Конспект ОД по теме: "Знакомство с родной страной через художественную литературу"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи,направленное на духовно - нравственное воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_dukhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.docx | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Тема:
«Знакомство с родной страной через художественную литературу»
(старшая группа).
Подготовила:
воспитатель
Холенкова Светлана Николаевна.
2014г.
Цель: формирование знаний детей о России через творчество А.С.Пушкина, В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, С.А.Есенина, С.А.Васильевой; воспитание у детей интереса к своей стране, чувство любви, гордости за свою страну.
Задачи:
Развивающие:
-развивать любознательность и познавательную активность в различных видах деятельности;
-развивать способность к эмоциональному отклику;
-способствовать развитию творческих способностей в продуктивной и музыкально-художественной деятельностях.
Обучающие:
-расширять и углублять представления о родной стране;
-формировать представления о богатстве родного края;
-закреплять знания о флаге, гербе и гимне.
Воспитательные:
-воспитывать человеколюбие и толерантность к людям;
-воспитывать чувство гордости за свою страну.
Материал и оборудование: выставки книг А.С.Пушкина, В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, С.А.Есенина; Государственные символы России (флаг ,герб, гимн) ; географическая карта России; аудиозапись песни М. Пляцковского и Б. Савельевой « Волга в сердце впадает в мое» в исполнении Марии Пахоменко); макет березы; маски птиц и коз; мультимедийное оборудование.
Предварительная работа:
-чтение сказок и рассказов В.В. Бианки, Е.И. Чарушина;
-чтение сказок А.С. Пушкина;
-создание альбома по сказкам А.С. Пушкина;
-составление книги по сказке В.В. Бианки « Лесной Колобок – Колючий Бок»;
-драматизация сказок В.В.Бианки;
-чтение стихов С.А. Есенина;
-рассматривание иллюстраций, фотографий реки Волги;
-прослушивание аудиозаписей с русскими народными песнями;
-разучивание русских народных игр.
-посещение горницы (музея русской избы)
Методы и приемы: вводная беседа, рассматривание географической карты, прослушивание аудиозаписи, драматизация сказок, отгадывание загадок , игра малой подвижности, просмотр мультимедиа.
Ход ОД
Сегодня мы поговорим о нашей стране.
- Как она называется?
Воспитатель показывает Россию на карте.
-Какая Россия по величине?
Воспитатель рассказывает, что на поезде пересечь нашу страну можно за несколько дней, долететь на самолете – за один день. Вот какая большая наша страна! В ней много рек, озер, морей!
-Какие символы нашей страны вы знаете?(герб, флаг, гимн)
У России есть ещё один символ- это река Волга. Это самая большая река нашей страны.
-Ребята, вы хотите послушать песню? ( Звучит песня М.Пляцковского и Б.Савельева «Волга в сердце впадает моё» в исполнении Марии Пахоменко).
-О какой реке поется в песне?
-Сегодня мы поговорим о великой русской реке Волге. Подойдите, пожалуйста, к карте нашей Родины. Давайте попробуем найти Волгу на карте. Вот она, наша река Волга. Волга начинается небольшим ручейком в Тверской области. Волга - самая длинная река России. Собирая воды сотен притоков, превращается в широкую, многоводную реку и впадает в Каспийское море. Волга - равнинная река. Течет медленно, спокойно, среди лесов и степей.
В литературе и искусстве Волга является символом свободы, простора, широты и величия духа человека.
-Ребята, а откуда мы узнаем о природе, о животных, о людях?(из книг)
В давние времена берега Волги были покрыты лесами. Ребята, подскажите мне, что растет в лесу. (Ответы детей: грибы, ягоды, орехи, лечебные травы и т.д.)
- Назовите дерево, которое во все времена у россиян считалось священным.
- (Береза).
Ребёнок читает стихотворение «Береза» С. А, Васильевой.
«В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
В мае россыпью сережек
Их украсится наряд
Много исходив дорожек,
Я всегда березе рад».
О берёзе много стихов написал Сергей Есенин. Дети рассказывают стихи (3 ребёнка)
1-ребёнок
«Белая береза»
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
2-ребёнок
«С добрым утро»
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
3-ребёнок
Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.
- На Руси восхваляли березу в песнях, хороводах.
Раз, два, три, четыре, пять!
Выходи скорей играть!
Будем кругом ходить!
Берёзоньку веселить!
Проводится игра « Дети и козы». Все поют песню «Березка» (музыка Е.Тиличеевой, слова П. Воронько)
1.У красы березки
Платье серебрится,
У красы березки
Зелены косицы.
(Выбегают дети, изображающие коз - на голове у них шапочки-рожки, скачут около березки, дергают за листики.
2.Со двора к березке
Выскочили козы,
Стали гнуть березку,
А березка в слезы.
Дети поют, продвигаясь к березке.
3. Защищать березку
Мы бежим гурьбою,
Чтоб краса березка
Выросла большою.
Дети отступают, но потом берутся за руки, образуя круг, и пытаются поймать всех коз.
Посмотрите на выставку наших книг. Какие они красивые, яркие. И у каждой книги есть свой наряд. Кто вспомнит, как называется наряд у книги?
- Обложка.
- Что можно узнать, взглянув на обложку?
- Фамилию автора, название книги.
- Что ещё обычно можно увидеть на обложке?
- Рисунки и картинки.
- Кто знает, как ещё называются рисунки и картинки?
- Иллюстрации.
- Посмотрите внимательно на иллюстрации выставленных книг и скажите, на какую тему подобрана выставка?
- На тему о животных.
- Книги Е.И.Чарушина и книга В.В.Бианки.
- А кто эти люди?
- Писатели.
Посмотрите на книгу В.В. Бианки все иллюстрации в этой книге выполнил художник Е.И. Чарушин.
У меня в руках портрет Виталия Валентиновича Бианки. Его рассказы, сказки и повести пробуждают любовь к родной природе.
Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть
.
-А сейчас предлагаю ребятам превратиться в мышат. А двум ребятам стать совами. Мыши выходят играть на полянку. Но вам нужно быть внимательными, неподалеку сидят совы. Я прочту стихотворение, если буду читать про день, то мышки бегают. Как только скажу «мыши двери на засов» мышки, то садятся не шевелятся, а совы вылетают и ловят тех, кто пошевелится (дети выходят в центр зала).
Игра «День/ночь»
Утром солнечным у сов
Дверь закрыта на засов.
Совы спать весь день не прочь (сова стоит возле дерева, мышки бегают)
На работу совам в ночь.
Только вечером от сов
Мыши двери – на засов (мыши приседают, замирают, сова летит, забирает пошевелившегося мышонка).
Ведущая: А теперь ребята нам прочитают стихи из сказок Бианки.
Инсценировка стихов Бианки(дети отгадывают из какой сказки)
Я лесной Колобок – Колючий Бок!
Я по коробу не скребён,
По сусеку не метён,
На сметане не мешен.
Я под кустиком рос,
Весь колючками оброс,
Я на вкус нехорош,
Меня в рот не возьмёшь!
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от Волка ушёл
От Медведя ушёл.
“Лесной Колобок – Колючий Бок”.
Я ношусь под облаками,
Над полями и лугами,
Вижу всех, кто надо мной,
Всех под солнцем и луной.
Песня жаворонка «Чьи ноги»
Зинь-зань-ле! Зань-зинь-ле!
Кто пораньше встает,
Тот грибы себе берет,
А сонливый да ленивый
Идут после за крапивой.
Песня синички «Синичкин календарь»
Там вдали за рекой
Раздаётся порой:
Ку-ку! Ку-ку!
Это птичка кричит
У зелёных ракит:
Ку-ку! Ку-ку!
Потеряла детей,
Жалко бедненьких ей.
Ку-ку! Ку-ку!
«Золотое сердечко»
У нас в группе еще одна выставка книг.
- Вы узнали кто это? ( воспитатель показывает портрет А.С. Пушкина).
Да, это великий русский поэт и сказочник А. С. Пушкин.
Его знает весь мир. Его именем названы улицы, площади, корабли. В нашем городе есть театр имени А.С.Пушкина, гимназия, библиотека и даже парк (показ фотографий).
Очень много стихов написал А.С.Пушкин о красоте русской природы. Давайте послушаем одно
Сегодня я приглашаю вас в чудесный мир сказок А.С. Пушкина
Всех героев этих сказок
Все мы знаем без подсказок
Царь Салтан и Черномор
Поп, Балда и царь Гвидон
И Людмила, и Руслан
Кто эти сказки написал? (А.С. Пушкин)
-Правильно! Все эти сказки написал великий русский поэт А.С. Пушкин.
У меня волшебный ларец, в нем загадки живут.
Первая загадка:
Она желанья исполняет.
Плавает в воде, ныряет.
Красоты необыкновенной
Нет ее чудесней верно!
(Золотая рыбка; Сказка «О золотой рыбке»)
А теперь вторая загадка.
Она орешки все грызет,
Звонко песенки поет,
Изумруды вынимает
И в мешочек собирает.
(Белка; Сказка «О царе Салтане»
Моя третья загадка.
Он кричит «Кири-ку-ку,
Царствуй лежа на боку»
Он красавец золотой
Шпоры, перья, гребешок
Кто же это?...
(Петушок; Сказка «О золотом петушке»)
Четвертая загадка
Оно сияет и блестит
Всем лишь правду говорит.
От него узнай смелее
Кто на свете всех милее
И румяней и белее….
(Ответ: Зеркало; Сказка «О мертвой царевне и семи богатырях»)
- А отгадать сказки по иллюстрации вы сможете?
Дети на мультимедийном оборудовании отгадывают сказки А.С. Пушкина.
Во все времена Россия была богата талантливыми людьми. Эти люди – настоящие патриоты своей страны, её гордость.
Вам сегодня понравилось путешествовать по книгам? Каких авторов сегодня мы вспомнили? О чём они писали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи через художественную литературу «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» во 2 мл. гр.
Знакомство детей с творчеством К.И. Чуковского....
Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...
Инновационный педагогический опыт по теме:«Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество».
Инновационный педагогический опыт воспитателя структурного подразделения «Детский сад №50 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»Рузаевского муниципального района...
Конспект НОД по развитию речи через художественную литературу «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» во второй младшей группе
Закрепить знания и представления, а также умение классифицировать и обобщать понятия: посуда, дикие и домашние животные, насекомые. Продолжать работу над словообразованием (преобр...
Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.
Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой "Заучивание стихотворения П.Воронько "Лучше нет родного края"
Цель: уточнение и закрепление у дошкольников представлений о Родине, о родном крае.Задачи:Образовательные задачи:- Помочь детям запоминать стихотворный текст, выразительно читать его, используя мнемот...
ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ
Аннотация: Автор, опираясь на собственный опыт, рассказывает о воспитании у детей бережного отношения к родной природе и приводит в качестве эффективного средства художественную литературу....