Семинар-практикум учителя-логопеда для педагогов на тему:" Особенности современных форм и методов работы по речевому развитию детей в ДОУ"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Тарнакова  Ирина  Александровна

В данном материале представлены современные методы и приемы работы по формированию и активизации познавательно-речевого развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум учителя-логопеда  для педагогов

на тему: «Особенности современных форм и  методов работы по речевому развитию детей в ДОУ»

Своевременное овладение правильной чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться о совместной деятельности. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах.

А чтобы ребёнок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определённой речевой активностью.

На занятии ребёнок, подчиняясь взрослому, произносит и запоминает отдельные слова и фразы, однако, как правило, почти не использует их в активной речи. Эффективность занятий находится в прямой зависимости от того, как дошкольник будет включать в активную речь полученные навыки.

Задача педагогов состоит в том. чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребёнка, выбрать такие методы и приёмы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, своё словотворчество.

Для формирования и активизации познавательно-речевого развития , наряду с традиционными методами и приемами, необходимо использовать следующие инновационные методы:

Мнемотехнологии

Синквейн

Пиктограммы

Лэпбуки

Книги Виммельбуха

Упражнения на развитие межполушарных связей

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения

Упражнения для мобилизации внимания и снятия утомления с  плечевого пояса и рук

На некоторых из них мы остановимся сейчас подробнее.

Мнемотехнология (греч.)- «искусство запоминания»-это система методов и приемов,обеспечивающих эффективное запоминание,  сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развивать ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, способствует обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Работа по мнемотаблице начинается с  её рассматривания и разбора того, что на ней изображено.  Далее осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование символов в образы. После этого осуществляется пересказ с опорой на символы.

Виды мнемотаблиц:

Для пересказа

Для составления рассказа

Для заучивания стихотворений

Для разгадывания загадок, ребусов

(Практические задания)

Синквейн- короткое нерифмованное стихотворение из 5 строк.

Правило составления синквейна:

1 строка- одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею

2 строка- два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

3 строка-три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

4 строка- фраза и з нескольних слов, показывающая отношение к теме.

5 строка-слова, связанные с первым словом, отражающие сущность темы.

Игра в составление стихотворений расширяет лексический запас. Дети учатся строить предложения, давать оценку явлений и событий, выражать свою позицию, взгляд на то или иное  событие, предмет.

Например:

Картофель                                                               Учитель                

Вкусный, рассыпчатый.                                         Справедливый, добрый      

Собирают, варят, жарят.                                        Учит, воспитывает, объясняет      

Картофель-второй хлеб.                                         Мой учитель самый лучший!

Поле, земля, пюре, чипсы.                                     Звонок, школа,знания, оценки

(Практическое задание)

  Пчела                                                                     Капуста

Маленькая, полосатая                                       Сочная, хрустящая

Трудится, жалит, жужжит                                Срезать, квасить, жарить

Собирает душистый нектар                             Любит воду и хорошую погоду

Улей, мед, пасека, соты                                    Пимрожки, салат, огород,грядка

 Хлеб

Душистый, теплый

Пекут, едят, берегут

Хлеб всему голова

Каравай, еда, мука,  труд

Пиктограмма-это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Использования пиктограмм вызывает интерес у детей к занятию, облегчает и ускоряет процесс запоминания материала, формирует приемы работы с памятью.

(Практическое задание)

Работа по серии сюжетных картинок  «Как щенок нашел друзей»(4 штуки)

1.Раскладывание картинок по порядку(установление причинно-следственных связей)

2.Рассматривание каждой картинки по отдельности.

Какие вопросы можно задать детям?

1картинка

-Какое время года?

-Почему?

-Кто изображен?

-Что делает? Как он выглядит?

-Какое у щенка настроение? Почему?

-Щенок находится в городе или деревне? Почему вы так решили?

-Почему он никуда не уходит?

2 картинка

-Кого вы видите?

-Где находятся девочки и щенок?

-Как одеты девочки?

-Что у них в руках?

-Почему остановились возле щенка?

-Как выглядит щенок?

-Почему он опустил голову?

-Какой идет дождик?

-Что почувствовали девочки к щенку?

3картинка

-Кого вы видите?

-Где находятся девочки и щенок?

-Как одеты девочки?

-Как выглядит щенок?

-Что он делает?

-Как смотрят девочки на щенка?

4картинка

-Что делают девочки?

-Что делает щенок?

-Почему он уснул?

- О чем могут разговаривать девочки?

-Почему они решили забрать щенка домой?

-Как девочки смотрят на щенка?

-Какое настроение у щенка?

3.Выделение главной мысли в каждой картинке.

1-Щенок остался один.

2-Девочки увидели щенка.

3-Девочки кормят щенка.

4-Щенок уснул на коврике.

4.Работа с пиктограммами. (Подобрать пиктограммы к картинкам)

Главные предложения –это наш план для пересказа.

5.Наращивание предложений.

-Кто это?- Щенок.

-Щенок какой?-Маленький щенок.

-Что делал маленький щенок?-Маленький щенок гулял.

-Где гулял маленький щенок?-Маленький щенок гулял во дворе.

-С кем маленький щенок гулял во дворе?-Маленький щенок гулял во дворе один.

-В какое время года маленький щенок гулял во дворе один?-Маленький щенок гулял во дворе один осенью.

6.Полное составление рассказа по серии картинок (можно по цепочке)

Лэпбуки- это самодельная книжка  или папка для детей на заданную тему. Она состоит из множества картинок, карманчиков, заданий, объемных аппликаций. Это отличное средство для закрепления пройденного материала.

Пример.

Сегодня очень популярны так называемые Виммельбухи -книги для размышления. Это книги крупного формата с яркими, детализированными, максимально насыщенными визуальной информацией иллюстрациями. Книги содержат минимум текста (иногда текста нет), а рисунки насыщены деталями. Это сейчас один из главных мировых трендов на рынке детской литературы. Их ценят родители и очень ценят дети. Виммельбухи отлично тренируют память и внимание, усидчивость, концентрацию. Эти книги не навязывают сюжет-его можно придумывать самому, фантазировать вместе с детьми. Так как текста мало, а прорисованных ситуаций очень много-можно придумывать увлекательные истории. Такой формат книг помогает обогатить  словарный запас и развивает связную речь.

Межполушарное взаимодействие-особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему.

Левое прлушарие мыслит логически, правое-творчески. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребенка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. Дети будут более эмоционально устойчивы к негативным факторам, движения станут более координированными, успешно будет усваиваться информация и ее анализ.

Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий и  способствуют улучшению всех психических процессов.

(Практические задания)

Зеркальное рисование

Реципрокные ( перекрестные) упражнения

Симметричные рисунки ( нарисовать в воздухе одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки)

Зрительная гимнастика (рисуем глазами геометрические фигуры, смотрим на предмет близко-далеко)

(Практическое задание)

        Выбирая педагогические технологии для развития речи детей , важно чтобы технология была адекватна возрастным возможностям детей, а также обеспечивала гарантированный результат. А конечным результатом речевого развития детей всегда считалось развитие них качественной устной связной речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Использование эффективных методов работы по речевому развитию детей»

Консультация для педагогов по использованию эффективных методов речевого развития....

Формы и методы работы по речевому развитию детей в ДОУ

Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной д...

Консультация для педагогов "Современные формы и методы работы по речевому развитию в ДОО"

Презентация для консультации с педагогами ДОО, которая раскрывает современные формы и методы работы по речевому развитию в детском саду...

Формы и методы работы по речевому развитию

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако, динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличен...

Мастер-класс: Речь. Ритм. Движение. 10.02.2020г. в рамках Методической гостиной: семинар-практикум для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений г.Курска и Курской области по направлению "Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО"

В мастер-классе представлен комплекс упражнений, основанный на взаимосвязи речи, ритма и движения и направленный на коррекцию этих же процессов. Комплекс упражнений ориентирован на детей дошкольного в...