Приобщение детей к фольклору
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русскому фольклору через подготовку и проведение календарно-обрядовых праздников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_k_folkloru.doc | 840.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к фольклору
Сроки реализации: 1 год
Возраст детей: 6-7 лет
Формы работы: индивидуальные
Фронтальные: работа с подгруппой детей
Актуальность темы
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забыть о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть...
Мне кажется, что наряду со знанием компьютера, калькулятора, ребёнку совсем не помешает иметь представление о счёте на камешках, узелках, о русских народных играх, песнях. Народные праздники -удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этнические нормы. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы - внимание, память, воображение.
Знакомя детей с народными праздниками, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народных праздниках есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.
ЦЕЛЬ:
приобщение детей старшего дошкольного возраста
к русскому фольклору через подготовку и проведение календарно-обрядовых праздников.
Задачи
- Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные праздники.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных праздников, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
- Использовать в работе все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Подготовительный этап
1. Создание предметно — развивающей среды: Оформление уголков старины, русского быта и игрушки.
2. Составление перспективного плана.
3. Взаимодействие детского сада с родителями.
Гипотеза
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, с русскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за её пределами.
Ожидаемые результаты:
1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2. Умению играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знать название праздника, петь песни, исполнять частушки, читать стихи).
5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
6. Использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
7. Бережно относится к предметам быта, .
Анализ достижения поставленной цели
- В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству;
- Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры : календарно-обрядовые праздники
- Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр;
- В уголках для родителей помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам;
-
- Знакомим детей с народными играми, народным календарём, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа:
- Воспитываем желание детей изучать фольклор, играть в русские народные игры;
- Развиваем координацию движений, мышечный тонус, артистические умения;
- Развиваем творческие способности;
- Воспитываем любовь к Отечеству, уважение к предкам;.
Необходимые условия реализации программы
-Владение педагога особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах.
-Организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности.
-Активное сотворчество взрослого и детей, их общие переживания, чувства сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение взрослого включиться в игровое взаимодействие с детьми, способность дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрять их воображение и фантазию.
Развивающая среда в реализации
программы «Русская изба»
Реальные предметы народного быта и интерьера.
«Полочка красоты» с предметами декоративно – прикладного творчества и народными игрушками.
«Музыкальный уголок» оснащенный музыкальными инструментами.
Люлька с куклой –младенцем Ванечкой. Игровые персонажи из фольклорных произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по приобщению детей к фольклору
Разработка конспекта НОД на конкурс профессионального мастерства "Путешествие в страну сказок"...
Приобщение детей к фольклору
Ранний дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка.Дети осваивают родной язык,подражая речи взрослых.Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взро...
Приобщение детей младшего возраста к устному фольклору как средство нравственно -патриотического воспитания детей.
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёно...
Мастер-класс "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"
Мастер-класс "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры" (текст и презентация к нему)...
Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (Музыкально-ритмическая деятельность) для детей старшего возраста "Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"
Цель занятия: посредством народной игры вызвать интерес ребенка к русскому народному фольклору, приобщать к русским народным традициям....
"Приобщение детей к фольклору посредством народной игры"
Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.Обогащать опыт эмоциональных переживаний, чувств, настроений детей в процессе приобщения к музыкальному фольк...
Приобщению детей к фольклору и традициям семейских, через УМК.
laquo;Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то,...