« Обучение правильному произношению звуков в дошкольном образовательном учреждении.»
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему
«Когда-то считалось признаком воспитанности
говорить медленно, внятно, без лишних слов,
точно выражая свою мысль»
(Д.Лихачёв. Язык мой…//
Культура. 1995г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
« Обучение правильному произношению звуков в дошкольном образовательном учреждении.» | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
« Обучение правильному произношению звуков
в дошкольном образовательном учреждении.»
Воспитатель д /сада №42 Грачева Людмила Александровна.
«Когда-то считалось признаком воспитанности
говорить медленно, внятно, без лишних слов,
точно выражая свою мысль»
(Д.Лихачёв. Язык мой…//
Культура. 1995г.)
Проблема воспитания потребности говорить грамотно и внятно на сегодняшний день сверхактуально! Знание и творчество оформляются через слово и через преодоление косности слова рождается культура. Известный
деятель русской культуры и слова С.М.Волконский заметил: «…не воспитав
последовательного движения специальных органов, участвующих в произно-
шении звуков, не воспитав дыхания. мы не получим истинного материала речи. Речь есть разнообразие препятствий свободному выдыханию. Каждый звук – результат препятствий. Выпадение отдельных звуков и слогов – тоже, что провалившийся нос, выбитый зуб или глаз, отрезанное ухо и другое подобного рода уродство». А К.Станиславский был абсолютно убеждён, что «…через голосовые волны выходят наружу или опускаются внутрь частички нашей собственной души. Всё это не пустые, а духовно-содержательные звуки гласных. внутри которых, в их сердцевине есть кусочек человеческой души».
Важным этапом в овладении звуками, в усвоении ими является дошкольный возраст. Происходит этот процесс постепенно в течение 3-4 лет. При организации работы по формированию звукопроизношения необходимо иметь чёткое представление о том, в какой последовательности происходит усвоение детьми звуков, какие из них на ранних этапах речевого развития выступают в качестве субститутов (заменителей); каковы причины неправильного или несвоевременного их усвоения. Известный дефектолог, логопед-практик А. И. Максаков отмечает, что реализация задач воспитания звуковой культуры осуществляется по двум направлениям:
- развитие восприятия речи (т.е. развитие слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты: фонематического. звуковысотного, ритмического, слуха восприятия темпа, силы голоса, тембра)
- развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирования произносительной речи (произношение звуков, четкой дикции)
Способность членораздельно произносить звуки и слова зависит от строения артикуляционного аппарата, от правильной деятельности органов речи (языка, губ, мягкого нёба, маленького язычка, нижней челюсти). Совершенствование артикуляционного аппарата заключается в процессе речевой гимнастики и специальных упражнений, которые закрепляют мышцы детей, учат их при разговоре достаточно широко открывать рот, быстро переключать мышцы артикуляционного аппарата с одного движения на другое, например, при произнесении таких чистоговорок, как «Король-Орёл» (3 раза подряд на одном выдохе) или «Хвалю халву»; учат развивать подвижность языка и губ.
Последовательность уточнения и дифференциации звуков у детей разных возрастных групп происходит в течение всего учебного года. В младшей группе специальные занятия желательно проводить не реже одного -двух раз в месяц, включая артикуляционные упражнения – 2-3 упр. длительностью от 2-3 до 4-5 мин. Основной задачей воспитания звуковой культуры речи этого возраста является обучение правильному произношению звуков, поэтому большая часть занятий направлена на уточнение и закрепление произношения звуков, которые следует давать в определённой последовательности, с учётом их артикуляционной трудности.
В этом возрасте уточняется произношение почти всех звуков русского языка, кроме группы шипящих («ш», «ж», «ч»,»щ») и звуков «л», «р». Важно, также. развивать слуховое внимание у малышей, что является предпосылкой для формирования звукопроизносительной стороны речи. Ещё академик И. М. Сеченов заметил, что функции речедвигательного анализатора формируются и развиваются на базе слухового восприятия.
В этой возрастной группе наиболее рационально выстроить занятие можно следующим образом: 1-я часть – задания по уточнению правильного произношения, 2-я и 3-я – игры и упражнения по развитию слухового восприятия, словопроизношения, голосового аппарата. А некоторые занятия почти целиком могут состоять из повторения пройденного материала. Необходимо на каждом занятии, использовать и упражнения на обучение правильного продолжительного выдоха через рот, используя, например,
Игру «Ветерок» (дуть на тонкие полоски бумаги).
Уточнять и закреплять произношение нужно с освоения простых звуков: гласных – «а», «у», «и», «о», «ы» и согласных – «н», «п», «б», «т».
Для закрепления лучше всего использовать звукоподражание, связанное с каким-нибудь образом, например, звук «у» - с гудком паровоза или гулом самолёта, звук «и» - с криком лошадки и т. д.
Несложные звукосочетания также используются в следующих звукоподражаниях – «тик-так» - тикают часы, «тук-тук» - стучит молоток, «га-га-га-га» кричит гусь. Можно использовать и инсценировки, где персонажами являются животные . издающие крики.А вот для закрепления звуков в словах нужно подобрать такие слова, которые дети произносят без особого труда, с открытыми слогами или односложные, например, «дом», «кот», «Катя», лиса», «бумага» и т. д.
Отрабатывая произношение , не всегда, а следует добиваться того, чтобы дети воспроизводили их по образцу, особенно те слова, в которых есть шипящие и согласные «л», «р». Если малыш сначала произнесёт слово «пароход», как «пахот», а затем «паяхот» или «паляхот», это следует считать для него достаточным. Он правильно усвоил слоговую структуру слова, и так как звук «р» в его речи отсутствует, то замена на «й» или «ль» считается закономерным.
Дальнейшее закрепление звуков осуществляется во фразовой речи. Полезно предлагать детям проговаривать шутки чистоговорки, например: «Ко-ко-ко – не ходите далеко», «Ха-ха-ха – не поймала петуха».
Следует также и обратить внимание и на то, что одни и те же звуки могут произноситься и громко, и тихо – акцент на слуховое внимание детей.
Коллективное произнесение звуков, звукосочетаний, слов, фраз надо обязательно чередовать с индивидуальным.
В начале и в конце учебного года необходимо проводить обследование звуковой культуры речи детей. Имея такую тетрадь и отмечая в ней состояние звуковой культуры речи в течение всего времени нахождения детей в дошкольном учреждении можно проследить за тем, как они усваивают звуки родного языка, и с учётом этого строить свою работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методика обучения детей лепке в дошкольном образовательном учреждении»
ВведениеСчитается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.Лепка необходима для раз...
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Опыт работы: " Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении"
Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, чтотебя разъединяет с ним...
«Дети с ОВЗ. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении»
Для полноценной функциональной и социальной инклюзии необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции....
Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.Мир «особого» ребенка необычен и красив.Неуклюж, порою странен, добродушен и открытМир «особого» ребенка. Иногда он н...
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта....
Доклад Обучение детей грамоте в дошкольном образовательном учреждении "Деление слов на слоги"
Уважаемые коллеги!Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы по обучению детей грамоте в дошкольном образовательном учреждении.Грамота начинается со старшей группы и самое главное нам необхо...