НОД по познавательно- речевому развитию в старшей подготовительной группе
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме
Цель занятия активизация познавательной и речевой активности детей. Занятие поможет раскрыть и систематизировать знания детей о родном языке.Раскроются творческие способности детей. Сформируется навык сотрудничества и взаимопонимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по познавательно-речевому развитию
в старшей - подготовительной группе
Тема «Путешествие в страну Лингвию»
МДОУ № 55 «Росинка»
Воспитатель
Познякова Т.А.
г.Новоалександровск 2015г.
Тема «Путешествие в страну Лингвию»
Цель занятия: активизация познавательной и речевой активности детей.
Программное содержание:
Создать условия для психологического и эмоционального комфорта.
Развивать навык целенаправленного восприятия словесно-логической памяти, мышления, воображение; творческую фантазию в процессе решения творческих задач с использованием элементов мнемотехники.
Формировать навыки связно-речевых высказываний, умения выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться успехам других, уточнять и закреплять правильное произношение слов; умения правильно использовать в речи грамматические формы; подбирать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением, подбирать рифмы.
Совершенствовать грамматический строй речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, развитие связной речи и общей моторики, зрительного внимания и восприятия, мышления и памяти; формирование навыков сотрудничества и взаимопонимания, доброжелательности и инициативности; воспитание любви и бережного отношения к родному языку.
Систематизировать знания детей о родном языке.
Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.
Материал: макет словаря, ключи, карточки с рифмующимися словами,
карточки с элементами букв, ребусы, телефон, картинки на классификацию предметов для определения лишнего.
Организационный момент.
Игра психологической направленности «Приветствие»(1 минута)
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, мы сегодня с вами будем говорить о словах. С помощью слов можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого.
Сегодня мы с вами побываем на тропинке «ласковых слов», поищем «слово на ладошке», попадем к «фонтану рифм». Встретимся с «загадочным словарем», посетим «полянку сказок» и «тропинку противоречий».
Как много разных слов на свете!
Всему название дано - и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным - полно, а безымянных нету…
И все, что может видеть глаз, – над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, - означено словами.
Они слышны и там и здесь, на улице и дома.
Одно - давно привычно нам, другое - незнакомо.
Слова, слова, слова…
Язык и стар, и вечно нов.
И это так прекрасно.
В огромном море, море слов
Купаться ежечасно.
Телефонный звонок. Педагог берет трубку. Из трубки голос: « Ну что собрались в путешествие? Нечего вам там делать! Я, Борматун, уже совершил свое страшное дело, заколдовал ваш словарь. Ха-ха-ха. А ключи разбросал по свету. Идите, ищите!
Ребята! Посмотрите! Вот волшебный словарь! Но, к сожалению, открыть мы его с вами не сможем. Как вы думаете почему? Что нам понадобится, чтобы его открыть? (Дети предлагают различные решения). А я думаю, что без помощи ключа нам не обойтись. А какой ключ нам понадобится? Может быть, родниковый, скрипичный, дверной? А может быть, слесарный, автомобильный? Конечно же, нет. Нам понадобится ключ - словарный. Не зря есть поговорка «Слова – бьют ключом». А найти этот ключ мы сможем, только побывав в стране с необычным названием «Словотворчество».
Слышится звон колокольчика. Он призывает нас отправиться в путь. С собой мы возьмем только тех, кто сможет назвать слова ласково, «уменьшительно».
1. Мама- мамочка, мамуля, мамусик.
2.Глаза – глазки, глазёнки, глазоньки.
3.Волк- волчонок.
4. Река-реченька, речушка.
5.Мост-мостик, мосток.
Первый заработанный ключ вручается детям.
Появляется Незнайка
Привет вам всем, а это я!
Должны по книжкам знать меня.
Я - Незнайка, я игрун.
И лучший в мире я болтун.
Я так воспитан и умен,
Что с Мэри Поппинс я знаком…
Воспитатель: Уважаемый Незнайка, а хвастаться некрасиво.
Незнайка: «Красиво - некрасиво», «плохо - хорошо» какая разница.
Воспитатель: Очень даже большая! И поможет нам в этом разобраться «полянка противоречий».
2.Решаем противоречия:
Мальчик рвет книгу. Это плохо – почему? Мальчик кормит кошку. Это хорошо - почему?
Ребенок моет посуду. Это хорошо - почему?
Ребенок дразнит собаку. Это плохо – почему?
Второй заработанный ключ вручается детям.
3. Слово на ладошке
Я найду слова везде,
И на небе, и в воде.
На полу, на потолке,
И в кармане, и в руке?
Вы не слышали такого?
Не беда играем в слово!!!
Ищем слова на носу (Что может быть на носу?) (очки, веснушки, пятница, зима и т.д.)
Ищем слова на небе (Что можем увидеть на небе?) (звезда, луна, облако, солнце, радуга)
Ищем слова в кармане (А что можем найти в кармане?) (деньги, семечки, конфеты, платок)
Третий заработанный ключ вручается детям.
4.Рифма
Ребята! А кто из вас знает, что такое рифма?
Правильно. Рифма - это два слова с одинаковыми хвостиками. Предлагаются карточки (лицо-яйцо, картина - корзина, калитка-улитка и т.д.) Раскладываются карточки на полу. Дети находят рифму и объявляют ее.
Яйцо рифмуется с лицом
И это неспроста.
В них много-много общего
К примеру, круглота.
Рифмуется компот и кот,
И это не случайно.
Сокрыт в компоте сухофрукт,
В котах сокрыта тайна.
Да кстати, надо уделить,
Внимание и кошкам.
Хотя они на первый взгляд.
Рифмуются с окошком.
Четвертый ключ вручается детям.
5.Кроссворды, ребусы.
Чудо-дерево стоит,
Очень странное на вид
А растут на нем загадки,
Для Никиты и Наташки.
Отгадайте ребус дружно
Получить вам ключик нужно
Отгадывание кроссвордов и ребусов.
Пятый заработанный ключ вручается детям.
Дети вставляют в замочную скважину словаря.
6. «Собери из частей»
Не давали буквам дела,
Им без дела надоело
Надоело им скучать
И пошли озорничать
Ой, ребята, посмотрите перед нами волшебная полянка. (На полянке разбросаны листочки с изображением частей букв.) И чтобы нам заработать еще один волшебный ключик, необходимо отгадать, что изображено на листочках. (Дети накладывают листочки один на другой, чтобы на просвет можно было определить букву).
А сейчас, ребятки, превратим наши буквы в необычные предметы
Работа за мольбертами, столами.
7. «Классификация предметов»
Неизвестно, что случилось,
Только слово заблудилось.
Заскочило в чей-то дом,
Перепутало все в нем.
Мы с ребятами все дружно,
Переменим все, что нужно.
Проводится игра «Что лишнее» на классификацию предметов.
8. «Отыщи словечко»
Ребята, в русском языке много слов. Есть большие слова, в которых прячутся слова поменьше.
Я большие слова знаю, а вот маленькие никак не отыщу. Помогите мне.
Фасоль, коса, носок, ласточка, пирог, кулак, герой, гроза, рыбак, песок.
Детям вручается последний ключ. Под торжественную музыку открывается словарь.
Педагог читает:
Здравствуй, мудрая страна,
Что отсюда не видна!
Явись к нам ниоткуда,
Пусть случится чудо.
Встань на пути,
Нас к себе впусти.
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред нами.
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Дети знакомятся с русским словарем, обещают с ним подружиться.
И вот закончилась игра.
Нам книгу закрывать пора.
Но мы надеемся, что с ней,
Ты стал немножечко умней.
Узнал ты много слов смешных,
И много всяких всячин,
И если ты запомнил их,
Не зря наш день потрачен.
Сумей сей ценный клад сберечь,
Мы не прощаемся, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы "Кубань сражается"
Материал обогащает знания детей о родном крае, о защитниках нашего края, дает знания о памятниках, обелисках. Направлен на воспитание чувства патриотизма, благодарности воинам-освободителям....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей в подготовительной группе по теме: «Для чего нужны руки»
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.Вид: познавательное.Цель: формировать познавательный интерес к человеку, дать детям элементарные представления о том, что руки - это важная часть человеч...
Конспект совместной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми подготовительной группы коррекционной направленности на тему: «Мебель»
КонспектСовместной деятельностипо познавательно - речевому развитиюс детьми подготовительной логопедической группына тему:«Мебель»...
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей - подготовительной группе Систематизировать знания детей о родном языке. Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.
Тема: «Путешествие в страну Лингвию» Занятие позоволит развить у детей навыки связно-речевых высказываний, умения выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться усп...
Конспект итогового занятия по познавательному и речевому развитию в старшей-подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по лексической теме «Одежда».
В конспекте представлено итоговое мероприятие по лексической теме "Одежда"...
Конспект занятия " Гришкины книжки" по познавательно-речевому развитию в старше-подготовительной группе.
Приобщение детей к художественной литературе...
Конспект занятия " Федорино горе" по познавательно-речевому развитию в старше-подготовительной группе.
Приобщение детей к художественной литературе...