Конспект ОД по теме: "Знакомство с родной страной через художественную литературу"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Холенкова Светлана Николаевна

Конспект занятия по развитию речи,направленное на духовно - нравственное воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_dukhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Тема:

«Знакомство с родной страной через художественную литературу»

(старшая группа).

  Подготовила:

воспитатель

                                          Холенкова Светлана Николаевна.

2014г.

Цель: формирование знаний детей о России  через творчество А.С.Пушкина, В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, С.А.Есенина, С.А.Васильевой; воспитание у детей интереса к своей стране, чувство любви, гордости за свою страну.

Задачи:

Развивающие:

-развивать любознательность и познавательную активность в различных видах деятельности;

-развивать способность к эмоциональному отклику;

-способствовать развитию творческих способностей в продуктивной и музыкально-художественной деятельностях.

Обучающие:

-расширять и углублять представления о родной стране;

-формировать представления о богатстве родного края;

-закреплять знания о флаге, гербе и гимне.

Воспитательные:

-воспитывать человеколюбие и толерантность к людям;

-воспитывать чувство гордости за свою страну.

Материал и оборудование: выставки книг А.С.Пушкина, В.В.Бианки, Е.И.Чарушина, С.А.Есенина; Государственные символы России (флаг ,герб, гимн) ; географическая карта России; аудиозапись песни М. Пляцковского и Б. Савельевой « Волга в сердце впадает в мое» в исполнении  Марии Пахоменко); макет березы; маски птиц и коз; мультимедийное оборудование.

Предварительная работа: 

-чтение сказок и рассказов В.В. Бианки, Е.И. Чарушина;

-чтение сказок А.С. Пушкина;

-создание альбома по сказкам А.С. Пушкина;

-составление книги по сказке В.В. Бианки « Лесной Колобок – Колючий Бок»;

-драматизация сказок В.В.Бианки;

-чтение стихов С.А. Есенина;

-рассматривание иллюстраций, фотографий реки Волги;

-прослушивание аудиозаписей с русскими народными песнями;

-разучивание русских народных игр.

-посещение горницы (музея русской избы)

Методы и приемы: вводная беседа, рассматривание географической карты, прослушивание аудиозаписи, драматизация сказок, отгадывание загадок , игра малой подвижности, просмотр мультимедиа.

        

Ход  ОД

Сегодня мы поговорим о нашей стране.

- Как она называется?

Воспитатель показывает Россию на карте.

-Какая Россия по величине?

Воспитатель рассказывает, что на поезде пересечь нашу страну можно за несколько дней, долететь на самолете – за один день. Вот какая большая наша страна! В ней много рек, озер, морей!

-Какие символы нашей страны вы знаете?(герб, флаг, гимн)

У России есть ещё один символ- это река Волга. Это самая большая река нашей страны.

-Ребята, вы хотите послушать песню? ( Звучит песня М.Пляцковского и Б.Савельева «Волга в сердце впадает моё» в исполнении Марии Пахоменко).

-О какой реке поется в песне?

-Сегодня мы поговорим о великой русской реке Волге. Подойдите, пожалуйста, к карте нашей Родины.  Давайте попробуем найти Волгу на карте. Вот она, наша река Волга. Волга начинается небольшим ручейком в Тверской области. Волга - самая длинная река  России. Собирая воды сотен притоков, превращается в широкую, многоводную реку и впадает в Каспийское море. Волга - равнинная река. Течет медленно, спокойно, среди лесов и степей.

В литературе и искусстве Волга является символом свободы, простора, широты и величия духа человека.

-Ребята, а откуда мы узнаем о природе, о животных, о людях?(из книг)

В давние времена берега Волги были покрыты лесами. Ребята, подскажите мне, что растет в лесу. (Ответы детей: грибы, ягоды, орехи, лечебные травы и т.д.)

- Назовите дерево, которое во все времена у россиян считалось священным.

- (Береза).

Ребёнок читает стихотворение «Береза» С. А, Васильевой.

«В белых платьицах подружки

Из русской выросли земли.

На лесной стоят опушке,

Листья в косы заплели.

В мае россыпью сережек

Их украсится наряд

Много исходив дорожек,

Я всегда березе рад».

О берёзе много стихов написал Сергей Есенин. Дети рассказывают стихи (3 ребёнка) 

1-ребёнок

«Белая береза»

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

2-ребёнок

«С добрым утро»

 

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

3-ребёнок

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

- На Руси восхваляли березу в песнях, хороводах.

Раз, два, три, четыре, пять!
Выходи скорей играть!
Будем кругом ходить!
Берёзоньку веселить!

Проводится игра « Дети и козы». Все  поют песню «Березка» (музыка Е.Тиличеевой, слова П. Воронько)

1.У красы березки

       Платье серебрится,

 У красы березки

Зелены косицы.

(Выбегают дети, изображающие коз - на голове у них шапочки-рожки, скачут около березки, дергают за листики.

2.Со двора к березке

                                                                                        Выскочили козы,

      Стали гнуть березку,

    А березка в слезы.

Дети поют, продвигаясь к березке.

3. Защищать березку

       Мы бежим гурьбою,

     Чтоб краса березка

      Выросла  большою.

Дети отступают, но потом берутся за руки, образуя круг, и пытаются поймать всех коз.

Посмотрите на выставку наших книг. Какие они красивые, яркие. И у каждой книги есть свой наряд. Кто вспомнит, как называется наряд у книги?

- Обложка.

- Что можно узнать, взглянув на обложку?

- Фамилию автора, название книги.

- Что ещё обычно можно увидеть на обложке?

- Рисунки и картинки.

- Кто знает, как  ещё называются рисунки и картинки?

- Иллюстрации.

- Посмотрите внимательно на иллюстрации выставленных книг и скажите, на какую тему подобрана выставка?

- На тему о животных.

- Книги Е.И.Чарушина и книга В.В.Бианки.

- А кто эти люди?

- Писатели.

Посмотрите на книгу В.В. Бианки все иллюстрации в этой книге выполнил художник Е.И. Чарушин.

У меня в руках портрет Виталия Валентиновича Бианки. Его рассказы, сказки и повести пробуждают любовь к родной природе.

Повсюду: в лесу на полянке,

                                                                             В реке, на болоте, в полях-

 Ты встретишь героев Бианки,

                                                                             У них побываешь в гостях.

    Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

 И лучше знакомых зверушек

   Узнаешь, дружок, и поймешь.

                                                                             Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

                                                                             На вещи, знакомые вроде,

                                                                             Всегда удивлённо смотреть

.

-А сейчас предлагаю ребятам превратиться в мышат. А двум ребятам стать совами. Мыши выходят играть на полянку.  Но вам нужно быть внимательными, неподалеку сидят совы. Я прочту стихотворение, если буду читать про день, то мышки бегают.  Как только скажу «мыши двери на засов» мышки, то садятся не шевелятся, а совы вылетают и ловят тех, кто пошевелится (дети выходят в центр зала).

Игра «День/ночь»

Утром солнечным у сов
Дверь закрыта на засов.
Совы спать весь день не прочь (сова стоит возле дерева, мышки бегают)
На работу совам в ночь.
Только вечером от сов
Мыши двери – на засов (мыши приседают, замирают, сова летит, забирает пошевелившегося мышонка).

Ведущая: А теперь ребята нам прочитают стихи из сказок Бианки.

Инсценировка стихов Бианки(дети отгадывают из какой сказки)

Я лесной Колобок – Колючий Бок!

     Я по коробу не скребён,

     По сусеку не метён,

     На сметане не мешен.

     Я под кустиком рос,

     Весь колючками оброс,

     Я на вкус нехорош,

     Меня в рот не возьмёшь!

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от Волка ушёл

От Медведя ушёл.

                           “Лесной Колобок – Колючий Бок”.

Я ношусь под облаками,
Над полями и лугами,

 Вижу всех, кто надо мной,
 Всех под солнцем и луной.

Песня жаворонка «Чьи ноги»

Зинь-зань-ле! Зань-зинь-ле! 
Кто пораньше встает, 
Тот грибы себе берет, 
А сонливый да ленивый 
Идут после за крапивой.

          Песня синички «Синичкин календарь»

Там вдали за рекой

Раздаётся порой:

Ку-ку! Ку-ку!

Это птичка кричит

У зелёных ракит:

Ку-ку! Ку-ку!

Потеряла детей,

Жалко бедненьких ей.

Ку-ку! Ку-ку!

                          «Золотое сердечко»

У нас в группе еще одна выставка книг.

- Вы узнали кто это? ( воспитатель показывает портрет А.С. Пушкина).

Да, это великий русский поэт и сказочник А. С. Пушкин. 

Его знает весь мир. Его именем названы улицы, площади, корабли. В нашем городе есть театр имени А.С.Пушкина, гимназия, библиотека и даже парк (показ фотографий).

Очень много стихов написал А.С.Пушкин о красоте русской природы. Давайте послушаем одно

Сегодня я приглашаю вас в чудесный мир сказок А.С. Пушкина

Всех героев этих сказок
        Все мы знаем без подсказок
 Царь Салтан и Черномор
  Поп, Балда и царь Гвидон

                                                                             И Людмила, и Руслан
                                                                            Кто эти сказки написал? (А.С. Пушкин)

-Правильно! Все эти сказки написал великий русский поэт А.С. Пушкин.

У меня волшебный ларец, в нем загадки живут.

 

Первая загадка:

Она желанья исполняет.

Плавает в воде, ныряет.

Красоты необыкновенной

Нет ее чудесней верно!

(Золотая рыбка; Сказка «О золотой рыбке»)

 

А теперь вторая загадка.

Она орешки все грызет,

Звонко песенки поет,

Изумруды вынимает

И в мешочек собирает.

(Белка; Сказка «О царе Салтане» 

 

Моя третья загадка.

Он кричит «Кири-ку-ку,

Царствуй лежа на боку»

Он красавец золотой

Шпоры, перья, гребешок

Кто же это?...

(Петушок; Сказка «О золотом петушке»)

 

 Четвертая загадка

Оно сияет и блестит

Всем лишь правду говорит.

От него узнай смелее

Кто на свете всех милее

И румяней и белее….

(Ответ: Зеркало; Сказка «О мертвой царевне и семи богатырях»)

- А отгадать сказки по иллюстрации вы сможете?

Дети на мультимедийном оборудовании отгадывают сказки А.С. Пушкина.

Во все времена Россия была богата талантливыми людьми. Эти люди – настоящие патриоты своей страны, её гордость.

Вам сегодня понравилось путешествовать по книгам? Каких авторов сегодня мы вспомнили? О чём они писали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...

Инновационный педагогический опыт по теме:«Знакомство детей с национальной культурой через художественное творчество».

Инновационный педагогический опыт воспитателя структурного подразделения «Детский сад №50 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»Рузаевского муниципального района...

Конспект НОД по развитию речи через художественную литературу «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского» во второй младшей группе

    Закрепить знания и представления, а также умение классифицировать и обобщать понятия: посуда, дикие и домашние животные, насекомые. Продолжать работу над словообразованием (преобр...

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой "Заучивание стихотворения П.Воронько "Лучше нет родного края"

Цель: уточнение и закрепление у дошкольников представлений о Родине, о родном крае.Задачи:Образовательные задачи:- Помочь детям запоминать стихотворный текст, выразительно читать его, используя мнемот...

ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ

Аннотация: Автор, опираясь на собственный опыт, рассказывает о воспитании у детей бережного отношения к родной природе и приводит в качестве эффективного средства художественную литературу....