НОД по познавательно- речевому развитию в старшей подготовительной группе
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

ПОЗНЯКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Цель занятия активизация познавательной и речевой активности детей. Занятие поможет раскрыть и систематизировать знания детей о родном языке.Раскроются творческие способности детей. Сформируется навык сотрудничества и взаимопонимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Конспект занятия

по познавательно-речевому развитию

в старшей - подготовительной группе

Тема «Путешествие в страну Лингвию»

                             

МДОУ № 55 «Росинка»

                                                           Воспитатель

 Познякова Т.А.

г.Новоалександровск 2015г.

Тема «Путешествие в страну Лингвию»

 Цель занятия: активизация познавательной и речевой активности детей.

Программное содержание:

Создать условия для психологического и эмоционального комфорта.

Развивать навык целенаправленного восприятия словесно-логической памяти, мышления, воображение; творческую фантазию в процессе решения творческих задач с использованием элементов мнемотехники.

Формировать навыки связно-речевых высказываний, умения выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться успехам других, уточнять и закреплять правильное произношение слов; умения правильно использовать в речи грамматические формы; подбирать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением, подбирать рифмы.

Совершенствовать грамматический строй речи: составление простых распространенных предложений с опорой на зрительный образ, развитие связной речи и общей моторики, зрительного внимания и восприятия, мышления и памяти; формирование навыков сотрудничества и взаимопонимания, доброжелательности и инициативности; воспитание любви и бережного отношения к родному языку.

Систематизировать знания детей о  родном языке.

Воспитывать дружелюбие,  взаимопонимание.  

 Материал: макет словаря, ключи, карточки с рифмующимися словами,

карточки с элементами букв, ребусы, телефон, картинки на классификацию предметов для определения лишнего.

Организационный момент.

Игра психологической направленности «Приветствие»(1 минута)

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, мы сегодня с вами будем говорить о словах. С помощью слов можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого.

Сегодня мы с вами побываем на тропинке «ласковых слов», поищем «слово на ладошке», попадем к «фонтану рифм».  Встретимся с «загадочным словарем», посетим «полянку сказок» и «тропинку противоречий».

Как много разных слов на свете!

Всему название дано - и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным - полно, а безымянных нету…

И все, что может видеть глаз, – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас, - означено словами.

Они слышны и там и здесь, на улице и дома.

Одно - давно привычно нам, другое - незнакомо.

Слова, слова, слова…

Язык и стар, и вечно нов.

И это так прекрасно.

В огромном море, море слов

Купаться ежечасно.

Телефонный звонок. Педагог берет трубку. Из трубки голос: « Ну что собрались в путешествие? Нечего вам там делать! Я, Борматун, уже совершил свое страшное дело, заколдовал ваш словарь. Ха-ха-ха. А ключи разбросал по свету. Идите, ищите!

Ребята! Посмотрите! Вот волшебный словарь! Но, к сожалению, открыть мы его с вами не сможем. Как вы думаете почему? Что нам понадобится, чтобы его открыть? (Дети предлагают различные решения). А я думаю, что без помощи ключа нам не обойтись. А какой ключ нам понадобится? Может быть, родниковый, скрипичный, дверной? А может быть, слесарный, автомобильный? Конечно же, нет. Нам понадобится ключ - словарный. Не зря есть поговорка «Слова – бьют ключом». А найти этот ключ мы сможем, только побывав в стране с необычным названием «Словотворчество».

Слышится звон колокольчика. Он призывает нас отправиться в путь. С собой мы возьмем только тех, кто сможет назвать слова ласково, «уменьшительно».

1. Мама- мамочка, мамуля, мамусик.

2.Глаза – глазки, глазёнки, глазоньки.

3.Волк- волчонок.

4. Река-реченька, речушка.

5.Мост-мостик, мосток.

Первый заработанный ключ вручается детям.    

Появляется Незнайка

Привет вам всем, а это я!

Должны по книжкам знать меня.

Я - Незнайка, я игрун.

И лучший в мире я болтун.

Я так воспитан и умен,

Что с Мэри Поппинс я знаком…

Воспитатель: Уважаемый Незнайка, а хвастаться некрасиво.

Незнайка: «Красиво - некрасиво», «плохо - хорошо» какая разница.

Воспитатель: Очень даже большая! И поможет нам в этом разобраться «полянка противоречий».

2.Решаем противоречия:

Мальчик рвет книгу. Это плохо – почему? Мальчик кормит кошку. Это хорошо - почему?

Ребенок моет посуду. Это хорошо - почему?

 Ребенок дразнит собаку. Это плохо – почему?

 

Второй заработанный ключ вручается детям.  

3. Слово на ладошке

Я найду слова везде,

И на небе, и в воде.

На полу, на потолке,

И в кармане, и в руке?

Вы не слышали такого?

Не беда играем в слово!!!

Ищем слова на носу (Что может быть на носу?) (очки, веснушки, пятница, зима и т.д.)

Ищем слова на небе (Что можем увидеть на небе?) (звезда, луна, облако, солнце, радуга)

Ищем слова в кармане (А что можем найти в кармане?) (деньги, семечки, конфеты, платок)

Третий заработанный ключ вручается детям.

4.Рифма

Ребята! А кто из вас знает, что такое рифма?

Правильно.  Рифма - это два слова с одинаковыми хвостиками. Предлагаются карточки (лицо-яйцо, картина - корзина, калитка-улитка и т.д.) Раскладываются карточки на полу. Дети находят рифму и объявляют ее.

Яйцо рифмуется с лицом

И это неспроста.

В них много-много общего

К примеру, круглота.

Рифмуется компот и кот,

И это не случайно.

Сокрыт в компоте сухофрукт,

В котах сокрыта тайна.

Да кстати, надо уделить,

Внимание и кошкам.

Хотя они на первый взгляд.

Рифмуются с окошком.

Четвертый ключ вручается детям.

5.Кроссворды, ребусы.

Чудо-дерево стоит,

Очень странное на вид

А растут на нем загадки,
Для Никиты и Наташки.

Отгадайте ребус дружно

Получить вам ключик нужно

Отгадывание кроссвордов и ребусов.

Пятый заработанный ключ вручается детям.
Дети вставляют в замочную скважину словаря.

6. «Собери из частей»

Не давали буквам дела,

Им без дела надоело

Надоело им скучать

И пошли озорничать

Ой, ребята, посмотрите перед нами волшебная полянка. (На полянке разбросаны листочки с изображением частей букв.) И чтобы нам заработать еще один волшебный ключик, необходимо отгадать, что изображено на листочках. (Дети накладывают листочки один на другой, чтобы на просвет можно было определить букву).

А сейчас, ребятки, превратим наши буквы в необычные предметы

Работа за мольбертами, столами.

7. «Классификация предметов»

Неизвестно, что случилось,

Только слово заблудилось.

Заскочило в чей-то дом,

Перепутало все в нем.

Мы с ребятами все дружно,

Переменим все, что нужно.

Проводится игра «Что лишнее» на классификацию предметов.

8. «Отыщи словечко»

Ребята, в русском языке много слов. Есть большие слова, в которых прячутся слова поменьше.

Я большие слова знаю, а вот маленькие никак не отыщу. Помогите мне.

Фасоль, коса, носок, ласточка, пирог, кулак, герой, гроза, рыбак, песок.

Детям вручается последний ключ. Под торжественную музыку открывается словарь.

Педагог читает:

Здравствуй, мудрая страна,

Что отсюда не видна!

Явись к нам ниоткуда,

Пусть случится чудо.

Встань на пути,

Нас к себе впусти.

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред нами.

Та, которая словами,

Как людьми населена.

Дети знакомятся с русским словарем, обещают с ним подружиться.

И вот закончилась игра.

Нам книгу закрывать пора.

Но мы надеемся, что с ней,

Ты стал немножечко умней.

Узнал ты много слов смешных,

И много всяких всячин,

И если ты запомнил их,

Не зря наш день потрачен.

Сумей сей ценный клад сберечь,

Мы не прощаемся, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы "Кубань сражается"

Материал обогащает знания детей о родном крае, о защитниках нашего края, дает знания о памятниках, обелисках. Направлен на воспитание чувства патриотизма, благодарности воинам-освободителям....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей в подготовительной группе по теме: «Для чего нужны руки»

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.Вид: познавательное.Цель: формировать познавательный интерес к человеку, дать детям элементарные представления о том, что руки - это важная часть человеч...

Конспект совместной деятельности по познавательно - речевому развитию с детьми подготовительной группы коррекционной направленности на тему: «Мебель»

КонспектСовместной деятельностипо познавательно - речевому развитиюс детьми подготовительной логопедической группына тему:«Мебель»...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию в старшей - подготовительной группе Систематизировать знания детей о родном языке. Воспитывать дружелюбие, взаимопонимание.

Тема: «Путешествие в страну Лингвию» Занятие позоволит развить у детей навыки связно-речевых высказываний, умения выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, радоваться усп...