Роль фольклора в развитии речи детей.
консультация на тему
Выступление на семинаре для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_folklera_v_razvitii_rechi_detey.docx | 31.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Подсолнух» комбинированного вида
Доклад на тему:
«Роль фольклора в развитии речи детей»
Подготовила:
Воспитатель Роговая Н.И.
Звенигород 2014 г.
Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек и кончая пословицами, сказками, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки, пестушки, потешки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:
- обогащая словарь,
- развивая артикуляционный аппарат,
- фонематический слух,
- давая образцы для составления описательных рассказов и др.
Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и рд., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо.. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия («Ой, лю – ли»), колыбельные, которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку:
Баю-баю, спи, дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты один не спишь,
Закрывай глаза, малыш!
Лунный лучик-озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.
Ай, люли, ай люли,
Прилетели журавли,
Сказку Маше принесли.
Они сели на ворота.
А ворота скрип-скрип.
Вы, ворота, не скрепите,
Нашу Машу не будите.
(Из русской народной поэзии)
Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п.Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня. Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства».Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи.Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка.- напевное выделение голосом гласных звуков,- медленный темп,- наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Особую значимость устное народное творчество приобретает в первые дни жизни малыша и в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Поднимайся мой дружок,
Встань мой Юрочка.
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не хныч, не ной,
Куплю другой.
Слезы утри,
Дам тебе три.
Ах, кокля-мокля,
Глазоньки промокли.
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например:
Тук-тук-тук. Кто там?
- Я лягушка ква-ква-ква. А ты кто?
- А я киска мяу-мяу-мяу.
- Иди, киса, в теремок, иди, иди!
«Гуси-гусенята в лесочке – га-га-гаааа,
Красные надели чулочки – га-га-гаааа,
И пошли гуськом чтоб напиться – га-га-гааа,
Свеженькой воды из корытца – га-га-гааа.
Напились воды десять братцев – га-га-гааа.
Начали в корыте купаться – га-га-гааа.
Гуси-гусенята сердиты – га-га-гааа.
Очень близко дно у корыта – га-га-гааа».
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости,Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора.Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. В работе с детьми над пословицами и поговорками, необходимо опираться на принципы постепенности и последовательности усложнения материала. Сначала идет непосредственное знакомство с пословицами и поговорками, затем вместе с детьми пытаемся понять их смысл и назначение в речи, и только после этого переходим к выполнению различных творческих заданий, таких, как составление небольших рассказов по пословицам и рисование пословиц. Для закрепления материала можно использовать такие формы работы, как:
Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц».
Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.
Нарисуй пословицу (домашнее задание).
Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Затем я показываю рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Таким образом, постепенно образуется копилка рисованных детьми пословиц. Предложила детям сделать альбом из рисунков и записать туда уже известные им пословицы и поговорки. В настоящее время мы совместно работаем над созданием этого альбомом.
Очень важно, чтобы дети не только запоминали пословицы и поговорки, но и понимали их прямое и переносное значение и умели их применять в подходящей речевой ситуации.
Примеры некоторых пословиц в рассказах детей подготовительной к школе группы:
• У одного мальчика не было друзей. Ему было грустно и одиноко. Правильно говорят: «Человек без друзей, что дерево без корней»
• Маша увидела в магазине лото. Она попросила папу его купить. Папа купил лото и принес домой. Маша поиграла с ним, а убирать не захотела. Тогда папа сказал ей: «Любишь кататься, люби и саночки возить».
• Мой папа работает машинистом в метро. Когда я вырасту, я тоже буду водить поезда как папа, ведь яблочко от яблони недалеко падает.
Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию. Одним из таких упражнений является использование скороговорок и чистоговорок для выработки правильной, фонетической чистой речи.
Скороговорка и чистоговорки – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
Сказка это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.
Как отмечала Е.А. Флерина, литературное произведение и в частности сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.
Литература:
1. А. П. Усова «Русское народное творчество детскому саду», М. «Просвещение» 1972г.
2. Н. Орлова «Использование пословиц и поговорок в работе с детьми» «Д\В» – 1984 № 4
3. Л. Павлова «Фольклор для маленьких» «Д\В» – 1990 № 4, 1990 № 7, 1990 № 12
4. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id
5. http://www.moi-detsad.ru/metod83.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Статья об использовании устного народного творчества на занятиях по развитию речи детей раннего возраста....
РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
дипломная выпускная работа по методике развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора...
"Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста...
"роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор....
РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Основная задача развития речи ребенка – овладение нормами и правилами родного для него языка. Возраст ...
Презентация "Роль фольклора в развитии речи детей"
В работе с детьми я использую следующие виды фольклора: потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки , прибаутки, шутки, русские народные сказки....