«В окно повеяло весною»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

ЮЛЯ Владимировна Стеценко

 

Программное содержание по образовательным областям                     

«Познавательно-речевое развитие»  

    Развитие речи: совершенствовать умение описывать природу ранней весны, пересказывать рассказ с опорой на сюжетную картину, подбирать названия признаков к заданному объекту, упражняться в подборе антонимов к заданным словам, обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна», расширять словарный запас словами «капельник», «протальник».

    Формирование целостной картины мира и расширение кругозора:

Расширять и уточнять знания детей о весне.

Интеграция областей: физическая культура, социализация, познание, коммуникация.

 

Методические приемы: рассказ педагога  о весне, вопрос, опыт, поощрение, художественное слово, упражнение в подбое антонимов к заданным словам, игра с мячиком «Подскажи словечко», наблюдение за результатом опыта.

 

Пед технологии: технологию проблемного обучения.  Проведение опыта с сосулькой, вопросы к детям поискового характера. Игра «Скажи правильно».

Личностно-ориентированная технология ориентир на каждого ребенка

 Здоровьесберегающая технология: физкультминутка «Снежный сугроб». Пальчиковая гимнастика

 

Предварительная работа: рассмотрение картинок о временах года, наблюдение в природе во время прогулок, проведение опыта с сосульками, чтение стихотворений о весне С. Маршака «Круглый год. Март. Апрель», Е. Серовой «Подснежник», А. Барто «Весна», беседы о весне, загадывание загадок о временах года.

 

Дидактическое обеспечение:

Для детей: сюжетные картинки «Времена года» (4 шт.).

Для воспитателя: сюжетные картинки «Времена года», альбом по ведению опытно-экспериментальной деятельности, мячик, небольшая кастрюлька, сосульки.

 

                    Ход   НОД

1. Вводная часть

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о временах года. О каких, вы узнаете, когда отгадаете мои загадки.

Снег на полях,

Лед на реках.

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой.)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной.)

Воспитатель: Какое время года закончилось?

Дети: Зима.

Воспитатель: Какое время года наступило?

Дети: Весна.

Воспитатель: Назовите первый весенний месяц.

Дети: Март.

 

II. Основная часть

(Воспитатель показывает детям сюжетную картинку «Весна».)

Рассказ воспитателя о весне:

Воспитатель: Март- первый весенний месяц. В марте начинает таять снег, капает капель с крыш и сосулек, поэтому март в народе называют капельником. Как называется месяц март в народе?

Дети: Капельник.

Воспитатель: В марте появляются первые проталины, отсюда и другое его название - протальник. Как еще называют месяц март?

Дети: Протальник.

Воспитатель: В начале весны часто теплые дни сменяются опять холодом, иногда метет вьюга, еще идет снег. Но проходит несколько дней, и весна вновь вступает в свои права.

 

Чтение отрывка из стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится».

Воспитатель: Сейчас нам Витя прочитает отрывок из стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится».

(Чтение стихотворения.)

Воспитатель: Молодец!  Ребята, скажите, как поэт говорит о зиме?

Дети: «Зима злится», «прошла ее пора». Она не хочет уходить, уступать свое место весне.

 

Физкультминутка «Снежный сугроб».

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Снежный сугроб». Представьте себе, что вы - большой снежный сугроб. Всю зиму сугроб проспал под большим деревом (изобразить сугроб: дети приседают на корточки в «кучу»). Но вот пригрело теплое весеннее солнышко. Озорные лучики «защекотали» сугроб: «Просыпайся, вставай скорее! Пора!».  Не выдержал сугроб и рассыпался. Брызнули во все стороны струйки воды и потекли веселые ручейки. Побежали землю будить (дети изображают ручейки, разбегаются по группе).

Воспитатель: Кого вы хотите разбудить, ручейки?

Воспитатель: Деревья, траву, цветы, реки, пруды.

Воспитатель: Как река просыпает от сна?

Дети: Тает лед на реке.

Воспитатель: Как просыпаются деревья?

Дети: Они пьют воду, их припекает весеннее солнышко, почки набухают и раскрываются зеленые листочки.

 

Работа по картинкам «Времена года».

(Воспитатель показывает детям сюжетные картинки с изображением примет времен года: бегут ручьи, появляются проталины, дети лепят снеговика, дети купаются в реке, дети гуляют под зонтом и т.д.)

 

Чтение рассказа и пересказ.

Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте интересный рассказ. Он называется «Пчелки на разведке».

«Наступила весна. Солнышко стало светить ярко. На деревьях появляются листочки. Проснулись пчелки от зимнего сна. Полетели они к яблоньке:

- Дай нам, яблонька, меду из твоих цветочков, мы целую зиму голодали.

- Рано вы, пчелки, прилетели. Не распустились еще мои цветочки,- ответила яблоня. Полетели пчелки к вишенке.

- Дай нам, вишенка, меду из твоих цветочков, мы целую зиму голодали.

- Мои цветочки распустятся только завтра,- ответила вишенка. Полетели пчелки к тюльпану, заглянули в его пеструю головку, но не было там меда. Расстроились пчелки.

Вдруг увидели пчелки под кустиком синий цветочек. Это была лесная фиалка. Ели пчелки на цветок, вдохнули ее аромат, напились ее сладкого сока и полетели домой.»

Воспитатель: Понравился вам рассказ? Давайте по картинке расскажем этот рассказ. (воспитатель показывает картинку и задает вопросы).

Воспитатель: Какое время года наступило?

Дети: Весна.

Воспитатель: Как светит солнышко?

Дети: Ярко.

Воспитатель: Что появилось на деревьях?

Дети: Листочки.

Воспитатель: Что произошло с пчелками?

Дети: Они проснулись от зимнего сна и полетели к яблоньке.

Воспитатель: Что они попросили у яблоньки?

Дети: Они попросили мед. Яблонька им не дала. У нее еще не распустились цветочки.

Воспитатель: Куда они полетели потом?

Дети: Они полетели к вишенке, просить мед.

Воспитатель: Дала им вишенка мед?

Дети: Нет, не дала. Ее цветочки распустятся завтра.

Воспитатель: Что пчелки стали делать дальше?

Дети: Они полетели к тюльпану, заглянули в его пеструю головку, но и там меда не нашли.

Воспитатель: Что увидели пчелки под кустиком?

Дети: Синий цветочек. Это была фиалка.

Воспитатель: Что сделали пчелки дальше?

Дети: Они сели на цветок, вдохнули его аромат, напились ее сладкого сока и полетели домой.

Воспитатель: Молодцы! А теперь, ребята, расскажите нам еще раз по картинке рассказ про пчелок.

(Дети рассказывают рассказ с опорой на сюжетную картинку.)

 

Игра с мячиком «Подскажи словечко».

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Подскажи словечко» о весне:

Весной солнце (какое?) яркое, лучистое.

Небо (какое?) чистое, голубое, прозрачное.

Ветер (какой?) легкий, теплый.

Дождь (какой?) весенний.

Облака (какие?) легкие, пушистые, воздушные.

Снег (какой?) серый, грязный.

Трава (какая?) зеленая.

 

Развитие умения подбирать антонимы к заданным словам.

Воспитатель: Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете? Давайте проверим.

Зима ушла, а весна - …пришла.

Зима холодная, а весна - …теплая.

Зимой шубы надевают, а весной - …снимают.

Зимой солнце тусклое, а весной - …яркое.

Воспитатель: Все правильно ответили, молодцы!

 

Беседа о сосульках.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, что это?

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

Дети: Сосулька.

Воспитатель: Помните, ребята, что мы с вами приносили сосульку с улицы? Вспомним, что с ней произошло?

Дети: Она растаяла.

Воспитатель: Мы с вами трогали сосульку, какая она была?

Дети: Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная, острая.

Воспитатель: На что она была похожа?

Дети: На морковку.

Воспитатель: Если сосулька упадет, что произойдет?

Дети: Она разобьется.

Воспитатель: Значит она хрупкая как стекло.

 

Проведение опыта с сосулькой.

Воспитатель: Ребята, давайте, мы проведем еще один опыт с сосулькой. Сейчас мы положим сосульку в небольшую кастрюльку и поставим эту кастрюлю на батарею. В конце нашего занятия мы посмотрим, что с ней произошло.

 

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: Когда на улице тает много сосулек, получается капель. Давайте покажем, как это получается.

«Кап-кап-кап звенит капель». (Барабанить пальцами по столу, имитируя игру на пианино.)

«Это к нам пришел апрель».

 

Игра «Скажи правильно».

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Скажи правильно».

Воспитатель: Распускаются листочки или цветочки?

Дети: Листочки.

Воспитатель: Порхают птички или лисички?

Дети: Птички.

Воспитатель: Тает снежинка или слезинка?

Дети: Снежинка.

Воспитатель: Журчат ручьи или грачи?

Дети: Ручьи.

Воспитатель: Набухают почки или листочки?

Дети: Почки.

Воспитатель: Прилетают насекомые или птицы?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Молодцы! Правильно ответили!

 

Наблюдение за результатом опыта.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте посмотрим, что произошло с нашей сосулькой?

Дети: Она растаяла.

Воспитатель: А теперь вспомните наш прошлый опыт с сосулькой, и скажите, какая сосулька быстрее растаяла, которая таяла на окне или на батарее?

Дети: На батарее.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что батарея горячая.

Воспитатель: Давайте сделаем вывод: на горячей поверхности сосулька тает быстрее.

III. Заключительная часть

 Подведение итогов НОД.

Воспитатель: О чем мы сегодня с вами говорили?

Дети: О зиме, о весне, о сосульках, о солнышке.

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались на занятии?

Дети: Рассматривали картинки, говорили о весне, рассказывали рассказ про пчелок, играли, отгадывали загадки, проводили опыт.

Воспитатель: Что вам понравилось на занятии? (ответы детей).

Воспитатель: Сегодня на занятии все хорошо занимались. Никита и Настя рассказали про пчелок. А завтра Виолетта и Дима нам расскажут рассказ  про пчелок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_okno_poveyalo_vesnoyudokument_microsoft_word_2.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детского сада № 17

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению  в подготовительной к школе группе

тема «В окно повеяло весною»

воспитатель МБДОУ детского сада №17

 Стеценко Ю.В.

Образовательная область: «Коммуникация»

Цель: закрепить умение описывать природу ранней весны.

Программное содержание по образовательным областям                    

«Познавательно-речевое развитие»  

    Развитие речи: совершенствовать умение описывать природу ранней весны, пересказывать рассказ с опорой на сюжетную картину, подбирать названия признаков к заданному объекту, упражняться в подборе антонимов к заданным словам, обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна», расширять словарный запас словами «капельник», «протальник».

    Формирование целостной картины мира и расширение кругозора:

Расширять и уточнять знания детей о весне.

Интеграция областей: физическая культура, социализация, познание, коммуникация.

Методические приемы: рассказ педагога  о весне, вопрос, опыт, поощрение, художественное слово, упражнение в подбое антонимов к заданным словам, игра с мячиком «Подскажи словечко», наблюдение за результатом опыта.

Пед технологии: технологию проблемного обучения.  Проведение опыта с сосулькой, вопросы к детям поискового характера. Игра «Скажи правильно».

Личностно-ориентированная технология ориентир на каждого ребенка

 Здоровьесберегающая технология: физкультминутка «Снежный сугроб». Пальчиковая гимнастика

Предварительная работа: рассмотрение картинок о временах года, наблюдение в природе во время прогулок, проведение опыта с сосульками, чтение стихотворений о весне С. Маршака «Круглый год. Март. Апрель», Е. Серовой «Подснежник», А. Барто «Весна», беседы о весне, загадывание загадок о временах года.

Дидактическое обеспечение:

Для детей: сюжетные картинки «Времена года» (4 шт.).

Для воспитателя: сюжетные картинки «Времена года», альбом по ведению опытно-экспериментальной деятельности, мячик, небольшая кастрюлька, сосульки.

 

                    Ход   НОД

1. Вводная часть

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о временах года. О каких, вы узнаете, когда отгадаете мои загадки.

Снег на полях,

Лед на реках.

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой.)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной.)

Воспитатель: Какое время года закончилось?

Дети: Зима.

Воспитатель: Какое время года наступило?

Дети: Весна.

Воспитатель: Назовите первый весенний месяц.

Дети: Март.

 

II. Основная часть

(Воспитатель показывает детям сюжетную картинку «Весна».)

Рассказ воспитателя о весне:

Воспитатель: Март- первый весенний месяц. В марте начинает таять снег, капает капель с крыш и сосулек, поэтому март в народе называют капельником. Как называется месяц март в народе?

Дети: Капельник.

Воспитатель: В марте появляются первые проталины, отсюда и другое его название - протальник. Как еще называют месяц март?

Дети: Протальник.

Воспитатель: В начале весны часто теплые дни сменяются опять холодом, иногда метет вьюга, еще идет снег. Но проходит несколько дней, и весна вновь вступает в свои права.

Чтение отрывка из стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится».

Воспитатель: Сейчас нам Витя прочитает отрывок из стихотворения Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится».

(Чтение стихотворения.)

Воспитатель: Молодец!  Ребята, скажите, как поэт говорит о зиме?

Дети: «Зима злится», «прошла ее пора». Она не хочет уходить, уступать свое место весне.

Физкультминутка «Снежный сугроб».

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Снежный сугроб». Представьте себе, что вы - большой снежный сугроб. Всю зиму сугроб проспал под большим деревом (изобразить сугроб: дети приседают на корточки в «кучу»). Но вот пригрело теплое весеннее солнышко. Озорные лучики «защекотали» сугроб: «Просыпайся, вставай скорее! Пора!».  Не выдержал сугроб и рассыпался. Брызнули во все стороны струйки воды и потекли веселые ручейки. Побежали землю будить (дети изображают ручейки, разбегаются по группе).

Воспитатель: Кого вы хотите разбудить, ручейки?

Воспитатель: Деревья, траву, цветы, реки, пруды.

Воспитатель: Как река просыпает от сна?

Дети: Тает лед на реке.

Воспитатель: Как просыпаются деревья?

Дети: Они пьют воду, их припекает весеннее солнышко, почки набухают и раскрываются зеленые листочки.

Работа по картинкам «Времена года».

(Воспитатель показывает детям сюжетные картинки с изображением примет времен года: бегут ручьи, появляются проталины, дети лепят снеговика, дети купаются в реке, дети гуляют под зонтом и т.д.)

Чтение рассказа и пересказ.

Воспитатель: А теперь, ребята, послушайте интересный рассказ. Он называется «Пчелки на разведке».

«Наступила весна. Солнышко стало светить ярко. На деревьях появляются листочки. Проснулись пчелки от зимнего сна. Полетели они к яблоньке:

- Дай нам, яблонька, меду из твоих цветочков, мы целую зиму голодали.

- Рано вы, пчелки, прилетели. Не распустились еще мои цветочки,- ответила яблоня. Полетели пчелки к вишенке.

- Дай нам, вишенка, меду из твоих цветочков, мы целую зиму голодали.

- Мои цветочки распустятся только завтра,- ответила вишенка. Полетели пчелки к тюльпану, заглянули в его пеструю головку, но не было там меда. Расстроились пчелки.

Вдруг увидели пчелки под кустиком синий цветочек. Это была лесная фиалка. Ели пчелки на цветок, вдохнули ее аромат, напились ее сладкого сока и полетели домой.»

Воспитатель: Понравился вам рассказ? Давайте по картинке расскажем этот рассказ. (воспитатель показывает картинку и задает вопросы).

Воспитатель: Какое время года наступило?

Дети: Весна.

Воспитатель: Как светит солнышко?

Дети: Ярко.

Воспитатель: Что появилось на деревьях?

Дети: Листочки.

Воспитатель: Что произошло с пчелками?

Дети: Они проснулись от зимнего сна и полетели к яблоньке.

Воспитатель: Что они попросили у яблоньки?

Дети: Они попросили мед. Яблонька им не дала. У нее еще не распустились цветочки.

Воспитатель: Куда они полетели потом?

Дети: Они полетели к вишенке, просить мед.

Воспитатель: Дала им вишенка мед?

Дети: Нет, не дала. Ее цветочки распустятся завтра.

Воспитатель: Что пчелки стали делать дальше?

Дети: Они полетели к тюльпану, заглянули в его пеструю головку, но и там меда не нашли.

Воспитатель: Что увидели пчелки под кустиком?

Дети: Синий цветочек. Это была фиалка.

Воспитатель: Что сделали пчелки дальше?

Дети: Они сели на цветок, вдохнули его аромат, напились ее сладкого сока и полетели домой.

Воспитатель: Молодцы! А теперь, ребята, расскажите нам еще раз по картинке рассказ про пчелок.

(Дети рассказывают рассказ с опорой на сюжетную картинку.)

Игра с мячиком «Подскажи словечко».

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Подскажи словечко» о весне:

Весной солнце (какое?) яркое, лучистое.

Небо (какое?) чистое, голубое, прозрачное.

Ветер (какой?) легкий, теплый.

Дождь (какой?) весенний.

Облака (какие?) легкие, пушистые, воздушные.

Снег (какой?) серый, грязный.

Трава (какая?) зеленая.

Развитие умения подбирать антонимы к заданным словам.

Воспитатель: Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете? Давайте проверим.

Зима ушла, а весна - …пришла.

Зима холодная, а весна - …теплая.

Зимой шубы надевают, а весной - …снимают.

Зимой солнце тусклое, а весной - …яркое.

Воспитатель: Все правильно ответили, молодцы!

Беседа о сосульках.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, что это?

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

Дети: Сосулька.

Воспитатель: Помните, ребята, что мы с вами приносили сосульку с улицы? Вспомним, что с ней произошло?

Дети: Она растаяла.

Воспитатель: Мы с вами трогали сосульку, какая она была?

Дети: Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная, острая.

Воспитатель: На что она была похожа?

Дети: На морковку.

Воспитатель: Если сосулька упадет, что произойдет?

Дети: Она разобьется.

Воспитатель: Значит она хрупкая как стекло.

Проведение опыта с сосулькой.

Воспитатель: Ребята, давайте, мы проведем еще один опыт с сосулькой. Сейчас мы положим сосульку в небольшую кастрюльку и поставим эту кастрюлю на батарею. В конце нашего занятия мы посмотрим, что с ней произошло.

Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: Когда на улице тает много сосулек, получается капель. Давайте покажем, как это получается.

«Кап-кап-кап звенит капель». (Барабанить пальцами по столу, имитируя игру на пианино.)

«Это к нам пришел апрель».

Игра «Скажи правильно».

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Скажи правильно».

Воспитатель: Распускаются листочки или цветочки?

Дети: Листочки.

Воспитатель: Порхают птички или лисички?

Дети: Птички.

Воспитатель: Тает снежинка или слезинка?

Дети: Снежинка.

Воспитатель: Журчат ручьи или грачи?

Дети: Ручьи.

Воспитатель: Набухают почки или листочки?

Дети: Почки.

Воспитатель: Прилетают насекомые или птицы?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Молодцы! Правильно ответили!

Наблюдение за результатом опыта.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте посмотрим, что произошло с нашей сосулькой?

Дети: Она растаяла.

Воспитатель: А теперь вспомните наш прошлый опыт с сосулькой, и скажите, какая сосулька быстрее растаяла, которая таяла на окне или на батарее?

Дети: На батарее.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что батарея горячая.

Воспитатель: Давайте сделаем вывод: на горячей поверхности сосулька тает быстрее.

III. Заключительная часть

 Подведение итогов НОД.

Воспитатель: О чем мы сегодня с вами говорили?

Дети: О зиме, о весне, о сосульках, о солнышке.

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались на занятии?

Дети: Рассматривали картинки, говорили о весне, рассказывали рассказ про пчелок, играли, отгадывали загадки, проводили опыт.

Воспитатель: Что вам понравилось на занятии? (ответы детей).

Воспитатель: Сегодня на занятии все хорошо занимались. Никита и Настя рассказали про пчелок. А завтра Виолетта и Дима нам расскажут рассказ  про пчелок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В окно повеяло весною

Продолжать знакомить детей старшего возраста с  признаками весны, находить эти признаки самостоятельно, расширять представление детей об образе жизни лесных зверей и птиц весной. ...

"В окно повеяло весною..."

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе...

В окно повеяло весною

Оказавшись в лесу весной нельзя не почуствовать, что вы попали именное в вессений лес....

Презентация: " В окно повеяло весною"

Пригрело теплое, весеннее солнышко , все вокруг изменилось. Пришла Весна. Учебный материал по окружающему миру....

Проект по ознакомлению с окружающим в старшей группе “Времена года:В окно повеяло весной”

Автор-составитель: Воспитатель старшей группы №4 ГБДОУ  детского сада №66 Попович Елена Федоровна.Вид проекта: Творческий, долгосрочный, групповой, игровойУчастники проекта: Дети, педагоги, музык...

Проект "В окно повеяло весной"

Тема была выбрана в первый месяц весны. И была разработана для реализации в марте. Так как в начале марта солнце начинает светить ярче, теплее. В солнечный день появляется капель, начинается таяние сн...

Конспект интегрированного открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «В окно повеяло весной»

Активизация познавательного интереса к жизни весеннего леса, обогащение представлений о растительном и животном мире....