Обобщение педагогического опыта «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
методическая разработка по рисованию
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Корликовская общеобразовательная средняя школа»
Описание опыта педагогической деятельности
«Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Воспитатель дошкольных групп
I квалификационной категории
Алисова Александра Дмитриевна
с.Корлики, 2021
Ведение
«Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их», - писал Леонардо да Винчи.
Что, на наш взгляд, следует из этого? Прежде всего, что цель художественных занятий с детьми не должна сводиться к максимально ускоренному обучению рисованию «как это принято». Ребенок может очень быстро и успешно овладевать техническими умениями и навыками, однако свое отношение к миру у него останется неразвитым.
Практически до семи лет маленького художника привлекает сам процесс изображения, он относится к рисунку как к увлекательной игре. Ребенку не нужна эта «красота», но ему чрезвычайно необходима оценка значимого взрослого. В этот период одобрение, безразличие или пренебрежение может иметь решающее значение для его дальнейшего развития.
Актуальность выбора темы
Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.
И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. С этой проблемой столкнулись и мы, когда выяснилось, что дети к старшему дошкольному возрасту боятся рисовать.
Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования.
Очень важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.
Изучая и осваивая различные техники рисования, ранее не использованные в работе с детьми, экспериментально попробовали применить элементы нетрадиционного рисования в совместной деятельности с детьми, и увидели всплеск положительных эмоций от процесса рисования.
В нашей работе главное, чтобы занятия приносили детям положительные эмоции. Необходимо заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это укрепит его уверенность в собственных силах. Мы задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями принялись изучать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И нам удалось найти то, что нужно. Это оказалось то самое необходимое на том этапе работы с детьми.
Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребёнок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению техники рисования.
Таким образом, становится понятно, что занятия с использованием нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями. Поэтому тему своего опыта считаю актуальной.
1. Теоретическая база опыта.
Рисование – вид изобразительной деятельности, основное назначение которого – образное отражение действительности.
Нетрадиционно - не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций.
Подобрав слова синонимы к слову «нетрадиционно» - получим слова – синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.
Что же такое нетрадиционные техники рисования? Для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами - не нужны кисти и карандаши. Когда есть ладошки и пальчики, которые слушаются ребёнка гораздо лучше, чем инструменты художника. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Для работы можно использовать различные материалы и инструменты, так как фантазия детей даёт всё новые и новые возможности уверенного овладения изобразительными средствами.
Рисование, в свою очередь, тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.
Рисование может способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочется отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
В основу опыта использования нетрадиционных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое место принадлежит образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на достижение целей развития детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Работа по изучению нетрадиционных техник рисования является дополнением к основным занятиям, в соответствии с методическим пособием Т.С.Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду» (для разных возрастных групп), изданного в рамках учебно-методического комплекта к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В содержание организованной образовательной деятельности по рисованию вносятся изменения (включаются техники нетрадиционного рисования) с сохранением основной темы занятия.
Освоение техник нетрадиционного рисования активно используются в совместной деятельности с детьми (вне занятий), а также в самостоятельной деятельности в центрах художественно-эстетической направленности, где дошкольники самостоятельно подкрепляют полученный опыт.
Дидактические принципы обучения и воспитания:
- принцип сезонности;
- принцип системности и последовательности;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности;
- принцип интереса.
Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник:
•Способствует снятию детских страхов;
•Развивает уверенность в своих силах;
•Развивает пространственное мышление;
•Развивает в детях свободно выражать свой замысел;
•Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
•Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;
•Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;
•Развивает мелкую моторику рук;
•Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
•Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.
2. Условия формирования опыта.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Выбор темы опыта «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста» возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, мы обратили внимание на то, что дети боятся рисовать, их собственные работы выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Ребенку нужен результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Приобщая детей к изобразительному искусству, выбрала направление в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
При опытной организации таких занятий, с учетом, возрастных и личных особенностей, рисование может стать одним из любимых, а также перерасти в устойчивое увлечение практически всех малышей.
Тем самым ребёнок набирается опыта в изо-деятельности:
• Учится быть оригинальным.
• Учится использовать средства выразительности.
• Учиться давать оценку своей и чужой деятельности.
• Учиться проявлять инициативность, самостоятельность.
• Развивает особенность, используя умения и способности в применении, разных техник.
Изучив методическую литературу, мы сделали вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Таким образом, возникла необходимость организации таких занятий изобразительной деятельностью, которые бы стимулировали творческий потенциал детей, развивали их художественно – творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования, которые позволяют отойти от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дающие ребенку свободу, и вселяющие уверенность в своих силах.
Цель опыта:
Сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умение отражать в рисунке собственное восприятие окружающего мира.
- Обогащать и расширять художественный опыт детей.
Развивающие:
- Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.
- Побуждать ребенка экспериментировать с изобразительными материалами.
- Поощрять и поддерживать индивидуальные творческие находки детей.
Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
Формы работы с детьми:
- подгрупповые занятия,
- индивидуальная деятельность,
- общая организационная деятельность,
- самостоятельная деятельность.
В своей работе мы попробовали многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они были с интересом восприняты детьми.
Например:
Оттиск смятой бумагой
- Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
- Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
- Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
- Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.
- Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
- Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.
Свеча + акварель
- Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
- Способ получения изображения: ребёнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остаётся белым.
Печать по трафарету
- Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
- Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают квадраты угла ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной плёнки.
- Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
Чёрно-белый граттаж (грунтованный лист)
- Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
- Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля настоловую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.
- Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
Кляксография обычная
- Средства выразительности: пятно.
- Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
- Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь
- пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой
- Средства выразительности: пятно.
- Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)
- Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
- Средства выразительности: точка, фактура.
- Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона
- либо пластика (5><5 см)
- Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и
- ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска
- разбрызгивается на бумагу.
Тычкование
- Средства выразительности: фактура, объём.
- Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером 2x2см, журнальная и газетная бумага, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
- Способ получения изображения: ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребёнок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свёрнутый квадратик остаётся на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свёрнутыми квадратиками не заполнится желаемый объект пространства листа.
Монотипия пейзажная
- Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
- Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
- Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисуноккраской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым
"Вместо кисточки рука"
Необходимые материалы и инструменты:
Тонированная или белая бумага, гуашевые краски, кисти, ветошь (для вытирания рук). Порядок работы:
Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку,
да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и
цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое
другое можно нафантазировать вместе малышом. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Для успешной реализации работы в данном направлении нами была создана развивающая предметно-пространственная среда, которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность. В группе организован центр художественно-эстетического развития по изодеятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества. При организации предметно-пространственной среды учитывали, чтобы содержание было доступным, носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребенка, в соответствии с его индивидуальными возможностями и соответствующей возрастным особенностям детей.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Нашлось множество интересных идей, познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как:
- А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»;
- И.А. Лыкова «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»;
- Т.Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»;
- Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”
- Р.Г. Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
3. Технология опыта.
Наша работа по освоению техник нетрадиционного рисования построена на следующих принципах:
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Для успешной реализации поставленных задач необходимо тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает:
- беседы,
- консультации
- проведение мастер-классов,
- показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных инструментов для изобразительного творчества.
Работа с родителями предполагает:
- индивидуальные консультации,
- беседы,
- рекомендации,
- папки-раскладки,
- консультации
- показ открытых занятий,
- мастер-классы с целью ознакомления с нетрадиционными техникам рисования,
- выставки детского творчества,
- выставки совместного творчества (родители, дети)
- анкетирование по вопросам художественного развития детей
Ожидаемый результат:
- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
- Способность к активному усвоению художественного опыта.
- Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
- Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
К концу года умения детей должны расширяться и совершенствоваться. Диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений.
Таким образом, на основе проделанной работы мы увидели, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусства. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
4. Методы, применяемые в изобразительной деятельности (классификация Лернер И.Я., Скаткин М.Н.)
- информационно-рецептивный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- эвристический;
- проблемное изложение материала.
В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание; наблюдение; экскурсия; беседы; слушание музыкальных произведений; чтение художественной литературы; показ воспитателя.
Репродуктивный метод - это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Другими словами, это владение техникой рисования. Техника рисования – это язык художника, не владеть техникой рисования, значить не уметь передавать свои впечатления и ощущения в рисунке. Этот метод упражнений, доводящие изобразительные навыки до автоматизма.
Эвристический метод направлен на самостоятельность в выполнении рисунка, проявление творчества, фантазии в художественной деятельности;
Исследовательский метод направлен на развитие у детей познавательной активности и умение экспериментировать с художественным материалом и техниками в изобразительном творчестве;
Метод проблемного изложения материала заключается в нахождении решений в проблемной ситуации или в вопросе. Эту проблемную ситуацию перед детьми создает педагог.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
• Игра (дидактическая, игра-экспериментирование, творческая), которая является основным видом деятельности детей и мотивирует их.
Игры на развитие художественного воображения:
- «На что это похоже»,
- «Расколдуй картинку»,
- «Продолжи рисунок»,
- «Волшебные картинки»,
- «Дорисуй»,
- «На что похожи наши ладошки»,
- «Волшебные кляксы»,
- «Волшебная ниточка»,
- «О чем рассказала музыка»,
- «Несуществующее животное или растение»,
- «Цветные сказки»,
- «Нарисуй настроение»,
- «Закорючки»,
- «Продолжи рисунок»,
- «Представь себе»,
- «Точка, точка».
• Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;
• Создание проблемной ситуации;
• Музыкальное сопровождение, чтение художественного слова и т.д.
Трудности при применении нетрадиционных техник рисования могут заключаться:
• в планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• в подборе оборудования и материалов;
• в применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
• в разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
В работе нужно использовать такие формы организации как:
- целевые прогулки;
- фотовыставки;
- выставки рисунков;
- конкурсы;
- развлечения.
Нетрадиционное рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами сверстников.
5. Диагностика творческих способностей детей
В начале учебного года (сентябрь) и в конце (апрель) мы провели диагностику творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (в количестве 10 человек), по методике Т.С. Комаровой, Е.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, которая представлена двумя критериями:
1. Анализ продуктов деятельности, в ней 5 показателей: форма, строение, пропорции, композиция, передача движения.
2. Анализ процессов деятельности, в ней 4 показателя: цвет, характер линии, регуляция деятельности, уровень самостоятельности.
Цель: определить начальный уровень развития творческих способностей детей.
Обработка результатов диагностики.
Оценка дается по трех бальной шкале: 1-й (по месту за критерием) – 3 балла, 2-й – 2 балла, 3-й – 1 балл.
Все оценки по показателям по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наибольшее число баллов, которое может получить ребенок – 45 баллов, наименьшее – 15 баллов.
Уровни развития творческих способностей детей.
Высокий уровень – от 35 — 45 баллов передача формы, строение предмета передача пропорций перемета и изображения соответствуют относительно формату листа, цветовая гамма многоцветна и соответствует реальному изображению предмета, изображение выполнено аккуратно без помарок, самостоятельно без помощи взрослого, замысел рисунка возник до начала рисования.
Средний уровень – от 25 — 35 баллов передача формы, строение предмета передача пропорций перемета и изображения незначительно искажены, движение предмета передано не умело, неопределенно, есть отступление от реальной окраски предмета, преобладают несколько цветов и оттенков в большей степени случайные. Требуется помощь со стороны педагога, замысел рисунка возник до начала рисования иногда и корректируется в процессе рисования.
Низкий уровень – от 15 – 25 баллов передача формы, строение предмета передача пропорций перемета и изображения незначительно искажен, форма не удалась, движение предмета передано не умело в большей степени статично, неопределенно, есть отступление от реальной окраски предмета, в частности проявляется безразличие к цвету или же изображение выполнено в одном цвете. Критическое отношение к полученному рисунку, заниженная оценка своего рисунка, помощь взрослого не принимает.
В начале учебного года было организовано занятие (рисование по замыслу ребенка) с использованием традиционных и нетрадиционных материалов. Образовательная деятельность проходила в непринужденной обстановке. Детям было предоставлено достаточное количество материала для работы (краски акварельные и гуашевые; альбом, цветная бумага, кисти различной толщины, твердости и мягкости; карандаши обыкновенные и восковые, различные печатки, поролоновые губки, пробки, ватные палочки и т.д.).
Изобразительная деятельность прошла на эмоциональном уровне, все дети радовались, тому, что им была предоставлена возможность самим выбрать тему рисунка. Но для рисования дети выбрали традиционную технику рисования акварелью, карандашами и восковыми мелками. Большая часть детей рисовали акварелью, некоторые дети вносили в свои акварельные рисунки какие-то детали при помощи карандашей и мелков, и лишь малая часть детей не использовали акварель, а рисовали либо карандашами, либо мелками. Многие дети не смогли сами выбрать тематику своего рисунка и рисовали такой же рисунок, как у рядом сидящего ребёнка (по шаблону). После проведенного занятия нами были проанализированы рисунки, полученные в процессе творческой деятельности детей.
Проанализировав рисунки детей, мы увидели, насколько у детей развито воображение, восприятие, чувство цвета, как они передают форму, строение и пропорции на рисунке, какой у них характер линии и насколько дети самостоятельны в рисовании (Приложение 1).
Но, не смотря на сколько, дети всё верно или неверно передали в своем рисунке, единицы были индивидуальны, и рисовали действительно то, что им хотелось в тот момент.
Некоторые дети, к сожалению так и не придумали, что хотят изобразить или может им не хватило воображения, и поэтому они рисовали то, что рисовал рядом сидящий ребёнок.
После проведенного познавательного рисования по замыслу, направленного на выявление у детей творческих способностей мы выяснили, что в группе 10% с высоким уровнем, со средним уровнем 30%, с низким уровнем 60% детей. (Приложение 2)
На втором этапе констатирующего эксперимента была проведена беседа и анкетирование с педагогами и родителями (Приложение 3).
Цель анкеты для педагогов: выявить отношение педагогов к процессу формирования у детей творческих способностей при помощи нетрадиционных техник рисования.
В результате всего мы выяснили, что изобразительную деятельность дети воспринимают положительно. Воспитатели рассказали, что на занятиях используются акварель, кисти, карандаши, фломастеры. Задания выполняются в основном самостоятельно, но некоторым требуется помощь в создании замысла. Отмечено, что многие дети привыкли срисовывать с картин, которые предложены в качестве образца, и лишь немногие проявляют творчество в создании собственной картины, некоторые дети срисовывают у своих соседей по столу. Наблюдается динамика развития творчества детей, связанная в основном с общим психическим развитием ребенка. Не у всех детей развиты технические умения и навыки, которые должны соответствовать их возрасту.
Беседа показала, что педагоги уделяют много времени индивидуальной работе с детьми, считая, что это важное условие для развития творчества. Можно сказать, что воспитатели не остаются в стороне от проблемы развития детского творчества, а активно принимают участие в решении этого вопроса.
По результатам анкетирования, можно сделать вывод, что педагоги владеют информацией о нетрадиционных техниках рисования. Но в своей деятельности нетрадиционные техники рисования используют не так часто. Тем не менее, они заинтересованы в новшествах o нетрадиционных техниках рисования, что и мотивирует нас на знакомство педагогов с новыми видами и техниками рисования, как традиционного вида, так и нетрадиционного.
Цель анкеты для родителей: совершенствовать работу по приобщению родителей к совместным занятиям с детьми по рисованию; формирование у родителей чувства ответственности за развитие творческих способностей у детей, как в детском саду, так и дома. В анкетировании принимали участие 9 родителей детей старшего дошкольного возраста (Приложение 4).
Таким образом, исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что дети рисуют не только в детском саду, но и дома, что тоже очень важно и значимо для развития творческих способностей ребёнка. В основном детям нравится рисовать красками и цветными карандашами. Главным вопросом анкетирования был: «Хотите ли Вы, чтобы в детском саду, для развития изобразительного творчества, с детьми занимались нетрадиционными техниками рисования?», и все родители дали положительный ответ, что очень радует, ведь это означает, что родителям не безразлично творческое развитие их детей.
Так как на начало учебного года процент детей с низким уровнем превышал больше чем в половину, мы сделали вывод о том, что нам надо ввести в основные занятия по рисованию техники нетрадиционного рисования, которые будут направлены на эффективное развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Чтобы уровень творческих способностей у детей данной группы стал выше, чем в начале учебного года.
Дальнейшая работа строилась в соответствие с сеткой занятий, по, которой работает старшая группа. Нами были разработаны занятия с использованием нетрадиционных техник с целью развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Занятие проводилось один раз в неделю.
В ходе осуществления практической части педагогического опыта была составлена картотека занятий по изобразительной деятельности и проведена консультация для педагогов на тему: «Использование нетрадиционных техник как средства развития творческих способностей», в ходе, которой воспитатели получили информацию и рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми. (Приложение 5)
Таким образом, в ходе данного этапа, наблюдались тенденции повышения интереса у воспитателей и детей к рисованию нетрадиционными техниками, а именно:
- дети проявили большую заинтересованность к занятиям с использованием нетрадиционных техник рисования. Рисовали с огромным интересом, настроением и творчески;
- все дети старательно относились к своей работе, хоть и не у всех получалось сразу, но на этом ребёнок не останавливался и его интерес не падал, в наоборот он стремился выполнить свою работу до конца;
- воспитатели принимали активное участие в рисовании совместно с детьми, так же сами рисовали, используя нетрадиционные техники рисования, помогали детям, подсказывали им, и включались в проведение каждого занятия;
- обновление и пополнение уголка для рисования повысило активность детей в самостоятельной изобразительной деятельности.
После проведенной работы, было организовано контрольное занятие, по которому проходил повторный анализ рисунков по методике Т.С. Комаровой, Е.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной (идентично как в начале учебного года). (Приложение 6)
В итоге, дети активно использовали, как традиционный материал и технику рисования, так и нетрадиционный материал и технику рисования.
После проведенного познавательного рисования по замыслу, направленного на выявление у детей творческих способностей мы выяснили, что в группе 30% с высоким уровнем, со средним уровнем 50%, с низким уровнем 20% детей. (Приложение 7, 8)
Практически все дети нарисовали рисунки, используя как минимум одну нетрадиционную технику рисования, которую они усвоили за время занятий. Кто-то использовал кляксографию трубочкой, кто-то использовал тычок ватной палочкой, а кто-то использовал восковые мелки + акварель, главное, что большая часть детей усвоили нетрадиционную технику рисования и по содержанию их рисунков заметно повышение уровня развития творческих способностей.
У многих детей изменилось оценивание своих работ, если на начало учебного года дети либо завышали, либо занижали, своё оценивание, а у кого-то оно и вовсе отсутствовало, то на конец года у большинства детей стало адекватное оценивание выполненной своей работы.
Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что использование нетрадиционных техник рисования служит эффективным средством развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение
Опыт работы с детьми позволяет нам отметить, что именно нетрадиционные техники рисования помогают ребенку раскрыться, понять себя, обрести уверенность в возможности реализации любого своего замысла, в том, что его точка зрения, его самобытность имеют право на существование.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как вместо готового образца мы демонстрируем лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие. Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так, дети учатся планировать процесс рисования.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Эксперимент состоял из двух этапов: анализ продуктов и процесса деятельности детей, беседа и анкетирование педагогов и родителей, беседа с детьми. Это дало возможность наиболее полно исследовать проявление творческих способностей детей и выявить причины недостаточной сформированности для детей старшего дошкольного.
Таким образом, по завершению работы мы можем сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, задачи решены.
Считаю необходимым и в дальнейшей своей работе использовать техники рисования для развития творческих способностей детей. Тем более, что со многими техниками нам еще только предстоит познакомиться.
Литература:
Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г. ТРИЗ в изодеятельности. – г. Набережные Челны, 2007г.
Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
Колль М. –Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 256с.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
Приложения
Приложение 1
Критерии анализа развития творчества.
Результаты исследования показателей творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на первом этапе (констатирующий этап)
Таблица 1
Анализ продукта деятельности | Анализ процесса деятельности | |||||||||||||||||
№ п\п | Имя ребенка | Форма | Строение | Пропорции | Композиция | Цвет | Характер линии | Регуляция деятельности | Уровень самостоятельности | Общее количество Баллов | Уровень развития | |||||||
1 | Ярослав | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 38 | В |
2 | Саша | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 31 | С |
3 | Марк | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 33 | С |
4 | Дарина | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 33 | С |
5 | Николай | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 24 | Н |
6 | Светлана | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 23 | Н |
7 | Анна | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 24 | Н |
8 | Вова | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | 23 | Н |
9 | Анна | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 23 | Н |
10 | Сергей | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 23 | Н |
Приложение 2
Приложение 3
«Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей»
Таблица 2
Вопрос | Ответ |
1. Нравится ли вам рисовать и обучать этому детей на занятиях ? | |
2. Чем вы любите больше всего рисовать? | |
3. Любите ли вы художников – импрессионистов? (Импрессионисты – замечательные художники, которые пытались передать впечатление момента жизни: дрожание воздуха, блики света, игру цвета, тончайшие движения души.) | |
4. Знаете ли вы, что такое нетрадиционные техники? | |
5. Какие вы знаете нетрадиционные техники? | |
6. Используете ли вы в своей работе нетрадиционные техники, как часто? | |
7. Отступаете ли вы от поставленных задач, которые прописаны в программе? | |
8. Какие программы, кроме программы «Детсво», вы используете? | |
9. Интересуются ли родители успехами своего ребенка в изобразительной деятельности? | |
10. Есть ли трудности в проведении занятий по знакомству с нетрадиционным техниками. Какие? | |
11. Интересно ли детям использовать нетрадиционные техники рисования? | |
12. Хотелось бы вам узнать что-то новое о нетрадиционных техниках рисования. Что именно? | |
13. Проводятся ли выставки с работами детей в нетрадиционных техниках? |
Приложение 4
Анкетирование по вопросам художественного развития детей для родителей.
1) Рисует ли ваш ребенок дома?
- Да
- Нет
2) Как часто ваш ребенок рисует дома?
- Каждый день
- 2-3 раза в неделю
- Реже
3) Чем ребенку больше нравится рисовать?
- Красками
- Цветными карандашами
- Фломастерами
- Ничем
4) Ребенок пользуется любым из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает или по вашему решению?
- Когда сам пожелает
- По моему решению
5) Использует ли ребенок в рисовании нетрадиционные способы (пальцем, ладошкой, ниточкой, ватной палочкой, смятой бумагой, поролоном, пенопластом, картофеле, и другими предметами.
- Да
- Нет
6) Аккуратен ли ребенок во время рисования ( пачкает ли лист, мебель, руки)
- Аккуратен
- Пачкает
7) Обращаете ли вы внимание ребенка на красоту природы в разное время года?
- Да
- Нет
8) Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним?
- Часто
- Иногда
- Никогда
9)Как вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать вместе?
- Предлагаете ребенку самому заняться рисованием, объяснив, что сейчас заняты.
- Переносите совместное рисование на другое время (день, неделю, более удобное для вас)
- Откладываете дело, которым занимались и включаетесь в рисование.
10) Рисует ли ваш ребенок сам или ва помогаете ему?
- Сам
- Помогают
11) Сколько времени ребенок может заниматься рисованием?
- 5 минут
- 10-15 минут
- Дольше
12) Тему для рисования ваш ребенок:
- Выбирает сам
- С вашей помощью
13) Есть ли убранстве вашей квартиры, комнаты ребенка произведения изобразительного искусства ( пейзаж, натюрморт и др., декоративно- прикладного искусства ( городецкая, хохломская, гжельская роспись и др.)?
- Да
- Нет
14) Хотите ли вы, чтоб в детском саду, для развития изобразительного творчества, с детьми занимались нетрадиционными методами рисования?
- Да
- Нет
Приложение 5
Консультация для воспитателей по нетрадиционному рисованию.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
Которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В.А. Сухомлинский
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер.
Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
Обоснование выбора техники нетрадиционного рисования.
Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.
И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
•рисование пальчиками;
•оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
•рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
•тычок жесткой полусухой кистью.
•печать поролоном;
•печать пробками;
•восковые мелки + гуашь
•свеча + акварель;
•отпечатки листьев;
•рисунки из ладошки;
•рисование ватными палочками;
•волшебные веревочки
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
•рисование солью, песком, манкой;
•рисование мыльными пузырями;
•рисование мятой бумагой;
•кляксография с трубочкой;
•печать по трафарету;
•кляксография обычная;
•пластилинография
•граттаж.
Подводя итоги хочу сказать, что применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка не только мелкой моторики рук и тактильного восприятия, но и пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.
Свою консультацию хочу закончить словами М. Шкляровой: «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
Приложение 6
Критерии анализа развития творчества.
Результаты исследования показателей творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на втором этапе (констатирующий этап)
Таблица 1
Анализ продукта деятельности | Анализ процесса деятельности | |||||||||||||||||
№ п\п | Имя ребенка | Форма | Строение | Пропорции | Композиция | Цвет | Характер линии | Регуляция деятельности | Уровень самостоятельности | Общее количество Баллов | Уровень развития | |||||||
1 | Ярослав | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 45 | В |
2 | Саша | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 43 | В |
3 | Марк | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 44 | В |
4 | Дарина | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 35 | С |
5 | Николай | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 36 | С |
6 | Светлана | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 35 | С |
7 | Анна | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 32 | С |
8 | Вова | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 32 | С |
9 | Анна | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 25 | Н |
10 | Сергей | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 23 | Н |
Приложение 7
Приложение 8
Сводные данные диагностики творческих способностей детей в сравнении на начало и конец учебного года
Приложение 9
Консультация для родителей:
«Нетрадиционные техники рисования».
В творчестве у ребенка нет правильного,
нет неправильного пути,
есть только свой собственный путь.
Мэри Энн Ф. Коль
Общение с детьми, наблюдение за ними в повседневной жизни, изучения уровня освоения умений и навыков детей в процессе рисования, изучение методических советов, привело меня к тому, что использование разнообразных техник рисования нетрадиционной формы, будет способствовать развитию творчества и фантазии у детей. Я отбирала более интересные методы и приёмы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей, рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Работа детей с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования, позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме.
Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности. Смысл ребёнка в рисовании – рисовать и играть, а не рисовать – изображать, ему важен процесс деятельности, а результат – только как необходимость, как условие, средство осуществление игры, как своеобразная «полуготовая игрушка».
Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!». Наиболее интересный и любимый способ рисования ребенка - это рисование ладошкой или пальчиком, так как детям интерес сам процесс, когда ребёнок опускает ладонь или пальчик в краску, а затем прикладывает её на лист бумаги, здесь вы можете по фантазировать с ребёнком, что у вас получилось.
Один из интересных детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении, сначала дети акварелью рисуют, например, снежинку, потом пока краска не высохла по линиям наносят соль, ждём, когда она впитает в себя воду, а затем лишнюю соль ссыпаем.
Техника рисования кляксография. Это всегда полет фантазии и неожиданные решения. Но на первых порах мыслительную деятельность можно направить в определенное русло, задать, так сказать, направление. Например, увидеть в кляксах удивительные планеты, прилет птиц, неожиданных зверей, подводный мир, рассыпанные ягоды. Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем. А можно сделать ещё одну, но другого цвета, пусть встретятся. Что получится, думайте сами.
Любят дети рисовать и манной крупой. Да, да, крупа используется не только для приготовления вкусной и полезной каши, но и для развития детского творчества.
Сначала рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем ПВА, насыпаем манную крупу на изображение, аккуратно стряхиваем остатки крупы на тарелку, чтобы не приклеенные крупинки осыпались, такое рисование способствует снятию стресса и часто рекомендуется психологами. Очень интересный способ нетрадиционного рисования- рисование пенной для бритья. Ведь многие папы используют её для бритья, а с ребёнком можно ей рисовать. Например, на поднос или тарелочку наносим пенку, разравниваем поверхность с помощь линейки, далее наносим кисточкой акварельные краски разных цветов в хаотичном порядке, затем прикладываем трафарет бабочки вырезанную из бумаги, прижимаем, чтобы изображение отпечаталось на ней. Аккуратно снимаем бабочку и ждём несколько минут, чтобы впиталась краска.
А ведь можно рисовать и зубной щёткой, мятой бумагой, ватными палочками, нитками, мыльными пузырями, речным песком, рисование по стеклу, создавать композиции свеча + мелки, помадой и т.д.
Подводя итог нашего разговора хотелось бы сказать, что обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях имеет важное значение в настоящее время. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, всегда повышает интерес к художественной деятельности, развивает психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованней, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать а...
Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Форма проведения: семинар-практикум.Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Пока...
Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в дет...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ / «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»...
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста
различные техники рисования...
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста «Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном» Дени Дидро Дошкольный
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возрастаПодготовила: Ледяева Т.А. воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с Большая Глушица д\с "Красная Шапочка&qu...
Обобщение опыта «Нетрадиционные техники рисования, как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»
Благодаря применению на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования можно намного повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетр...