Доклад Обучение детей грамоте в дошкольном образовательном учреждении "Деление слов на слоги"
консультация (старшая группа)
Уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы по обучению детей грамоте в дошкольном образовательном учреждении.
Грамота начинается со старшей группы и самое главное нам необходимо дать детям понятие «слово» потому, что слова мы делим на слоги, слова есть длинные и короткие и предложение состоит из слов. Когда у детей сформируется понимание, что такое «слово», только потом мы можем делить слова на слоги.
Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами, а не по буквам. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте. Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов. Выполнение этой задачи облегчает то, что слог является произносительной и словообразующей единицей речи.
А сейчас я вам покажу, как я даю детям понятие, что такое слово.
(Игра «Торговый центр»)
(Игра «Короткие и длинные слова»)
Как только я вижу, что у детей сформировалось понятие «что такое слово?» они научились составлять предложения, умеют различать длинные и короткие слова, только тогда я начинаю учить детей делить слова на слоги. Необходимо познакомить детей с термином, что слог – это часть слова, поскольку дети на начальном этапе путают понятия «слог» и «слово».
Слог это часть слова, в отличие от слова слог не заключает в себе смысла слова. Стихотворение Э. Успенского.
Что за ЛИ? Что за МОН?
Никакого в звуках смысла!
А как скажут «лимон»
Сразу станет кисло-кисло!
Что за КИ? Что за НО?
Людям вовсе неизвестно!
А как скажут «кино»
Сразу станет интересно!
Что за «ХАЛ» Что за «ВА»?
Вот ещё одна загадка.
А как скажут «ХАЛВА»
Сразу станет сладко –сладко!
И предлагаю им для этого различные игры.
ИГРА подружи слоги «ША» «КА» (КАША)
«ТОК» «ЛИС» (ЛИСТОК)
У вас у всех в группе много игрушек, в зависимости от количества присутствующих детей, группа детей делиться на команды, ребёнок выбирает себе любую понравившуюся ему игрушку, подходит к корзине с игрушкой, сначала называет игрушку, которая у него в руках, например, «ёжик», затем прохлопывает Ё-ЖИК и говорит: «В слове ёжик, 2 слога», если ребёнок сказал правильно он бросает игрушку в корзину, а если неправильно, игрушка остаётся у него в руках, далее мы считаем количество игрушек в руках в каждой команде и у кого меньше осталось игрушек, та команда побеждает. А у кого в руках остались игрушки, мы вместе с детьми работаем над ошибками.
И сейчас я предлагаю вам оказаться в роли детей.
(Игра «Прохлопай слово»)
Сейчас мы с вами будем учиться прохлопывать разные слова и делить их на слоги. Оказывается любое слово можно прохлопать. Я покажу, как это делается. Например, как бы я проплохлопала слово кошка (хлопаю в ладоши на каждый слог). Мы его произносим по частям. Попробуйте сами прохлопать слово самолет. Сколько хлопков вы сделали (3-4 примера). Любое слово можно прохлопать в ладошки, даже короткое.
«Магазин игрушек» – продавец дает игрушку покупателю, если тот правильно произнесет ее название по слогам.
Также вы можете проводить игру «Шагомер», когда вы гуляете с детьми.
Представьте, что каждый ваш шаг – один слог. Произносите слова и шагайте с детьми на каждый слог.
Когда дети хорошо делят слова на слоги, я начинаю тему «Ударные слоги», показывая детям схемы слогового состава слова, где стоит знак ударения – косая черточка, значит, на этот слог падает ударение, а черточка сверху и обозначает, что этот слог ударный. Если ударение поставить неверно, то слово нельзя будет узнать, понять, что оно обозначает. На последующих занятиях дети упражняются в нахождении ударного слога в слове с опорой на его схему. Деление слов на слоги с ударным слогом тоже проводится с хлопками, только там где есть ударный слог, хлопок будет сильнее. А сейчас, коллеги, давайте с вами поиграем в ударные слоги по схемам. (Показываю схемы и вместе с коллегами играем в игру «Ударные слоги»).
Когда дети знают хорошо гласные и согласные звуки мы даём им подсказку, сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.
Я делю слова на слоги
Очень требованья строги!
Что ни гласная, то слог,
Вот такой, друзья ,итог!
Гласных два и слога два!
Жить без гласной слог не может
А двум гласным в слове тесно,
Это всем давно известно!
На протяжении всего обучения по грамоте я использую следующие приемы: количественный и порядковый счет слогов в слове, схематическое изображение слогового состава слова,
Для проведения занятий по грамоте, я использую литературу следующих авторов: А.К. Маркова, Затулина, Журова, Новикова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методика обучения детей лепке в дошкольном образовательном учреждении»
ВведениеСчитается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.Лепка необходима для раз...
Обучение детей грамоте в дошкольном возрасте
Обучение детей грамоте в дошкольном возрасте...
Консультация "Обучение детей счету в дошкольных образовательных организациях средствами игровой технологии В.В. Воскобовича"
В консультации представлен материал для педагогов ДОУ, демонстрирующий наиболее важные составляющие обучения счету с детьми дошкольного возраста....
Шпаргалка для родителей «Обучение детей грамоте» старший дошкольный возраст
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД БУКВОЙ:· Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).·...
Образовательные программы обучения детей коррекционных групп дошкольных образовательных учреждений
Программа – ориентир творческой деятельности педагога, определяющий содержание образовательного процесса. В современных условиях особенно важна компетентная реализация выбранной обр...
"Современные подходы к обучению детей пению в дошкольном образовательном учреждении"
quot;Современные подходы к обучению детей пению в дошкольном образовательном учреждении"...
Современные подходы к обучению детей пению в дошкольном образовательном учреждении.
Известно, что хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу....