Речевой досуг для детей средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Сангатулина Ольга Владимировна

Речевой досуг для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_dosug_dlya_detey_sredney_gruppy.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой досуг для детей средней группы.

Тема: «Сочиняем сказку».

Цель: Развитие в занимательной досуговой форме речевой деятельности детей.

Основные задачи:

-Активизация и обогащение словарного запаса детей по темам: «Лес», «Человек».

-Совершенствование навыка правильного употребления имен существительных множественного числа в форме именительного и родительного падежей.

-Развитие общей и мелкой моторики.

-Воспитание умения взаимодействовать друг с другом.

Предварительный этап:

-Проведение коррекционной работы по лексическим темам за первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь).

-Осуществление воспитательно-образовательного процесса  согласно лексическому планированию.

-Закрепление знаний, умений и навыков детей в самостоятельной творческой деятельности.

Оборудование:

Декорация леса, куклы: Маша (трансформер), Совушка, Лягушка-говорушка, Чудо-Гриб, Старичок-Лесовичок. Фонограмма звуков леса, ручья. Схемы для просодических упражнений. Корзина с массажными мячами по количеству детей, массажная дорожка для ног, голубая лента для ручейка, бумажные платочки, яблоки по количеству детей.

Методические приемы:

Имитационная игра, сюрпризные моменты, беседа, отгадывание загадки. Слушание аудиозаписи звуков леса, ручья. Рассматривание предметных картинок, графических схем. Дыхательные, голосовые, мимические, кинезиологические, артикуляционные упражнения. Театрально - игровая деятельность.

План проведения досуга. 

• Организационный момент: создание положительного эмоционального настроя детей.

 •  Миогимнастика: закрепление умения передавать в мимике эмоциональное состояние человека.

Воспитатель. Мы собрались вместе, чтобы поиграть и повеселиться. Нас ждет много интересных встреч  и разных сюрпризов. Посмотрите, как много гостей сегодня в зале! Мы умеем удивляться! Давайте покажем гостям, как мы умеем это делать (дети удивленно поднимают брови). На улице пасмурная погода и нам стало грустно. Нахмурим брови. Но вот выглянуло солнышко и нам стало радостно. Покажем, как нам стало радостно. Дети улыбаются. А теперь повторим еще раз.

Мы умеем  удивляться!

Мы умеем хмуриться!

Мы умеем  улыбаться!

  • Упражнение «Угадай сказку» (с мячом) - развитие вербальной памяти, фразовой речи.

Воспитатель. Ребята, а вы любите сказки? А можете угадать сказку по нескольким словам? Давайте попробуем. Я буду начинать, а вы. Заканчивать. Только отвечать будет тот, у кого в руках окажется мяч.

Воспитатель. Тянут-потянут…

Ребенок. Вытянуть не могут. Это сказка « Репка».

Воспитатель. Дед бил, бил-не разбил….

Ребенок: Баба била, била-не разбила. Это сказка «Курочка Ряба».

Воспитатель. Кто-кто в теремочке живет……

Ребенок. Кто-кто в невысоком живет? Это сказка «Теремок».

Воспитатель. Я от дедушки ушел……

Ребенок. Я от бабушки ушел. Это сказка «Колобок».

Воспитатель. Высоко сижу……

Ребенок. Далеко гляжу. Это сказка «Маша и медведь».

Ребята, а давайте изготовим свою куклу Машу  и придумаем сказку про нее? Согласны?

  • Изготовление куклы Маши (из деталей) - развитие функциональных возможностей пальцев рук

Дети делятся на 2 команды: считаются на листочки и грибочки. Команда листочков. Заплетает Маше косы и украшает платок, а команда грибочков украшает сарафан. Воспитатель помогает детям и готовую куклу-трансформер располагают на фланелеграфе.

  • Упражнение «Скажи, какая» - расширение словаря по теме: «Человек».

Воспитатель. Вот Маша! Давайте расскажем, какая она. Дети заканчивают фразу воспитателя.

У Маши…(красивый платок на голове и нарядный сарафан). У нее…(большие глаза, яркие губы, курносый нос, длинные волосы). Она какая…(красивая, нарядная, хорошая, веселая , добрая, милая).

Воспитатель. Здравствуй, Маша!

  • Включается звукозапись с голосом Маши.

Маша.

 Здравствуйте, мои друзья

Вас так рада видеть я!

Вы хотите в сказку?

Я вам помогу.

С закрытыми глазами волшебные слова скажу:

« 1, 2, 3- в сказку попади!».

  • Упражнение в « В лесу» - закрепление навыка правильного употребления имен существительных множественного числа в форме именительного и родительного падежей, использование номинативного словаря по теме « Лес».

Воспитатель. Жили-были…(мальчики и девочки). И была у них…( кукла Маша). Однажды решили они все вместе погулять. Шли они, шли и попали в…( в лес).

Дети заканчивают фразу педагога.

 Воспитатель. Кто живет в лесу?

  • Включается проектор и появляется изображение леса  со звуками, которые можно услышать в лесу.

Дети. В лесу живут волки, лисы, кабаны, зайцы, лоси…

Воспитатель. Чего в лесу много?

Дети. В лесу много деревьев, кустов, шишек, желудей, пней…

Воспитатель. А еще в лесу много чистого воздуха.

  • Дыхательная гимнастика - развитие речевого дыхания (увеличение длины ротового выдоха).

Воспитатель. Давайте все вместе скажем об этом. Не забывайте делать вдох носом, надувать живот «шариком», а выдыхать через рот медленно и плавно. « Ах, какой воздух!», «Ох, как красиво!», «Ух, как интересно!».

Дети. Ах!, Ох!, Ух! Дети за педагогом выполняют упражнение.

Воспитатель. Смотрит Маша, на поляне вырос большой гриб. Ай да чудо – гриб! Что лежит за ним? Давайте посмотрим. Педагог демонстрирует детям 3 схемы.

Давайте вспомним стишок.

Крикнем громко-громко,

Пусть боятся волки!

Будем тише говорить,

Чтоб медведя не будить.

Скажем на ушко секрет для подружки.

Воспитатель. А  где же Маша? Позовем ее: « Маша, ау!».

Дети по одному, ориентируясь на схемы, зовут Машу громко, тише и шепотом.

Воспитатель. Отвечает ребятам Маша.

Включается аудиозапись с голосом и Маша отвечает: А у! Я здесь! Угадайте, кого я повстречала?

Зеленая квакушка,

Зовут ее….

 Лягушка!

Лягушка.

Ква-ква! Здравствуйте, дети!

Я, лягушка-говорушка,

Посмотрите на меня.

Поиграйте с язычками,

Делайте все так, как я!

  • Артикуляционная гимнастика-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Воспитатель. Давайте попробуем. Возьмите платочки и присядьте.

Педагог демонстрирует упражнения с помощью языка лягушки. Дети повторяют.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Язычок у нас силач-

В зубы упирается,

Сильно напрягается,

Горкой выгибается.

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Мы в котенка поиграем.

Молока мы полакаем.

Красить потолок пора

Пригласили маляра.

Язык широкий положи,

Его в ковшик преврати,

Ковшик на губе держи,

Осторожно в рот неси.

Лягушка.

Молодцы!

Будем с мячиком играть,

Свои руки развивать.

Прыгайте, ребята,

Словно лягушата!

  • Упражнение «Облачко» - развитие общей моторики. Закрепление пространственного значения предлогов на, над, за, перед. Развивать слуховое внимание.

Воспитатель. Включить аудиозапись с музыкой.

Возьмите  в руки мячи. Вдруг поднялся ветер и погнал по небу облака. Давайте представим, как двигаются облака: быстро или медленно, плавно или резко, легко или тяжело? Двигайтесь под музыку, как облака: медленно, плавно, легко.

Держите мячи над головой. Мяч на голове. Мяч за головой. Мяч перед грудью. Мяч на груди.

Долго, коротко ли гуляли ребята по лесу, видят: солнышко садится, вечер наступил. Пора и домой возвращаться. Надо найти дорогу назад. Вдруг слышат дети голос Совы. Стали ребята ее звать.

Дети.

Совушка-сова,

Большая голова.

На суку сидит, на всех глядит.

Воспитатель. А сова не прилетает. Тогда Маша и говорит.

Включить аудиозапись с голосом Маши.

Маша. Покажем Совушку-сову?

  • Кинезиологическая  гимнастика - уменьшение лево-правополушарной асимметрии головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия.

Правую руку кладем на левое плечо, медленно поворачиваем голову вначале влево, затем вправо, меняем руки. Повторяем движение головы.

Дети вместе с педагогом выполняют упражнение 2-3 раза.

Появляется кукла «Сова».

Сова. Гу-ку! Здравствуйте ребята! Зачем вы меня звали?

Воспитатель. Солнышко нам не светит. Помоги нам найти дорогу назад.

Сова. Идите вон по той тропинке и увидите ручеек. Перейдет лишь тот, кто все цвета назовет.

  • Упражнение «Ручеек» - развитие общей моторики, закрепление представлений об основных цветах.

Дети передвигаются по массажной дорожке - «ручейку», называя цвета « камушков» под ногами.

Перебрались дети через ручеек и увидели домик. Постучали в дверь, и выглянул оттуда «Старичок-лесовичок».

Старичок-лесовичок. Здравствуйте, ребята. Я Старичок-лесовичок. Что вы делаете в моем лесу?

Дети. Мы гуляли и сочиняли сказку.

Старичок-лесовичок.

Сказки я люблю,

Сам их сочиняю

И в сундук волшебный

Все их собираю!

А как называется ваша сказка?

Педагог. «Веселая прогулка с куклой Машей по лесу».

Старичок-лесовичок. Подарите мне вашу сказку?

Воспитатель. Подарим, ребята? Согласны?

Дети дуют на ладошки и дарят сказку.

Старичок-лесовичок.

Вот спасибо!

Чудо - сказку вы, ребята, сочинили!

Поделились со мной,

Стал я будто молодой.

А за это, вас, друзья

Угощу гостинцем я!

Яблочки возьмите,

С ними путь домой держите!

Дети благодарят Лесовичка за угощение и прощаются с ним.

Педагог. Закройте глазки. Раз, два, три, яблочко домой нас приведи! Вот наш детский сад. Какая радость! Давайте попляшем, да ручками помашем!

Звучит народная пляска и дети танцуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой досуг для детей среднего возраста "Маша - растеряша"

Цель: развитие в занимательной досуговой форме речевой деятельности детей.Организационный момент.Упражнение "Зашагали ножки""Встреча с Машей"Игра "Поможем Маше разложить одежду в шкаф"Игра "Маша тапоч...

художественно-речевой досуг для детей подготовительной группы

«В гостях у художника Тюбика»художественно-речевой досугдля детей подготовительной группы...

Интегрированный речевой досуг для детей старшей группы «Веселое путешествие»

Интегрированный речевой досуг для детей с ОНР старшего возраста проводится в начале учебного года....

Конспект речевого досуга для детей подготовительной группы «Капельки» «Путешествие в заколдованный лес»

Конспект речевого досуга для детей подготовительной группы «Капельки» «Путешествие в заколдованный лес»...

Конспект познавательно-речевого досуга для детей старшей группы компенсирующей направленности "Нас ждет осенний лес"

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Проводится в игровой досуговой форме путешествия в лес. На протяжении занятия дети выполняют различные задания на закрепление знаний по т...