Речевое развитие
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Филиппова Ирина Владимировна

Библиотека (для детей 6-7 лет)

Задачи:

—учить соблюдать правила пользования библиотекой, сво­бодно использовать знания литературных произведений;

—обогащать активный словарь детей словами каталог, стел­лаж, формуляр.

Оборудование: детские книги и книжки-малышки, изготовлен­ные детьми, альбомы с изображением сюжетов сказок, рассказов.

Правила игры: рассказать о книге, не называя ее; узнать книгу по картинке или рассказу о ней.

Ход:

Педагог вместе с детьми вспоминает правила пользования биб­лиотекой. Дети выбирают 3—4 библиотекарей, у каждого из них -по несколько книжек. Дети также распределяются на 3—4 группы. Каждую группу обслуживает один библиотекарь, он показывает книжки с разными картинками. Чтобы получить понравившуюся книжку, ребенок должен назвать сказку, рассказ, прочитать 2— 3 строфы из стихотворения.

Вариант. Ребенок описывает содержание нужной ему книги, но не называет ее. Библиотекарь по описанию догадывается, какую книгу хочет ребенок, и выдает ее. Потом описание дает библиоте­карь, а ребенок, угадав книгу, получает ее.

В читальном зале библиотеки дети рассматривают книги, читают их, обмениваются впечатлениями, загадывают друг другу загадки:

Заболела эта книжка:

Изорвал ее братишка,

Я больную пожалею:

Я возьму ее и склею! (Переплетчица.)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

Швейная фабрика (для детей 6-7 лет)

Задачи:

· активизировать представления о характере труда на швей­ной фабрике,

· развивать пространственное воображение, чувство формы,
цвета, размера, художественный вкус;

· помочь овладеть разными формами сотрудничества (свое­ временное включение в общее дело, групповая и индиви­дуальная ответственность, взаимоконтроль).

Оборудование: вырезанные из плотной бумаги силуэты одежды (платья, юбки, брюки, блузы, рубашки, шорты, пальто, куртки и т.д.), соответствующие им части одежды (рукава, штанины, пояс, застежки, воротник, карманы и др.); для каждого конвейера есть автокар, на котором в отдельных коробочках лежат детали различных видов одежды.

Педагог предлагает детям объединиться в 2—3 группы. Каждая группа, работая на конвейере, из деталей собирает определенный вид одежды. Каждому ребенку автокар подвозит один вид деталей. Одежду складывают на листе плотной бумаги, вставляя отдельные детали в прорези. На конце конвейера изделия складывают стоп­кой. На каждом конвейере изготавливают одинаковое число изде­лий. Когда работа закончена, контролер проверяет изделие, обсуж­дая его достоинства и недостатки с детьми. Выигрывает та группа, у которой меньше брака.

Пешеходы и транспорт (для детей 6-7 лет)

Задачи:

- освоить правила дорожного движения;

-продолжать обогащать словарный запас на основе углуб­ления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

-формировать и дифференцировать понятия (транспорт на­земный, подземный, воздушный, водный).

Оборудование: эмблемы с изображениями различных видов го­родского транспорта (автомобиль, трамвай, автобус, троллейбус); светофор; талоны водителя, визитные карточки пешеходов; свис­ток; дорожные знаки.

Дети разделяются на пешеходов, водителей транспорта и пас­сажиров. Кроме того, выбирают детей-светофоров и милиционе­ров-регулировщиков на перекрестках улиц.

По сигналу педагога начинается движение транспорта и пасса­жиров. Светофоры регулируют движение транспорта, а милицио­неры следят за соблюдением правил движения. Если пешеход или водитель нарушил правило, милиционер останавливает движение, делает прокол в талоне водителя, а пешеходу предлагает стать пас­сажиром, а то и просто посидеть на скамье, чтобы со стороны изу­чить правила движения. Кроме того, милиционер делает отметку на визитной карточке пешехода. Выигрывают те, у кого нет нару­шений.

В повторном туре дети меняются ролями.

Литературная викторина(6-7 лет)

Цель: закрепить, систематизировать знания детей о литера­турных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений, закрепить зна­ния о малых фольклорных формах.

Необходимо представить широкую по тематике подборку книг, атрибуты к соревнованиям, карту-схему последователь­ности выполнения заданий. Детей делят на две команды книголюбов. Командам дают на­звания. Воспитатель объясняет условия игры: на сказочной карте указано, какие испытания должны пройти обе команды, чтобы получить главный приз волшебной страны.

1 Из конверта капитаны команд достают по две пейзажные картинки, на них изображены зима или лето, весна или осень. Команда должна вспомнить стихотворения о каждом времени года и выразительно прочитать их.

2 Капитаны получают по конверту, в котором напечатана фамилия писателя (Ш. Перро, Х.К. Андерсен, А.С. Пушкин и др.). Из стопки книг членам команды нужно отобрать те, кото­рые написаны этим писателем. Кто больше знает пословиц: а) о труде, б)         о смелости, в) о дружбе, друзьях.

4.Отгадать загадки: 1) Героям каких сказок помогали живот­ные? Каким заветным словом они их призывали? 2) В какой сказке волк испугался зайца? Как это случилось? 3) Где храни­лась Кощеева смерть в сказке «Царевна-лягушка»? 4) Герои­ня какой сказки и за что получила в награду кусок льда? 5) Как называется сказка, похожая на сказку «Теремок»? («Лесные хоромы».) 6) В какой сказке главная героиня превратилась в об­лачко?

5. По фрагменту из сказки (грамзапись) узнать и назвать сказку (каждой команде дается по два фрагмента).

Воспитатель подводит итоги соревнования, объявляет побе­дителей.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста целесооб­разно использовать фразеологизмы, пословицы. Приведем примеры фразеологизмов и пословиц.

2. Мотивационный компонент – использование художественной литературы. Художественной текст является образцом построения связного высказывания, который закрепляется при пересказе, творческом высказывании.

Беседа о творчестве А.С. Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» (6-7 лет)

Цель: Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

Портрет А.С. Пушкина, книги сказок А.С. Пушки­на, иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке», грам­запись сказки, проигрыватель.

Во вступительной беседе педагог обращает внимание детей на портрет А.С. Пушкина, рассказывает о «ска­зочном» творчестве поэта, называет его сказки, рассмат­ривает с детьми иллюстрации к этим сказкам. (Воспита­тель может опираться на опыт детей.)

- Подумайте, чем отличаются сказки А. С. Пушкина от других сказок, которые мы с вами читали. Как они написаны? (В стихах.)

Сказки А. С. Пушкина интересны и поучительны. В них прославляются добрые, смелые люди и высмеива­ются жадные, трусливые, злые. Послушайте «Сказку о рыбаке и рыбке», подумайте, каких людей высмеивает Л. С. Пушкин в этой сказке. Вслушайтесь, каким кра­сивым языком написана сказка.

После чтения сказки воспитатель проводит беседу.

—Каких людей высмеивает в своей сказке А. С. Пуш­кин? Как вы это поняли?

—Расскажите, как получилось, что золотая рыбка ста­ла служить старику.

—Какие желания старухи выполнила золотая рыб­ка?

—Как вы думаете, почему рыбка ничего не сказала старику в последний раз?

— Каким вам показался старик? Как вы себе его представляете? Какими словами можно сказать о нем, ка­кой он? (Добрый, ласковый, тихий, жалостливый, бес­помощный.) Объясните, как вы это поняли.

— Дети, послушайте, как по-разному море встречало каждый раз старика, когда он приходил к рыбке с про­сьбой:

— Вот пришел он к синему морю, Видит — море слегка разыгралось... Вот пошел он к синему морю. (Пошел старик к синему морю... (Не спокойно синее море.) Старичок отправился к морю (Почернело синее море.) Вот идет он к синему морю. Видит, на море черная буря: Так и вздулись сердитые волны, Так и ходят, так воем и воют.

— Что вы заметили? Как каждый раз встречало море старика?

Как вы думаете, для чего поэт такими разными сло­вами говорит об одном и том же?

Послушайте, как эту сказку расскажет артист. Дети слушают фрагменты грамзаписи сказки в испол­нении мастера художественного слова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...