Кружок "Пр дороге к азбуке"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) на тему
В программе кружка представлено описание системы работы по учебному пособию для детей 4 – 5 лет «По дороге к Азбуке», которое входит в комплект пособий, обеспечивающих дошкольную подготовку в рамках образовательной программы «Школа 2100». Методическим обеспечением является пособие: Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке».Методические рекомендации/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой.
Основной целью кружка является всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_doroge_k_azbuke_sr.gr_.docx | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В программе кружка представлено описание системы работы по учебному пособию для детей 4 – 5 лет «По дороге к Азбуке», которое входит в комплект пособий, обеспечивающих дошкольную подготовку в рамках образовательной программы «Школа 2100». Методическим обеспечением является пособие: Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке».Методические рекомендации/ Под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой.
Основной целью кружка является всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи обучения:
- Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
- Развитие наглядно – образного и формирование словесно – логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения.
- Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
- Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
- Развитие общеучебных умений: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
- Развитие умений общения со сверстниками, со взрослыми, умения видеть мир глазами другого человека.
- Развитие умений говорения и слушания.
- Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.
- Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
- Развитие умений оперировать единицами языка: словом, словосочетанием, предложением.
- Развитие звуковой культуры речи.
- Расширение представлений об окружающем мире, явления действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
Целевые ориентиры:
• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе).
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством
общения с другими детьми.
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Формы работы с детьми соответствуют возрасту - это игры, беседы, чтение художественной литературы, развлечения, показ мультфильмов, презентаций.
Программа предполагает как групповую, так и индивидуальную деятельность детей. Рассчитан на один год обучения (среднюю группу). Кружковая работа проводится один раз в неделю – четверг, во второй половине дня не более 20 минут.
Содержание работы кружка.
- Лексическая работа:
- Наблюдение над лексическим значением слова – названий предметов, признаков, действий; над многозначными словами, словами с противоположным значение в речи;
- Обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед («Дом», «Семья», «Осень» и др.)
- Развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;
- Создание условий для употребления новых слов в собственной речи.
- Развитие грамматического строя речи:
- Наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражняя в словообразовании по образцу;
- Наблюдения над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;
- Формирования навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
- Практическое знакомство со словосочетанием и предложением;
- Знакомство с предлогами; развития умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов;
- Развитие связной устной речи:
- Обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
- Обучению составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;
- Обучение подробному пересказу текста;
- Обучению составлению устной загадки – описания, рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок. По опорным словам.
- Развитие простых форм звукового анализа:
- Знакомство со звуками; гласные и согласные звуки.
Тематическое планирование.
№ занятия | Тема занятия Виды работы по развитию связной речи | Количество часов |
34 занятия | ||
1 | Знакомство с нашими героями. | 1 |
2 | Игрушки. Звуки | 1 |
3 | Части тела. Звук А | 1 |
4 | Части тела. Звук А | 1 |
5 | Осень. Звук О Составление рассказа по сюжетной картине | 1 |
6 | Осень. Звук О | 1 |
7 | Овощи. Звук У | 1 |
8 | Овощи. Звук У | 1 |
9 | Фрукты. Звук Ы Составление рассказа по серии картинок | 1 |
10 | Фрукты. Звук Ы | 1 |
11 | Овощи – фрукты. Звук И | 1 |
12 | Геометрические фигуры. Звук И | 1 |
13 | Загадки – описание. Составление рассказа – описания по схеме | 1 |
14 | Дом. Звук Э | 1 |
15 | Мебель. Звук Э | 1 |
16 | Мебель. Гласные звуки Составление рассказа – описания | 1 |
17 | Электрические приборы. Гласные звуки Составление рассказа по серии картинок | 1 |
18 | Электрические приборы. Гласные звуки | 1 |
19 | Семья. Согласные звуки | 1 |
20 | Семья. Звук М Обучение пересказу | 1 |
21 | Посуда. Звук М* | 1 |
22 | Посуда. Звуки М и М* Обучение пересказу | 1 |
23 | Рабочие инструменты. Звук К | 1 |
24 | Головные уборы. Звук К* | 1 |
25 | Головные уборы. Звуки К и К* | 1 |
26 | Одежда. Звук П | 1 |
27 | Одежда. Звук П* Обучение пересказу | 1 |
28 | Обувь. Звуки П и П* Обучение пересказу | 1 |
29 | Обувь. Звук Н | 1 |
30 | Зима. Звук Н* Составление рассказа по сюжетной картинке | 1 |
31 | Звери. Звук Л Обучение пересказу | 1 |
32 | Звери. Звук Л* Составление рассказа - описания | 1 |
33 | Насекомые. Обучение пересказу или составление рассказа по сюжетной картине | 1 |
34 | Лето. Составление рассказа по сюжетной картине | 1 |
Оценка индивидуального развития ребенка.
Оценка индивидуального развития ребенка поможет получить представление о возможностях ребенка, посещающего кружок, и в соответствии с полученными данными в дальнейшем выстраивать индивидуальный маршрут развития дошкольника.
Оценка проводится два раза в год: в начале учебного года (15 -19 сентября 2014) и после окончания курса кружка (18 – 22 мая 2015).
Мониторинг образовательного процесса проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту.
Карта индивидуального развития ребенка. ФИ ребенка. Дата рождения Группа Воспитатель | |||
Психологическое развитие | Начало года | Конец года | |
Внимание (устойчивое, неустойчивое, рассеянное) | |||
Работоспособность (стабильная, нестабильная, отмечается быстрая утомляемость, повышенная утомляемость) | |||
Познавательное развитие | |||
Определяет последовательность действий | |||
Умеет складывать разрезные картинки | |||
Умеет выявлять логические несоответствия | |||
Находит 2 – 3 отличия | |||
Умеет выделить лишнее | |||
Разъясняет значение слов | |||
Счет в пределах … | |||
Соотносит число с количеством | |||
Речевое развитие | |||
Темп речи (равномерный, ускоренный, замедленный, неравномерный) | |||
Интонация (речь эмоциональная, недостаточно интонированная, монотонная) | |||
Звукопроизношение (речь чистая, нарушено произношение отдельных звуков, речь неразборчивая) | |||
Фонематический слух (норма, снижен) | |||
Многосложные слова (искажает, не искажает) | |||
Словарь (обширный, соответствует норме, ограниченный, крайне ограниченный) | |||
Словообразование и словоизменение (успешно, допускает отдельные ошибки, затруднительно) | |||
Грамматический строй речи (речь правильная, незначительные аграмматизмы, большое количество аграмматизмов) | |||
Употребление предлогов (правильно, неправильно) | |||
Связная речь (сформирована, вызывает затруднения, не сформирована) |
Документация.
- Программа.
- Мониторинг.
- Журнал посещаемости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ («ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ) ТЕМА: «ЗНАКОМСТВО СО ЗВУКОМ «К»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПРОГРАММЕ "ШКОЛА 2100 "ДЕТСКИЙ САД 2100"" ...
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке». Комплексная программа воспитания и развития «Детский сад 2100»
Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы в данном направлении - формирование правильной, грамотной речи, развитие которой осуществляется в различных вид...
Консультация для воспитателей. Тема: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке», программа «Школа 2100»...
Конспект открытого мероприятия непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Солнышко» на тему: «Весенние приключения по дороге к азбуке»
Представлены виды игровых упражнений по закреплению и формированию звукобуквенного анализа слов, развитию связной речи, профилактике оптической дисграфии. Для детей подготовительной группы с ТНР....
Детско-родительский проект «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»
Детско-родительский проект «По дороге к АЗБУКЕ» нацелен на решение задач по предупреждению дисграфии и дислексии, открывает ребенку путь в первоначальное обучение грамоте. В проекте представлены матер...
Конспект открытого занятия «По дороге к Азбуке» Комплексная программа «Школа 2100» Занятие № 45 (старшая группа) Тема: Звук [С\']
За основу взят конспект из методички "По дороге к Азбуке", но я добавила свои разработки, игры, задания....
кружок по ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ...