Формирование нравственных качеств посредством русских народных сказок
учебно-методический материал по развитию речи на тему
Образовательный проект по теме самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt.docx | 67.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Тип проекта: групповой, долгосрочный
Актуальность
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.
Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».
Данная проблема позволила определить тему исследования – «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Цель – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.
Ведущая педагогическая идея опыта: формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок, определение эффективности использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.
Методы исследования
- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;
- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;
- количественный и качественный анализ полученных результатов;
- педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).
- анкетирование и беседа с родителями.
Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования – русская народная сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза – предполагается, что использование русских народных сказок оказывает позитивное влияние на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут разработаны диагностические методики и тесты, составлены методические рекомендации в помощь воспитателям.
Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников;
- выявление особенностей нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;
- разработка диагностических методов и игровых тестов, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;
- определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.
Новизна опыта.
Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на нравственное развитие детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и
справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.
В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.
В решении задач нравственного воспитания нам помогают сказки.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок, поэтому начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам): А. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.
В подготовительной группе продолжаем пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др.), традиционность приемов построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка), переходим к сочинению сказок.
Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Поэтому мы сначала изучаем приемы сочинения сказок: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.
Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:
-знакомство с содержанием сказки;
- вовлечение детей в деятельность;
- инсценировка сказки
Методы ознакомления со сказкой:
- чтение воспитателя;
- рассказывание;
- дидактические игры;
- литературные викторины
Приемы формирования восприятия сказки:
-выразительность чтения;
- повторность чтения;
-выборочность чтения;
- драматизация сказки;
-просмотр иллюстраций
Этапы работы со сказкой
- Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
- Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
- Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
- Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов:
- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
- готовность проявлять совместное сострадание и радость;
- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;
Критерии эффективности:
- уровень освоения образовательной программы;
- удовлетворение родителей качеством образования;
- информационно-методическая обеспеченность.
План реализации образовательного проекта
Длительность работы над опытом 2 года, осуществляется в четыре этапа.
1этап – подготовительный (сентябрь-ноябрь 2013г).
Цель: создание условий для проведения эксперимента.
Тематика мероприятий (цель) | Форма проведения | Дата (месяц) |
Ознакомление с нравственными качествами дошкольников. | Наблюдение | Сентябрь |
Изучение передового опыта педагогов и психологов по нравственному воспитанию дошкольников через русские народные сказки. | Информации с интернета | Октябрь |
Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме. | Изучение и подбор литературы | Октябрь |
Разработка методических материалов по формированию нравственных качеств у дошкольников. | Составление конспектов НОД; оформление папок-передвижок; подготовка материалов для консультации, беседы с родителями и педагогами | Ноябрь |
2этап – практический (декабрь 2013г. – ноябрь 2014г.)
1 блок - работа с детьми
Цель: воспитание нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, вежливости, гуманности, милосердия, любовь и уважение к близким, к взрослым и к своим сверстникам через сказотерапии,
беседы, инсценировки, выставки рисунков, прослушивание видеозаписи,
просмотра мультфильмов.
Тематика мероприятий (цель) | Форма проведения | Дата (месяц) |
«Неделя добра» (цель: воспитание в детях нравственных чувств). | Составление списка добрых дел «Мои добрые дела» | Декабрь 2013 |
«Мир не без добрых людей» (цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым). | Чтение и обсуждение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Январь 2014 |
«Доброта важнее всего» (цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость) | НОД с фрагментами сказкотерапии, чтение сказки «Царевна-лягушка» | Февраль 2014 |
«Волшебство добрых слов» (цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость, доброжелатель-ность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела). | Беседа, инсценировка | Март 2014 |
«Сказочный денёк» (цель: формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям). | НОД с участием сказочного персонажа | Апрель 2014 |
«Вежливые слова», «Добрые поступки», «Желание помочь другим», «Азбука доброты». | Папки-передвижки | Апрель 2014 |
«Мои поступки» (цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки). | Просмотр мультфильма «Что хорошо и что плохо?» | Май 2014 |
«Дарите людям доброту» (цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло»). | НОД с участием сказочного персонажа | Сентябрь 2014 |
«Добрый гном» (цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок). | Выставка детских рисунков | Октябрь 2014 |
«Добрая сказка» (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников). | Чтение и обсуждение сказки.
| Ноябрь 2014 |
2 блок - работа с родителями
«Как воспитывать ребенка добрым?» | Консультация | Январь |
«Воспитывать доброту! (цель: показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побудить к этому). | Выступление на родительском собрании | Декабрь |
«Роль книги в нравственном воспитании детей» | Консультация | Март |
«Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!» Поговорим о нравственности | Групповое родительское собрание. Утренник, посвящённый мамам Анкетирование для родителей | Март Февраль |
3 блок - работа с педагогами
Распространение передового педагогического опыта работы | Презентация | Апрель 2014 |
Выступление на педагогическом совете | Доклад | Октябрь 2014 |
3 этап – коррекционный (декабрь 2014- апрель 2015)
Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.
4 этап – завершающий (май 2015г.)
Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
Тематика мероприятий (цель) | Форма проведения | Дата (месяц) |
Динамика формирования нравственных качеств у дошкольников до и после проведения мероприятий с использованием сказок. | Мониторинг качества формирования нравственных качеств у дошкольников | май 2015г. |
Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников: доброты, отзывчивости, заботы, гуманности, милосердия, вежливости, любви и уважения к близким, к взрослым и к своим сверстникам. | Выступление на педсовете о проделанной работе | Май 2015г. |
Длительность работы над проектом осуществляется в четыре этапа:
1 этап – аналитико-прогностический (подготовительный):
1. Изучение теоретической части развития вопроса.
2. Выявление уровня нравственных качеств у детей.
4. Разработка диагностического инструментария к материалу.
5. Разработка перспективного плана работы.
6. Проведение диагностики развития детей.
7. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
2 этап - практический
1. Работа с детьми по формированию нравственных качеств посредством русских народных сказок ( составление плана работы с детьми, плана работы с родителями)
2. Формирование у детей нравственных качеств, таких как: доброта, отзывчивость, уважение к взрослым, милосердие
3 этап – коррекционный:
Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.
4 этап – завершающий:
1. Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
2. Эффективность проведенных мероприятий по формированию нравственных качеств у дошкольников
3. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп
Участники проекта: дети дошкольного возраста 5 - 7 лет.
Ожидаемый результат – заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Промежуточные результаты - при отслеживании результатов был проведен опрос среди родителей дошкольников, наблюдения которые позволили выявить следующие результаты:
- у дошкольников развивается умение вежливо общаться друг с другом и окружающими их людьми;
- расширяется круг общения детей со взрослыми;
- формируются коммуникативные умения и навыки воспитанников;
- поддерживаются и развиваются проявления гуманности в поведении детей.
Дети начинают понимать, что каждый человек несет ответственность за свои поступки.
О результативности поделанной работы по формированию нравственных качеств старших дошкольников посредством русских народных сказок свидетельствуют следующие показатели:
Общие результаты мониторинга развития нравственных качеств на начальном этапе проекта
Вводный мониторинг (ноябрь, 2013г.)
В начале года:
-высокий уровень – 11 %
-средний уровень – 40 %
-низкий уровень- 49%
Промежуточный мониторинг (май, 2014г.)
-высокий уровень – 17 %
-средний уровень – 45 %
-низкий уровень- 38%
Промежуточный мониторинг (декабрь, 2014)
-высокий уровень – 18 %
-средний уровень – 47 %
-низкий уровень- 35%
Таким образом, по результатам вводного мониторинга дошкольников старшей группы: у 49% респондентов выявлен низкий уровень представлений о нравственных качествах, у 40% респондентов выявлен средний уровень представлений о нравственных качествах и у 11% респондентов выявлен высокий уровень представлений о нравственных качествах. Мной было выделено, что в основном на уровень представлений детей о нравственных качествах повлияли различные отношения к моральным качествам личности, но респонденты имеют представления лишь о доброте и дружбе.
Следует отметить, что после проделанной работы с детьми существенно изменились показатели уровня сформированности нравственных качеств дошкольников: у 35% респондентов выявлен низкий уровень представлений о нравственных качествах, у 47% респондентов выявлен средний уровень представлений о нравственных качествах и уже у 18% респондентов выявлен высокий уровень представлений о нравственных качествах.
Выводы: на основе этих результатов я могу сделать вывод о том, что мой творческий подход и мастерство позволяют реализовать поставленные программные цели и задачи, достичь более высокого результата к концу учебного года.
Заключение
Ценность русских народных сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.
Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
В старшем дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для влияния сказок на нравственное развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.
В результате проведенных исследований мной были зафиксированы изменения в уровнях при организации работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием русских народных сказок. В экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями. Количество детей с низким уровнем значительно уменьшился.
Таким образом, в результате проведенных исследований мной были зафиксированы изменения в развитии сформированности нравственных качеств дошкольников.
Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что разработанный перспективный план, формы и методы, применяемые в процессе нравственного развития дошкольников, очень эффективны в формировании нравственных качеств с организацией и применением сказок у старших дошкольников, что полностью подтверждает гипотезу.
Я полагаю, что нравственное воспитание дошкольников будет более эффективно при использовании русских народных сказок как педагогического средства если: работа по нравственному воспитанию осуществляется целенаправленно в соответствии с намеченным планом; в работе будут учитываться разные виды деятельности по сказкам; будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей.
Список литературы
1. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск : Русь, 2009. – 48 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2006. – 320 с.
3. Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика, – 2009. – № 4. – С. 181-183.
4. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирования ценностей / Н. А. Асташова. – Воронеж : Сфера, – 2010. – 58 с.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. : Питер, 2008. – 750 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000. – 112 с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. М.: Академия, 2002. – 416 с.
- Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. - с.185
- .Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Отв. ред.А.К. Уледов. - М.: Владос, 2004. - 142 с.
10. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга с детьми / И. В. Вачков. – М. : Филин, 2004. – 412 с.
11. Гаврилов, В. А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке / В. А. Гаврилов. – Кишинев :Тимпул, 2007. – 169 с.
12. Гурова, Р. Г. Нравственные проблемы воспитания / Р. Г. Гурова. – М. : Педагогика, 2011. – 247 с.
13. Клингаль, С. В. Воспитание нравственной личности /
С. В. Клингаль // Народное образование. – 2001. – № 2. – С. 158-159.
14. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н. Д. Никаноров // Педагогика. – 2008. – № 3 – С. 3-10.
15. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С.14-16.
16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М.: Детство-Пресс, 2006. - 243с.
17. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф. Мулько - М.: Изд-во Москва ,2004.
18. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова- М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
19. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.
- Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.
- Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л.М.Архангельский. -М.: Знание, 2008. 64с.
- Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план для подготовительной группы: "Формирование нравственных качеств посредством русских народных сказок"
Формирование нравственых качеств у детей подготовитеьной к школе группы...
План самообразования воспитателя на 2015-2017 г."Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть форми...
Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок...
самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"
план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...
Самообразование воспитателя по теме «Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста»
laquo;Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазии - это ключик, с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они заб...
Самообразование « Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок у детей дошкольного возраста».
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...
Воспитание нравственных качеств посредством русских народных сказок
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...