Знакомство с малыми жанрами фольклора
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Методы и примеры работы.
Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через:
- специально-организованное обучение – на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физкультуре
- совместную деятельность с детьми – режимные моменты, наблюдения, игру, индивидуальную работу
Для того чтобы выполнить поставленные цель и задачи я для себя выстроила систему работы с детьми. В процессе приобщения ребёнка к ценностям народной культуры нельзя обособленно рассматривать приёмы и методы педагогического воздействия, следует говорить о едином системе целей, содержания, форм и методов деятельности, направленной на освоение традиционных культурных ценностей ребёнком с самого раннего детства.
Специально – организованное обучение я осуществляю главным образом на занятиях, таких как: развитие речи, знакомство с окружающим миром, рисование, лепка, конструирование, музыка, физкультура.
Младшие дошкольники особенно внимательны к звукам человеческой речи. Поэтому на занятиях по развитию необходимо развивать слух. В восприятии моей речи дети проходят несколько этапов: в начале они реагируют на интонацию, затем значимость приобретает для них ритм, и только потом начинают понимать значение слов. Одновременно со слухом развивается речь. Например, на занятии по развитию речи на тему «Чтение русской народной сказки «Курочка ряба» для того, чтобы смотивировать воспитанников на знакомство с новой сказкой я начала занятие со знакомой потешки «Курочка – рябушечка»
- Курочка – рябушечка,
Куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка – рябушечка,
Зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка – рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка – рябушечка,
Как цыплятки просят пить?
- Пи – пи – пи – пи – пи – пи»
После прочтения потешки я спросила у детей, о ком эта потешка? Куда ходила курочка? А как зовут её деток? Как пищат цыплята? Вызвав у малышей интерес к курочке, спросила, хотят ли они познакомиться с новой курочкой – курочкой Рябой? Получив их согласие, прочитала им новую сказку. Для наиболее полного восприятия дошкольниками сказки использовала настольный театр. После прочтения сказки я дала немного времени, а потом поинтересовалась, понравилось ли детям. Затем вопросы по содержанию. Позднее предложила вторично послушать сказку. Закончила занятие чешской песенкой:
«Курочка моя,
Умница моя,
Вот пшено, водичка,
Дай, ты мне яичко,
Умница моя!»
Я считаю, что использование потешки и песенки помогло детям усвоить содержание занятия, создало эмоциональный настрой. Содержание, которым должны овладеть, малыши лучше воспринимаются, когда они взаимодействуют, имеют непосредственное зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Так, например, при проведении занятия по развитию речи на тему «Заучивание потешки «Водичка – водичка» я учила детей согласовывать свои действия с текстом. Потешка помогла мне формировать культурно – гигиенические навыки у моих воспитанников.
Проведения занятия по ознакомлению окружающим миром на тему «Купание куклы Кати» я использовала потешку:
«Кукла в ванночке не плачет,
Посидит хоть целый час.
- Любит кукла! Это значит
- Кукла умница у нас!»
Потешка формирует у ребят знания о необходимости проведения водных процедур для их здоровья. Использование малых форм фольклора имеет огромное значение при проведении занятий продуктивными видами деятельности. Например, при проведении занятия по лепке на тему «Зёрнышки», рассказав детям о птичках, которым зимой очень холодно и голодно, спела песенку «Птичка»:
«Маленькая птичка
Прилетела к нам
Маленькая птичка,
Зёрнышки я дам.
Маленькая птичка
Зёрнышки клюёт.
Маленькая птичка
Песенки поёт».
Вызвав у малышей чувство сострадания, предложила помочь птичке – вылепить из пластилина зёрнышки.
На занятии по лепке на тему «Улитка», я использовала приговорку:
«Улитка, улитка,
Выпусти рога.
Дам пирога.
Масляного, примасляного»,
которая позволила мне вызвать интерес у детей.
На занятии по рисованию на тему «Дождик» использовала фланелеграф, выкладывая тучку читала:
«Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!»
И под ритм потешки воспитанники кончиком кисти рисовали капельки дождя. В конце занятия прочитала потешку:
«Радуга – дуга,
У носи дождя!
Золотым мостом,
Серебряным концом!»
Большой восторг на занятии по рисованию «Лесенки» на ребят произвела потешка:
«Я полоску проведу,
А потом другую.
Ровно кисточку веду,
Лесенку рисую!
Раз! Ступенька!
Два! Ступенька!
Отдохну-ка, я маленько!
А потом опять
Буду рисовать!»
Вызвать интерес к творчеству у детей мне помогла потешка:
«Строим, строим,
Строим дом.
По кирпичику кладём,
С каждым днём всё выше дом.
Вот такой уж вырос он»,
которую я использовала на занятии конструирование по теме «Домик для друзей».
Для того чтобы у дошкольников появилось чувство гордости за свой труд, умение, я рассказала потешку:
«Это чей, это чей,
Домик, чей из кирпичей?
Это дети строят дом.
Чтобы куклы жили в нём!»
Огромную роль малые жанры фольклора играют в физическом воспитании детей, которые я с удовольствием использую в своей практике, так, например, на занятии физкультуры я приглашаю словами песенки:
«Зашагали ножки, топ – топ – топ,
Прямо по дорожке, топ – топ – топ,
Ну-ка, веселее, топ – топ - топ,
Вот как мы умеем, топ - топ – топ,
Топают сапожки, топ – топ – топ,
Это наши ножки, топ – топ – топ!»
С помощью таких потешек малыши настраиваются на занятие.
Главное, я считаю, что должен учесть воспитатель при ознакомлении воспитанников с различными фольклорными жанрами, необходимость привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить, как яркое общение с ребёнком, на глазах которого разыгрывается красочное действо: звери разговаривают человеческими голосами, поют, играют. Настроение затейливости, шаловливого веселья, а иногда некоторого баловства – и есть преимущество таких занятий.
Если задачи по ознакомлению ребят с малыми формами фольклора решать только на занятиях, то невозможно добиться поставленных целей и задач. Поэтому приобщение к песенкам, потешкам я включаю в совместную деятельность с детьми (режимные моменты, игры, наблюдения, труд, индивидуальную работу и двигательную активность) и самостоятельную деятельность дошкольников.
Не секрет, что особое значение потешки, песенки представляют в первые дни жизни малыша в детском учреждении. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению со сверстниками и, потому, находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает установить первоначальный контакт между воспитателем и малышом. Вовремя прозвучавшая из уст воспитателя, потешка способна погасить в нём отрицательные эмоции, отвлечься и успокоится.
Такие потешки, как:
«- Мальчик – пальчик, Где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел»,
а также «Ладушки – ладушки» или «Сорока – сорока» помогают наладить эмоциональный контакт между воспитателем и малышом. Ребёнок отвлекается от своих переживаний, успокаивается. А в его глазах «загорается» огонёк любопытства: «Что же будет дальше?».
Разученные тексты песен я озвучиваю соответствующей интонацией: колыбельную произношу нараспев, ласково, негромко, весёлую потешку – задорно, с юмором, с улыбкой.
Реакция дошкольников на потешки неодинакова. Один ребёнок успокаивается при чтении потешеки «Пальчик – мальчик». Другого можно увлечь потешкой про игрушку:
«Динь – дон, динь – дон,
Где-то слышен перезвон,
Погремушки у ребят
Очень весело звенят»
ИЛИ:
«Я – рыжая лисица,
Я бегать мастерица.
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла,
И в ямку – бух!»
ИЛИ:
«Машина, машина Идёт, гудит.
В машине, в машине Шофёр сидит: БИ – БИ – БИ»
Использование потешки про носовой платок действует успокаивающе на моих воспитанников:
«Лёг в карман и караулит Рёву, плаксу и грязнулю.
Оботрёт потоки слёз,
Не забудет и про нос».
Детям очень нравится, что их любимая потешка читается от имени игрушки такой, как «лошарик». Это вызывает у них восторг:
«К нам пришла собачка, - Умная собачка,
С детками играет.
Очень громко лает:
Гав – гав – гав»
В общении с каждым ребёнком необходим индивидуальный подход. Чтобы создать радостное настроение необходимо учитывать индивидуальные особенности малыша.
При помощи потешек у дошкольников легче выработать привычку соблюдать гигиенические нормы6 мыть руки, расчёсывать волосы, пользоваться носовым платком. Когда ребёнок познаёт азы, потешка вовлекает его в мир нового, интересного, незнакомого. Более эффективный способ приучения основан на положительных эмоциях, возникающих при неоднократном повторении потешек. Приучая детей регулярно мыть руки, я пользуюсь потешками: Аи, лады, не боимся мы воды…», «Будет мыло пениться, грязь куда-то денется…», «Водичка…». Положительные эмоции дети испытывают, слыша слова:
«Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток».
В адаптационный период очень важна правильная организация питания. Создавать положительный эмоциональный фон во время приёма пищи мне помогают игры с приговорками, например:
«На плите сварилась каша,
Где большая ложка наша?»,
ИЛИ:
«Няня чашку молока Оле налила.
«Мяу;- киска говорит, - вот и я пришла»
Киске в миску отольём, веселее пить вдвоём!»
ИЛИ:
«Умница Катенька,
Ешь кашу сладенькую,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую!»
ИЛИ:
«Вот тарелочка пуста,
Улыбается она».
Мои воспитанники стараются, чтобы и у них тарелочка улыбалась. Когда им это удаётся, они радуются.
«Вот как дети держат ложку,
Набирают понемножку.
Платье, скатерть не марай,
Рот салфеткой вытирай».
Эта потешка помогает мне воспитывать у детей навыки пользования салфеткой во время еды
ИЛИ:
«Саша пьёт горячий чай
И сосёт конфетку.
Не облейся невзначай, Пользуйся салфеткой!»
Многие малыши не любят пить тёплое молоко, но я всегда читаю потешку:
«Тот, кто пьёт молоко,
Будет бегать далеко!
Тот, кто пьёт молоко,
Будет прыгать высоко!»,
И она помогает мне: кто-то попробует, а кто-то и выпьет чашку полезного молока.
Не все мои воспитанники охотно ложатся спать. Некоторые испытывают чувство тревоги, тоскуя по маме, по дому. Это не редкость в первые дни пребывания ребёнка в группе.
Но у меня всегда наготове есть потешка, которая поможет, успокоить малыша:
«Баю – баю – бай,
Ты, собачка не лай!
Белобока, не скули,
Мою дочку не буди!»
ИЛИ:
«Спят котята на окошке,
Спит собака на дорожке,
Спят козлята на лугу,
Солнце рыжее в стогу,
Спи, Валюшка, ты устала,
Песню я начну сначала».
А для всех детишек, когда укладываю в кроватки, пою песенку «Спят усталые игрушки».
Как считает А. Н. Мартынова: !...что в колыбельных песнях выражена родительская философия, основой которой была любовь к детям, отношение к ним, как «к благу, счастью, смыслу жизни».(1)
Одевание – сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами. Поэтому для создания непринуждённой обстановки я читаю:
«Наша Маша маленькая,
На ней шубка аленькая,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая»
ИЛИ:
« Что случилось у Маринки?
Перессорились ботинки
Друг от друга отвернулись,
Рассердились и надулись
Поменяли их местами,
Перестали дуться сами!»
ИЛИ:
«Таня варежку надела.
«Ой, куда я пальчик дела?
Пальчик в домик не попал!»
Таня варежку сняла,
Таня пальчик свой нашла».
Организуя наблюдения с детьми, я использую потешки, которые помогают целенаправленно наблюдать за явлениями природы. Так, например, выглянуло солнышко, и я не теряя ни минуты, подзываю детей полюбоваться лучами солнца и приговариваю:
«Солнышко, Солнышко,
Колоколнышко,
Не пеки за реку,
Пеки к нам в окно,
Будет нам тепло!»
Попал на стену солнечный луч, и я сразу рассказываю дошкольникам потешку про солнечного зайчика:
«Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!»
Мои воспитанники, даже те кто молчали в первые дни, сейчас проявляют активность и широко используют в своей речи потешки. Например, если кто-то из детей упал или ударился, утешают друг друга:«У собачки не боли, У кошки не боли, И у Артёма заживи».
Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют музыкальные занятия. Поэтому я с малышами часто пою песни и играю в музыкальные игры в группе. Это очень радует их. Дети с удовольствием повторяют уже знакомые песенки.
При чтении потешек ребята вслушиваются и приобщаются к красоте русского слова. Благодаря простоте и мелодичности дошкольники легко запоминают и повторяют потешки. Подбирая потешки, попевки, приговрки я стараюсь учитывать индивидуальные особенности воспитанников. Я считаю, что иллюстрации помогают мне в приобщении детей к детскому фольклору. Яркие картинки привлекают их внимание. Организация игровой деятельности – это заранее продуманный план воспитателя. И здесь не обойтись без потешек, закличек и песенок. Для проведения прогулки по детскому саду я говорю:
«Гудит автобус у ворот;
Скорее, маленький народ!
Ду – ду!
Я жду давно!
Он собирает всех ребят,
Чтоб отвезти гулять их в сад».
Организуя игру «Прятки», зову детей, напевая слова:
«Я по комнате хожу,
Деток я не нахожу,
Ну, куда же мне идти,
Где ребяток мне найти?»
Для проведения спортивной игры с мячом я читаю:
«Аи да, мячик, аи да, мячик!
Как легко, легко он скачет!
Скок, скок!
Мячик покатился в уголок».
Чтобы организовать полноценные сюжетно – ролевые игры необходимо дошкольников научить играть. Поэтому я всегда играю вместе с ними. Очень важно малышей заинтересовать. Простого объяснения, регулярного показа игры чаще всего недостаточно. Незаменимыми помощниками для меня являются произведения малого фольклора. Так, например, если дети не могут найти себе занятие, я приглашаю их на танцевальную минутку:
«Ну, ребята, выходите,
Вместе с Катей попляшите.
А теперь шагаем вместе
На одном и том же месте.
Раз-два! Не зевай!
Ногу выше поднимай!»
Проводя сюжетно- ролевую игру «Чаепитие», я выступаю в роли хозяйки, которая приглашает ребят пить чай:
«Дверь открою, стану звать,
Деток чаем угощать».
Зазывалочка способствует привлечению детей к игре и формированию культурного поведения за столом.
В формировании навыков самообслуживания, умении ухаживать за игрушками мне помогает потешка:
«Постираем кукле платье,
Чисто, чисто!
А расчёску возьмём
И причёску наведём».
Уборка игрушек – процесс скучный. Но если из уст воспитателя слышны зазывалочки, потешки, способствующие формированию аккуратности, порядка такие, как
«Ну, теперь за дело дружно,
Убирать игрушки нужно,
Убирать и не ломать,
Завтра будем вновь играть».
Тогда уборка игрушек из скучного занятия превращается в привлекательное.
Развитие ручной умелости влияет на уровень развития речи и умственных способностей детей. Ещё В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От них, образно говорят, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Поэтому в практике своей работы я широко использую пальчиковые игры, которые, как правило, сопровождаются текстом. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают активность дошкольников. В короткие рифмованные строчки способствуют четкой, ритмичной яркой речи малыша:
«Жили были зайчики
На лесной опушке,
Жили были зайчики
В беленькой избушке.
Мыли свои ушки,
Мыли свои лапочки,
Наряжались зайчики,
Надевали тапочки».
Подбор
песенок, потешек, закличек,
используемых
при проведении занятий
в младших группах
Содержание работы | цель | Малые жанры фольклора | цель | |
1.РАЗВИТИЕ РЕЧИ | ||||
«водичка-водичка» | Познакомить детей с потешкой. | Потешка «Водичка-водичка» Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазоньки Блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтобы смеялся роток, Чтобы кусался зубок. | Вызвать у детей радость, желание проговаривать слово. | |
Ряба» | Познакомить детей с новой сказкой. | Потешка «Курочка-Рябушечка» Чешская песенка «Курочка моя» | Закрепить знания детей: о курочке, её детях, их внешнем виде, повадках. | |
1.3 Дидактическая игра: «Узнай и назови» | Учить детей называть овощи, их цвет, форму. Формировать способность обобщать. | Песенка «Овощи»: «Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трем, трем, Мы капусту солим, солим, Мы капусту жмем, жмем» | Формировать у детей представление, что можно делать с овощами. | |
1.4 Игра-развлечение «Кто в гостях у Тани » | Учить детей узнавать и называть домашних животных. Формировать способность обобщать. | Песенка: «Ай, люли, ай, люли» Ай, люли, ай, люли, Гости к Танечки пришли: петушок в сапожках, курочка в сережках, селезень в кафтане, утка в сарафане. Котик в новой свитке, кошечка в накидке, с перстеньком на лапке, а собачка в шапке. Все по лавкам сели, сели и запели: Ай, люли, ай, люли, Гости к Танечки пришли: Ай, люли, ай, люли, Гости к Танечки пришли. | ||
1.5 Рассказывание сказки «Волк и семеро козлят» | Познакомить детей с новой сказкой. | Потешка «Коза рогатая» «Идет коза рогатая за малыми ребятами. А кто молоко не пьет, Того забодает, забодает» | Разучить с детьми потешку. | |
1.6 Рассматривание картины «Весна» | Учить детей рассматривать картину | Песенка «Весна, весна» «Весна, весна красная, Пришла весна ясная! Птицы громко поют- долго спать не дают» | Учить слушать текст, проговаривать слова. Прививать любовь к природе. | |
2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ. | ||||
2.1 Проблема с игрушкой: «Кукле Кате неудобно спать» | Учить детей бережному обращению с игрушкой. Познакомить с постельными принадлежностями. | Потешка «Кукла Катя хочет спать» «Кукла Катя хочет спать, уложу ее в кровать, принесу ей одеяло, чтоб быстрее засыпала, баю – баюшки, баю, тихо Катеньке пою» | Воспитывать отзывчивость. | |
2.2 Рассматривание картины «Кукла Катя купается» | Учить целенаправленному рассматриванию картины. | Потешка «Кукла в ванночке не плачет» | Воспитывать культурно гигиенические навыки. | |
3. РИСОВАНИЕ | ||||
3.1 «Зернышки для петушка» | Учить рисовать зернышки. | Песенка «Маленькая птичка» «Наш сын-сынок, Удалой петушок. Он рано встает, Голосисто поет. Мелкие зернышки клюет, Клю-клю-клю!» | Вызвать у детей желание покормить петушка. | |
3.2 «Украшаем платье для куклы Кати» | Закрепить умение рисовать путем примакивания. | Потешка: «Платьице для куколки Разукрасим сами. Синими горошками, Новенькое платьице Мы подарим Маше» | Создать эмоциональный настрой. | |
3.3 «Дорожка в гости» | Учить рисовать горизонтальную линию. | Потешка: «Еду-еду, к бабе, к деду, На лошадке, в красной шапке. По ровной дорожке, На одной ножке» | Вызвать желание рисовать ровные красивые линии. | |
3.4 «Расческа в подарок от петушка» | Закрепить навыки рисования горизонтальных и вертикальных линий. | Песенка: «Петушок» «Петушок, петушок, Подари мне гребешок. Ну, пожалуйста, прошу! Я кудряшки расчешу» | Мотивировать детей на рисование расчески. | |
3.5 «Лесенка» | Учить рисовать горизонтальную прямую линию. | Потешка: «Я полоску проведу…» | Создать эмоциональный настрой. | |
3.6 «Травка для зайчика» | Учить рисовать короткие и длинные вертикальные линии. | Прибаутка: «Сидит, сидит зайка, Сидит белый зайка. Ушки жмет, ушки жмет, Охотнички скачут Вмимолет, вмимолет. Вы, охотнички, скачите, Меня, зайку, не ищите» | Вызвать желание помочь герою. | |
3.7 «Дождь идет» | Закрепить умение рисовать капли путем примакивания. | Закличка: «Дождик, дождик, Кап да кап, Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять, Мы промочим ножки» | Воспитывать любовь к природе. Объяснить, что дождь капает каплями. | |
3.8 «Солнышко» | Учить рисовать солнышко круговыми движениями. | Песенка: « Я рисую желтый круг, И много полосочек вокруг. Это солнышко сияет» | Вызвать эмоциональный отклик у детей. | |
3.9 «Дождик» | Закличка: «Дождик, дождик веселей» Потешка: «Радуга-дуга» | |||
4. ЛЕПКА | ||||
4.1 «Зернышки для птички» | Учить лепить шарики. | Потешка: «Маленькая птичка» | Воспитывать отзывчивость. | |
4.2 «Колобок» | Учить лепить шар. | Потешка: «Колобок! Колобок! Круглый бочок! По дорожке катится, Никуда не спрячется!» | Формировать представление о круглой форме. | |
4.3 «Баранки» | Учить лепить баранки. | Потешка: « Пошел котик во лесок, Принес Тане поясок. Пошел котик по лавочке, Принес Тане бараночки» | Создать эмоциональный настрой. | |
4.4 «Улитка» | Учить лепить улитку. | Закличка «Улитка» | Формировать интерес к жанрам фольклора. | |
4.5 «Миска для кошечки» | Учить лепить миску. | Потешка: «Киска к деткам подошла, Молочко просила, «Мяу»- говорила. Угостили молочком, Кисонька поела Песенку запела: «Мур-мур-мур» | Воспитывать отзывчивость. | |
4.6 «Пирожки» | Учить отщипывать от целого куска пластилина и лепить овальные формы. | Прибаутка: « Две старушки старые Пирожки поставили. Пирожки хорошие Пирожки пригожие: С маслом, с капустой, И еще с картошечкой» | Создать эмоциональный настрой. | |
4.7 « Шишки для мишек» | Учить отщипывать от целого куска пластилина, оттягивать для изображения колючек. | Песенка: «Дети по лесу гуляли, Детки шишки собирали, И в корзиночку их клали. Ай- люли, ай- люли, Детки шишки собирали. Просыпаются мишки, кто собрал наши шишки?» | Воспитывать доброжелательное отношение. | |
4.8 «Ежик» | Учить лепить ежика. | Песенка: «Серый ежик весь в иголках Словно он не зверь а елка, Хоть колюч молчун лесной- Ежик добрый, а не злой» | Создать эмоциональный настрой. | |
5. КОНСТРУИРОВАНИЕ. | ||||
5.1 «Дорожка» | Учить строить дорожку. | Песенка: «Гудит автобус у ворот, Скорее, маленький народ! Ду-ду! Я жду давно! Он собирает всех ребят, Чтоб отвезти гулять их в сад» | Побудить детей построить дорожку для автобуса. | |
5.2 «Домик для животных» | Учить строить домик из кирпичиков и призмы. Учить называть постройки. | Потешка: «Чей домик» | Воспитывать отзывчивость. | |
5.3 «Паровоз с вагончиками» | Учить строить паровоз. | Песенка «Поезд» «Вот наш поезд едет. Колеса стучат. А в поезде этом Ребята сидят. «Чу-чу-чу-чу!» Пыхтит паровоз, Далеко, далеко Ребят он повез» | Вызвать желание построить паровоз. | |
5.4 «Дом» | Учить строить дом. | Песенка «строим дом». | Создать эмоциональный настрой. | |
5.5 «Горка» | Учить строить горку. | Песенка: «Санки на горку тянет Егорка С горки на санках едет Оксана» | Формировать пространственное представление. |
Подбор
песенок, потешек, закличек,
используемых
для проведения режимных моментов
в младших группах
Режимные моменты | Малые жанры фольклора |
1. Прием детей. | 1.1потешка «Мальчик – пальчик» 1.2 потешка «Ладушки-ладушки» 1.3 потешка «сорока-сорока» 1.4 потешка «Коза рогатая» 1.5 приговорка «Из-за леса, из-за гор» 1.6 приговорка «Курочка»: «Зернышки за зернышком Курочка клюет. В клюве своим деткам Зернышки несет». |
2. С игрушкой | 2.1 песенка «Дин-дон, дин-дон» 2.2 потешка «Я рыжая лисичка» 2.3 зазывалочка «Машина –машина» 2.4 потешка «Носовой платок» 2.5 песенка «К нам пришла лисичка» 2.6 потешка «Матрешки»: «Мы матрешки, мы круглешки, Глазки – бусинки, Носик-пуговка, Ротик - клюковка, А щечки-булочки!» 2.7 потешка «Лягушка» «Кокли-мокли, Глазоньки промокли, кто будет плакать- Лягушкою будет квакать!» 2.8 прибаутка «Котик» «Ой, дуду, дуду, дуду, Сидит котик на дубу, Сидит котик на дубу, И играет во трубу, Во серебряную. Уж ты, котик, поиграй, Нашу детку забавляй!» |
3. Умывание. | 3.1 потешка «Ай, лады, не боимся мы воды» 3.2 потешка «Водичка – водичка» 3.3 потешка: «Льется читстая водица: Мы умеем чисто мыться. Моем шею, моем уши, Вытираем посуше» 3.4 песенка: «Кто умеет чисто мыться? Кто водицы не боится? Вот мы чистые какие, Посмотри, посмотри». 3.5 потешка : Знаем, знаем, да-да-да Где тут прячется вода. Выходи водица! Мы пришли умыться» 3.6 потешка «Кран откройся» |
4. Прием пищи. | 4.1 приговорка: «На плите сварилась кашк, Где большая ложка наша?» 4.2 песенка «Миска молока» 4.3 потешка «Умница Катенька» 4.4 приговорка «Вот тарелочка пуста» 4.5 потешка «Саша пьет горячий чай 4.6 приговорка « Молоко» 4.7 потешка: «Вот как детки держат ложку…» 4.8 потешка «Сорока-белобока» «Сорока-белобока Печку топила, Кашу варила. На порог скакала, Гостей созывала. Гости не бывали, Кашку не едали. Все своим деткам Отдала: Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Ты, малец – удалец, За водой не ходил, Дров не пилил, Кашу не варил! Шу-у-у! Прочь лети! Нет тебе ничего! |
6. Сон. | 5.1 потешка «Баю-баю-бай» 5.2 Спят котятки на окошке 5.3 «спят усталые игрушки» 5.4 песенка: «Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придет серенький волчок И утащит во лесок. Он утащит во лесок, под ракитовый кусток там птички поют- тебе спать не дают» 5.5 песенка: «Люли-люли, люленьки, Прилетели гуленьки, Стали гули ворковать, Стали детки засыпать» |
6. Подъем. | 6.1 потешка: «Хомка, хомка, хомячек, Полосатенький бочок. Хомка рано встает Щечки моет, шейку трет. Подметает хомка хатку, И выходит на зарядку. Один, два, три, четыре пять, Хомка хочет сильным стать» 6.2 потешка « Птички» У нас босые ножки, Мы в облака летим, летим. Мы там себе сапожки Купить хотим, купить хотим. Здесь, на земле, сапожник Не стал их шить, не стал нам шить, Сказал он: Птичкам можно И так прожить, итак прожить» 6.3 потешка «Зайцы» |
7. Одевание. | 7.1 приговорка: «Наша Маша маленькая» 7.2 потешка «Ботинки у Маринки» 7.3 потешка «Варежки» 7.4 песенка «Шарф» «завяжу потуже шарф, Буду делать снежный шар, Я шар покачу, Гулять хочу!» 7.5 считалка: «Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять!» |
8. Наблюдение. | 8.1 зазывалочка: « Солнышко, солнышко» 8.2 потешка « Солнечный зайчик» 8.3 зазывалочка: «Солнышко яркое, Солнышко жаркое! Выйди, солнышко, скорей, Будет деткам веселей» 8.4 потешка: «дождик – дождик, Полно лить, Малых детушек мочить» 8.5 потешка: «Киска – киска-киска, брысь! На дорогу не садись. Наша деточка пойдет, Через киску упадет» 8.6 зазывалочка: «Божья коровка, Ты лети на небо. Там твои детки Кушают конфетки, Всем по одной, А тебе ни одной» 8.7 потешка «Совушка-сова» «Вот совушка-сова, Большая голова, На пеньке сидит, Во все стороны глядит…» |
9. Ритуал примирения | 9.1 приговорка: «Мирись, мирись, мирись, И дальше не дерись, А если будешь драться, То я буду кусаться. А кусаться ни причем- Буду драться кирпичом. А кирпич ломается, Дружба начинается» 9.2 приговорка «Не боли» 9.3 потешка «Коза –дереза»: «Я коза дереза, Всему свету гроза! Кто Олю будет бить, Тому худо будет жить!» |
10. Организация игровой деятельности | 10.1 песенка: «гудит автобус у ворот» 10.2 зазывалочка: «Я по комнате хожу» 10.3 зазывалочка: «Тай, тай, налетай, В интересную игру, А в какую не скажу! Догадайтесь сами» 10.4 приговорка «Паровоз» |
11. Игры | 11.1 песенка «Маленькая птичка» 11.2 песенка «Курочка и цыплята» «курочка – тараторочка По двору ходит, Цыпляток водит, Хохолок раздувает, Малых деток потешает» 11.3 песенка «Ладушки у ребят» «Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала. Даше два, паше два, Ване два, Тане два. Хороши оладушки У нашей бабушки!» 11.4 песенка «Петушок» 11.5 песенка «Солнышко» «Светит нам в окошечко, Ля-ля-ля, ля-ля-ля, Ласковое солнышко, Ля-ля-ля, ля-ля-ля, Разгулялись детушки Ля-ля-ля, ля-ля-ля, Все запели песенку, Ля-ля-ля, ля-ля-ля, Песенку веселую, Ля-ля-ля, ля-ля-ля, 11.6 песенка «Зайки серые сидят» 11.7 зазывалочка: «ну, ребятки, выходите…» 11.8 песенка «Лохматый пес» 11.9 песенка «Дед мороз» 11.10 потешка: «Постираем кукле платье…» 11.11 песенка: «Тень-тень-потетень, Села кошка под плетень. Налетели воробьи. Хлопни им в ладошки: Улетайте воробьи! Берегитесь кошки!» |
12. Уборка игрушек. | 12.1 зазывалочка: «Ну, теперь за дело дружно, Убирать игрушки нужно» |
13. проведение пальчиковой гимнастики. | 13.1 потешка « Солнце и цветок» «Солнце поднимается- Цветок распускается» Солнышко садится- Цветочек спать ложится!» 13.2потешка «Кошка» «Маленькая кошка Села у окошка, Хвостиком играет, Мышку поджидает» 13.3 считалка: «Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья» 13.4 зазывалочка «Улитка» 13.5 потешка «Зайчики» 13.6 песенка «Белка» Сидит белка на тележке продает она орешки: лисичке- сестричке, воробью-синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому» 13.7 потешка: «- Пальчик-пальчик, Где ты был? - С этим братцем, в лес ходил - С этим братцем, щи варил - С этим братцем, кашу ел - С этим братцем, песни пел!» 13.8 потешка « У оленя дом большой» |
ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ
Смотрите книгу Кольцовой «Ребенок учится говорить». стр.139-142
- Пальчики в лесу.
Раз, два, три, четыре, пять, Держать перед собой левую руку
Вышли пальчики гулять. ладонью к себе.
Этот пальчик гриб нашел, загибает 5-й палец левой руки.
Этот пальчик чистить стал, 4-й палец загибают.
Этот резал, загибают 3-й палец
Этот ел, загибают 2-й палец
Ну, а этот лишь глядел ! загибают 1-й палец, щекочут ладошку.
- П а л ь ч и к и
Этот пальчик хочет спать, Дети поднимают левую руку ладонью к
Себе. Правой рукой держат 5-й палец
левой руки и загибают его после слов:
«хочет спать».
Этот пальчик лег в кровать. Тоже с 4-м пальцем.
Этот пальчик чуть вздремнул. Держать третий палец левой руки и
загибают после слов «чуть вздремнул».
Этот пальчик уж уснул. То же со 2-м пальцем.
Этот крепко-крепко спит. То же с 1-м пальцем. Правую руку
Опускают, левую кулаком держат.
Тише, тише, не шумите!
Солнце красное взойдет, После слов поднимают левую руку
Утро красное придет. и расправляют пальцы при слове
Будут птички щебетать, «вставать».
Будуть пальчики вставать.
- П а л ь ч и к и ( сказка- инсценировка )
Стихи и материал движений Н.Дранициной, муз. А.Александрова.
- Пальчики пляшут.
- Кулачки.
- Колыбельная.
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Рассказчик: Жил-был пальчик маленький, маленький - удаленький.
Вот он, пальчик (показывает), вышел к нам. Поздоровался вот так (пальчик кланяется) и спросил (голосом мальчика):
- Есть ребята – шалуны? (отв. «есть») – и грозит ребятам – шалунам (грозит)
– Нельзя шалить! Нельзя никак!
- Ай, пальчик! Ты уж очень строгий. Смотри, какие малыши. Они шалят совсем немного. Ты не сердись, ты нам спляши. (пальчик делает отрицательное движение)
- Плясать не хочешь? Почему?
Наверно скучно одному.
Девочки! Мальчики!
Есть у вас пальчики? (дети поднимают руки, показывают пальцы).
Смотри, как много пальчиков!
С кем спляшешь, выбирай!
(голосом пальчика)
- Все, все пляшите пальчики!
Музыка, играй! (музыка, пляска рук).
Рассказчик: Гав, гав!
Испугались пальчики, спрятались в кулак (все прячут в кулак пальцы). Гав, гав, гав!
- где пальчики?
Не найду никак!
Согнулись пальчики, молчат…
А кулачки как застучат! (муз. «кулачки», все стучат кулачками о кулак).
Испугалась собачка и убежала.
Девочки и мальчики, где ваши пальчики? (дети поднимают руки. Муз. «Пляска»).
Рассказчик: Ммээ! Ммээ!
Испугались пальчики и т.д. (повторение предыдущей сценки: воображаемая коза
убегает).
И снова пляшут пальчики
У девочек и мальчиков. (муз. «Пляска»).
Вот и плясать перестали,
Значит устали.
Усталые к детишкам пришли
Под дощечку легли
И засыпают…
Занятия можно превратить в игру, например:
- Встали пальчики в пары, как будто Соединяем одноименные пальцы обеих рук:
лепестки цветка собраны в бутон. большой с большим, указательный с указа-
тельным и т.д.
- Они сходятся и расходятся, как Кисти рук разводим и снова соединяем.
будто цветок утром раскрылся,
а вечером опять уснул.
- А теперь смотрите – чьи-то ножки! Указательный и средний пальцы правой руки
Они бегут по дорожке! «бегут» вдоль левой руки.
- Теперь это чьи-то ушки… Пальцы правой руки собраны в кулачок,
Или рожки! А может быть, усики? шевелим средним и указательным пальцами.
Кто это у тебя, Вова?
А у меня это зайчик, он шевелит
ушами.
Наши ручки очень дружные, в любой работе они помогают друг другу. Им очень хочется крепко-крепко обнять друг друга – вот так… И так…
И потереться ладошками…
И потереть друг другу спинки…
И потереть каждый пальчик...
И на другой руке…
И как будто помочь друг другу…
А теперь как будто стряхнуть воду…
ПОДБОР
РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕНОК, ПОТЕШЕК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ.
Птички
- Летели две птички
Собой невелички
Как они летели,
Все люди глядели.
(Машут крыльями)
2. Как они садились,
Все люди дивились.
(Приседания)
3. Посидели, поглядели,
И дальше полетели.
(Повороты в сторону)
КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Хомка
1. Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
гладит бочок)
2. Хомка раненько встает
(потянулись, руки вверх)
3. Щечки моет,
4. Лапки трет,
5. Подметает хомка хатку,
И выходит на зарядку.
(мельница, наклоны)
6. Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.
(руки вперед, к плечам, в стороны, к плечам)
КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Помогаем маме
1. Дружно помогаем маме,
(шагаем на месте)
2. Мы белье полощем сами.
(наклоны с поворотами)
3. Раз, два, три, четыре,
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились.
(руки вверх, потянулись)
КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Зайцы
1. Зайцы скачут: скок-скок-скок,
Да на беленький снежок.
2. Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
3. 4. Раз – согнуться, разогнуться,
5. 6. Два – нагнуться, потянуться.
(наклон вперед, руки вверх)
7. Три – в ладоши три хлопка,
8. Головою три кивка.
(наклон головой)
КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Карусель
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Медведь
1. Шел медведь по лесу.
(ходьба)
2. Сел медведь на бревнышко,
(присели)
3. Стал глядеть на солнышко.
(смотрим вверх)
4. Не гляди на свет, медведь,
(грозим пальчиком)
5. Глазки могут заболеть.
(повороты головой)
КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
1. Митя шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
2. Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок.
(наклоны с поворотом)
КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Самолетики
Вот мотор включился,
Пропеллер закрутился.
К облакам поднялись,
И шасси убрались
(вращают руками, поочередно поднимают ноги)
Вот лес, мы тут
Приготовим парашют.
(покачивание рук, разведение в стороны)
Толчок, прыжок,
Летим, дружок!
(прыжки в стороны)
Парашюты все раскрылись,
Дети мягко приземлились.
(приседания)
КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Веселые погремушки
1. Тили – тили – тили – бом,
Загорелся кошкин дом.
(дети бегут, гремят погремушками)
2. Кошка выскочила,
Глаз выпучила.
(переходят на ходьбу)
3. Бежит курочка с ведром,
Заливает кошкин дом.
(наклоны вперед, стучат погремушками, говорят кудах-тах-тах)
КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Медвежата
1. Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так,
Головой своей крутили.
(поворот головы)
2. Медвежата, медвежата,
Дружно дерево качают,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качают.
(наклоны в стороны, руки вперед)
3. Вперевалочку ходили,
И из речки воду пили,
Вот так, вот так,
И из речки воду пили.
(ходьба по-медвежьи, наклоны вперед)
4. А потом они плясали,
Дружно ноги поднимали,
Вот так, вот так,
Дружно ноги поднимали.
(подскоки на месте)
КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
(энергичные движения плечиками)
Прыг-скок, стоп - сели.
(присели)
Травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко.
(прыжки)
КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Гуси-лебеди
1. Лебеди летят,
Крыльями машут.
2. Прогнулись над водой,
Качают головой.
(поворот головы)
3. Прямо и гордо
Умеют держаться,
Очень бесшумно
На воду садятся.
(приседание)
КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Буратино
1. Буратино потянулся,
2.3. Раз нагнулся,
Два нагнулся.
4. Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
5. Чтобы ключик нам достать,
На носочки нужно встать!
КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ
Солнышко
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко
(пружинка)
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
(прыжки на двух ногах)
Что мы учим?
Заинька, походи,
Серенький, походи,
Вот так, вот сяк походи.
Заинька, подбодрись,
Серенький, подбодрись,
Вот так, вот сяк подбодрись.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот сяк топни ножкой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот сяк попляши.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись,
Вот так, вот сяк поклонись.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
ПОТЕШКИ, ПЕСЕНКИ, ЗАКЛИЧКИ
В ЖИЗНИ МАЛЫШЕЙ 2-3 ЛЕТ»
СЕНТЯБРЬ.
- Чтение потешки « Идёт бычок качается».
- Рассказывание сказки « Курочка Ряба».
- Разучивание песенки « Пошла курочка гулять».
- Знакомство детей со стихами об осени.
ОКТЯБРЬ.
1. Чтение сказки « Цыплёнок».
2. Знакомство с потешкой « Сорока - сорока».
- Показ кукольного театра « Репка».
- Прослушивание песенки « Маленькая птичка».
НОЯБРЬ.
- Показ кукольного театра. Сказка « Колобок».
- Знакомство с потешкой « Водичка - водичка».
- Чтение: В.Сутеев « Кто сказал « мяу»?»,
3. Александрова « Кто скорее допьёт». - Разучивание хороводной игры « Курочка - рябушечка».
ДЕКАБРЬ.
- Чтение сказки «Волк и семеро козлят».
- Знакомство с потешкой « Наша Маша маленькая »
- Прослушивание песен « Машина, машина идёт гудит».
- Чтение В. Гербова «Приключения зелёной ёлочки».
ЯНВАРЬ.
- Чтение стихотворения « Наша ёлка высока».
- Показ пальчикового театра « Жили у бабуси два весёлых гуся».
- Рассказывание сказки « Превращение капельки».
- Прослушивание песенки - игры « У оленя дом большой».
ФЕВРАЛЬ.
1. Чтение Е. Чарушина « Волчишко» ,
« Томка».
- Игра « Занимательный кубик». Чтение стихов А. Барто «Зайка», «
Мишка», « Лошадка», «Самолёт». - Знакомство с новой песенкой « Серенькая кошечка».
- Драматизация « Девочка чумазая» / фланелеграф /.
МАРТ.
- Чтение русской народной потешки « Петушок, петушок».
- Показ на фланелеграфе « Заюшкина избушка».
- Чтение В. Гербова « Хитрые башмачки».
- Прослушивание песен о животных « Собачка», « Кошечка».
АПРЕЛЬ.
- « Птичий двор». Повторение песенок, потешек о животных.
- Чтение стихов о весне.
З..Прослушивание песенки « Маленькая птичка».
4.Чтение В. Гербова «Про девочку Катю и маленького котёнка».
МАЙ.
- Повторение стихов А. Барто.
- Повторение с детьми любимых потешек.
3.Литературный калейдоскоп по песенкам.
4.Повторение сказок.
В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ
« Список, рекомендованный родителям
по ознакомлению детей с произведениями
художественной литературы»
Сентябрь, октябрь, ноябрь:
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР.
Песенки, потешки: « Наши уточки с утра...» ;« Пошёл котик на торжок...»;« Заяц Егорка...»;« Идёт бычок качается»; « Пошла курочка гулять»; « Сорока - сорока»; « Маленькая птичка»;« Водичка - водичка»; « Киска - киска - киска, брысь...». Сказки: « Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Курочка Ряба»; « Цыплёнок»; « Репка»;« Колобок».
ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ МИРА. «Три весёлых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит. Обр. Ю. Григорьева.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ.
Поэзия: А.Барто. « Мишка», « Грузовик» (из цикла « Игрушки»); « Кто как кричит»; В. Берестов. « Большая кукла»; Г. Лагзынь. «Петушок»; С. Маршак, «Сказка о глупом мышонке»; Э Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н.Пикулева. « Лисий хвостик»; К. Чуковский. « Федотка». Проза: Л. Толстой. « Спала кошка на крыше...»; « Был у Пети и Миши конь...»; В. Сутеев. « Кто сказал « мяу»?»;
- Александрова. «Кто скорее допьёт».
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ РАЗНЫХ СТРАН
С. Капутикян. « Все спят», пер. с арм. Т. Спендиаровой.
Декабрь, январь, февраль:
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР.
Песенки, потешки: «Наша Маша маленькая...»; « Чики, чики, кички...»; « Ой ду - ду, ду -ду, ду - ду! Сидит ворон на дубу», « Машина, машина идёт гудит»; « Жили у бабуси два весёлых гуся...»; « У оленя дом большой...»; « Серенькая кошечка». Сказки: « Теремок», обр. М. Булатова, « Волк и семеро козлят», « Превращение капельки».
ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ МИРА,
« Котауси и Мауси», англ. Обр. К. Чуковского; « Ой, ты, заюшка- пострел...», пер. с молд. И. Токмаковой.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ МИРА
Поэзия: А. Барто. « Слон», « Лошадка», « Зайка», « Мишка», «Самолёт» (из цикла « Игрушки»);
В. Берестов. «»Котёнок»; Н. Пикулева. «Надувала кошка шар»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».
Проза: Л. Толстой. « Три медведя»; В.Сутеев. « Кто сказал « мяу»?»; В. Гербова.» Приключения маленькой ёлочки»; Е. Чарушина. «Волчишка», «Томка».
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ РАЗНЫХ СТРАН.
П.Воронько. « Обновки», пер. с укр. С. Маршака; С. Капутикян.
« Маша обедает».
Март, апрель, май:
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР.
Песенки, потешки, заклички: « Из - за леса, из - за гор...»; « Бежала лесочка лиса с кузовочком...»; « Огуречик, огуречик...»; « Солнышко, вёдрышко...»; «Петушок -петушок...»; «Собачка»; « Кошечка». Сказки: «Маша и медведь», обр. М. Булатова; « Заюшкина избушка»
ФОЛЬКЛОР НАРОДОВ МИРА.
« Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой; « Разговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирёк», пер.с нем.
В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ.
Поэзия: А. Пушкин. « Ветер по морю гуляет...» ( из « Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. « Спи, младенец...» ( из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто. « Кораблик»; А. Барто, П. Барто. « Девочка - ревушка»; А. Введенский. « Мышка»; А. Плещеев. « Сельская песенка»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. « Путаница». Проза: В. Бианки.«Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»»; Н. Павлова. «Земляничка»; В. Гербова. « Хитрые башмачки», «Про девочку Катю и маленького котёнка».
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОЭТОВ И ПИСАТЕЛЕЙ РАЗНЫХ СТРАН.
Д. Биссет. « Га - га - га!», пер. с англ. Н. Шерешевской;
Ч. Янчарский.» В магазине игрушек»; « Друзья» ( из книги « Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование малых жанров фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста"
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с современными моделями воспитания, необходимо возрождать лучшие образы народной педагог...
Устное народное творчество.Малые жанры фольклора.
Консультация для воспитателей...
Использование малых жанров фольклора в коррекционно – логопедической работе.
Проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых жанров фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Анализ специальной литературы показал, что до настоящего време...
Презентация "Малые жанры фольклора"
Малые жанры фольклора- это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека оче...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ "ЗНАКОМСТВО С МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА" ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ЗПР
Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Знакомство с малыми жанрами фольклора»с использованием интеграции области «Художественная литература», «Музыка» и «...
«Малые жанры фольклора в детском чтении»
Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Мы уже говорили о том, что первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного на...
Малые жанры (Научно – методическая разработка:«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»)
Научно – методическая разработка:«Значение малых жанров фольклора в развитии и воспитании детей раннего возраста»...