Консультация для педагогов «Формирование дружеских взаимоотношений между старшими дошкольниками в процессе игровой деятельности»
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Формирование дружеских взаимоотношений между старшими дошкольниками в процессе игровой деятельности»
Овчарова Н.Б., воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного
вида № 37 «Ягодка»
Старший дошкольный возраст - период формирования начальных представлений о дружбе и зарождения дружеских взаимоотношений. От того, как они будут складываться, во многом зависят и положение ребенка в детском коллективе, и успешность его социализации.
Как отмечают специалисты, по сравнению с минувшим десятилетием, снизился уровень нравственного развития дошкольников. Многозначность и многовариативность современной жизни привели к размыванию нравственных ориентиров (по результатам опроса среди родителей 5 группы состояние на ноябрь 2024г.): дети не всегда ясно понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо», о чем говорят 16,7% опрошенных семей. Свыше 30% родителей считают, что старшие дошкольники хорошо знают разницу между плохим и хорошим, но не всегда считают нужным вести себя в соответствии с этим знанием; 27,8% родителей отмечают повышенную агрессивность своих детей, объясняя ее наличием сцен насилия в современных мультфильмах, увлечением агрессивными компьютерными играми. По свидетельству родителей: «Мы были добрее, терпимее и спокойнее», «Современные дети раскрепощены, они более агрессивны, не всегда им присуще сострадание. Сейчас дети живут в другом мире, чем тот, в котором росли мы. В этом мире другие законы, он по-другому устроен. Он дает им многое из того, чего не было у нас, но этот мир и многое отнимает». Эти высказывания родителей старших дошкольников достаточно четко отражают целевые установки современных родителей на нравственное развитие своих детей.
Другой особенностью современных дошкольников, отмечаемой родителями, является повышенный эгоцентризм, о чем говорят 27,5% опрошенных. В определенной степени эгоцентризм характерен для детей дошкольного возраста, однако к 7 годам многие из них уже способны преодолеть эгоцентрическую позицию и принять во внимание точку зрения другого человека, если с ребенком грамотно проводить коррекционную работу. Преодоление детского эгоцентризма является одним из важнейших механизмов социализации в дошкольном возрасте.
Общеизвестно, что при формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Некая другая деятельность, даже самые совершенные в методическом отношении занятия, не смогут сделать того, что может сделать игра. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Это работа требует от педагога особой роли.
Искусство педагогов состоит в корректной и мягкой помощи детям –сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать интересную совместную игру, провести ряд бесед и занятий, помочь ребёнку стать немного увереннее. По мере того, как дети приобретают навыки общения, их излишняя агрессивность или пассивность в общении исчезает, острые и конфликтные моменты сглаживаются.
С целью формирования доброжелательных взаимоотношений между старшими дошкольниками, способствования эмоциональному благополучию дошкольников в коллективе сверстников, создания условий для формирования доброжелательных отношении детей друг к другу, взаимопонимания я предлагаю такие коррекционные игры в зависимости от ситуации.
«Немедленно дайте то, что я хочу». Нередко целью отношений со сверстниками является выгода, немедленное исполнение желаний – ребенок дружит с теми, кто готов исполнять его требования, поэтому часто меняет друзей. Если кто-то не хочет делиться игрушками, конфетами, ребенок «завязывает» дружбу с другим. Если в игре он не побеждает, он отказывается от игры. Это характерно чаще всего для избалованных детей, привыкших немедленно получать желаемое. (Во многом этому способствует увлечение ребенка компьютерными играми, в которых нажатие клавиши исполняет любое желание).
В этом случае можно провести игру « Я хочу - ты хочешь». Дети садятся в круг. Ведущий выбирает пару детей. Они выходят на середину круга и по очереди исполняют желания друг друга. Если желания одного причиняет другому неудобство или является трудновыполнимым, последний отказывается его выполнять и объясняет причину отказа. Ребенок, который придумал такое желание, выходит из игры. Побеждает тот, кто дольше всех остался в игре.
«Я заставлю вас со мной дружить!» Ключевая характеристика – агрессия. Ребенок стремиться к взаимодействию с детьми, но не желает следовать групповым нормам, поэтому сверстники игнорируют его, не принимают в игру, не хотят общаться. В результате целью межличностных взаимоотношений становится получение признания неадекватными способами. Например, ребенок разрушает построенный другими детьми домик, дергает девочек за косички, ломает чужие игрушки, затевает драки, «обзывается», употребляет ненормативную лексику, нарушает дисциплину, чтобы показать какой он смелый. Причинами чаще всего являются неумение получить признание адекватными способами, жестокое отношение к ребенку в семье, завышенная или заниженная самооценка. В качестве воспитательного средства можно использовать «ведение дневника» (в котором отмечает свое поведение: дождик - обидел, солнышко - сделал добро). Каждую неделю сверка, если солнышек стало больше, а дождиков уменьшилось – ребенок получает долгожданную роль в игре. Можно в целях коррекции провести игру «Мы все нужны друг другу». Воспитатель предлагает детям посмотреть друг другу в глаза и спеть песню «вместе весело шагать». Затем говорит: «Вижу у вас сегодня хорошее настроение. Сегодня вы вместе играли, гуляли, помогали друг другу – и от этого всем было радостно. Когда у всех может быть веселое настроение? (Когда всем хорошо.) А сегодня всем хорошо? Посмотрим, как поживают наши игрушки? Какое настроение у них? (игрушки отвернулись друг от друга.) Давайте узнаем, что случилось?». Заяц. Я любил хвастаться, драться, и теперь со мной никто не дружит…Воспитатель. Скажите Зайцу, каким нужно быть, чтобы с ним все хотели играть (Не хвастать, уступать, играть дружно.) Дети, мы всех помирили, изменилось ли настроение у зайца? Почему? А какое у вас настроение? Да, мы помогли помириться игрушкам, сделали доброе дело. Мы им нужны, и они нам тоже. Нам хорошо вместе, а если мы будем обижать друг друга, то будит плохо всем. Давайте пообещаем – не обижать друг друга никогда.
«Быть как все». Ребенок дружит только с теми, с кем дружит большинство, если многие в группе смеются над одним из детей, он поддерживает их и т.д. Причинами этого является характерные для дошкольников стремление подражать, а также боязнь остаться в одиночестве. Для старших дошкольников характерно отношение к сверстнику на основе его внешних данных: «Я хотела бы сидеть на занятии с Дашей, потому что у неё красивое платье и т.д.» При этом внутренние качества (доброта, честность, справедливость и др.) не выделяются и не оцениваются. «Я выбираю» Воспитатель создаёт игровую ситуацию нравственного выбора и вместе с детьми анализирует его последствия. Он предлагает детям послушать историю: «Петя дружил с Кириллом. В детский сад пришла новая девочка, с ней никто не играл. А однажды на прогулке Кирилл кинул девочке в лицо снежок и разбил очки. Пете стало стыдно за друга. Он стал помогать девочке, а с Кириллом дружба прекратилась». Затем дети отвечают на вопросы: «Почему Пете больше не хотелось играть с Кириллом? Как вы думаете, Петя – хороший друг? А Кирилл? Как бы вы поступили на месте Пети?».
«Слушайте меня!» Целью отношений со сверстниками является возможность командовать, управлять ими. В играх ребенок не слушает других детей, навязывает свои правила игры, хочет быть главным, ведущим, хочет всегда побеждать. Друг ему нужен для подтверждения собственной значимости. Если друг «не слушается», ребенок перестаёт с ним дружить. Такие дети требует доказательств дружбы, либо отречения от дружбы с другими. С целью коррекции такого поведения рекомендуется игра «Учись подчиняться». Она ориентирована на формирование умения согласовывать свои желания с желаниями других, принимать групповые нормы. В играх ребенку отводятся не только роли лидера, но и роли, требующие четкого выполнения указаний других участников игры.
«Смотрите, какой я!» Если один ребенок восхищается достоинствами другого (одежда, игрушки, рисует красиво, бегает и т. д.), то последний будет с ним дружить. Если же сверстник не хочет восхищаться, критикует, говорит, что он лучше умеет, дружба прекращается. Либо иначе: ребенок жалуется на других детей, ябедничает, чтобы показать, что он лучше всех. С целью коррекции можно организовать игру «Радость передать прикосновением». Ведущий прикасается к ребенку и называет качество, которое ему в нем нравится. Затем дети по очереди подходят и называют другие присущие ему качества, тем самым передавая радость прикосновения. Также можно организовать игру «Котенок». Дети представляют, что мама принесла домой котёнка, которому страшно и грустно. Каждый по очереди исполняет роль котёнка, остальные гладят его и говорят добрые слова.
Очень важно вступить в конструктивный диалог с ребенком и организовать игровую деятельность так, чтобы избежать конфликтных ситуаций и помочь им выстроить доверительные отношения в коллективе. Дорогие педагоги, успехов в ваших начинаниях!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками в процессе игровой деятельности
Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками в процессе игровой деятельности...
"Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников в музыкально-игровых ситуациях"
В статье описывается проведённый эксперимент на выявление дружеских взаимоотноошений, формы работы с детьми и родителями...
Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Консультация для педагогов «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Универсальным средством образовательного процесса дошкольника выступ...
Формирование социально-коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности
Доклад на Совете педагогов...
Развитие психических процессов у старших дошкольников в процессе игровой деятельности.
В данной статье раскрыта актуальность темы и даны методические рекомендации....
Консультация для педагогов "Формирование социально-личностных отношений детей в процессе игровой деятельности"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Формирование экологического сознания старших дошкольников посредствам включения родителей в образовательный процесс ДОУ"
Консультация для педагоговФормирование экологического сознания старших дошкольников посредствам включения родителей в образовательный процесс ДОУ...