Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях
методическая разработка (старшая группа) по теме
Воспитание дружеских взаимоотношений старших дошкольников на физкультурных занятиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._vospitanie_druzhby_na_fizzanyatiyakh.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 74
Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях
Воспитатель физической культуры
Шарапова Наталья Витальевна
Сыктывкар 2013 г.
Воспитание дружеских взаимоотношений старших дошкольников на физкультурных занятиях
В наше время целью воспитательного процесса становится развитие гуманистической направленности личности в отношении к людям, начиная с дошкольного возраста. Это отмечали Л.К. Артемова, Т.К.Ахаян, Т.И.Бабаева, Р.С.Буре, В.К. Катырло, С.Г.Якобсон и др. Исследования показали, что становление гуманной направленности личности начинается с формирования дружелюбного отношения к людям.
Проблема дружбы между дошкольниками исследовалась в дошкольной педагогике следующими учеными: А.А.Аржавиной, В.П.Залогиной, Т.А.Марковой, А.В.Булатовой, Д.В.Меджеринцкой, В.Г.Нечаевой. и др.
В работах авторов В.Г.Абраменкова, В.П.Давидович, В.А.Павленчик, С.В.Петерина и др. ставится задача поиска резервов воспитания взаимоотношений нравственной направленности в разных видах деятельности. Решение данной проблемы заставляет обратить внимание на воспитательный потенциал двигательной деятельности детей и прежде всего на ступени старшего дошкольного возраста, который является важным этапом интенсивного развития личности, чувств, отношений.
Анализ теоретических положений и практического опыта свидетельствует о том, что двигательная деятельность детей недостаточно используется для воспитания дружеских взаимоотношений. Это определило тему работы: «Воспитание дружеских взаимоотношений старших дошкольников на физкультурных занятиях».
Объект исследования: педагогический процесс воспитания дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях.
Цель исследования: выявить педагогические условия воспитания дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме воспитания дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
- Проанализировать особенности проявления дружеских взаимоотношений старших дошкольников.
- Разработать педагогический проект системы работы по воспитанию дружеских взаимоотношений старших дошкольников, включающий цикл физкультурных занятий.
- Определить эффективные педагогические условия воспитания дружеских взаимоотношений старших дошкольников в практике детского сада.
Бала выдвинута гипотеза: успешному воспитанию дружеских взаимоотношений старших дошкольников будут способствовать:
- система работы, предполагающая последовательное воспитание дружеских взаимоотношений старших дошкольников и предусматривающая использование физкультурных занятий;
- создание условий для переноса способов проявлений дружеских взаимоотношений старших дошкольников с физкультурных занятий в самостоятельную деятельность.
Педагогический эксперимент проводился на базе Эжвинского дошкольного образовательного учреждения №74 в подготовительной к школе группе, возраст детей 6-7 лет.
На констатирующем этапе эксперимента были выявлены особенности проявления дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. Для этого были использованы разработанный нами метод беседы и методика Г.А.Урунтаевой «Сюжетные картинки», а также метод наблюдения во время проведения разработанного нами физкультурного сюжетного занятия «Космонавты».
Анализ диагностики выявил, что высокий уровень проявления дружеских взаимоотношений у 20% детей, средний – у 50% детей и низкий – у 30% детей.
Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что дети имеют недостаточный диапазон представлений о дружбе; дети общительны и легко вступают в контакт со сверстниками, но взаимоотношения на физкультурных занятиях не всегда дружеские, что приводит к разобщенности детского коллектива. Воспитатели применяют однообразные формы и методы работы и не в полной мере используют развивающую среду в целях нравственного воспитания.
Целью формирующего эксперимента являлась разработка педагогического проекта системы работы по воспитанию дружеских взаимоотношений старших дошкольников, включающего цикл физкультурных занятий.
Педагогический проект состоял из трех этапов, которые заключались в следующем:
1 этап. Формирование представлений о дружеских взаимоотношениях детей старшего дошкольного возраста. Для решения этой задачи были использованы следующие приемы:
1) этические беседы о дружбе;
2) чтение художественной литературы, подобранной по теме дружба;
3) разучивание пословиц и поговорок о добрых отношениях между людьми;
4) анализ и оценка детьми реальных проблемных ситуаций, связанных с проявлением дружеских, недружеских взаимоотношений.
2 этап. Формирование, накопление и широкое применение практического опыта дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях. Для этого необходимо было разработать и провести цикл физкультурных занятий, содержание которых требует от детей слаженных действий.
Занятия проводились в определенной последовательности – блоками. Первый блок занятий требовал от детей дружеского взаимодействия в парах. Задача этого блока: накопление первичного опыта данных отношений старшими дошкольниками при условии активной обучающей и направляющей роли взрослого. Второй блок занятий требовал взаимодействия в тройках. Задача блока: расширение опыта дружеских взаимоотношений дошкольников при условии партнерской педагогической позиции воспитателя. И, наконец, третий блок был направлен на взаимодействие в малых группах. Задача блока: развитие устойчивых дружеских взаимоотношений и широкое их практикование в процессе физкультурных занятий при активной позиции ребенка и косвенной роли воспитателя.
На занятиях использовались следующие методы и приемы:
1) прием «подключения» в пару, тройку или звездочку детей с высоким уровнем дружелюбия и детей с низким уровнем;
2) показ совместного выполнения движений детьми с хорошей физической подготовкой и выраженным дружелюбием;
3) предварительное обучение детей с низким уровнем физической подготовленностью, что позволяло обеспечить данным дошкольникам успех в предстоящей совместной деятельности и выдвинуть на первый план задачу дружеского взаимодействия;
4) дифференцированный подход к детям с учетом уровня освоения дружеских взаимоотношений;
5) в играх соревновательного характера выигрыш подсчитывался по набранным очкам за умение дружно взаимодействовать, и затем по очкам за выполнение двигательного задания;
6) в подвижные игры вводились нравственные мотивы выбора;
7) сюжетные занятия, содержание которых давало основу для различных дружелюбных проявлений.
После каждого блока занятий проводились контрольные срезы в виде разработанных нами подвижных игр «Полярники на льдине», «Моряки», «Кто самый ловкий», в игры вводились мотивы нравственного выбора: помочь товарищу или победить самому. Это позволяло увидеть изменения во взаимоотношениях дошкольников, при необходимости скорректировать работу.
3 этап педагогического проекта был направлен на создание педагогических условий для переноса способов проявления дружеских взаимоотношений старших дошкольников с физкультурных занятий в самостоятельную деятельность. Для реализации этой задачи использовались следующие формы работы:
1) введение в жизнь группы мероприятий – традиций, которые способствуют воспитанию дружеских взаимоотношений;
2) введение в подвижные игры, проводимые в режиме дня, нравственных мотивов, ситуаций выбора;
3) пополнение спортивного уголка группы фотогазетой, демонстрирующей дружную спортивную жизнь группы, а также тематическими мини-коллекциями;
4) организация «Копилки добрых дел», где помещались рисунки детей с положительными и отрицательными поступками из жизни группы;
5) пополнение выносного материала спортивным инвентарем, требующим от детей совместных действий;
6) карточки-задания, содержащие упражнения или «цепочку» упражнений, которые необходимо выполнять парами, тройками, группой детей.
Таким образом, формирующий эксперимент был направлен на то, чтобы путем специально организованных педагогических условий положительным образом повлиять на характер взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
По завершении формирующего этапа был проведен контрольный эксперимент, цель которого – определить эффективность влияния созданных педагогических условий на воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов диагностики показал, что с высоким уровнем результатов 50% детей, со средним – 45% детей, с низким – 5% детей.
Мы видим существенные изменения во взаимоотношениях детей: высокий уровень дружеских проявлений на начало эксперимента имели 20% детей, а на конец эксперимента - 50% детей, средний уровень соответственно – 50% и 45% детей, низкий – 30% и 5% детей.
В заключении можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в начале эксперимента, подтвердилась: система работы, предполагающая последовательное воспитание дружеских взаимоотношений старших дошкольников на физкультурных занятиях и создание условий для переноса способов проявления данных взаимоотношений детей с физкультурной в самостоятельную деятельность действительно способствовала успешному воспитанию дружеских взаимоотношений старших дошкольников.
Качественная характеристика уровней.
Высокий уровень характеризуется широким диапазоном представлений о дружбе; развитыми моральными чувствами и мотивами поведения; дружескими взаимоотношениями в деятельности: ребенок умеет действовать сообща, устанавливать связи с другими детьми, умеет находить свое место среди играющих, проявляет инициативу и может убедить других, чтобы они ее приняли, проявляет внимание к сверстникам, при необходимости приходит им на помощь, умеет подчиняться справедливым требованиям сверстников, считается с их мнением.
Средний уровень характеризуется недостаточными, неглубокими знаниями ребенка о дружбе; не достаточным умением поддерживать контакт с другими детьми: ребенок не всегда согласовывает свои действия с партнером по игре, редко считается с мнением сверстника, приходит ему на помощь.
Низкий уровень характеризуется элементарными представлениями о дружбе или их отсутствием, не желанием идти на контакт со сверстником, не умением считаться с мнением партнеров, действовать сообща.
Тактика педагога.
В первом блоке занятий педагог активно демонстрировал различные проявления дружбы в процессе занятия («Посмотрите дети, как здесь можно помогать друг другу»).
Детям предоставлялась возможность обсудить между собой выполнение движений, выразить свои чувства: «Как здорово мы с тобой прыгнули. Ты помог мне, а я тебе», «Ты правильно бросал мяч, и я смог его поймать».
Большое внимание уделялось реализации индивидуального подхода к недостаточно дружелюбным детям. Необходимо было изменить неблагополучное положение этих детей во взаимоотношениях со сверстниками. Деятельность строилась таким образом, чтобы в ней выявлялись положительные качества детей. Использовали по возможности положительную оценку; оценивали деятельность детей на занятии через их личность («Молодец, Илюша! Какой ты внимательный, поправил коврик, чтобы дети не упали во время бега», «Я хочу похвалить тебя, Эрик, ты сегодня никого не толкал во время игры»). В ходе всей работы старались использовать каждую возможность для активизации положительных проявлений детей с низким уровнем дружелюбия. Все это послужило началом положительных изменений в отношении этих детей со сверстниками.
Детей с высоким уровнем дружеских взаимоотношением педагог активно привлекал к помощи (распределить роли в игре; разобраться, кому первому кататься на самокате; разрешить спор, роль судьи в соревнованиях), для развития ответственности за свое поведение и поведение сверстников.
Во втором блоке менялась и тактика взаимодействия педагога с дошкольниками. Накопленный детьми опыт позволял воспитателю перейти от прямого обучения на позицию не только инициатора, но и советчика. Главную задачу педагог видел в побуждении самостоятельного проявления детьми дружеских отношений к сверстникам, активизацию гуманных мотивов. При необходимости в сложных ситуациях воспитатель продолжал беседовать, обсуждать, показывать способ разрешения конфликтов. В результате этого дружеские проявления дошкольников становились все более самостоятельными и осознанными, что выражалось в оценках детьми своих поступков и поступков сверстников.
В третьем блоке занятий педагог создавал условия для самостоятельного проявления дружеских отношений. Разнообразные методы предусматривали обеспечение самостоятельности детей, развитие осознанности, инициативности проявления дружеских взаимоотношений. Дети включались в самостоятельную подготовку зала, спортивной площадки к занятию, прокладыванию лыжни не только для сверстников, но и для младших детей; привлекались к показу и объяснению упражнений на занятиях, объяснению подвижной игры и роли ведущего в ней; были ответственными за выполнение основных движений в малой подгруппе, сами распределяли двигательные задания между собой и т. д. Дети ставились в условия решения важных проблем, от которых зависел общий результат.
Гибкость педагога, умение находить нужные средства и способы воздействия, увидеть положительное, подметить хороший поступок, умение выслушать, посоветовать, сказать теплое слово, пошутить, успокоить, одобрить – все это помогало создавать дружелюбную атмосферу на физкультурных занятиях. Под влиянием дружелюбия педагога дети занимали более активную нравственную позицию по отношению к сверстникам, контролировали свое поведение, предвидя последствия своего поступка, о чем можно было судить из наблюдений за детьми на занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста"
Повышение внимания к проблеме социализации связано с изменением социально- политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего де...
Консультация для родителей на тему:«Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»
Разообраться и понять,как можно помочь детям старшего дошкольного возраста в воспитание дружеских взаимоотношений....
Консультация для родителей на тему: «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»
Консультация...
Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Повышение внимания к проблеме социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего деф...
«Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста"
Социально-нравственное воспитание необходимо строить таким образом, чтобы вызвать у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру....
«Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста"
Детский коллектив – это наиболее мощный источник эмоционально-положительного опыта ребенка, как необходимой почвы для развития нравственных качеств и представлений. Первый опыт морального поведе...
Консультация для родителей «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»
Эта консультация для родителей о воспитании дружеских взаимоотношений детей старшей группы между собой....