«Использование сказкотерапии в воспитании дружеских взаимоотношений между старшими дошкольниками»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Кузнецова Валентина Васильевна

Цель: продолжать знакомить детей с величайшим богатством русской и зарубежной  культуры – сказками. Воспитывать у детей посредством сказкотерапии дружеские взаимоотношения, отрицательное отношение к грубости, жадности, грусти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида  
детский сад №9 «Тополёк».

Мастер – класс

Тема:

«Использование сказкотерапии в воспитании дружеских взаимоотношений между старшими дошкольниками»

(«В гостях у сказки»)

                                        Выполнил:

воспитатель Кузнецова В. В.

                                                             МДОУ №9 «ТОПОЛЁК»

2015 г

Мастер – класс: "В гостях у сказки".

Цель: продолжать знакомить детей с величайшим богатством русской и зарубежной  культуры – сказками. Воспитывать у детей посредством сказкотерапии дружеские взаимоотношения, отрицательное отношение к грубости, жадности, грусти.

Задачи:

  • учить узнавать отдельные сказки по характерным признакам;
  • активизировать речь, обогащать словарный запас:
  • научить подбирать слова, определяющие качества героев;
  • воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу;
  • закрепить знания детей о вежливости, продолжать учить детей давать нравственную оценку того или иного героя в соответствии с нормами морали.

ХОД

Звучит музыка песни “В гостях у сказки”. Дети заходят в зал, садятся на стульчики.

На экране демонстрируются фрагменты русских народных сказок.

Воспитатель: (К гостям) Здравствуйте, гости дорогие, спасибо, что пришли, для нас времечко нашли!

 Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие туда, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке к царю ездит в гости, где Иван Царевич смерть Кощееву ищет, а в садах яблоки молодильные растут.

Дети:

1.Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,                   Царьков Иван       

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.            

2. И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,             Анченкова Л     

Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

3. В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,    Гаврин А

Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

4.  Одну простую сказку, а может и не сказку,               Бушуева Катя
А может не простую хотим вам рассказать.
Её мы помним с детства, а может и не с детства,
А может и не помним, но будем вспоминать.

Воспитатель:

Чтобы сказки не обидеть, надо их почаще видеть,
Их читать и рисовать, их любить и в них играть.
Сказки всех отучат злиться, а научат веселиться!
Быть добрее и скромнее, терпеливее, мудрее!

В зал заноситься (новый) домик, на нём висит объявление: «Сдаётся красивый домик. Обращаться в Детский сад №9, группа №4»

Ведущий: Жил – был в детском саду домик, красивый, уютный, новый, просторный и долго жил один, никто из игрушек не хотел в домик этот поселиться, а почему, мы сейчас и узнаем. И вот надоело домику одному жить, решил он объявление дать, вот такое (показывает, читает), а вот и первый жилец пожаловал.

Свинья:                                                   Даньшина Ульяна

Какой прелестный домик
Будет у меня,
И в нем одно отлично
Буду жить я.

Домик:                                                                     Буду просить Сирченко

Ты что собираешься во мне жить? Фу, какая!
Будешь во мне спать и вещи мои брать?
А мне что за это дашь?

Свинья: 

Жадину я ни о чем не попрошу,
В гости я к жадине не пойду.
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовешь его.

(Обиженно уходит) 

Ведущий: 

Кто держит конфетку свою в кулаке,
Чтоб съесть ее тайно от всех в уголке,
Имя тому подходящее дадено,
Даже не имя, а прозвище «Жадина»!

Домик: Ну и жадина, а вам – то что.

Божья коровка:                                                         Усанкина Варя

Здравствуй, Домик, как живешь?
Ты меня в жильцы возьмешь?
Объявленье я прочла
И скорей к тебе пришла.
Жить пусти меня к себе.
Стану другом я тебе!

Домик: 

Это что ж это такое?
Ну, никак мне нет покоя!
Ох, сейчас я разозлюсь
И с тобою подерусь.
Ишь, какая попрошайка!
Брысь подальше и быстрее,
А не то кнутом огрею.
Да еще поколочу,
Если очень захочу.

Божья коровка: Грубиян! (Обиженно уходит)

Ведущий: 

Обижен домик на весь свет.
Не прыгает, не скачет,
И никаких сомнений нет,
Что он сейчас заплачет.

Мяч:                                                             Кочешков Сергей

Я, веселый, звонкий мяч
Покачусь сейчас я вскачь…

Домик: (плачет) А – а …

Мяч:

Что ты плачешь, ревушка?
Ревушка – коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.

Домик: Не надо плесени, мне и так грустно.

Мяч:

Домик, дружище, грустишь? Ну что же
Берусь тебе я сейчас же помочь.
На меня скорее взгляни
И грусть ненужную гони.
Я веселый, звонкий мяч
Поселюсь в тебе сейчас!

Домик (грустно): Наверное, мы с тобой не уживемся, уж больно ты веселый. (Вздыхает).

Мяч:

Ну, как знаешь. (Уходит) 
Я веселый…

Ведущий: 

Плохое настроение у Домика с утра,
И потому у Домика не ладятся дела.
Но тут на все это безобразие
Солнышко обратило внимание.

   (Солнышко подходит к игрушкам). Лена Смирнова

Солнышко: Не обижайтесь на Домик, он в беде. Принцесса Плохое настроение заколдовала его. Вы ему сможете помочь, если победите Грубость, Жадность, Грусть.

 (Подходит к Домику). 

Как только улыбнешься ты,
Друзья к тебе вернутся,
Распустятся вокруг цветы,
Не надо, Домик, дуться!

Ведущий: Проблема! Уважаемые игрушки! Что же нам делать?

Игрушки вручают домику подарки:

Прими наш милый домик           вешает на домик шар
От нас сегодня дар
Прекрасный – распрекрасный
Большой воздушный шар!

Большой и добрый самовар              за окошом столик, на него ставим самовар (найти)                        
Поставлю я к столу.
Ты собирай друзей на чай,
Я новых позову.

А от меня скорей возьми                    его тоже на домик
Волшебный колокольчик.
В него погромче позвони,
Зови друзей побольше.

Ведущий:

И улыбнулся Домик вдруг,
Друзья к нему вернулись.
И все, все, все, кто был вокруг
Друг другу улыбнулись.

Солнышко:                                                                            

Знают мышка и собака,
Дружба – вот богатство наше.
Дружбу надо нам беречь,
Не давать ей праздно течь.

Воспитатель меняет на домике объявление:  

 

http://50ds.ru/img/_3MO0Y292H.gif

Воспитатель:

Дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют и не ссорятся. Друзья - это люди, с которыми нам хорошо и интересно. Ребята, а вы, знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать "да-да" или "нет-нет".

- Будем крепко мы дружить? - "да-да"

- Нашей дружбой дорожить? - "да-да"

- Мы научимся играть? - "да-да"

- Будем другу помогать? - "да-да"

- Друга нужно разозлить? - "нет-нет"

- А улыбку подарить? - "да-да"

- Друга стоит обижать? - "нет-нет"

- Будем дружбой дорожить? - "да-да"

Воспитатель:

Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.

А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.

Дети:   (Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды и т.д.)

Воспитатель:

А сейчас, ребята, давайте вспомним персонажей любимых сказок. Для этого необходимо отгадать загадки.

Слайды

Воспитатель: Молодцы! Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые? Я предлагаю поиграть в игру. В этом волшебном узелке спрятались персонажи различных сказок, вы должны определить какие из них хорошие, добрые, а какие злые. Для этого давайте сделаем большой круг. Если из узелка вы достанете доброго героя, то остаетесь стоять в большом кругу, но, если вы достанете злого героя, то выходите в середину круга.

Игра “Волшебный узелок”

Дети по очереди достают картинки и называют персонаж, определяют, чем он плох или хорош. В итоге получается два круга большой и маленький.

Воспитатель: Посмотрите и скажите, какие герои встречаются в сказках чаще хорошие или плохие? Вы хотели бы дружить с этими героями? (Ответы детей). Я думаю, что они не такие уж плохие, а очень несчастные, потому что у них совсем нет друзей, и, наверное, им очень хотелось бы с кем-то подружиться. Как известно, в сказках происходят разные чудеса. И вот сегодня такое чудо случилось – они пришли к нам в гости. Как вы думаете, нужно нам их выслушать? Они пришли к нам за помощью, может мы все-таки их выслушаем и примем в свой дружный коллектив. Тогда встречаем!

Игра “Театр эстрады”

Заходят  взрослые, переодетые в костюмы, и поют куплеты на мотив песни В. Шаинского “Чебурашка”.

Баба Яга:

Вы помните, ребята, была я злой когда-то,                Жилина

Но с вами подружилась, и что произошло?

Я стала очень доброй, застенчивой и модной,

И вам теперь, родные, спасибо говорю!

Бармалей:

Я грубый был и вредный, не слушал я советы,           Кудинова

Но есть счастливый случай – попал я в детский сад.

Мне объяснили дети, что есть добро на свете,

И что с друзьями вместе в жизни веселей.

Федора:

А я была грязнуля, сбежали все кастрюли,                    Боровова

Тарелки и стаканы, и самовар ушел,

Теперь я аккуратна, опрятна и приятна,

Все чистотой сияет, ребята, вам поклон!

Кощей:

Костлявый старикашка, не видел в жизни счастья,      Морозова

И на всем белом свете я не имел друзей.

Меня вы обогрели, обули и одели,

И среди вас, ребята, я отыскал друзей!

Шапокляк:

Я вредная старушка, есть у меня подружка,                   Драгушан

Она мне помогает, но это все не то.

Хочу дружить я с вами, исправлюсь - обещаю,

И буду делать людям всегда только добро!

Водяной:

Живу один в болоте, поговорить охота,                         Стрелкова

Но квакают лягушки, о чем и не пойму.

Хочу найти я друга, Алешу или Люду,

Меня к себе возьмите, очень вас прошу!

Вместе:

Мы все теперь другие, отважные шальные.

И победили дружба, тепло и красота.

Вы нас теперь простите, в свою семью примите,

Мы будем желать людям всегда только добра.

Воспитатель: Дети, как вы считаете, можем мы принять их в свою дружную семью? (Герои рассаживаются на стульчики вместе с детьми)

В мире много сказок, грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

Лампа Алладина, в сказку нас веди.

Башмачок хрустальный помоги в пути.

Мальчик Чиполлино, мишка Вини-Пух…

Каждый нам в дороге настоящий друг.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

- И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать большое-большое сердце доброты.

Игра “Сердце доброты”

(под песню кота Леопольда «Если добрый ты»).

Дети из крашеной потолочной плитки   складывают типа “пазлы”, получается большое сердце.

Воспитатель:

Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать хорошо заниматься. Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас.  Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.

Под песню «В мире много сказок» дети уходят в группу.

Используемая литература

  • Л. А. Литвинцева. Сказка как средство воспитания дошкольника.  Детство – пресс, 2010.
  • А. Ю. Канская. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей. Речь, 2006.
  • Т. Д. Зинкевич. Практикум по сказкотерапии. Санкт – Петербург, 2014.
  • А. В. Рыжова Методика работы со сказкой. Детство – пресс, 2014.
  • И. Б. Кочанская. Полезные сказки. ТЦ «Сфера», 2015.
  • Н. М. Сертакова. Методы сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста. Детство- пресс, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях

Воспитание дружеских взаимоотношений старших дошкольников на физкультурных занятиях...

«Использование сказкотерапии в воспитании дружеских взаимоотношений между старшими дошкольниками»

Цель: продолжать знакомить детей с величайшим богатством русской и зарубежной  культуры – сказками. Воспитывать у детей посредством сказкотерапии дружеские взаимоотношения, отрицательное отношени...

Консультация для воспитателей "Сюжетно – ролевая игра, как средство воспитания дружеских взаимоотношений между дошкольниками".

       Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. А как следствие, игровая деятельность ребёнка может стать главным инструментом в умелых руках в...

Консультация для педагогов «Формирование дружеских взаимоотношений между старшими дошкольниками в процессе игровой деятельности»

Старший дошкольный возраст -  период формирования начальных представлений о дружбе и зарождения дружеских взаимоотношений. От того, как они будут складываться,  во многом зависят и  пол...