Формы и методы работы по речевому развитию детей в ДОУ
методическая разработка по развитию речи на тему

 

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете.

(дискуссия)

Формы и методы работы по речевому развитию детей в ДОУ

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

     

В соответствии с новыми требованиями возникла актуальность перестроить образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями дошкольника, максимально приблизив его к способам открытия окружающего мира, характерным для человека в этот период жизни (инициативному, личностно значимому, а значит и эмоционально насыщенному экспериментированию, игре и т.п.). Особая роль в реализации этого требования принадлежит воспитателю, который становится соавтором целостного образовательного процесса в детском саду, создавая эту целостность под группу, учитывая особенности развития и конкретные интересы детей.  

     

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога  и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

 Именно поэтому образовательная область «Коммуникация», представленная в федеральных государственных требованиях, занимает важное место.

 Основными направлениями, через которые реализуется образовательная область «Коммуникация» являются:

 образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности;

 образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;

 самостоятельная деятельность детей;

 взаимодействие с семьями детей.

     

 Основными формами педагогического взаимодействия в настоящее время стали ситуации образовательного характера и ситуации общения. Ведущими выступают образовательные ситуации, ситуации общения, которые простроены в соответствии с моделью реализации педагогического процесса  ДОУ.

     

 Образовательная ситуация в отличие от занятия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям в большей степени индивидуализировать процесс обучения. Данная форма работы характеризуется следующими особенностями.

 Образовательная ситуация планируется и организуется   в любое время  в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органическому включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе.

 Она длится 3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей.

 Предполагает участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации.

 Можно организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетная картина, игрушка, книга, природный материал) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно речевого характера.

 Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же образовательной ситуации с разными подгруппами детей.

 Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. К реально-практическим  можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т.д. К игровым – ситуации с дидактической куклой: «Напоим куклу чаем», "Оденем куклу на прогулку" и т.д. Соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей. В младшем и среднем возрасте преобладают игровые ситуации: рассматривание игрушек, картинок и даже чтение литературных произведений лучше организовывать с использованием игрового персонажа.

      В старшем возрасте возрастает роль реально-практических образовательных ситуаций. Теперь знакомство с содержанием литературного произведения становится целью самого ребенка, и воспитатель выступает в роли помощника. В старшем возрасте игровые ситуации по прежнему включаются в процесс обучения, но являются проблемными по своему содержанию и включают более сложные игровые задачи.  В этом возрасте идет организация многих образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: дети учатся доброжелательно общаться с собеседником, задают вопросы, выстраивая их в логической последовательности, обобщают полученные сведения в единый рассказ, учатся презентовать составленный текст.  

     

 В ходе режимных моментов в младшем возрасте наиболее оптимальным является общение с взрослым, воспитатель дает образец правильной речи при проговаривании потешек, поговорок во время проведения культурно-гигиенических процедур, в процессе приучения детей к самообслуживанию. При проведении культурно-гигиенических процедур воспитатель организует рассматривание предметов: при накрывании на стол – предметов посуды, при умывании – предметов гигиены, при одевании на прогулку и подготовке ко сну – предметов одежды.

     

В среднем возрасте воспитатель обращает внимание детей на свойства и качества предметов, с которыми они действуют, организует экспериментирование для выявления их особенностей.

     

В старшем возрасте характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих, у детей развивается контроль за точностью своего высказывания, поэтому в ходе режимных моментов дети устанавливают и проговаривают следственные связи в  необходимости умывания, последовательности чистки зубов, последовательности и  одевания, для чего проводится утренняя гимнастика и т.д.

     

 В процессе самостоятельной деятельности дети овладевают нормами и правилами речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми. В младшем возрасте дети учатся согласовывать свои действия, договариваясь о действиях в игре с партнером, дети учатся вступать в контакт с окружающими, выражают свои мысли, чувства, впечатления.

     

 В среднем возрасте появляется инициатива в разговоре. Дети проявляют интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Самостоятельно решает бытовые и игровые задачи посредством общения с взрослыми и сверстниками.

     

 В старшем возрасте в процессе игры возникают ситуации, в которых ребенку необходимо задавать вопросы, интересоваться мнением других, расспрашивать об их деятельности и событиях их жизни. В этом возрасте формируется коллективное общение, поэтому  создание совместных детских проектов, в ходе которых дети учатся  обговаривать тему, проговаривать последовательность работы,  обсуждать результат  своей деятельности - является необходимым условием для коллективного общения.

 

Очень важное значение, при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами развития имеет организация предметно-развивающей среды в групповом помещении. Известно, что предметно-развивающая среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками и позволяет включить познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней дети реализуют свои способности.

     

 В младшем возрасте рекомендуется подбирать естественно окрашенные игрушки, так как у детей формируются первичные преставления об окружающем, стимулирование речевой активности.  В группе необходимо размещать большое количество игр и пособий для развития мелкой моторики. Особое  значение уделяется играм-драматизациям и театрализованным играм. Так же в умывальной комнате и раздевалке располагаются  алгоритмы (алгоритм последовательности  чистки зубов, умывания, одевания).

     

 В среднем возрасте, удовлетворяя потребности в движении, важно научить детей работать по заданным схемам, моделям, "алгоритмам".  Это обеспечивает развитие самостоятельности и инициативности детей. Особое внимание в  среднем возрасте уделяется развитию мелкой моторики, которое непосредственным образом связано с развитием речи. Для этого в группе располагается достаточное количество мозаик среднего размера, пазл, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «Волшебный экран» и небольшие доски для рисования. В центре  книги размещаются первые детские энциклопедии и журналы, книжки-самоделки, книжки-раскраски.

     

Организуя предметно-развивающую среду в старшем возрасте, следует учитывать,  что в этом возрасте происходит единение речи с мышлением. Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные театрализованные игры. Необходимо использовать мнемотехнические средства, символы схемы, как основу для запоминания. В группе необходимо иметь достаточное количество справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии, папки с разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы. Дидактические игры должны развивать не только речевую активность, но и познавательные интересы.

 Правильно подобранная предметно-развивающая среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом.

   

 Особое место в образовательном процессе в области "Коммуникация" принадлежит коррекционно-развивающей работе с детьми.

   

 Создание условий для работы над речевыми недостатками детей рассматривается как один из важных компонентов деятельности педагогов. Работа в этом направлении осуществляется, начиная с младшего возраста, через коррекционно-ориентированные формы взаимодействия воспитателя с детьми: специальные дидактические и развивающие игры, упражнения, наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевые игры.  В каждой группе создан уголок, оснащенный наборами игрушек, картотекой для проведения артикуляционной  гимнастики, скороговорок, чистоговорок, подборками картинок, по изучаемым лексическим темам, позволяющий проводить коррекционно-развивающую работу в системе. Основную коррекционно-развивающую работу проводит учитель-логопед в старшем возрасте, во время проведения специально-организованной образовательной деятельности, используя как групповую, так и индивидуальную форму работы с детьми.  Особенность работы воспитателя с данной группой детей, заключается в организации и проведении занятий по заданию логопеда – проведение логочаса ежедневно, во второй половине дня в индивидуальной форме.  

     

 В ходе режимных моментов, во время самостоятельной деятельности, воспитатель так же осуществляет коррекцию речи, что позволяет существенно повысить уровень коррекционной работы с детьми.  Коррекционно-развивающая работа по речевому развитию детей сроится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В соответствии с Федеральными Государственными Требованиями родители являются первыми учителями ребенка, поэтому они так же обеспечивают реализацию речевого развития детей. Воспитатель призван создать такие условия в ДОУ, чтобы обеспечить родителям возможность участвовать в образовательном процессе. С этой целью используются активные формы взаимодействия с родителями. Вовлечение родителей в образовательный процесс через подготовку к праздникам, конкурсам чтецов, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок стимулируют речевую активность детей. Проведение собраний, индивидуальных бесед, консультаций, тренингов помогают  сформировать у родителей знание о необходимости развития  и формирования правильной речи детей.

     

 Таким образом, правильно выбранные формы работы способствуют становлению коммуникативной компетентности ребенка в речевой деятельности, а так же обеспечивает становление значимых для возраста личностных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Использование эффективных методов работы по речевому развитию детей»

Консультация для педагогов по использованию эффективных методов речевого развития....

Консультация для педагогов "Современные формы и методы работы по речевому развитию в ДОО"

Презентация для консультации с педагогами ДОО, которая раскрывает современные формы и методы работы по речевому развитию в детском саду...

Формы и методы работы по речевому развитию

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако, динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличен...

Формы и методы работы по речевому и познавательному развитию в ДОУ

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные фун...

Семинар-практикум учителя-логопеда для педагогов на тему:" Особенности современных форм и методов работы по речевому развитию детей в ДОУ"

В данном материале представлены современные методы и приемы работы по формированию и активизации познавательно-речевого развития детей....

Выступление из опыта работы: «НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ - ЛЭПБУК»

Я хочу представить вашему вниманию лэпбук "мышкины пыхтелки, сопелки, кричалки, шумелки, ворчалки, надоедалки, тарахтелки". Данное пособие многофункционально, предназначено для детей дошколь...