Приобщение детей к фольклору
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Ранний дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка.Дети осваивают родной язык,подражая речи взрослых.Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых,редко слышит рассказы,сказки и потешки из уст своих родителей.А именно художественное слово играет существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста.Поэтому в своей работе я особое внимание уделяю приобщению детей к фольклору.
Замечая интерес малышей к потешкам,попевкам,прибауткам я решила,что они помогут мне "разговорить " детей.
Особую значимость фольклор приобретает во время адаптации ребёнка.В это время потешка помогает установить контакт с ребёнком,вызвать у него положительные эмоции.Во время расставания с родителями можно переключить внимание ребёнка на игрушку (кошку,собачку,петушка),сопровождая её движениями,чтением потешки.
Фольклор используем во время одевания,кормления,умывания,причёсывания.Во время всех этих действий мы стараемся не говорить обыкновеннчых,порой ничего не значащих слов,а напеваем добрую потешку,или весёлую прибаутку,считалку.
Главное в работе с детьми раннего возраста,чтобы фольклорный материал был доступным,понятным и интересным.
Детский фольклор я использую в разных видах деятельности.Но основное его назначение я вижу в стимуляции речи малышей.Фольклорные произведения помогают мне в работе по развитию подвижности артикуляционного аппарата.Во время прочтения тех или иных потешек,прибауток я прошу детей поцокать язычком,как лошадка,на которой ехал дедушка Егор;вытянув губы в трубочку мы воем как злой волк в лесу;дети показывают как Котя - коток лакаем молоко; предлагаю детям погримасничать как девочка - ревушка.
Потешки,песенки,прибаутки - это своеобразная игра со звуками,словами,посредством которой ребёнок познаёт тонкости родного языка.
-Потешка:"Ладушки, ладушки...",прибаутка "Тили бом..."активизируют звуки "Т - Д",
-На произнесение звуков :К - Г - Х использую приговорку " Гуси,гуси...",пестушку " Катя,Катя,маленька..."
Знакомя малышей с приговорками " Кисонька - мурысенька" , "Курочка - рябушечка",я привлекаю их к подражанию крику птиц,животных.
Ритмичный текст потешек побуждают детей к движению. Вслушиваясь в слова потешек,их ритм,малыш играет в ладушки,притоптывает,приплясывает,двигается в такт тексту.
Звуковая культура речи детей раннего возраста - это не только правильное звукопроизношение,но и умение регулировать темп,громкость голоса.Здесь опять можно обратиться к такому виду фольклора,как закличка.Само слово "закличка" побуждает детей говорить громко - закликать.
Солнышко,появись!
Красное,нарядись!
Разве можно сказать такой текст тихо!
Противоположным свойством обладают пестушки и колыбельные песни.Их хочется проговаривать напевно,ласково.
Баю,баюшки,баю...
Фольклорный текст обогащает словарь детей,привлекает своим словосочетанием,фразами: "гуленьки - гули", "котенька - коток", "потягушеньки" и др.
Ещё одним интересным жанром фольклора в развитии речи детей раннего возраста,являются загадки.Разгадывание загадок позволяет чётко выделять наиболее выразительные,характерные признаки явления или предмета.
Для того,чтобы сделать фольклор неотъемлимой частью общения детей,необходимо создать соответствующую развивающую среду.
- В интерьер группы я включила элементы русского народного фольклора:пособия в игровых уголках,мягкие ирушки из ткани,уголок ряженья,различные виды театров,альбмы с потешками,книжки по возрасту и т.д.,ведь русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.
Работая над этой темой я узнала о разновидностях фольклора.
-Пестушки - песенки,которыми сопровождается уход за ребёнком.
-Потешки - забавы взрослого с ребёнком,в которых используются различные части тела.
-Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу,ветру,дождю,деревьям).
-Приговорки - обращения к насекомым,птицам,животным.
-Прибаутки - забавные тексты,которые своей необычностью веселят детей.
-Считалки - коротенькие стишки,служащие для справедливого распределения ролей в играх.
-Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
-Дразнилки - весёлые,шутливые,кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребёнка,в особенностях его поведения.
Не забывайте русский народный фольклор,ведь на него не влияет время,он по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по приобщению детей к фольклору
Разработка конспекта НОД на конкурс профессионального мастерства "Путешествие в страну сказок"...
Приобщение детей младшего возраста к устному фольклору как средство нравственно -патриотического воспитания детей.
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёно...
Приобщение детей к фольклору
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русскому фольклору через подготовку и проведение календарно-обрядовых праздников....
Мастер-класс "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"
Мастер-класс "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры" (текст и презентация к нему)...
Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (Музыкально-ритмическая деятельность) для детей старшего возраста "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"
Цель занятия: посредством народной игры вызвать интерес ребенка к русскому народному фольклору, приобщать к русским народным традициям....
"Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"
Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному фольк...
Приобщению детей к фольклору и традициям семейских, через УМК.
laquo;Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то,...