проект "Зимние забавы"
проект по развитию речи (старшая группа) на тему

Киселева Наталия Николаевна

Этапы работы над проектом "Зимние забавы". Практические советы и рекомендации по теме проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_proektazimnie_zabavy.docx55.82 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОЕКТ «Зимние забавы»

ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ

          Идея проекта была подсказана мне как самими детьми, так и моими наблюдениями.         В один из зимних дней на прогулку я с детьми вышла без игрушек, на плохооборудованный участок. Интерес к совместным играм сник у детей через несколько минут. Дети стали чаще ссориться, спорить, жаловаться друг на друга, обстановка накалялась. На мой вопрос: «Почему вы не играете вместе? Много жалуетесь и деретесь?» Ребята отвечали, что им скучно и не интересно. Я спросила: «Что же необходимо сделать, чтобы на прогулке было интересно, чтобы дети меньше ссорились и играли дружно? Ваши предложения.» Дети предлагали самые простые зимние развлечения. «Хотите ли Вы узнать о зимних развлечениях больше?»              Так дети натолкнули меня на идею проекта.  

           В группе, беседуя с детьми об истории России, рассматривая фотографии, гравюры, иллюстрации в книгах о жизни и занятиях людей на Руси, дети часто задавали мне вопросы: А чем занимались дети в те далекие времена? Во что они играли? А как жили дети других стран?

           Наблюдая за детьми в повседневной жизни и на прогулке, я видела, что дети мало играют в коллективные игры, предпочитая более индивидуальные, а правила некоторых совсем не знают. В ходе проведения командных игр, эстафет, я наблюдала проявление возрастающей агрессии детей друг к другу после проигрыша.

           Ну и наконец, за год до Олимпиады в Сочи я спросила детей: «Что такое Олимпиада? Слышали ли они такое слово?» Получила 100% отрицательный ответ. Это окончательно, утвердило во мне желание начать работу по данному проекту углубленно.

          Работая над проектом, я поняла, что он не может быть долгосрочным. В течении нескольких лет работы над проектом, я пробовала разные формы работы с детьми для достижения цели. Это позволяет проекту быть мобильным, более вариативным. Конкретные сроки(даты) воспитатель вправе установить сам. Это зависит от погодных условий, плана учреждения и группы, нагрузки и посещаемости детей группы. Главное в зимний период.  

 

ВИД ПРОЕКТА: целевой, творческий, практико-ориентированный

ТИП ПРОЕКТА: детско-взрослый

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 1-2 недели

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшего дошкольного возраста; педагоги ГБДОУ;          родители воспитанников

ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА:  5-7 лет

ОХВАТЫВАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:    

 «Познавательное развитие»;      

 «Речевое развитие»;        

 «Социально-коммуникативное развитие»;                                                              

 «Художественно-эстетическое развитие»;      

 «Физическое развитие».

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ПРОЕКТА

  • Формируя понятие «зимние забавы», познавая историю разных видов зимних забав, воспитываем любознательную, интересующую личность.
  • Развивая интерес к развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа, истоками культуры, вовлекая детей в процесс подготовки разных видов развлечений, мы растим жизнерадостного, трудолюбивого ребенка.
  • Развивая интерес к Олимпийскому движению, формируем у детей желание участвовать в спортивных играх, воспитывать коллективный дух, создаем радостную и доброжелательную атмосферу в детском коллективе.
  • Приобщая детей к спортивным и подвижным играм, обучая игре в них, закладываем основы здорового образа жизни.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

  • Формирование понятия «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ». Ознакомление с историей разных видов зимних забав.
  • Воспитание личностной культуры ребенка. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  1. Обогатить и расширить представления детей о зимних забавах, зимних видах спорта.
  2. Поощрять составление, отгадывание загадок и ребусов о зимних забавах, зимних видах спорта.
  3. Закреплять умение передавать свое отношение к зимним забавам в рассказах и продуктивных видах деятельности.
  4. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
  5. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
  6. Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям развитие речи посредством движения; формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности.
  7. Поощрять поисковую деятельность детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

           В ходе проекта ребенок научится проявлять разнообразный познавательный интерес, устанавливать причинно-следственные связи, у него будут сформированы чувство сопричастности к событиям, которые происходят в стране. Знания детей о забавах зимой, зимних видах спорта расширятся, дети приобретут опыт составления и отгадывания загадок и ребусов. В детском коллективе улучшится микроклимат. Любознательность ребенка даст возможность творчески проводить свободное время. Возрастет интерес к игровой и творческой совместной деятельности с использованием музыкальных, литературных и художественных средств. Интерес к Олимпийскому движению поможет развить двигательные навыки и интерес к спортивным развлечениям. Дети с большим желанием будут участвовать в спортивных играх. Радостная и доброжелательная атмосфера в детском коллективе поможет снизить агрессию.

УЧАСТНИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

  • Беседы с детьми по тематике проводимых мероприятий, позволяющие выявить уровень сформированности знаний дошкольника об олимпиаде, зимних забавах;
  • Применение и отражение знаний детьми в продуктивных видах деятельности;
  • Наблюдение за детьми в ходе праздников, досугов;
  • Наблюдение за детьми в ходе прогулок, подвижных и спортивных игр;

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Деятельность детей

Деятельность педагога

Подготовительный этап – этап разработки проекта

  • Прослушивание музыкальных произведений

  • Просмотр репродукций и фотоматериалов
  • Мониторинг знаний и представлений детей по теме «Зимние забавы и развлечения»
  • Составление перспективного плана по реализации проекта
  • Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам знакомства с историей зимних забав на Руси, знакомство с новыми подвижными играми для дошкольников
  • Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы
  • Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы

Этап формулирования проблемы

  • Осознание и личное восприятие проблемы
  • Формулирование проблемы проекта: Что сделать, чтобы зимой на прогулке было интересно, чтобы дети меньше ссорились и играли дружно? Как это делали наши предки?
  • Формулирование целей и задач проекта

Этап практической деятельности и систематизации информации

  • Рассматривание альбомов с репродукциями картин художников и фотоматериалов
  • Обсуждение просмотренных видеоматериалов
  • Участие в выставках плакатов и фотографий.
  • Совместная продуктивная деятельность
  • Участие в физкультурных досугах и праздниках
  • Проведение опытов и экспериментов на прогулке
  • Самостоятельные спортивные игры на прогулке
  • Совместное строительство снежных фигур и построек на участке
  • Проведение ООД, бесед по теме проекта.
  • Организация выставок детского творчества.
  • Подборка иллюстраций для составления рассказов детьми «Зимние забавы детей», «Зимние забавы на Руси»
  • Изготовление игр, пособий
  • Оказание помощи родителям и детям.
  • Изучение методического материала
  • Проведение совместных физкультурно-спортивных мероприятий с родителями.
  • Посещение детской библиотеки
  • Создание презентаций к тематическим занятиям и беседам
  • Проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом
  • Подбор музыкальных произведений для прослушивания по теме проекта
  • Подбор репродукций художников разных времен по теме проекта
  • Выпуск газет и плакатов совместно с родителями.
  • Подбор видеоматериалов

Заключительный этап – этап оформления проекта

  • Анализ результатов проекта
  • Составление творческого отчета

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Образовательные области

Содержание

Познавательное развитие      

  • Презентация «Магия ледяных скульптур»
  • Презентация «Что же нравится зимой?»
  • Беседа «История Олимпиад»

Речевое развитие

  • Заучивание стихотворения И.Сурикова «Вот моя деревня»
  • Творческое рассказывание на тему «Игры зимой»
  • Пересказ рассказа И.Калининой «Про снежный колобок»
  • Составление рассказа из опыта «Зимние забавы»
  • Рассматривание картины И.Шишкина «Зимние забавы»

Социально-коммуникативное развитие

  • Строительство снежных горок, валов на прогулочном участке
  • Опыт «Снег – это вода»
  • Опыт «Почему снег греет?»
  • Опыт «Что легче снег или вода?»
  • Опыт «Замерзшая вода двигает камни»
  • Просмотр мультфильмов; «Приходи на каток.», «Снежные дорожки…», «Шайбу! Шайбу!»

Художественно-эстетическое развитие                                                                                        

  • Презентация «Зимние забавы в репродукциях художников»
  • Рисование «Проказы матушки Зимы»
  • Лепка «Лыжник»
  • Лепка «Снеговик»
  • Аппликация «Снеговик»
  • Аппликация «Фигурист»
  • Аппликация «Как мы играли в снежки!»
  • Слушание музыки «Метель» Г.Свиридова
  • Слушание песен спортивной тематики

Физкультурное развитие

  • Подвижная игра «Бег по снежному валу»
  • Игры-соревнования «Добеги до флажка», с клюшкой и мячом, со снежками.
  • Спортивный праздник «Дошкольная олимпиада!»
  • Спортивный досуг «Хвала консервной банке»

Работа с родителями

  • Дисплей-консультация для родителей «Масленица»
  • Выпуск плакатов «О спорт - ты мир!»
  • Совместный альбом «Олимпиада – 2014!»
  • Выпуск плаката «История олимпийской медали»
  • Выпуск плаката «Олимпийские талисманы»
  • Спортивный праздник «Дошкольная олимпиада!»
  • Консультация для родителей «Первые шаги на льду»

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА

          В процессе реализации проекта, через знакомство с музыкальными и художественными произведениями, дети получили новые представления о зимних забавах, зимних видах спорта, Олимпийском движении. Дети познакомились с новыми способами решения составления и отгадывания ребусов и загадок. У ребят сформировались первоначальные навыки игры в хоккей, охотнее они стали играть в эстафеты и народные игры. К проигрышам стали относится более спокойно. Ребята стали внимательнее слушать собеседника, не перебивать без надобности. Обогатился словарь детей формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения). Агрессия пошла на убыль. Атмосфера в коллективе стала более радостной, доброжелательной и спокойной.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Арапова-Пискарева Н.А., Веракса А.Н., Белая К.Ю. «Примерная общеобразовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ  ДО ШКОЛЫ»; изд-во «Мозаика-синтез»; 2014год

  1. Детская энциклопедия «Я познаю мир» (спорт); изд-во «Астрель», Москва; 2002 год

  1. Журнал «Здоровье дошкольника» №1-2009год; №6,10-2010 год

  1. Пензулаева Л.И. «Физическая культура в детском саду»; изд-во «Мозаика-синтез»; 2014год

  1. Популярная логопедия «33 лексические темы» (пальчиковые игры, упражнения, загадки); изд-во «Каро», Санкт – Петербург; 2009год

  1. Силюк Н.А., Дадонова Т.Л. «Зимние физкультурные праздники для детей дошкольного возраста»; изд-во «Айрис-пресс», Москва; 2006 год

  1. Ситник Б.А. «Детская энциклопедия зимних игр «Ледовые забавы»; изд-во  «Суфлер»,Москва;   2013 год

  1. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье»; изд-во «Сфера», Москва; 2004 год

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение для детей старшего возраста "Зимние забавы". Развлечение для детей младшего возраста "Зимние забавы".

Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей активно участвовать в развлечении....

ООД. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия, сопровождая их речью; развивать слуховое...

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Формируем умение рассматривать сюжетные картинки отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия сопровождая их речью....

Проект : "Забавы с зимушкой - зимой» по лексической теме «Зимние забавы»"

Проблема. У детей дошкольного возраста недостаточные представления о здоровом образе жизни, не сформированы начальные представления о зимних развлечениях, зимних  видах спорта, способствующих пра...

Статья на тему: «Игры-забавы и игрушки-забавы»

Русские игрушки-забавы – неваляшка, погремушки с различными наполнителем, гремелки, «Лялька», курочки, клюющие зернышки, звенящие деревянные шары, волчки, кувыркающиеся акробат...

Конспект занятия во второй группе раннего возраста по лексической теме «Зимние забавы родителей и малышей. Рассматривание картины «Зимние забавы»

Конспект интегрированного занятия во второй группе раннего возраста по теме "Зимние забавы и развлечения" по программе "От рождения до школы"...