  А  теперь  мне  пора  возвращаться  домой (гномик  прощается  с  детьми  и  уходит).

III Итог занятия

Упражнение  на  релаксацию

Наши  ножки  устали. Они  прыгали,  скакали.

Наши  ручки  устали, они хлопали, играли.

Глазки  засыпают, детки  отдыхают.

1-2-3-4-5

Дети лежат  на  ковре, руки  вдоль  туловища и  слушают  спокойную  музыку, расслабляются.

Глазки  открываются,  дети  просыпаются.

Открывают  глаза, встают, тянут  руки  вверх

Логопед с  детьми  подводит  итог  занятия (кому  помогали, что  больше  понравилось,  кто  в  гости  к  ним  приходил, в  кого  превращались…). Затем  логопед оценивает  деятельность  каждого  из  детей  и  предлагает  детям  отправиться  в  группу.

Дети  выходят  из  зала  под  спокойную  музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в коррекционной группе старшего дошкольного возраста на тему: «Приключение Капельки»

Заняти о том как дети в сказочной и увлекательной форме познают свойства воды; знакомятся с круговоротом воды в природе ; упражняются в передаче настроений ; на основе опытов делают выводы и умозаключ...

Конспект открытого занятия в коррекционной группе для детей с ЗПР «Развитие творческих способностей детей на занятиях по ИЗО».

Конспект открытого занятия  в коррекционной группе для детей с ЗПР «Развитие творческих способностей детей на занятиях по ИЗО».   Образовательная область: художественно-эстетическое раз...

Конспект НОД в старшей коррекционной группе по развитию речи и аппликации «Здравствуй лес – наш добрый друг»

Дать детям представление о том, что лес – это общий дом для растений и животных, уточнить с детьми правила поведения в лесу (не шуметь, не бросать мусор, не оставлять костры непотушенными, ...