РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Основная задача развития речи ребенка – овладение нормами и правилами родного для него языка. Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_folklora_v_razvitii_rechi_detey.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ г. Омска «Детский сад компенсирующего вида № 400»

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

Воспитатель высшей

квалификационной категории:

 Хазова Наталья Дмитриевна

2015г.

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Основная задача развития речи ребенка – овладение нормами и правилами родного для него языка. Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Русский фольклор может оказать неоценимую роль в решении этих задач. Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Фольклор считается одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические способности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии. Народные потешки, песенки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, с помощью которого можно развивать фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру реи, обогащать словарь. Поэтому мы решили использовать фольклор в развитии реи детей младшего дошкольного возраста.

В результате наблюдения за речью воспитанников, выявили то дети в основном пользуются короткими фразами и только в общении со взрослыми пользуются одиночными словами. Повторить за взрослым фразу из 3-4 слов смогли только четверть детей. Большинство детей затруднялись в оформлении предложений, помогая себе мимикой и жестами.

Для решения данной проблемы поставили следующие задачи:

  • Формирование устной разговорной речи у детей младшего дошкольного возраста на основе фольклорного материала;
  • Формирование навыков речевого взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Воспитание положительного отношения к режимным моментам;
  • Развитие эмоциональной отзывчивости, чувства сопереживания;

Для достижения положительных результатов по развитию речи детей и ознакомлению их с устным народным творчеством, мы постарались создать в группе спокойную, доброжелательную обстановку. Для этого использовали подвижные игры, способствующие совместным положительным переживаниям («сорока-ворона», «Ладушки»), совместные игры с детьми, рассматривание вместе с детьми книг, ежедневное чтение сказок и потешек разной тематики. В процессе речевых игр знакомили с названиями различных предметов, поддерживали звукоподражание, речевую инициативу детей.

Наиболее эффективно использовались нами малые фольклорные формы в период адаптации ребенка к новым условиям. Во время расставания с родителями мы переключали внимание ребенка на игрушки (кошку, собачку, петушка), сопровождая ее чтением потешки: «Петушок, петушок золотой гребешок», на пальчиковую игру с сопровождением текста: «Этот пальчик-дедушка, этот пальчик-бабушка». Особенно забавляло детей, когда вовремя потешки звучало их имя: «У сороки боли, у вороны боли, а у Арины заживи» или «Кто у нас хороший?  Кто у нас пригожий? Тимоша хороший, Тимоша пригожий!».

Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. В своей работе с детьми большое внимание уделяли закреплению и активизации словарного запаса детей. Чтобы новые слова прочно вошли в лексикон детей, использовали методические и игровые приемы. Как динамический акцент на фрагментах текста, действительное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных моментах использовали потешки для сна, кормления, прогулки: «Вот и люди спят, вот и звери спят», «Умница Катенька, ешь кашу сладенькую», «Вот они сапожки, этот с левой ножки». Малыши слушали их, просили повторить хорошо знакомые и любимые, и многие запоминали их.

Для воспитания звуковой культуры речи мы использовали различные виды фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики брали народные игры: «Этот пальчик в лес ходил», «Этот пальчик -дедушка», «У нашей у бабушки десять внучат» и др. подобные игры способствовали развитию мелкой моторики рук, умению проговаривать текст, сопровождая его действиями. Для формирования правильного звукопроизношения, умения регулировать текст, громкость, дыхание мы использовали такие виды фольклора, как колыбельные и заклички. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко-закликать: «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко, твои детки плачут, по камушкам…».

А вот содержание пестушек обладает противоположным свойством. Их хочется проговаривать нараспев, и поэтому само содержание побуждает детей произносить их спокойно и ласково: «Тише куры не шумите, мово Ваню не будите, а мой Ваня будет спать, будет глазки закрывать», «тише дуй ветерок, тише дуй на мой садок. Сама садик я садила, сама стерегла, сама берегла».

Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов и многое другое.

Диалог является основой связной речи. Для него характерны неполные предложения, восклицания, вопрос, яркая интонационная мимика. Интонацию вопроса помогает сохранить неполное предложение. Дети осваивали интонационную выразительность в коротких неполных предложениях: «Курочка-рябушечка, куда идешь? -На речку». Восклицательную интонацию мы отрабатывали на закличках, так как в них присутствует восклицание: «Солнышко! Ведрышко! Выйди поскорей! Будь к нам добрей!». Русские народные словесные игры оказали влияние на воспитание интонационной выразительности и эмоциональной речи наших детей. Например, «Кисонька-мурысенька», «Девица-девица», «Я - хитрая лисица».

Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыши играют в ладушки, притопывают, приплясывают, двигаются в такт произносимому тексту, вводят слова потешек в свои игры во время кормления куклы и укладывания ее спать. Это забавляет, утешает, радует детей, вызывая эмоциональный отклик, чувство сопереживания и сопричастности тому, о чем говорится в произведении. У детей появляется желание запомнить текст, так как это интересно.

Для запоминания потешек, сказок, песенок мы использовали красочные книжки, наглядно-дидактические пособия, которые лежат в доступном для детей месте. Ребята с удовольствием рассматривали иллюстрации, пересказывали содержание знакомых книг. Народные песенки, колыбельные, сказки погружают ребенка в светлый уютный мир, который оказывает благотворное влияние на детскую душу.

Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Ласковость и доброжелательность потешек вызывает у малышей чувство сопереживания сверстникам. Павлуша жалеет расстроенного Матвея: «Ты, Матюша не плачь, я куплю тебе калач». Девочки, качая кукол, повторяли: «Баю-баюшки-баю…», но и во время укладывания детей в кроватки сами напевали колыбельные песенки.

Проведя сравнительный анализ, мы установили, что у детей повысился уровень развития речи. Понимать несложный рассказ по картинке, отвечать на простые вопросы стала большая часть детей, почти все дети способны повторить за взрослым сочетания из двух-трех слов и строить предложения из трех-четырех слов.

В результате проведенной работы мы убедились в эффективности использования произведений устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста. Наши воспитанники с удовольствием в детский сад, они жизнерадостны, улыбчивы. Они стали более эмоциональны и активны, в играх с удовольствием используют потешки. Умывание, одевание и другие режимные моменты стали для них делом приятным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Статья об использовании устного народного творчества на занятиях по развитию речи детей раннего возраста....

Роль фольклора в развитии речи детей.

Выступление на семинаре для педагогов....

РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

дипломная выпускная работа по методике развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора...

"Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Роль фольклора в развитии  речи детей раннего возраста...

"роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор....

Презентация "Роль фольклора в развитии речи детей"

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора: потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки , прибаутки, шутки, русские народные сказки....