«Роль читательской компетентности педагога в развитии традиций семейного чтения»
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кошкина Надежда Гурьевна

При особенностях современной ситуации возникает необходимость решения проблемы приобщения к чтению родителей путем педагогического взаимодействия всех заинтересованных сторон, и в первую очередь образовательных организаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_razvitie_chitatelskih_traditsiy_-_kopiya.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Роль читательской компетентности педагога в развитии традиций семейного чтения».

Слайд 1. Титульный.

Слайд 2.

Происходящие сегодня в России коренные изменения в социальной, экономической и духовной жизни страны не могут не отражаться на чтении. Острота и важность проблем чтения осознаётся в обществе. Знаковым событием стала разработка и принятие в 2006 г. «Национальной программы поддержки и развития чтения». Появление такого документа было продиктовано «острой жизненной необходимостью, поскольку современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры», подчеркивает Евгений Иванович Кузьмин, президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества.

По данным результатов исследования «бумажного» и «электронного» чтения в России за последние три года количество людей, которые ежедневно читают книги, сократилось до 8%, а число не читающих книги вообще составляет 45%. При этом свыше 70% взрослых россиян не покупают книг. Наблюдается утрата актуальности чтения, чтение перестает быть любимым занятием людей. Все это неизменно влечет к ряду проблем: падает грамотность, обедняется словарный запас, эмоциональный мир человека, замедляется развитие интеллекта.

Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно интеллектуальным и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей. А начиналось все в семье, читали детям, по вечерам, за семейным столом и именно так, в первую очередь, приобщали детей к чтению. Однако, сегодня эти традиции в силу целого ряда причин уходят в прошлое, но задача приобщения к чтению остается. «И если сегодня родителей и учителей не вовлекать в чтение, то не читающие взрослые читать детей не приучат», - считает Е.И. Кузьмин.

Таким образом, мы имеем дело с проблемой: отсутствие интереса к чтению у родителей и как следствие проблема приобщения к чтению детей.

Слайд 3.

При особенностях современной ситуации возникает необходимость решения проблемы приобщения к чтению родителей путем педагогического взаимодействия всех заинтересованных сторон, и в первую очередь образовательных организаций. Поэтому нами была выбрана тема исследования: «Роль читательской компетенции педагога в развитии традиций семейного чтения».

Слайд 4.

Актуальность темы определяется необходимостью развития читательских интересов семьи - что является важнейшим показателем духовного потенциала общества. Особенно тревожная ситуация сложилась с детским чтением. Проблемами детского чтения считаются недостаточность специальных знаний у родителей о чтении детей, о воспитании и педагогике, экономические и финансовые причины и другие проблемы. Поэтому необходимо:

Слайд 5.

1. Позиционировать значение семейного чтения для каждого человека, т.к. семья оказывает во многом решающее влияние на формирование круга чтения, вкусов и предпочтений детей. У детей читающих родителей с детства развивается вкус к чтению. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного, чтение вслух художественных произведений, является начальным этапом приобщения к чтению.  

2. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Именно родители читают ребенку его первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, выбирают и покупают детские издания. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители могут лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Но не в каждой семье реализуется возможность содействовать с помощью совместного чтения целостному развитию личности ребенка. Значит, необходимо учить родителей общаться с детьми.

3. Современное поколение родителей – это чаще всего люди, которые сами не читают или читают прагматически. Поэтому перед педагогами встаёт двойная задача - воспитание и детей, и родителей, потому что семейные традиции чтения – это одно из самых благотворных воспитательных средств. Традицию семейного чтения создать крайне сложно. Особенно, если ранее этой традиции в семье не было. Но можно, и крайне важно, чтобы первое знакомство с книгой шло от родителей.

Отсюда и главная задача педагогов детских садов – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним, успешность этой работы во многом определяется читательской компетентностью педагогов ДОУ.    

Слайд 6.

Поэтому мы предполагаем, что деятельность педагогов детского сада по поддержке, сохранению и развитию семейного чтения может стать важным условием преодоления проблемы отчуждения от чтения. Дошкольное учреждение одним из видов своей деятельности должно выделить развитие семейного общения посредством книги, оказать практическую помощь по возрождению в семьях традиций чтения.

Слайд 7.

Для этого необходимо разработать программу по развитию традиций семейного чтения, которая поможет наладить тесный контакт с семьями воспитанников, найти пути взаимодействия педагог-ребенок-семья и разрешит проблему семейного чтения, а также будет включать мероприятия по развитию читательской компетенции педагогов ДОУ.

____________________________________

Объект исследования: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями по развитию традиций семейного чтения

Предмет исследования: развитие читательской компетенции педагогов ДОУ.

Цель исследования: изучить влияние читательской компетенции педагогов ДОУ на развитие традиций семейного чтения.

Задачи:

1. Рассмотреть теоретические подходы к решению проблемы отчуждения от традиций семейного чтения.

2.  Изучить особенности читательской компетенции педагогов ДОУ и их влияние на взаимодействие с родителями дошкольников.

3.  Разработать программу по развитию традиций семейного чтения, которая поможет наладить тесный контакт с семьями воспитанников, найти пути взаимодействия педагог-ребенок-семья и разрешит проблему семейного чтения, а также будет включать мероприятия по развитию читательской компетенции педагогов ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль читательской компетенции педагога в развитии традиций семейного чтения

Цель системного подхода: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности...

Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ». «Родительская библиотека» Тема: «Возрождение семейной традиции - семейное чтение». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель. Создать условия для информирования родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения. В программе:Микроисследование  «Роль книги в семейном воспитании» ...

Программа читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения.

Предлагаем Вашему вниманию программу читательского развития дошкольников по возрождению традиций семейного чтения, воспитания потребности в чтении, по формированию информационной культуры в семье.Эта ...

Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения.

Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения. Аннотация. В данной статье описывается апробированная система работы с во...

Конспект родительского собрания на тему "Семейные традиции. Семейное чтение"

Конспект родительского собрания на тему "Семейные традиции. Семейное чтение"...

Конспект родительского собрания "Семейные традиции. Семейное чтение."

Конспект родительского собрания "Семейные традиции. Семейное чтение"...