Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Коммуникация» с использованием приемов мнемотехники
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Составление рассказа «Весна идет»
Обучающие задачи:
• закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;
• совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);
• упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
• формировать понятие причинно - следственной связей и закономерностей в явлениях природы.
Развивающие задачи:
• развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
• продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно - образное мышление.
Воспитательные задачи:
• воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, помочь, утешить;
• воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Наглядный материал: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), игрушка - пингвиненок, мяч.
Предварительная работа:
• экскурсии и наблюдения в природе;
• чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;
• чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне;
• рассматривание иллюстраций, альбомов по теме «Весна»;
• рисование по теме «Весна»;
• разучивание стихотворения с одним из детей;
• разучивание пословиц, поговорок, народных примет о весне , о птицах;
• дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».
Дети стоят полукругом.
Воспитатель. Ребятки, отгадайте загадку.
Ребенок:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети. Это время года - весна.
Воспитатель: Правильно, это весна. Мы сегодня с вами поговорим о весне. А весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу - солнце, а вы ласково - солнышко, ветка.., ручей...(Дети называют слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами.)
Воспитатель вносит в группу мягкую игрушку - пингвина. Дальше воспитатель говорит и за Пингвиненка.
Воспитатель. Ребятки, к нам в гости пришел необыкновенный гость. Вот он. Кто это?
Дети. Это пингвин.
Воспитатель. Этого маленького пингвиненка привезли с его родины на большом теплоходе. Ребятки, где живут пингвины?
Дети. Пингвины живут в Антарктиде.
Воспитатель. Здравствуйте, ребятки! Правильно, я живу в Антарктиде, где круглый год снег. Яслышал, как вы рассказывали про весну. Я никогда не видел вашей весны. Что это такое. Расскажите мне о ней. А то я ничего не понимаю.
Воспитатель. Конечно, ребятки тебе помогут. Садись на стульчик, и вы , ребятки, садитесь. Расскажите ему - какая бывает весна?
Дети. Весна бывает солнечная, теплая, цветущая, красивая, звонкая, дождливая.
Воспитатель. А сейчас придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной».
Дети. Весной солнце светит ярко. Весной появляются первые цветы. Весной птицы прилетают с юга. Весной люди надевают легкую одежду.
Пингвиненок. Молодцы, ребятки, много придумали красивых предложений.
Воспитатель. А теперь давайте немного поиграем. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например: день - весенний день, погода - весенняя погода, солнце - ..., настроение - ..., проталины - ..., гроза - ..., месяц - ..., лучи - ..., дерево - ..., листва - ..., цветы - ... (Дети называют словосочетания.)
Пингвиненок. Молодцы, ребятки, много придумали красивых слов про весну.
Воспитатель. Ребятки, почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла»? Потому что весной пригревает солнышко, и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки. А какие вы знаете пословицы, поговорки, народные приметы о весне, о птицах?
Дети рассказывают пословицы, загадывают загадки и пр.
Воспитатель. Молодцы, правильно! А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы Пингвиненок запомнил его и рассказал о ней своим друзьям в Антарктиде. В этом нам помогут наши помощницы - таблицы. Подойдите и возьмите любую таблицу о весне.
Рассказывание по мнемотаблице «Весна»
Пример рассказа по мнемотаблице.
Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. Из далеких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы.
Пингвиненок. Спасибо, ребятки. Я запомнил ваши рассказы о весне и могу рассказать своим друзьям. Мне нужно торопиться на теплоход. Я побежал, до свидания!
Воспитатель. А сейчас сядьте спокойно, руки свободно положите на колени. Закройте глазки и слушайте... Положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете; плечи не поднимайте. Вдох - выдох. (Дети выполняют движения три раза.) Зимой природа пробуждается от зимнего снега, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим руки, встряхнем ими... (Дети открывают глаза и выполняют движения.) Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимаем руки вверх, встаем и потянемся... (Дети потягиваются.) Опустите ручки, сядьте. Молодцы.
А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. Говорили о приметах весны. Составляли предложения и рассказы о весне. Играли с мячом. Играли в игру «Назови ласково». Учились правильно дышать.
Что нового и интересного вы узнали?
Дети рассказывают.
Воспитатель. Как называется явление природы, когда с крыши тают сосульки и капают вниз?
Дети. Это явление называется капель.
Воспитатель. Чей рассказ вам понравился и почему?
Дети рассказывают.
Воспитатель. Молодцы ребятки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по образовательной деятельности «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Стоял в поле Теремок…»
Цель: развивать конструктивные способы и средства взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Задачи: · продолжать развивать и поддерживать интерес детей...
Конспект совместной деятельности с воспитанниками средней группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Знакомство с русской избой »
Цель: дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта. Программное содержание: – пополнять пассивный и расширять ...
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по образовательной области «Познание». Тема «Волшебница-вода».
В гости к детям приходит Волшебница вода. Я – Волшебница Вода, пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе... В ходе ...
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Познание» «Путешествие в страну заколдованных фигур»
Формируем способность детей выявлять и абстрагировать свойства фигур, декодировать информацию, изображенную на карточке – символе свойств....
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по реализации образовательной области "Речевое развитие" (с использованием технологии сказкотерапии, игротренинга, здоровьесберегающей технологии) «По произведениям В.В.Бианки»
ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки. Задачи: - в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;- способствовать формированию первых по...
Методическая разработка «Путешествие по зимнему лесу» Совместная деятельность с детьми средней группы (Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникации», «Музыка» с использованием моделирования).
Занятие проводится в виде игры – путешествие по сказочному зимнему лесу. В помещении (зал, холл или др.) вдоль стен устанавливаются заснеженные ёлки, другие деревья, пеньки. В разных местах спря...
Конспект организации совместной деятельности с детьми старшей группы по развитию экологических представлений с использованием методов мнемотехники, элементов ТРИЗ на тему: "Весна идёт"
Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием методов мнемотехники, элементов ТРИЗ в логической последовательности....